Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики
статья по информатике и икт на тему

Шестопалова Ольга Александровна

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информационным технологиям.

Одной из ведущих задач педагогического процесса подготовки ученика является преобразование личности учащегося в студента-профессионала, способного решать все многообразие задач, связанных с обучением. Поэтому улучшение профессиональной подготовки ученика требует не только новых, более эффективных путей организации профильных курсов обучения в школе, но и пересмотра структуры и содержания предметной программы, поднятия ее на технологический уровень преподавания и учения на основе профессиональной идентичности личности и профессии, профессиональной компетентности и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_model_elektivnye_kursy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель методической системы  формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Шестопалова О.А.

Соискатель, кафедра кафедры информатики и методики преподавания информатики,

Г. Нижневартовск

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информационным технологиям.

Одной из ведущих задач педагогического процесса подготовки ученика является преобразование личности учащегося в студента-профессионала, способного решать все многообразие задач, связанных с обучением. Поэтому улучшение профессиональной подготовки ученика требует не только новых, более эффективных путей организации профильных курсов обучения в школе, но и пересмотра структуры и содержания предметной программы, поднятия ее на технологический уровень преподавания и учения на основе профессиональной идентичности личности и профессии, профессиональной компетентности и творчества.

Исходя из общей концепции совершенствования подготовки ученика, обоснованной в работах А.И.Пискунова, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Н.Ф.Тылызиной и других дидактиков и психологов, можно сформулировать следующие основные направления совершенствования структуры и содержания методической системы подготовки старшеклассников сетевым технологиям через профильные курсы:

  • ориентация в создании программ методической подготовки на научно обоснованную модель деятельности ученика;
  • обоснованное изменение "удельного веса" отдельных компонентов структуры профессиональной подготовки ученика в направлении усиления проектировочного компонента сетевых технологий через профильные курсы;
  • модернизация программ методической подготовки в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, задач профильного обучения в целом;
  • непрерывность системы обучения ученика, повышение роли самообразования, что особенно актуально для школы в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике, постоянным расширением сферы применения компьютеров;
  • обеспечение гибкости системы подготовки, т.е. обеспечение дифференциации и вариативности обучения в зависимости от различных факторов, максимально возможной ориентации на индивидуальные способности ученика;
  • открытость системы для внедрения новых и совершенствования уже имеющихся моделей профильного обучения.

Определяя стратегию формирования проектировочного компонента профессиональной компетентности ученика сетевым технологиям, мы руководствовались следующими принципами:

- соответствия требованиям образовательного стандарта в области требований к овладению старшеклассников проектировочной деятельностью;

- адекватности содержания профильного обучения старшеклассников сетевым методам образования и содержанию школьного образования, а также их носителям (учебникам, методическим пособиям, дидактическому материалу и т.п.);

- преемственности каждого компонента педагогической системы и дисциплин учебного плана в формировании профессиональной компетенции ученика в области сетевых технологий;

- единства теории и практики проектирования профильного образования сетевым технологиям информатики и всей совокупности видов образовательной деятельности школьников в период обучения.

Для построения эффективной методической системы обучение должно быть:

Деятельностным – направленным на приобретение обучающимся необходимых компетенций и комплекса знаний, умений, навыков;

В нашем понимании, деятельностный подход к обучению состоит в том, что сначала моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, а затем на канву этой деятельности адекватно накладывается содержание обучения и все другие составляющие учебного процесса.

Активным – направленным на развитие, стимулирование процессов самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития старшеклассника.

Иначе говоря, принцип активного обучения позволяет рассматривать ученика как активного деятеля в профильном образовании, как творца своего знания.

Управляемым – планомерным и поэтапным обучением с обратными связями и итерационными адаптивными процедурами достижения требуемого результата на каждом этапе;

Личностно-ориентированным – опирающимся на индивидуальные характеристики обучающегося при формировании требуемых компетенций;

Общественно-ориентированным – опирающимся на современные и перспективные потребности общества и формирующим коммуникативные умения и навыки у обучающегося;

Компетентностным – формирующим широкий кругозор индивидуума, как в информационной сфере, включая смежные предметы обучения, так и сетевые технологии через профильные курсы информатики.

Перечислим основные функции методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики:

• гносеологическая функция направлена на познание образовательного процесса через профильные курсы как объекта проектирования, на изучение педагогических технологий, на создание информационного банка способов, приемов решения профессиональных педагогических задач, на осознание сетевых технологий информатики;

• проектировочная функция проявляется в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности старшеклассников профильного процесса образования, при выборе наиболее эффективных методических приемов разрешения конкретных ситуаций;

• нормативная функция поддерживает соблюдение определенных требований, правил, предписаний к проектированию профильного процесса образования, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта;

рефлексивная функция обеспечивает осмысление сетевых технологий через профильные курсы деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей, создание условий для саморазвития;

• гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка.

Как отмечал И.Я.Лернер, педагогическая система функционирует и развивается по законам педагогической логики, которая опирается на общую теорию познания. В соответствии с этой теорией логика познания сводится к восхождению от абстрактного к конкретному. В нашем случае этот процесс выглядит следующим образом:

  • целостное восприятие осваиваемого материала;
  • усвоение его в статичном виде;
  • восхождение на новый уровень теоретического осмысления;
  • творческое применение.

1) Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставляющие школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профильного курса Информатика

Рабочая программа профильного курса Информатика и ИКТ по программе Фиошина...

Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

Сетевая культура старшеклассников и профильные курсы информатики

В статье автор актуализирует необходимость формирования сетевой культуры старшеклассников через профильные курсы информатики. Также рассматриваются различные подходы к определению «сетевая культура» с...

Методические подходы к обучению сетевым технологиям на основе имитации функционирования аппаратно-программных средств (на примере профильного курса информатики и ИКТ)

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Использование модульной технологии в преподавании школьного курса информатики

Статья на тему: Использование модульной технологии в преподавании школьного курса информатики...

"Применение гипертекстовых технологий при разработке учебно-методических материалов в образовательной организации" в базовом курсе информатики.

quot;Применение гипертекстовых технологий при разработке учебно-методических материалов в образовательной организации" в базовом курсе информатики....