«Изучение профессиональных склонностей учащихся при формировании профильных курсов по информатике»
статья по информатике и икт (10 класс) на тему

Острожная Елена Валериевна

В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводиться эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 от 23.03.2001. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statiay.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение профессиональных склонностей учащихся при формировании профильных курсов по информатике»

В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводиться эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 от 23.03.2001. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

Однако проблема выбора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Учащиеся совершают  его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Психологи разрабатывают методики исследования склонностей учащихся к разным видам деятельности, чтобы помочь подростку правильно определить направление дальнейшего обучения. Многие из них ориентируются только на самооценку учащегося, например дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, в котором учащимся предлагаются  20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий. По этой методике учащиеся, склонные к профессии программиста, оператора ЭВМ должны иметь наибольший показатель в типе «Человек - знаковая система». Тесты, использующие в своей основе самооценку испытуемого, определяют скорее мотивацию человека, а не его способности.  Данный тест нужно использовать в совокупности с другими методиками, позволяющими определить психологические особенности ребёнка.

С информатикой связаны такие профессии, как программист, оператор ЭВМ, инженер, системный администратор, Web-дизайнер. Для успешной работы по этим профессиям необходимо иметь  аналитико-логический и абстрактно-символический типы мышления,  алгоритмический стиль мышления, склонность к исследовательской деятельности, высокий уровень самостоятельности.

Поэтому для изучения профессиональных склонностей учащихся необходимо исследовать и мнение учащихся, и их возможности. Для этого может послужить методика, состоящая из теста для определения интересов и склонностей, и теста с заданиями для исследования мышления. Исследование логического мышления и  аналитического аспекта мышления взято из методических разработок психологического практикума «Познавательные процессы. Межличностные отношения» И.А. Сергеевой (Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта)

Методика определения интересов и склонностей по предмету информатика.

Испытуемому предлагается 17 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет».

Нравиться ли вам:

  1. узнавать о достижениях в области разработки новой техники, нового программного обеспечения
  2. выяснять внутреннее устройство компьютера, принципы работы оборудования
  3. смотреть телепередачи о новостях робототехники
  4. заниматься математическими расчётами и вычислениями
  5. ремонтировать бытовые электроприборы
  6. читать журналы об электронике, компьютерах
  7. разбирать и ремонтировать компьютеры
  8. строить чертежи, схемы, графики на компьютере
  9. обслуживать машины и проборы
  10. устанавливать сеть между компьютерами
  11. находить и устранять неполадки в работе компьютера
  12. искать информацию в интернете
  13. создавать свои программные продукты
  14. набирать тексты на компьютере
  15. работать с графикой на компьютере
  16. самостоятельно искать информацию о новых программах и изучать их
  17. посещать кружок по информатике
  18. исправлять ошибки в решении задач
  19. заниматься безопасностью компьютера, изучать информацию о вирусах и антивирусных программах

Обработка результатов:

Чем больше количество ответов да, тем выше мотивация и интерес к предмету информатика. Вопросы можно подразделить на несколько профессий, некоторые вопросы подойдут к нескольким профессиям.

Программист: 3, 4, 8, 13, 17, 18

Оператор ЭВМ, инженер: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 16, 17

Web-дизайнер: 12, 13, 14, 15, 17

Системный администратор: 1, 2, 6, 10, 11, 12, 16, 17, 19

Исследование логического мышления (книга И.А. Сергеева)

        Цель исследования: определить уровень развития логического мышления

        Инструкция

        "Вам предлагается 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач - 5 минут."

        По истечение 5 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"

Стимульный материал

        1. А больше Б в 9 раз                        2. А меньше Б в 10 раз

            Б меньше В в 4 раза                            Б больше В в 6 раз

                В  ?  А                                        А  ?  В

        3. А больше Б в 3 раза                        4. А больше Б в 4 раза

            Б меньше В в 6 раз                            Б меньше В в 3 раза

                В  ?  А                                        В  ?  А

        5. А меньше Б в 3 раза                        6. А больше Б в 9 раз

            Б больше В в 7 раз                            Б меньше В в 12 раз

                А  ?  В                                        В  ?  А

        7. А больше Б в 6 раз                        8. А меньше Б в 3 раза

            Б больше В в 7 раз                            Б больше В в 5 раз

                А  ?  В                                        В  ?  А

        9. А меньше Б в 10 раз                        10. А меньше Б в 2 раза

            Б больше В в 3 раза                            Б больше В в 8 раз

                В  ?  А                                        А  ?  В

        11. А меньше Б в 3 раза                        12. А больше Б в 2 раза

           Б больше В в 4 раза                            Б меньше В в 5 раз

                В  ?  А                                        А  ?  В

        13. А меньше Б в 5 раз                        14. А меньше Б в 5 раз

            Б больше В в 6 раз                            Б больше В в 2 раза

                В  ?  А                                        А  ?  В

        15. А больше Б в 4 раза                        16. А меньше Б в 3 раза

            Б меньше В в 3 раза                            Б больше В в 3 раза

                В  ?  А                                        А  ?  В

        17. А больше Б в 4 раза                        18. А больше В в 3 раза

            Б меньше В в 7 раз                            Б меньше В в 5 раз

                В  ?  А                                        А  ?  В

Обработка результатов

        Обработка производится с помощью ключа - таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым задач.

Ключ

1. B < A

7. A < B

13. B < A

2. A < B

8. B < A

14. A < B

3. B > A

9. B > A

15. B < A

4. B < A

10. A > B

16. A = B

5. A > B

11. B < A

17. B > A

6. B > A

12. A < B

18. A > B

Анализ результатов

        Уровень развития логического мышления определяется по количеству правильно решенных задач.

