Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Среда Кумир» 11 – 13 лет
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Среда Кумир".
Включает в себя:
- Пояснительная записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Календарно-тематическое планирование.
- Приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kumir.docx | 79.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Мир программирования. Среда Кумир»
11 – 13 лет
1 год обучения
Учителя Бормотовой О.Н.
Оглавление
Методическое обеспечение программы 4
Календарно-тематическое планирование 5
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа разработана для организации внеурочной деятельности для учащихся с 11 до 13 лет, рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса, предусмотрено проведение практических работ.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней школе.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности.
Цель программы:
Помочь учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
- Обучениеосновнымбазовымалгоритмическимконструкциям.
- Освоениеосновныхэтаповрешениязадачи.
- Обучениенавыкамразработки,тестированияиотладкинесложныхпрограмм.
- Обучениенавыкамразработкипроекта, определения егоструктуры,дизайна.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес школьников.
- Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
- Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
- Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
- Воспитывать культуру общения между учащимися.
- Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
- Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД:
- умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметных результатов:
- освоение понятий «алгоритм», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
- практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Понятие исполнителя | 1 | 1 | |
2 | Учебные исполнители | 4 | 2 | 2 |
3 | Что такое алгоритм. | 30 | 9 | 20 |
Итого часов | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
Раздел 1.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Среда Кумир.
Раздел 2.
Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Раздел 3.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха.
Методическое обеспечение программы
Формы организации учебных занятий
Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Для контроля знаний учащихся проводится входной, промежуточный и итоговый мониторинг образовательных результатов. Приложение№1.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Виды учебной деятельности
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
- составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;
- составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;
- составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Понятие алгоритма (1 час) | ||||
Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители. Кумир. Входной мониторинг | 1 | |||
Учебные исполнители (4 часа) | ||||
Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя Кузнечик. | 0,5 | 0,5 | ||
Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд. | 0,5 | 0,5 | ||
Исполнитель Водолей. Среда обитания, система команд. | 0,5 | 0,5 | ||
Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд. | 0,5 | 0,5 | ||
Что такое алгоритм (30 часов) | ||||
Способы записи алгоритмов. Решение задач для исполнителя Кузнечик. | 0,5 | 0,5 | ||
Виды алгоритмов. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Кузнечик | 1 | |||
Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик | 1 | |||
Решение задач для исполнителя Кузнечик | 1 | |||
Решение задач для исполнителя Водолей. | 1 | |||
Решение задач для исполнителя Водолей. | 1 | |||
Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха. | 1 | |||
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 0,5 | 0,5 | ||
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 0,5 | 0,5 | ||
Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 0,5 | 0,5 | ||
Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха. | 1 | |||
Промежуточный мониторинг: Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха. | 1 | |||
Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты. | 1 | |||
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. | 0,5 | 0,5 | ||
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот. | 0,5 | 0,5 | ||
Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. | 0,5 | 0,5 | ||
Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. | 0,5 | 0,5 | ||
Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. | 0,5 | 0,5 | ||
Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. | 0,5 | 0,5 | ||
Переменные. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Решение задач для исполнителя Робот. | 1 | |||
Итоговый мониторинг | 1 | |||
Итог | 12 | 22 |
Приложения
Приложение№1
Мониторинг образовательных результатов
- Входной мониторинг
Цель: Выявить расположенность обучающихся к логическому, алгоритмическому мышлению.
- Промежуточный мониторинг
Цель: повторить и закрепить основные понятия, изученные в первом полугодии.
Промежуточный мониторинг проводится в виде усложненной практической работы:
«Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха».
- Итоговый мониторинг
Итоговый мониторинг проводится в виде подготовки обучающимися проектных работ.
Темы проектов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Объектно-ориентированные языки» 14 -15 лет 1 год обучения
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Объектно-ориентированные языки". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Питон-программирование"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Программа курса внеурочной деятельности "Основы программирования на PYTHON"
Программа курса внеурочной деятельности "Основы программирования на PYTHON"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы программирования". 10-11 классы
Курс ВУД «Основы программирования» реализуется в течение одного учебного года в соответствии с планом внеурочной деятельности, рассчитана на контингент учащихся 10-11 классов.Срок реализац...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Использование языка программирования Python для решения задач» 11 класс
Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения...