Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"
методическая разработка (психология, 10 класс) по теме
Мастер-класс по опыту работы над формированием коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог" для учащихся 10-11 классов. Представлена подборка методов и приемов, использование которых на уроке рационально по времени, можно использовать на различных этапах урока в зависимости от поставленных задач. К мастер-классу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_uchashchikhsya.doc | 231.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема «Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профиля «Педагог-психолог».
Цель мастер-класса: передать способы деятельности, методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности учащихся на уроке и внеурочное время, ознакомить с приемами невербальной коммуникации для повышения эффективности общения педагогов.
Когда-то слова были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга.
Зигмунд Фрейд ("Введение в психоанализ")
- Презентация педагогического опыта.
Целью государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в части среднего общего образования является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического развития страны.
Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Соответственно принципиально меняются и цели образования. Школа сегодня смещает акценты со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Другими словами компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией.
С учетом того, что компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, в Концепции 12-летнего образования выделены 7 ключевых компетентностей: /слайд/ ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования.
Уровень образованности сегодня определяется не объемом знаний, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, не отрицание знаний, а акцент на способность использовать полученные знания.
/слайд/ Коммуникативная компетентность – готовность к общению с другими людьми. Выражается в умениях:
- самостоятельно вступать в контакт с собеседником любого типа (по возрасту, по статусу, степени близости и знакомства и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение, стимулировать к продолжению общения.
/слайд/ Методы формирования коммуникативной компетенции:
1. Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
Все формы учебного диалога;
Ролевые и деловые игры, доклады, предлагающие роли говорящего, слушающего и отвечающего;
Учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;
Дискуссии, обсуждения, диспуты;
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.
2. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
Подготовка заметок, статей;
Учебные исследования и проекты, требующие проведения анкетирования, или письменных опросов с предварительной подготовкой вопросов;
/слайд/
Формируемые умения коммуникативной компетентности: | Используемые методы активного обучения, приемы и упражнения для формирования коммуникативности: |
| Проведение учащимися устных опросов, интервью, анкетирования, ролевые игры «Собеседование»и т.д. |
| Изучение приемов невербальной коммуникации, ролевые игры, упражнение «За стеклом», упражнение «Наблюдатель», Упражнение «Ежедневник», «5 вопросов» |
| Дискуссии, диалог, круглый стол сообщения, мини-эксперимент, обучение технике эффективного общения, упражнение «Свободный микрофон» |
| Упражнение «Стул решений», упражнение «Планирование», упражнение «плюс, минус, интересно», дискуссия, круглый стол |
- Представление системы уроков.
Таблица 1. Система уроков курса «Педагог-психолог» с применением методов активного обучения для формирования коммуникативной компетентности. (обсуждение по таблице, приложение 1).
- Имитационная игра.
Методы, приемы и упражнения, применяемые на уроках:
Учебная дискуссия
- Личностные и профессиональные качества педагога-психолога.
- Система образования в разных странах мира.
Круглый стол
- Молодежные субкультуры: за и против.
- Почему подросток становится «трудным»?
Диалог – необходимый компонент процесса обучения, в котором учащийся учится вести общение на разных уровнях:
Личностный уровень – это диалог с собственным Я, общение с самим собой, собственным разумом;
Межличностный уровень – понимание диалога как процесса взаимодействия качественно разных ценностно-интеллектуальных позиций;
Мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек.
Уровни, характеризующие культуру речевой деятельности:
… ПЕДАГОГ ученик ученик ученик | … ПЕДАГОГ ученик ученик ученик | … ПЕДАГОГ ученик ученик ученик |
Монолог Репродуктивный уровень | Диалог Адаптивный уровень | Диалог Творческий уровень |
К.Роджерс говорил, что диалог строится на 4 китах: на духовно-нравственных основах внутреннего мира педагога, на вере в ребенка, обращении к его чувству достоинства, побуждении его к собственному поиску, активному росту и саморазвитию.
/слайд/ Важным моментом при планировании диалога является составление вопросов. Так, например, вопросы, направляемые ход мышления:
Каким образом можно …. использовать для ….?
Что случится, если …?
Что подразумевается под …?
В чем сильные и слабые стороны …. ?
На что похоже …?
Что мы уже знаем о …?
Каким образом … влияет на …?
Каким образом … связано с тем, что мы изучили ранее?
Объясните, почему …?
Объясните, как …?
В чем смысл…?
Почему важно …?
В чем разница между … и …?
Как можно применить … в повседневной жизни?
Какой аргумент можно привести против …?
Согласны ли вы с утверждением, что ….?
Как, по вашему мнению, посмотрел бы … на вопрос …?
