Технологическая карта урока "Решение задач по теме "Количество информации"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме
Технологическая карта урока по информатике для 8 класса на тему: "Решение задач по теме "Количество информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ГБОУ: школа № 621;
ФИО педагога: Шептура Александра Александровна
Предмет: информатика;
Класс: 8
УМК: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Угринович Н.Д. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.– 178 с.
№ урока: 10.
Тема урока: «Решение задач по теме «Количество информации»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов, подготовка к КР по теме.
Задачи урока.
Образовательные:
- повторить алфавитный и содержательный подходы на нахождение количества информации,
- закрепить навыки решения задач с помощью формулы Хартли,
- повторить единицы измерения информации,
- создать обучающимся условия, необходимые для систематизации и обобщения знаний по теме.
Развивающие:
- содействовать развитию творческих способностей обучающихся, познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать, изучаемые факты и понятия;
- развивать самостоятельное мышление, речь учащихся, формировать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.
Воспитательные:
- создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей;
- воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность, дисциплинированность;
- прививать учащимся навыки самостоятельной работы;
- воспитывать бережное отношение к компьютерной технике;
- способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Планируемые результаты
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;
Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по составленному плану, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозировать результат своей деятельности; оценивать правильность выполнения действий, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; познавательные – научаться анализировать информацию, обобщать, сравнивать изучаемые факты и понятия, делать выводы; коммуникативные – научаться рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
Предметные: закрепят навыки решения задач по теме «Количество информации» с помощью алфавитного и содержательного подходов
Организационная структура урока
№ | Этапы урока | Компоненты урока, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Организационный этап | 1 мин |
| Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | |
2 | Этап актуализации знаний и проверки ДЗ | Проверка выполнения ДЗ 5 мин | Предлагает проверить, как обучающие справились с ДЗ. Вызывает двух учеников для решения задач из домашней работы на доске. Остальным в это время предлагается ответить на вопросы:
Организует проверку и обсуждение задач на доске | 1.C помощью формулы Хартли N=2i 2.При алфавитном подходе рассматривается текст как совокупность символов, а при содержательном – содержание происходящих событий. 3 бит, 4. байт 5. 220. Слушают, если нужно делают работу над ошибками, обсуждают задачи, вызвавшие затруднение. | Фронтальная, Индивидуальная | Познавательные: анализируют информацию, обобщают, сравнивают изучаемые факты и понятия, делают выводы Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя | ответы у доски, устные ответы |
3. | Целеполагание и постановка задач | 4 мин. | В настоящее время на экзаменах по информатике, есть много заданий по теме “Определение количества информации”, кроме того на следующем уроке мы пишем контрольную работу. Как вы думаете, какая сегодня тема урока? А цель? Давайте сформулируем задачи на урок.
| тема: Решение задач по теме «Количество информации» цель: закрепление навыков решения задач по теме «Количество информации» , подготовка к контрольной работе задачи:
| Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, работают по составленному плану Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя | устные ответы |
4 | Этап обобщения и систематизации знаний | Совместное решение задач 18 мин | Организует работу по совместному решению задач, акцентирует внимание на том, когда какой подход к решению задачи используется.
| Слушают, анализируют информацию, решают задачи. Решение: Один символ алфавита несет в себе 6 бит информации (2^6=64), Решение: Каждая нота кодируется 3 битами (2^2=4<7<2^3=8). Решение: 1,5 Кбайта = 1,5*1024*8 = 12288 бит. 12288/3072 = 4 бита — информационный вес одного символа. Мощность алфавита равна 2^4=16 символов. Ответ: 16 символов. Решение: 65536 = 2^16, I = 16 бит на кодирование 1 цвета. Все изображение состоит из 100*100=10 000 точек. Следовательно, количество информации, необходимое для хранения изображения целиком 16*10 000=160 000 бит = 20 000 байт = 19,5 Кб. Решение: N=119 (2^6=64<119<2^7=128), I ≈7 бит необходимо для кодирования одного спортсмена, поскольку была записана информация о 70 спортсменах, объем сообщения составил: 7 х 70 = 490 бит. | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к решению задач; Регулятивные: работают по составленному плану, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результат своей деятельности; оценивают правильность выполнения действий Познавательные: умеют находить необходимую информацию, анализируют информацию, обобщают. | Устные ответы с места, ответы у доски |
