Эссе на тему: "Организация работы преподавателя информатики и ИКТ в системе СПО с применением современных образовательных технологий".
статья по информатике и икт (9 класс) на тему
Особенности преподавания информтики и ИКТв условиях современого образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: "Организация работы преподавателя информатики и ИКТ в системе СПО с применением современных образовательных технологий".
В настоящее время в условиях современного образования методика обучения информатики и ИКТ переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания информатики и ИКТ , поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Основой целью преподавания информатики и ИКТ в системе СПО является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения.
Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.
На современном этапе образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению предмета. Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению. Современному педагогу в своей работе необходимо использовать различные пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся, внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии. К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.
Считаю, что преподавателю информатики и ИКТ в системе СПО добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого необходимо использовать такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения. В целях развития у студентов интереса к изучению дисциплины необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие).
Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к предмету. Одним из важных моментов на занятии для студента является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок, должен быть построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким образом, через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии, такие как: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; педагогика сотрудничества.
В современных учреждениях СПО остро стоит потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих ИКТ-компетенциями. Студенты проявляют интерес в приобретении новых знаний, в том числе и по информатике.
Следовательно, возникает необходимость создания условий для формирования ИКТ-компетентности студентов колледжа, что требует от преподавателя информатики специальных методов и приемов, и здесь неоценимую роль могут играть методы интерактивного обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках стимулирует интерес и любознательность ребят. Несомненно, в использовании таких технологий я вижу повышение мотивации к учебе. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов, собственных учебных и творческих презентаций.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Активно применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы с помощью программ MyTest, Айрен, что позволяет мне за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех студентов и своевременно его скорректировать.
На уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы, поэтому на своих уроках использую компьютерные сети (локальную и глобальную) при тестировании, получении заданий на практических уроках, сборе информации при работе группами над проектами, участии в сетевых олимпиадах, конкурсах, викторинах.
Особенность уроков информатики – это постоянное использование компьютеров, следовательно, работа преподавателя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. В моем кабинете действуют простые правила: кабинет информатики после каждой пары проветриваю, для повышения влажности в помещении применяю влажную уборку. При изучении темы «Вставка графических объектов в текстовом редакторе» провожу конкурс плакатов по технике безопасности в кабинете информатики, или создаем со студентами собственную инструкцию профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места.
Учебные проекты применяю как форму работы по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой–либо предметной области. Итоги своей деятельности студенты демонстрируют на конференции во время проведения недели математических и общих естественнонаучных дисциплин. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением компьютерной техники.
Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий на уроках информатики может сделать занятие содержательным и практически значимым для студента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...
Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения
Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.
Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...
Опыт работы по введению и реализации ФГОС, применению современных образовательных технологий
В данной статье мной представлен опыт работы по введению и реализации ФГОС...
Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Применение и результативность применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ
Применение и результативность применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ...