«Изучение профессиональных склонностей учащихся при формировании профильных курсов по информатике»
статья по информатике и икт (10 класс) на тему
В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводиться эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 от 23.03.2001. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statiay.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение профессиональных склонностей учащихся при формировании профильных курсов по информатике»
В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводиться эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 от 23.03.2001. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.
Однако проблема выбора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Психологи разрабатывают методики исследования склонностей учащихся к разным видам деятельности, чтобы помочь подростку правильно определить направление дальнейшего обучения. Многие из них ориентируются только на самооценку учащегося, например дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, в котором учащимся предлагаются 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий. По этой методике учащиеся, склонные к профессии программиста, оператора ЭВМ должны иметь наибольший показатель в типе «Человек - знаковая система». Тесты, использующие в своей основе самооценку испытуемого, определяют скорее мотивацию человека, а не его способности. Данный тест нужно использовать в совокупности с другими методиками, позволяющими определить психологические особенности ребёнка.
С информатикой связаны такие профессии, как программист, оператор ЭВМ, инженер, системный администратор, Web-дизайнер. Для успешной работы по этим профессиям необходимо иметь аналитико-логический и абстрактно-символический типы мышления, алгоритмический стиль мышления, склонность к исследовательской деятельности, высокий уровень самостоятельности.
Поэтому для изучения профессиональных склонностей учащихся необходимо исследовать и мнение учащихся, и их возможности. Для этого может послужить методика, состоящая из теста для определения интересов и склонностей, и теста с заданиями для исследования мышления. Исследование логического мышления и аналитического аспекта мышления взято из методических разработок психологического практикума «Познавательные процессы. Межличностные отношения» И.А. Сергеевой (Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта)
Методика определения интересов и склонностей по предмету информатика.
Испытуемому предлагается 17 вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет».
Нравиться ли вам:
- узнавать о достижениях в области разработки новой техники, нового программного обеспечения
- выяснять внутреннее устройство компьютера, принципы работы оборудования
- смотреть телепередачи о новостях робототехники
- заниматься математическими расчётами и вычислениями
- ремонтировать бытовые электроприборы
- читать журналы об электронике, компьютерах
- разбирать и ремонтировать компьютеры
- строить чертежи, схемы, графики на компьютере
- обслуживать машины и проборы
- устанавливать сеть между компьютерами
- находить и устранять неполадки в работе компьютера
- искать информацию в интернете
- создавать свои программные продукты
- набирать тексты на компьютере
- работать с графикой на компьютере
- самостоятельно искать информацию о новых программах и изучать их
- посещать кружок по информатике
- исправлять ошибки в решении задач
- заниматься безопасностью компьютера, изучать информацию о вирусах и антивирусных программах
Обработка результатов:
Чем больше количество ответов да, тем выше мотивация и интерес к предмету информатика. Вопросы можно подразделить на несколько профессий, некоторые вопросы подойдут к нескольким профессиям.
Программист: 3, 4, 8, 13, 17, 18
Оператор ЭВМ, инженер: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 16, 17
Web-дизайнер: 12, 13, 14, 15, 17
Системный администратор: 1, 2, 6, 10, 11, 12, 16, 17, 19
Исследование логического мышления (книга И.А. Сергеева)
Цель исследования: определить уровень развития логического мышления
Инструкция
"Вам предлагается 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач - 5 минут."
По истечение 5 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"
Стимульный материал
1. А больше Б в 9 раз 2. А меньше Б в 10 раз
Б меньше В в 4 раза Б больше В в 6 раз
В ? А А ? В
3. А больше Б в 3 раза 4. А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 6 раз Б меньше В в 3 раза
В ? А В ? А
5. А меньше Б в 3 раза 6. А больше Б в 9 раз
Б больше В в 7 раз Б меньше В в 12 раз
А ? В В ? А
7. А больше Б в 6 раз 8. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 раз Б больше В в 5 раз
А ? В В ? А
9. А меньше Б в 10 раз 10. А меньше Б в 2 раза
Б больше В в 3 раза Б больше В в 8 раз
В ? А А ? В
11. А меньше Б в 3 раза 12. А больше Б в 2 раза
Б больше В в 4 раза Б меньше В в 5 раз
В ? А А ? В
13. А меньше Б в 5 раз 14. А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 6 раз Б больше В в 2 раза
В ? А А ? В
15. А больше Б в 4 раза 16. А меньше Б в 3 раза
Б меньше В в 3 раза Б больше В в 3 раза
В ? А А ? В
17. А больше Б в 4 раза 18. А больше В в 3 раза
Б меньше В в 7 раз Б меньше В в 5 раз
В ? А А ? В
Обработка результатов
Обработка производится с помощью ключа - таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым задач.
Ключ
1. B < A | 7. A < B | 13. B < A |
2. A < B | 8. B < A | 14. A < B |
3. B > A | 9. B > A | 15. B < A |
4. B < A | 10. A > B | 16. A = B |
5. A > B | 11. B < A | 17. B > A |
6. B > A | 12. A < B | 18. A > B |
Анализ результатов
Уровень развития логического мышления определяется по количеству правильно решенных задач.
