Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Питон-программирование"
рабочая программа по информатике и икт (7, 8 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazets_programmakvd_musatova_piton.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»: «Согласовано»:
директор МАОУ СОШ № 9 зам. директора по ВР _____________ /О.В.Морозова/ _______/С.К.Васильева/
«__» сентября 2018г «__» сентября 2018г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Питон-программирование»
(основное общее образование)
(направление: общеинтеллектуальное)
Срок реализации рабочей программы– 2 года
Автор:
Мусатова Ирина Борисовна
учитель информатики,
первая квалификационная категория
г. Златоуст
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса «Питон-программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Программа создана в соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму:
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ,
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233)
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией изучение информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях. Они становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью Челябинской области. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к ИКТ–компетентности выпускников. Каждая сфера деятельности человека: медицина, проектирование зданий, машин, образование, – не обходится без применения компьютерных технологий в современном мире. Соответственно, навыки программирования пользуются высоким спросом.
Изучение курса вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Предлагаемая программа курса «Питон-программирование» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, содержание курса, описание предполагаемых результатов реализации программы, форм контроля, методического обеспечения программы, описание материально-технического обеспечения.
Программа курса рассчитана на 68 часов и ориентирована на учащихся 7-8 классов (13–15 лет).
Цель курса:
- освоение компьютера - современного инструмента познавательной и творческой деятельности.
Задачи курса:
обучающие:
- освоение основных алгоритмических конструкций;
- обучение основам алгоритмизации и программирования;
- освоение первоначальных навыков программирования на языке программирования высокого уровня Python;
- приобщение к проектно-творческой деятельности;
воспитывающие:
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной сфере человеческой деятельности,
- воспитание потребности соблюдать этические и правовые нормы работы с информацией;
- воспитание бережного отношения к техническим устройствам;
развивающая:
- развитие творческого воображения, алгоритмического мышления учащихся;
- развитие навыков планирования проекта, умения работать в группе;
- развитие навыков ориентации в информационных потоках окружающего мира и применения точной и понятной инструкции для решения учебных задач и в повседневной жизни.
В основу курса положены принципы:
- Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий;
- принцип дидактической спирали;
- принцип развивающего обучения.
Программа курса реализуется в 7 – 8 классах основной школы за счет части, формируемой участником образовательного процесса (7 класс -1ч в неделю, всего 34 часа, 8 класс -1ч в неделю, всего 34 часа).
Класс | Количество часов в неделю | Всего часов |
7 | 1 | 34 |
8 | 1 | 34 |
Итого | 68 |
Форма организации внеурочной деятельности – кружок.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Воспитательные результаты реализации программы.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Личностные результаты реализации программы.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
Метапредметные результаты реализации программы.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
7 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | ||
1. | История языков программирования. Язык Python. | 3 | - |
2. | Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений. | 9 | |
3. | Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. | 14 | - |
4. | Словари. Массивы. Обработка массивов | 8 | - |
Всего | 34 |
8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | ||
1. | Словари. Массивы. Обработка массивов | 8 | - |
2. | Символьные строки. Обработка символьных строк. | 14 | - |
3. | Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. | 12 | - |
Всего | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п.п | Наименование раздела программы | Содержание программного материала | Количество часов всего |
1 | История языков программирования. Язык Python. | История языков программирования. Компиляция и интерпретация. Знакомство с Python и средами программирования. | 3 |
2 | Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений. | Типы данных в программировании. Определение переменной. Локальные и глобальные переменные. Ввод данных с клавиатуры. Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if. Множественное ветвление. | 9 |
3 | Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. | Цикл While и For. Вложенные циклы. Процедуры. Функции. Функции в программировании. Параметры и аргументы функций. Рекурсия. Сумма и произведение цифр числа Числа Фибоначчи (вычисление с помощью цикла while и рекурсии) Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя) Вычисление факториала на языке программирования Python Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную Решето Эратосфена - алгоритм определения простых чисел Тестирование простоты числа методом перебора делителей | 14 |
4 | Словари. Массивы. Обработка массивов | Введение в словари. Массивы. Основные задачи обработки массивов: поиск, сортировка, реверс. Отбор элементов массива по условию. Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка). Сортировка методом пузырька. Двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве Списки — изменяемые последовательности. Отбор элементов массива по условию. Замена элементов в списке | 16 |
5 | Символьные строки. Обработка символьных строк. | Строки как последовательности символов. Функции для работы с символьными строками. Преобразования «строка-число». Строки в процедурах и функциях. Сравнение и сортировка строк. | 14 |
6 | Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. Чтение и запись текстовых файлов. | Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел. Обработка матриц. Файлы. Чтение текстового файла. Запись в файл. Обработка смешанных данных, записанных в файле. | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История языков программирования. Язык Python.