/слайд/ Интервью
- Изучение правил проведения интервью (на уроке, тема раздела 1)
- Интервью с родителями на тему «Реализация профессиональных планов» (по схеме, данной учителем)
- Интервью с одноклассниками или друзьями (составлено самостоятельно, оказана помощь учителя, тема свободная)
- Проведение интервью с незнакомыми людьми (составлено самостоятельно, тема свободная)
/слайд/ Устный опрос мнения людей
- Изучение правил проведения опроса на уроке.
- Проведение опроса среди знакомых людей на свободную тему.
- Проведение опроса среди незнакомых людей на свободную тему.
/слайд/ Анкетирование
- Изучение составляющих анкеты, пробное составление (на уроке).
- Проведение составленной на уроке анкеты среди 10-15 знакомых человек.
- Самостоятельное составление анкеты на свободную тему и проведение ее среди незнакомых людей.
- Выход в группы других профилей с анкетированием по профессиональной ориентации (плановая помощь психологам УПК), обработка результатов, обсуждение «Листа оценки» за работу, выставленную учителями профилей.
/слайд/ Упражнение «Ежедневник»
1. Заполняется бланк ежедневника, назначается встреча одноклассникам на определенное время (прием распределения на пары сменного состава).
2. Обсуждение в паре заданной темы:
- Смысл притчи
- Великие о великом
- Экспресс-интервью
/слайд/ Экспресс-интервью
Темы для интервью:
- Что значит «сложный характер»? Какой у тебя характер?
- Что для тебя означает УСПЕХ?
- Какими качествами должен обладать ЛИДЕР?
- Тема ЗАПРЕТЫ. А что запрещают тебе?
- Ты будешь счастлив, если…?
- Какие у тебя достоинства и недостатки?
/слайд/ Упражнение «За стеклом»
Учащимся предлагается по очереди с помощью языка жестов передать смысл простых фраз:
Например,
Скоро Новый год!
Сегодня на улице холодно.
Как пройти в библиотеку?
Дайте, пожалуйста, воды.
/слайд/ Упражнение «Свободный микрофон»
Учитель говорит «Вы интересный человек и у окружающих к Вам много вопросов», выбирается 1 учащийся, он садится на стул лицом к классу и ему задают вопросы о его жизни, планах на будущее и т.д тематика не ограничена.
Правило – вопросы не должны быть некорректными, отвечающий имеет право не отвечать на вопрос.
/слайд/ Мини-эксперимент
Выбирается одно из утверждений и темы и доказывается на примере.
Например, при изучении темы «Общение» для формулировки одного из правил эффективного общения выбирается пара учащихся, им предлагается общаться:
- Сидя спинами друг к другу;
- Один сидит, один стоит;
- Оба сидят и смотрят друг на друга.
Вопрос «Как было общаться комфортнее?»
Вывод: глаза в глаза.
/слайд/ Упражнение «5 вопросов»
Задается тема для обсуждения. Выбирается по желанию учащийся, который готов аргументировать свое мнение. Остальные учащиеся задают ему 5 вопросов, на которые он должен ответить. Вопросы касаются только мнения ученика по обсуждаемой теме.
Например, тема «есть ли на свете одинаковые люди?»
Вопросы:1. Я - добрый и он добрый, значит мы похожи?
2. Сын похож внешне на отца, значит они одинаковые?
…. 5. Тогда почему у всех людей разные отпечатки пальцев?
/слайд/ Темы к упражнению «5 вопросов»
- Влияет ли на судьбу человека страна, где он родился»?
- Согласен ли ты с утверждением «выживает сильнейший»?
- Семья – нужна ли она человеку и обществу?
- Можно ли наказывать детей?
- Почему люди воруют?
- Жизнь человека – ценность?
- Почему люди лгут?
/слайд/ Упражнение «Стоп-кадр»
Дать оценку ситуации или человеку по фото.
Развитие внимательности, наблюдательности, умения сопоставлять, прогнозировать, давать оценку, аргументировать свое мнение.
/слайд/ Творческие работы
Написать письмо в редакцию молодежного журнала с просьбой помочь другу.
Написать пособие для взрослых «Как правильно общаться с подростком».
/слайд/ Ролевая игра
«Прием на работу» (собеседование), «Консультация психолога», «Претензии: родители и дети», «Претензии: учитель-ученик», «Консилиум педагогов-психологов».
- Моделирование.
Участникам мастер-класса предлагается принять участие в разработке урока-симпозиума (разновидности дискуссии) «Образование в странах мира».
План работы:
- Входные данные для работы учителей.
Информирование о теме, кол-ве часов на изучение материала, учебные цели, выдача учебного блока (информация о системе образования в странах: Казахстан, Россия, Китай, США, Англия, Франция, Япония, Финляндия, Германия.
