Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Питон-программирование"
рабочая программа по информатике и икт (7, 8 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»: «Согласовано»:
директор МАОУ СОШ № 9 зам. директора по ВР _____________ /О.В.Морозова/ _______/С.К.Васильева/
«__» сентября 2018г «__» сентября 2018г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Питон-программирование»
(основное общее образование)
(направление: общеинтеллектуальное)
Срок реализации рабочей программы– 2 года
Автор:
Мусатова Ирина Борисовна
учитель информатики,
первая квалификационная категория
г. Златоуст
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса «Питон-программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Программа создана в соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму:
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ,
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233)
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией изучение информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях. Они становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью Челябинской области. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к ИКТ–компетентности выпускников. Каждая сфера деятельности человека: медицина, проектирование зданий, машин, образование, – не обходится без применения компьютерных технологий в современном мире. Соответственно, навыки программирования пользуются высоким спросом.
Изучение курса вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Предлагаемая программа курса «Питон-программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, содержание курса, описание предполагаемых результатов реализации программы, форм контроля, методического обеспечения программы, описание материально-технического обеспечения.
Программа курса рассчитана на 68 часов и ориентирована на учащихся 7-8 классов (13–15 лет).
Цель курса:
- освоение компьютера - современного инструмента познавательной и творческой деятельности.
Задачи курса:
обучающие:
- освоение основных алгоритмических конструкций;
- обучение основам алгоритмизации и программирования;
- освоение первоначальных навыков программирования на языке программирования высокого уровня Python;
- приобщение к проектно-творческой деятельности;
воспитывающие:
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной сфере человеческой деятельности,
- воспитание потребности соблюдать этические и правовые нормы работы с информацией;
- воспитание бережного отношения к техническим устройствам;
развивающая:
- развитие творческого воображения, алгоритмического мышления учащихся;
- развитие навыков планирования проекта, умения работать в группе;
- развитие навыков ориентации в информационных потоках окружающего мира и применения точной и понятной инструкции для решения учебных задач и в повседневной жизни.
В основу курса положены принципы:
- Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий;
- принцип дидактической спирали;
- принцип развивающего обучения.
Программа курса реализуется в 7 – 8 классах основной школы за счет части, формируемой участником образовательного процесса (7 класс -1ч в неделю, всего 34 часа, 8 класс -1ч в неделю, всего 34 часа).
Класс | Количество часов в неделю | Всего часов |
7 | 1 | 34 |
8 | 1 | 34 |
Итого | 68 |
Форма организации внеурочной деятельности – кружок.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Воспитательные результаты реализации программы.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Личностные результаты реализации программы.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
Метапредметные результаты реализации программы.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
7 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | ||
1. | История языков программирования. Язык Python. | 3 | - |
2. | Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений. | 9 | |
3. | Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. | 14 | - |
4. | Словари. Массивы. Обработка массивов | 8 | - |
Всего | 34 |
8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | ||
1. | Словари. Массивы. Обработка массивов | 8 | - |
2. | Символьные строки. Обработка символьных строк. | 14 | - |
3. | Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. | 12 | - |
Всего | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п.п | Наименование раздела программы | Содержание программного материала | Количество часов всего |
1 | История языков программирования. Язык Python. | История языков программирования. Компиляция и интерпретация. Знакомство с Python и средами программирования. | 3 |
2 | Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений. | Типы данных в программировании. Определение переменной. Локальные и глобальные переменные. Ввод данных с клавиатуры. Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if. Множественное ветвление. | 9 |
3 | Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. | Цикл While и For. Вложенные циклы. Процедуры. Функции. Функции в программировании. Параметры и аргументы функций. Рекурсия. Сумма и произведение цифр числа Числа Фибоначчи (вычисление с помощью цикла while и рекурсии) Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя) Вычисление факториала на языке программирования Python Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную Решето Эратосфена - алгоритм определения простых чисел Тестирование простоты числа методом перебора делителей | 14 |
4 | Словари. Массивы. Обработка массивов | Введение в словари. Массивы. Основные задачи обработки массивов: поиск, сортировка, реверс. Отбор элементов массива по условию. Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка). Сортировка методом пузырька. Двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве Списки — изменяемые последовательности. Отбор элементов массива по условию. Замена элементов в списке | 16 |
5 | Символьные строки. Обработка символьных строк. | Строки как последовательности символов. Функции для работы с символьными строками. Преобразования «строка-число». Строки в процедурах и функциях. Сравнение и сортировка строк. | 14 |
6 | Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. Чтение и запись текстовых файлов. | Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел. Обработка матриц. Файлы. Чтение текстового файла. Запись в файл. Обработка смешанных данных, записанных в файле. | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История языков программирования. Язык Python.
