Применение ировых методов на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему
размышления о том. как игры на уроках повышают мотивацию изучения предмета информатика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_igrovyh_metodov_na_urokah_informatiki.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровых методов на уроках информатики
Федеральным государственным образовательным стандартом очень четко определены требования к результатам освоения образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к уровню их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
метапредметным, включающим освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий и умение использовать их на практике,
предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.
В решении поставленных задач немаловажную роль играет выбор метода обучения.
Что же такое метод обучения? Из толкового словаря мы узнаем, что слово «метод» - греческого происхождения и в переводе означает «путь вослед пройденному пути», «путь», «систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или достижения определенной цели». Таким образом, метод обучения можно трактовать как путь, пройденный учеником вслед (совместно) с учителем для получения новых знаний. Пройдя по этому пути рука об руку, учитель и ученик смогут достичь планируемого результата обучения.
Под методами обучения в педагогике понимают способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Важно, чтобы выбранный учителем метод обучения пробуждал познавательный интерес к изучаемой теме, усиливал мотивацию обучения, создавал комфортные условия развития личностных, коммуникативных качеств, давал толчок к саморазвитию.
Современная педагогическая наука обращает особое внимание на использование деятельностного подхода в обучении. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).
Каждый используемый учителем метод обучения должен сочетать в себе работу учителя (его обучающую функцию) и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Таким образом, выбор метода обучения является актуальной проблемой для каждого педагога, так как именно он определяет эффективность всей дальнейшей работы учителя и обучающихся и возможность достижения планируемого результата. Однако достичь высоких результатов обучения можно только в результате сочетания стандартных и нестандартных методов обучения, которые позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, построить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Выбор метода обучения зависит от:
1. Общих целей образования, воспитания и развития;
2. Особенностей содержания и методов изучения конкретного предмета;
3. Условий обеспечения преемственности основных образовательных программ;
4. Цели, задач и содержания материала конкретного урока;
5. Времени, отведенного на изучение темы.
6. Возрастных особенностей учащихся.
7.Уровня познавательных возможностей и уровня подготовленности обучающихся.
8.Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
9. Возможностей и квалификации учителя, его методического мастерства, и личных качеств.
10. Эффективности метода для формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
«В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор методов обучения, тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время» (А. А Вербицкий.).
Какой вид деятельности человек осваивает первым? Конечно, игровой. Игрой увлекаются люди любого возраста. Игра на уроке сочетает в себе активную учебно-познавательную деятельность; позволяет строить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В основу обучения с использованием игр на уроках информатики положены принципы развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, наглядность, доступность подачи информации, самостоятельность. Применение компьютера существенно упрощает реализацию данных принципов. Учитель может воздействовать на формирование личности учащихся с помощью игры. Однако включение игр в учебный процесс требует от педагога тщательной подготовки. Это связано с тем, что процесс проведения урока-игры сопровождается многими проблемами: ограниченным временем урока для его проведения, недостатком материалов и средств.
Игры в обучении позволяют повысить интерес учащихся к предмету, познавательную активность и развить способности учеников. Для того чтобы применение игр стало эффективным необходимо уделить особое внимание составлению их сценария, а также подбору заданий, которые соответствуют целям игры.
Изучение информатики в школе направлено, в соответствии с требованиями ФГОС, на воспитание конкурентноспособной личности. Однако, несмотря на то, что компьютеры сегодня имеет практически каждая семья, у школьников наблюдается крайне низкая степень мотивации к серьезному изучению предмета. Зачастую использование компьютера ограничивается общением в социальных сетях. Таким образом, существует противоречие между требованиями стандарта образования и запросами общества на выпускника – уверенного пользователя компьютера с одной стороны и отсутствие у учеников информации о необходимости владения компьютером в будущей профессиональной деятельности, с другой.
Специфика преподавания предмета связана с проведением учениками большой части учебного времени за компьютером, то есть с индивидуальной формой работы. Это тормозит развитие монологической речи. Однако, грамотно выражать свои мысли и постоянно пополнять багаж знаний, тем самым повышая свою конкурентноспособность - жизненно необходимо в современном мире. Поэтому учителю информатики нужно применять как можно больше методов обучения, которые вынуждают учащихся быть активными участниками учебного процесса.
Задачу имитации условий деловой игры проще решить, используя современные технические средства – персональный компьютер. Поэтому применение деловых игр на уроке информатике оправданно и необходимо. Следовательно, проблема разработки методики обучения информатике, основанной на деловых играх, является весьма актуальной.
Игра выступает как вид развивающей деятельности школьников любого возраста, которая позволяет в свободной форме осознавать и изучать окружающий мир, раскрыть творческий потенциал.
Существует несколько игровых методик, развивающих интеллект и познавательную активность учащихся. Выбор их зависит от возраста обучающихся и от целей урока.
На уроках в младших классах целесообразно применять следующие виды игр:
- обучающие игры – тренажеры клавиатуры и мыши, игры предметные, типа «Переливашка», перемещение предметов, игры-путешествия;
- контролирующие игры – игры-тесты, соревнования, игры-путешествия.
Важно, чтобы игра создала условия и возможность самовыражения каждого участника. Каждый участник в игре должен чувствовать себя комфортно. Это достигается тщательной подготовкой правил игры, игрового пространства, распределения ролей, организацией групп (если есть необходимость). В игре должны участвовать столько участников, сколько необходимо. Правила игры должны быть понятны каждому участнику. Если игра предполагает оценку, то система оценивания должна быть прозрачной и заранее объявленной. Игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей, побуждать их желание улучшить результаты в следующей попытке.
В среднем звене и, особенно, в старших классах ученики с удовольствием участвуют в играх типа «Поле чудес», «Один против всех», «Что, где, когда?».
Позже к перечисленным видам игр добавляется деловая игра. Деловая игра не только выполняет обучающие цели, но и показывает место информатики в реальном профессиональном мире, выполняет задачу профессиональной ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение активных методов на уроках информатики"
Применение активных методов на уроках информатики и ИКТ...
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Применение игровых методов на уроках информатики
Выбор метода обучения является актуальной проблемой для каждого педагога, так как именно он определяет эффективность всей дальнейшей работы учителя и обучающихся и возможность достижения планируемого ...
Применение игровых методов на уроках информатики
Федеральным государственным образовательным стандартом очень четко определены требования к результатам освоения образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность об...
Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты
Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...