16-18 решенных задач свидетельствуют об очень высоком уровне логического мышления., 13-15 - высоком; 10 - 12 - среднем, 7 - 9 низком.; если решено 6 и менее задач, то логичность мышления очень низкая.
Исследование умения анализировать.
Цель исследования: оценить аналитический аспект мышления.
Инструкция
"Вам предъявляется 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут".
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 - - 7
2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 - -
4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78
5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4
6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94
7) 24 22 19 15 - -
Обработка и анализ результатов
Обработка результатов производится с помощью ключа. Оценивается количество правильно написанных чисел. Норма взрослого человека - 3 и выше.
Ключ
1) 12 9 5) 13
2) 25 36 6) 44 46
3) 13 20 7) 10 4
4) 36 38
Хорошее аналитическое мышление необходимо специалистам различных профессий, в первую очередь операторских, а также сферы "человек - техника".
Исследование алгоритмического стиля мышления на основе материала базового курса информатики.
Цель исследования: оценить уровень развития алгоритмического стиля мышления.
Инструкция
«Вам предлагается 8 заданий. Максимум на выполнение – 30 минут».
1. Расположите предложенные команды:
А) создать файл медведь.doc;
Б) создать папку ПТИЦЫ;
В) создать файл лев.doc;
Г) войти в созданную папку;
Д) сделать диск А: текущим;
Е) создать папку ЖИВОТНЫЕ
Таким образом, чтобы был получен алгоритм, с помощью которого на пустой дискете создаётся следующая файловая структура:
2. Чему будет равно А после выполнения алгоритма:
А=2
В=4
А=А+В
В=В-1
А=А+В
3. Чему будет равно В после выполнения приведённого алгоритма, если первоначально А=12, а В=0:
1) если А – чётное число, то А=А/2
2) если А-нечётное число, то А=А-1
3) В=В+1
4) если А≠0, то перейти к п.1. алгоритма
4. Какая команда пропущена, если после выполнения алгоритма С=19
1) А=2
2) В=4
3) С=А+В
4) В=В+2
5)
6) С=А+В+С
5. Какую задачу решает данный алгоритм?
1) введите r, a
2) Skruga=3.14*r*r
3) Skv=a*a
4) если Skv>Skruga, то вывести «Поместится», иначе вывести «Не поместится»
6. Определи правило получения чисел и заполни пропуск.
1 4 7 10 13 …
1 2 5 8 9 14 13 20 … 26
7. Из огромного мешка сахара хозяйка хочет взять 30 кг для варенья. В её распоряжении единственная гиря весом 1 кг и рычажные весы. Расставьте действия в нужном порядке, чтобы выполнить поставленную задачу за 5 взвешиваний.
1) ссыпать сахар из двух чашек в одну, добавить гирю и взвесить 4 кг сахара;
2) ссыпать сахар из двух чашек в одну, добавить гирю и взвесить 8кг сахара;
3) убрать гирю, добавить 8 кг к имеющимся и уравновесить новыми 15 кг, получится 15+15=30 кг;
4) взвесить 1 кг сахара;
5) положить гирю на отмеренный сахар и взвесить 2 кг сахара.
8. Мачеха велела Золушке принести ровно 3 л воды, а в доме всего 2 ведра: одно пятилитровое (ведро А), а другое девятилитровое (ведро Б). Расставьте действия в нужном порядке для того, чтобы помочь Золушке.
Обработка и анализ результатов
- ДЕБГАВ или ДБЕГАВ
- 9
- 3
- А=А+5
- Поместиться ли круг в квадрат
- 16; 17
- 45123
- 637591842
Вычислить процент выполнения заданий. До 50% - алгоритмический стиль мышления не развит, 50%-75% - средний уровень развитости алгоритмического мышления, 76% - 100% - высокий уровень алгоритмического мышления.
На основе этого исследования составляется карточка на каждого учащегося, в которой отражается уровень интереса (количество ответов ДА), преимущественная профессия, уровень развития логического мышления, количество ответов на умение анализировать числовые ряды, уровень алгоритмического стиля мышления. После обучения в профильном классе желательно снова провести исследование и определить, как изменилось отношение учащихся к предмету, и просмотреть динамику развития мышления.
Литература:
1. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе.//Педагогика №2, 2004. С. 28-33.
2. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение.//Воспитание школьников №1, 2004. С. 2-7.
3. Методика ДДО http://www.akvilon-k.com/testy/detail.php?ID=1040
4. Психологический практикум «Познавательные процессы. Межличностные отношения»: методические разработки И.А. Сергеевой
http://www.sdo.iriit.irk.ru/library/33/723/psi_prak 2.DOC
5. Диск «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия – 2006».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник профессиональных склонностей для учащихся 9 класса.
Разработка по профориентационной работе в 9 классе содержит презентацию с опросником и бланки для заполнения....
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"
Мастер-класс по опыту работы над формированием коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог" для учащихся 10-11 классов. Представлена подборка методов и ...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"
Презентация к мастер-классу по теме "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"....
Диагностика уровня знаний учащихся 10-х (профильных) классов по информатике
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации ...
Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия д...
Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики
Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...
Формирование профессиональных умений учащихся на уроках профильного труда посредством применения современных педагогических технологий.
Современные технологии обучения позволяют развивать и совершенствовать познавательную активность обучающихся с ОВЗ....