5 | Этап применения знаний и способов действий | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 12 мин | Предлагает для решения 3 задачи:
Выводит на экран решения задач, организует совместное обсуждение типичных ошибок. Сообщает критерии выставления отметок за самостоятельную работу. | Решают задачи. Решение: 811-684+1=128 (включая число 684), N=128, i=7 бит (2^7=128). Решение: Всего клеток 8х8 = 64. Для кодирования 1 клетки необходимо 6 бит (2^6=64). В записи решения будет описано 12 клеток (11 ходов+начальная позиция). Объем информации записи 12х6 = 72 бита = 72:8 = 9 байт. Решение: Информационный вес 1 символа 6 бит (2^6=64). Все сообщение содержит 8775 байтов=8775*8=70200бит. Тогда количество символов в сообщении: 70200: 6=11700 шт Количество символов на одной странице: 11700:6=1950шт Количество символов в строке: 1950:30=65шт Ответ: 65 символов Проверяют решение задач, участвуют в обсуждении ошибок, в соответствие с критериями выставляют себе оценку за СР. | Индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Регулятивные: работают по составленному плану, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результат своей деятельности; оценивают правильность выполнения действий Регулятивные: оценивают свою работу, адекватно воспринимают информацию критического содержания | Наблюдение |
6 | Этап информирования учащихся о домашнем задании | Домашнее задание 2 мин | Информирует о содержании д/з (приложение 2); обеспечивает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; мотивирует обучающихся к выполнению д/з. | Воспринимают и анализируют информацию о ДЗ. | Фронтальная | Наблюдение | |
7 | Рефлексивно оценочный этап | 3 мин. | Подводит итоги урока, выставляет оценки Организация процедуры рефлексии на уроке: На уроке я закрепил… Я разобрался в … У меня вызывает сложности … Я ухожу с урока с … настроением Я уверен, что … напишу КР. | Сообщают учителю результаты самостоятельной работы Оценивают свое состояние во время урока. | Индивидуальная Фронтальная | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; Регулятивные: оценивают свою работу, адекватно воспринимают информацию критического содержания. | Наблюдение, Оценивание за работу на уроке |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1. Дополнительные задачи.
- Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?
Решение:
Всего требуется сохранить 128 х 256 = 32768 символов.
Информационный вес 1 символа 6 бит (2^6=64). Чтобы сохранить весь текст, потребуется 32768 х 6 = 196608 бит = 196608 : 8 =24576 байт = 24576 : 1024 = 24 Кб.
Ответ: 24 Кб.
- Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?
Решение:
Один символ алфавита жителей планеты Принтер несет в себе 8 бит информации (2^8=256), а жителей планеты Плоттер — 7 бит информации (2^7=128). Соответственно сообщение из 10 знаков для жителей Принтер несет 10 х 8 = 80 бит, а для жителей Плоттер — 10 х 7 = 70 бит
80 — 70 = 10 бит.
Ответ: Больше для жителей Принтер на 10 бит.
Приложение 2. Домашнее задание.
Задача 1. Имеется 2 текста на разных языках. Первый текст использует 32-символьный алфавит и содержит 200 символов, второй – 16-символьный алфавит и содержит 250 символов. Какой из текстов содержит большее количество информации и на сколько бит?
Задача 2. Информационное сообщение объемом 1,5 килобайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого было записано это сообщение?
Задача 3. Информационная емкость сообщения о том, что из корзины, где лежало некоторое количество разноцветных шаров, достали зеленый шар, несет в себе 0, 375 байта информации. Сколько в корзине было шаров.
Подготовиться к КР., повторить по учебнику §1.1.1-1.1.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по информатике "Обработка информации" 5 класс ФГОС
Подробная технологическая карта урока по информатике "Обработка информации" 5 класс ФГОС с презентацией...

Технологическая карта урока по информатики "Кодирование информации" 5 класс
На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают...
Технологическая карта урока по теме "Кодирование информации"
Технологическая карта урока по теме "Кодирование информации"...

Технологическая карта урока "Дискретная форма представления информации"
Технологическая карта урока по информатике для 7 класса на тему "Дискретное представление информации"...

7 класс Технологическая карта урока по ФГОС "Измерение информации"
7 класс Технологическая карта урока "Измерение информации" (по ФГОС)...

Технологическая карта урока "Информационные процессы. Обработка информации"
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Цель урока: Создание условий для знакомства с понятием – информационные процессы (информационные процессы, информационная деятельность, сбор ...
Технологическая карта урока (ФГОС) «Устройства вывода информации»
laquo;Устройства вывода информации»...