7 класс
Содержание деятельности:
История языков программирования.
Компиляция и интерпретация.
Знакомство с Python и средами программирования.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: беседы; подготовка докладов; мультимедийных презентаций; работа в творческих группах;.
Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений.
7 класс
Содержание деятельности:
Типы данных в программировании.
Определение переменной. Локальные и глобальные переменные.
Ввод данных с клавиатуры.
Логические выражения.
Условный оператор. Инструкция if.
Множественное ветвление.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
7 класс
Содержание деятельности:
Цикл While и For. Вложенные циклы.
Процедуры.
Функции. Функции в программировании. Параметры и аргументы функций.
Рекурсия.
Сумма и произведение цифр числа.
Числа Фибоначчи (вычисление с помощью цикла while и рекурсии).
Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя).
Вычисление факториала на языке программирования Python.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Решето Эратосфена - алгоритм определения простых чисел.
Тестирование простоты числа методом перебора делителей.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Словари. Массивы. Обработка массивов.
7 класс
Содержание деятельности:
Введение в словари.
Массивы. Основные задачи обработки массивов: поиск, сортировка, реверс. Отбор элементов массива по условию.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
8 класс
Содержание деятельности:
Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка).
Сортировка методом пузырька.
Двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве.
Списки — изменяемые последовательности. Замена элементов в списке
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Символьные строки. Обработка символьных строк.
8 класс
Содержание деятельности:
Строки как последовательности символов.
Функции для работы с символьными строками.
Преобразования «строка-число».
Строки в процедурах и функциях.
Сравнение и сортировка строк.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. Чтение и запись текстовых файлов.
8 класс
Содержание деятельности:
Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел.
Обработка матриц.
Файлы. Чтение текстового файла. Запись в файл.
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
7 класс
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1. | История языков программирования. Язык Python. | конкурс творческих работ |
2. | Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений. | конкурс творческих работ |
3. | Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. | конкурс творческих работ |
4. | Словари. Массивы. Обработка массивов | конкурс творческих работ |
8 класс
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1. | Словари. Массивы. Обработка массивов | конкурс творческих работ |
2. | Символьные строки. Обработка символьных строк. | конкурс творческих работ |
3. | Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. | конкурс творческих работ |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Пашковская Ю.В. Творческие задания в среде программирования Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.: ил. | ||
2. Оборудование кабинета | ||
1 | Системный блок «GIGABYTE» | 11 |
2 | Монитор LCD Monitor BenQ G series | 10 |
3 | Монитор LCD Monitor Acer G226HQL | 1 |
4 | Интерактивная доска StarBoard FX-060610 Hitachi | 1 |
5 | МФУ HP LaserJet Professional M1130 MFP | 1 |
6 | Акустические колонки Genius | 1 |
7 | Мультимедийный проектор Acer X111DLP Projector | 1 |
8 | Сетевой фильтр | 1 |
9 | Клавиатура Genius | 11 |
10 | Мышь оптическая Genius | 11 |
11 | Мультимедиа гарнитура (стереонаушники + микрофон) M-600HV | 10 |
Для освоения содержания курса «Питон-программирование» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
- операционная система;
- файловый менеджер (в составе операционной системы);
- браузер (в составе операционной системы или др.);
- антивирусная программа;
- программа-переводчик;
- система программирования (http://scratch.mit.edu/scratch2download/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-347398-1386265464.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349980-1384946473.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293306-1606602465.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...