- Распределение теоретических блоков для изучения с целью дальнейшего обсуждения и планирования урока-симпозиума.
- Время на изучение «стран-участниц» материала и подготовка к выступлению.
- Деление на 3 группы. Работа в группах. Планирование хода урока, составление вопросов к обсуждению. (результат – составить план урока-симпозиума).
- Обсуждение результатов работы групп.
- Экспресс-курс по невербальной коммуникации.
Итак, большая часть рабочего дня педагога (66,2 %) про текает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженны ми являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому, сейчас наиболее значимой представ ляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.
Известно, что коммуникация в профессиональной деятель ности выполняет три основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаи модействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и фор мирования образа другого человека и установления взаимо действия.
В свою очередь, критерии развития коммуникативной ком петенции должны соответствовать основным функциям и отра жать следующие умения:
- вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
- вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодейст вия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно отно сится к нему.
Предлагаю Вам пройти экспресс-курс по обучению невербальным средствам коммуникации.
(экспресс-курс изложен в слайд-шоу+обучающее видео, материал в презентации «Экспресс-курс по невербалике»)
- Рефлексия.
Обсуждение мастер-класса за чашкой чая, обмен мнениями участников.
Презентация дисков с материалом опыта для участников мастер-класса, содержание диска:
- Разработки классных часов с использованием методов активного обучения на темы по выбору профессии и актуальным темам подросткового возраста (15 разработок);
- Видеоролики на острые социальные темы для использования на классных часах (16 шт);
- Блок «Великие о великом» с высказываниями на разные темы, оформленные эстетично (76шт), притчи (11шт);
- Папка «Молодому учителю» с методическими рекомендациями по планированию исследовательской деятельности, составлению печатной продукции, методы и приемы обучения, используемые на уроке с рекомендациями по использованию на различных этапах уроков, образцы интересных карточек для организации контроля знаний учащихся, структура работы по теме самообразования, как работать по методу проектов.
- Теоретический блок «Методы активного обучения» с материалами о методах дискуссии, анализа конкретной ситуации, ролевые игры и т.д., КЕЙС с современными методами обучения.
- Презентация «Экспресс-курс по невербальным средствам коммуникации».
СИСТЕМА УРОКОВ КУРСА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»
С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ КУРСА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» | |||||||
формируемые умения коммуникативной компетентности: | Профессия педагог-психолог | Психология. Методы исследования в психологии | Познавательные процессы: память, внимание, мышление и т.д | Психология общения | Возрастная психология | Направления работы педагога-психолога | Методы обучения и воспитания |
| Обучение правил проведения и проведение учащимися опроса, интервью, анкетирования | Проведение тестов по изучению познавательных процессов (в парах) | Ролевые игры, изучение приемов невербальной коммуникации, упр. «За стеклом» | Экспресс-интервью, информационный проект в паре «Подростковый период» | Изучение методов арт-терапии, проведение в группах | Экспресс-интервью | |
| Упр. «Ежедневник», упр. «5 вопросов», | Упр. «Наблюдатель», проведение рисуночных тестов в семье | Упр. «Ежедневник», Упр. «Свободный микрофон» | Упр. «Ежедневник», упр. «5 вопросов» | Упр. «Ежедневник», Упр. «5 вопросов», Творческая работа «Написать письмо в редакцию» | Упр. «5 вопросов», Упр. «+/-/интересно» | |
| Дискуссия «Личностные и профессиональные качества ПП» | Мини-эксперимент «Влияние внешнего вида, манеры говорить, места проведения на людей при проведении опроса» | Упр. «Свободный микрофон» | Мини-эксперимент, обучение технике эффективного общения, управление конфликтами | Творческие работы, ролевая игра «Претензии: родители-дети» | Консультирование в сложных жизненных ситуациях (изучение в парах, выступления, обсуждения) | Дискуссия «Обучение за границей: +и-», ролевая игра «Претензии: учитель-ученик» |
| Дискуссия «Востребованность на рынке труда профессии ПП» | Просмотр видео с экспериментами из серии «Я и другие», обсуждение. | Активный диалог «Что или Кто влияет на формирование характера?», «Лидер – кто он?» Просмотр видео, обсуждение. | Круглый стол «Молодежные субкультуры: за и против», Круглый стол «Почему подросток становится трудным?» Упр. «Стул решений» | Упр. «Планирование», ролевая игра «Консультация педагога-психолога» | Урок-форум молодежи разных стран мира по вопросам образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....
Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя представлен в виде презентации....
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"
Презентация к мастер-классу по теме "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках профильного курса "Педагог-психолог"....
Формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка
Формирование ключевых компетентностей через различные формы работы...