7 класс
Содержание деятельности:
История языков программирования.
Компиляция и интерпретация.
Знакомство с Python и средами программирования.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: беседы; подготовка докладов; мультимедийных презентаций; работа в творческих группах;.
Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений.
7 класс
Содержание деятельности:
Типы данных в программировании.
Определение переменной. Локальные и глобальные переменные.
Ввод данных с клавиатуры.
Логические выражения.
Условный оператор. Инструкция if.
Множественное ветвление.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
7 класс
Содержание деятельности:
Цикл While и For. Вложенные циклы.
Процедуры.
Функции. Функции в программировании. Параметры и аргументы функций.
Рекурсия.
Сумма и произведение цифр числа.
Числа Фибоначчи (вычисление с помощью цикла while и рекурсии).
Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя).
Вычисление факториала на языке программирования Python.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Решето Эратосфена - алгоритм определения простых чисел.
Тестирование простоты числа методом перебора делителей.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Словари. Массивы. Обработка массивов.
7 класс
Содержание деятельности:
Введение в словари.
Массивы. Основные задачи обработки массивов: поиск, сортировка, реверс. Отбор элементов массива по условию.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
8 класс
Содержание деятельности:
Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка).
Сортировка методом пузырька.
Двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве.
Списки — изменяемые последовательности. Замена элементов в списке
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Символьные строки. Обработка символьных строк.
8 класс
Содержание деятельности:
Строки как последовательности символов.
Функции для работы с символьными строками.
Преобразования «строка-число».
Строки в процедурах и функциях.
Сравнение и сортировка строк.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. Чтение и запись текстовых файлов.
8 класс
Содержание деятельности:
Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел.
Обработка матриц.
Файлы. Чтение текстового файла. Запись в файл.
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
Виды деятельности: познавательная; практическая.
Формы деятельности: групповая проблемная работа; беседы; подготовка проекта; работа в творческих группах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
7 класс
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1. | История языков программирования. Язык Python. | конкурс творческих работ |
2. | Простейшие программы. Реализация вычислений и ветвлений. | конкурс творческих работ |
3. | Реализация циклических, вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. | конкурс творческих работ |
4. | Словари. Массивы. Обработка массивов | конкурс творческих работ |
8 класс
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1. | Словари. Массивы. Обработка массивов | конкурс творческих работ |
2. | Символьные строки. Обработка символьных строк. | конкурс творческих работ |
3. | Матрицы. Ввод, вывод, обработка матриц. | конкурс творческих работ |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Пашковская Ю.В. Творческие задания в среде программирования Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.: ил. | ||
2. Оборудование кабинета | ||
1 | Системный блок «GIGABYTE» | 11 |
2 | Монитор LCD Monitor BenQ G series | 10 |
3 | Монитор LCD Monitor Acer G226HQL | 1 |
4 | Интерактивная доска StarBoard FX-060610 Hitachi | 1 |
5 | МФУ HP LaserJet Professional M1130 MFP | 1 |
6 | Акустические колонки Genius | 1 |
7 | Мультимедийный проектор Acer X111DLP Projector | 1 |
8 | Сетевой фильтр | 1 |
9 | Клавиатура Genius | 11 |
10 | Мышь оптическая Genius | 11 |
11 | Мультимедиа гарнитура (стереонаушники + микрофон) M-600HV | 10 |
Для освоения содержания курса «Питон-программирование» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
- операционная система;
- файловый менеджер (в составе операционной системы);
- браузер (в составе операционной системы или др.);
- антивирусная программа;
- программа-переводчик;
- система программирования (http://scratch.mit.edu/scratch2download/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...