        16-18 решенных задач свидетельствуют об очень высоком уровне логического мышления., 13-15 - высоком; 10 - 12 - среднем, 7 - 9 низком.; если решено 6 и менее задач, то логичность мышления очень низкая.

Исследование умения анализировать.

Цель исследования: оценить аналитический аспект мышления.

        Инструкция

        "Вам предъявляется 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут".

                                Числовые ряды

                        1) 24  21  19  18  15  13  -  -  7

                        2) 1  4  9  16  -  -  49  64  81  100

                        3) 16  17  15  18  14  19  -  -  

                        4) 1  3  6  8  16  18  -  -  76  78

                        5) 7  16  19  5  21  16  9  -  4

                        6) 2  4  8  10  20  22  -  -  92  94

                        7) 24  22  19  15  -  -

Обработка и анализ результатов

        Обработка результатов производится с помощью ключа. Оценивается количество правильно написанных чисел. Норма взрослого человека - 3 и выше.

Ключ

                        1) 12   9                                5) 13

                        2) 25   36                                6) 44   46

                        3) 13   20                                7) 10   4

                        4) 36   38

        Хорошее аналитическое мышление необходимо специалистам различных профессий, в первую очередь операторских, а также сферы "человек - техника".

Исследование алгоритмического стиля мышления на основе материала базового курса информатики.

Цель исследования: оценить уровень развития алгоритмического стиля мышления.

Инструкция

«Вам предлагается 8 заданий. Максимум на выполнение – 30 минут».

1. Расположите предложенные команды:

А) создать файл медведь.doc;

Б) создать папку ПТИЦЫ;

В) создать файл лев.doc;

Г) войти в созданную папку;

Д) сделать диск А: текущим;

Е) создать папку ЖИВОТНЫЕ

Таким образом, чтобы был получен алгоритм, с помощью которого на пустой дискете создаётся следующая файловая структура:


2. Чему будет равно А после выполнения алгоритма:

А=2

В=4

А=А+В

В=В-1

А=А+В

3. Чему будет равно В после выполнения приведённого алгоритма, если первоначально А=12, а В=0:

1) если А – чётное число, то А=А/2

2) если А-нечётное число, то А=А-1

3) В=В+1

4) если А0, то перейти к п.1. алгоритма

4. Какая команда пропущена, если после выполнения алгоритма С=19

1) А=2

2) В=4

3) С=А+В

4) В=В+2

5)

6) С=А+В+С

5. Какую задачу решает данный алгоритм?

1) введите r, a

2) Skruga=3.14*r*r

3) Skv=a*a

4) если Skv>Skruga, то вывести «Поместится», иначе вывести «Не поместится»

6. Определи правило получения чисел и заполни пропуск.

1 4 7 10 13 …

1  2  5 8 9 14 13 20 … 26

7. Из огромного мешка сахара хозяйка хочет взять 30 кг для варенья. В её распоряжении единственная гиря весом 1 кг и рычажные весы. Расставьте действия в нужном порядке, чтобы выполнить поставленную задачу за 5 взвешиваний.

1) ссыпать сахар из двух чашек в одну, добавить гирю и взвесить 4 кг сахара;

2) ссыпать сахар из двух чашек в одну, добавить гирю и взвесить 8кг сахара;

3) убрать гирю, добавить 8 кг к имеющимся и уравновесить новыми 15 кг, получится 15+15=30 кг;

4) взвесить 1 кг сахара;

5) положить гирю на отмеренный сахар и взвесить 2 кг сахара.

8. Мачеха велела Золушке принести ровно 3 л воды, а в доме всего 2 ведра: одно пятилитровое (ведро А), а другое девятилитровое (ведро Б). Расставьте действия в нужном порядке для того, чтобы помочь Золушке.

Обработка и анализ результатов

  1. ДЕБГАВ или ДБЕГАВ
  2. 9
  3. 3
  4. А=А+5
  5. Поместиться ли круг в квадрат
  6. 16;  17
  7. 45123
  8. 637591842

 

Вычислить процент выполнения заданий.  До 50% - алгоритмический стиль мышления не развит, 50%-75% - средний уровень развитости алгоритмического мышления,   76% - 100% - высокий уровень алгоритмического мышления.

На основе этого исследования составляется карточка на каждого учащегося, в которой отражается уровень интереса (количество ответов ДА), преимущественная профессия, уровень развития логического мышления, количество ответов на умение анализировать числовые ряды, уровень алгоритмического стиля мышления. После обучения в профильном классе желательно снова провести исследование и определить, как изменилось отношение учащихся к предмету,  и просмотреть динамику развития мышления.

Литература:

1. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе.//Педагогика №2, 2004. С. 28-33.

2. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение.//Воспитание школьников №1, 2004. С. 2-7.

3. Методика ДДО http://www.akvilon-k.com/testy/detail.php?ID=1040

4. Психологический практикум «Познавательные процессы. Межличностные отношения»: методические разработки  И.А. Сергеевой 

http://www.sdo.iriit.irk.ru/library/33/723/psi_prak 2.DOC

5. Диск «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия – 2006».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник профессиональных склонностей для учащихся 9 класса.

Разработка по профориентационной работе в 9 классе содержит презентацию с опросником и бланки для заполнения....

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"

Мастер-класс по  опыту работы над формированием коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог" для учащихся 10-11 классов. Представлена подборка методов и ...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"

Презентация к мастер-классу по теме "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"....

Диагностика уровня знаний учащихся 10-х (профильных) классов по информатике

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации ...

Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...

Формирование профессиональных умений учащихся на уроках профильного труда посредством применения современных педагогических технологий.

Современные технологии обучения позволяют развивать и совершенствовать познавательную активность обучающихся с ОВЗ....