Урок-игра по информатике "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Бугрова Наталья Васильевна

Открытый урок по информатике в 8 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: информатика

Тема: Системы счисления

Цели урока:

  1. Деятельностная: формирование у учащихся ЗУН по теме «Системы счисления».
  2. Предметно-дидактическая: систематизация и обобщение ЗУН.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Знают:  системы счисления (10-тичную, 2-ичную, 8-ричную, 16-ричную),  правила перевода чисел из одной системы в другую; арифметические действия в двоичной системе счисления;
  • Понимают: другие различные системы счисления и правила перевода чисел;
  • Применяют: правила перевода чисел из одной системы в другую.

Метапредметные:

Личностные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему, развитие уверенности в собственных силах.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок систематизации и обобщения ЗУН

По способу организации: урок-игра

По ведущему методу обучения: эвристический метод

Методы обучения:

Основной: интерактивный

Дополнительные: метод развития критического мышления

Средства обучения: карточки с заданиями, ПК, проектор, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

учитель

учащиеся

Орг. момент

Слайд 1-3

Мотивационно – целеполагающий

Приветствие. Постановка целей и задач урока. Сообщает план урока.

Делятся на группы (команды)

Конкурс №1 «Считай, не зевай»

Слайд 4-5

Метод развития критического мышления, интерактивный

Знакомит с заданием

Обсуждают и записывают решение

 перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с  основанием 2

Конкурс №2 «На сообразительность»

Слайд 6-7

интерактивный

Объявляет конкурс №2: знакомит с заданием

Выполняют тест на компьютере «Продолжи ряд…»

развитие приемов умственной деятельности (абстракция, обобщение, анализ, синтез, сравнение), алгоритмического и логического мышления.

Учитель проверяет правильность выполнения задания №1, проверяет  выполнение теста на компьютере. Подводит итоги двух конкурсов, комментирует решения, выдает заработанные жетоны учащимся

Конкурс №3 “Возможно ли такое?”

Слайд 8-9

интерактивный

 Знакомит с заданием, раздает карточки

Должны ответить на вопрос: в чем неразбериха в стихотворении.Обсуждают и записывают решение

перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с  основанием 2

Взаимопроверка результатов решения (команды меняются своими решениями и на основе правильных ответов, проверяют решения другой команды). Учитель подводит итоги, награждает жетонами

Конкурс №4

«Отгадай кроссворд»

Слайд 10

интерактивный

Знакомит с заданием, раздает карточки

Обсуждают и записывают решение

правила перевода чисел из одной системы в другую

Конкурс №5 «Перевод чисел»

Слайд 11-12

интерактивный

Знакомит с заданием

Выполняют тест на компьютере «Системы счисления»

правила перевода чисел из одной системы в другую

Учитель проверяет правильность выполнения задания №4, проверяет  выполнение теста на компьютере. Подводит итоги двух конкурсов, комментирует решения, выдает заработанные жетоны учащимся

Итоги урока (рефлексия),  домашнее задание

Слайд 13-15

пассивный

Подводит итоги урока, объявляет победителя, выставляет оценки, выдает домашнее задание

Подсчитывают заработанные жетоны, слушают

Выставление оценок



Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме: “Системы счисления” (слайд 1)

Успех совершаемого - в продумывании,
неудачи – в бездумье.

Хань Юй

китайский философ, литератор (768 – 824)  

Цель (слайд 2) нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:

  • вы можете справиться с нестандартными задачами по теме “Системы счисления”;
  • все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
  • хорошая команда – залог успеха.

Задачи урока:

воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

учебная – обобщение знаний и совершенствование навыков решения задач по переводу чисел из одной системы счисления в другую;

развивающая – развитие приемов умственной деятельности (абстракция, обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия, затруднения; активная деятельность способствует лучшему усвоению материала), алгоритмического и логического мышления.

План урока (слайд 3).

  • Организационный момент (3 мин)
  • Конкурс 1 “Считай не зевай” (3 мин)
  • Конкурс 2 на сообразительность (5 мин)
  • Конкурс 3 “Возможно ли такое?” (4 мин)
  • Конкурс 4 “Отгадай кроссворд” (10 мин)
  • Конкурс 5 “Перевод чисел” (10 мин)
  • Подведение итогов (5 мин)
  • Дз

Ход урока.

Формирование команд случайным образом по 4 человека в каждой.

Проведение конкурсов.

Конкурс 1 “Считай не зевай” (3 мин) – слайд 4-5

Выполнить следующие арифметические действия

  • Количество цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
  • Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002 
  • К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
  • Ответ перевести в двоичную систему счисления и представить жюри.

Оценивается правильность и скорость выполнения задания.

Верно - 2 жетона, небольшие погрешности – 1 жетон, грубые ошибки – 0.

Конкурс 2 на сообразительность (5 мин) – слайд 6

Кто на все вопросы ответил, правильно получает 2 жетона.

Кто допустил 1 - 2 ошибки – 1 жетон.

Всего 7 вопросов.

Тест на компьютере: “Продолжи ряд …” – слайд 7

Конкурс 3 “Возможно ли такое?” (4 мин) – слайд 8-9

В чем “неразбериха” стихотворения?

Ей было 1100 лет

Она в 101 класс ходила

В портфеле по 100 книг носила.

Всё это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет всё совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

        2 жетона  команде, если задача выполнена  верно

Конкурс 4 “Отгадай кроссворд” (10 мин)

Каждая команда получает лист с  кроссвордом.

Кроссворд “Нули и единицы”– слайд 10

Необходимо заполнить кроссворд нулями и единицами.

Для этого надо перевести числа в двоичную систему счисления.

По горизонтали: 1. 6А16  2. 3145 

По вертикали: 1. 10023  2. 2510  3. 307 

Верно - 2 жетона,

небольшие погрешности – 1 жетон,

грубые ошибки – 0.

Конкурс 5 “Перевод чисел” (10 мин) – слайд 11

Каждая команда  получает жетоны по количеству набранных баллов

Максимальный балл – 3

Тест на компьютере: “Системы счисления”– слайд 12

Подведение итогов (слайд 13)

  • Подсчет жетонов у каждой команды.
  • Объявляется команда победитель.
  • 10 жетонов и больше – оценка “5”
  • 8 жетонов – оценка “4” и т. д.
  • ВСЕ МОЛОДЦЫ! (слайд 14)

Домашнее задание (слайд 15)

Список литературы: (слайд 16)

  1. Задачник-практикум в 2т. / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2008.
  2. Яковлева О.В. Создание методических материалов к практическим занятиям по изучению программы Microsoft Excel на основе макрокоманд // Информатика и образование. 2008. №2.
  3. http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра “ Системы счисления ” Успех совершаемого - в продумывании, неудачи – в бездумье. Хань Юй китайский философ, литератор (768 - 824)

Слайд 2

Цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что: вы можете справиться с нестандартными задачами по теме “ Системы счисления ” ; все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо; хорошая команда – залог успеха.

Слайд 3

План урока Организационный момент (3 мин) Конкурс “ Считай не зевай ” (3 мин) Конкурс на сообразительность (5 мин) Конкурс “ Возможно ли такое? ” (4 мин) Конкурс “ Отгадай кроссворд ” (10 мин) Конкурс “ Перевод чисел ” (10 мин) Подведение итогов (5 мин) Домашнее задание

Слайд 4

Конкурс №1 “ Считай не зевай ” (3 мин) Количество цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте. Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 100 2 К полученному результату прибавить отличную школьную оценку. Ответ перевести в двоичную систему счисления и представить учителю. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Верно - 2 жетона, небольшие погрешности – 1 жетон, грубые ошибки – 0.

Слайд 5

Ответ: 101101 2 15.10.17

Слайд 6

Конкурс №2 на сообразительность (5 мин) Всего 7 вопросов. За этот конкурс получаете жетоны по количеству баллов. А оценивать вас будет компьютер, он вам и выставит баллы. Команды займите свои места за компьютерами!

Слайд 8

15.10.17 Ей было 1100 лет Она в 101 класс ходила В портфеле по 100 книг носила. Всё это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз Оглядывали мир привычно. Но станет всё совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Конкурс №3 “ Возможно ли такое? ”( 4 мин )

Слайд 9

Ей было 1100 лет 12 лет Она в 101 класс ходила 5 класс В портфеле по 100 книг носила. 4 книги Всё это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, 2 ноги Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. 4 ноги Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, 2 уха И 10 загорелых рук 2 руки Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз 2 глаза Оглядывали мир привычно. Но станет всё совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. (2 жетона) если задача выполнена верно Ответы:

Слайд 10

Кроссворд “ Нули и единицы ” (10 мин) Необходимо заполнить кроссворд нулями и единицами. Для этого надо перевести числа в двоичную систему счисления. По горизонтали: 1. 6А 16 2. 314 5 По вертикали: 1. 1002 3 2. 25 10 3. 30 7 Верно - 2 жетона, небольшие погрешности – 1 жетон, грубые ошибки – 0.

Слайд 11

Конкурс №5 “ Перевод чисел ” (10 мин) Каждая команда получает жетоны по количеству набранных баллов Максимальный балл – 3 Команды займите свои места за компьютерами!

Слайд 13

Подведение итогов Подсчет жетонов у каждой команды. Объявляется команда победитель. 10 жетонов и больше – оценка “5” 8 жетонов – оценка “4” и т. д.

Слайд 14

М О Л О Д Ц Ы !

Слайд 15

Дз Подготовить сообщения о СС 12 –ричная 20-ричная 60-ричная Алфавитная СС 15.10.17

Слайд 16

Список литературы: Задачник-практикум в 2т. / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2008. Яковлева О.В. Создание методических материалов к практическим занятиям по изучению программы Microsoft Excel на основе макрокоманд // Информатика и образование. 2008. №2. http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa.htm http://www.beluys.com/komp/13_2.jpg



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Нули и единицы» (I команда)

        Необходимо заполнить кроссворд нулями и единицами.

        Для этого надо перевести числа в двоичную систему счисления.

        По горизонтали: 1. 6А16  2. 3145

                По вертикали: 1. 10023  2. 2510  3. 307

Кроссворд «Нули и единицы» (II команда)

        Необходимо заполнить кроссворд нулями и единицами.

        Для этого надо перевести числа в двоичную систему счисления.

        По горизонтали: 1. 6А16  2. 3145

        По вертикали: 1. 10023  2. 2510  3. 307

Кроссворд «Нули и единицы» (III команда)

        Необходимо заполнить кроссворд нулями и единицами.

        Для этого надо перевести числа в двоичную систему счисления.

        По горизонтали: 1. 6А16  2. 3145

                По вертикали: 1. 10023  2. 2510  3. 307

Кроссворд «Нули и единицы» (IV команда)

        Необходимо заполнить кроссворд нулями и единицами.

        Для этого надо перевести числа в двоичную систему счисления.

        По горизонтали: 1. 6А16  2. 3145

        По вертикали: 1. 10023  2. 2510  3. 307


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Системы счисления"

Урок-игра. "Системы счисления". перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Урок-игра на тему "Системы счисления"

Проводится как заключительный урок при изучении темы “Системы счисления”....

Урок-игра по теме «Системы счисления»

Представить в игровой форме изученный материал темы "Системы счислени" и проверить знания учащихся по этой теме...

Урок-игра по теме «Системы счисления»

Представить в игровой форме изученный материал темы "Системы счислени" и проверить знания учащихся по этой теме...

Урок-игра по теме: “Системы счисления”

Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;    хорошая команда – залог успеха!!развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенн...

Урок-игра по теме "Системы счисления"

laquo;Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь»Гёте...