Формирование профессиональных умений учащихся на уроках профильного труда посредством применения современных педагогических технологий.
статья

Пурдяева Валентина Викторовна

Современные технологии обучения позволяют развивать и совершенствовать познавательную активность обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на МО57.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска»

Выступление на МО:

Тема: «Формирование профессиональных умений у обучающихся на уроках профильного труда и СБО посредством применения современных педагогических технологий»

                             Учитель профильного труда : Пурдяева В.В.

                              Смоленск 2023 г.

   Обучение на уроках трудового обучения (технологии) осуществляется не только на уровне интеллектуальных умений, но и в практическом плане, подкрепляющем и реализующем умственные действия. Отмечено, что умственный и практический план у отдельных школьников не совпадают.

Трудовая деятельность включает не только практические, но и внутренние, умственные действия. Чем сложнее практическое задание, тем большую роль в его решении играют теоретические знания школьников и связанные с ними умственные действия.

      Построение урока с позиции ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние учащегося в процессе учебной деятельности, возможности длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное наступление переутомления. Правильно организованный урок  и результат – взаимный интерес, который подавляет утомляемость.

     Важным аспектом является психологический климат для ученика на уроке. Решая задачу переутомления, и появляется стимуляция для раскрытия творческих возможностей учащихся. Создавая  доброжелательную обстановку на уроке, стараюсь быть внимательной к каждому высказыванию, тактично исправляю ошибки, поощряю к самостоятельной мыслительной деятельности, использую юмор.

     Для снятия эмоционального напряжения использую:

-интерактивные обучающие программы;

-игровые технологии;

-оригинальные задания.

Применение физкультпауз должно быть уместным и правильным. Подготовительный этап представляет собой целевую сторону учебной деятельности школьников. На подготовительном этапе занятия рассматриваются следующие моменты:

  1. Усвоение учащимися теоретических знаний в процессе фронтального обучения.
  2. Умение ориентироваться в задании по образцу, эскизу, чертежу и технологической карте в процессе фронтального обучения.
  3. Умение рассказать о последовательности предстоящей работы в процессе фронтального обучения.

         Исполнительный этап представляет собой практическую сторону деятельности школьников. На исполнительном этапе занятия в ходе эксперимента рассматриваются следующие моменты практической деятельности:

  1. Усвоение приемов разметки в процессе фронтальной работы.
  2. Усвоение приемов работы инструментами в процессе работы.
  3. Умение контролировать свою работу (самоконтроль)

      При изучении особенностей восприятия и усвоения школьниками учебного материала в процессе теоретической и практической  деятельности необходимо систематизировать наблюдения за учащимися на каждом этапе занятия с фиксацией трудностей. В процессе обучения у школьников наблюдается в любое время урока изменение работоспособности, которое проявляется в снижении или повышении учебной активности. Утомление приводит к снижению работоспособности. На учащихся оказывает  влияние неблагоприятные условия для организации учебной деятельности, в которых выполняется работа ( слабая освещенность, чистота воздуха, шум, запахи, пыль, невозможность изменить позу, быстрый темп работы). Необходимо создать условия для предупреждения снижения работоспособности, данной группе учащихся.

    На состояние работоспособности ученика оказывает стрессовая ситуация, которую не всегда может предвидеть и предупредить учитель.

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка тогда, когда его деятельность протекает в трудных условиях.

Причины стресса:

  • Бытового характера (плохая освещенность, запахи, неудобное рабочее место и т.д.)
  • Технологического характера (трудное задание, большой оббьем заданий, непонятная техническая документация, резкая смена видов деятельности, слишком высокий рабочий темп)
  • Вербального характера (непонятная терминология, громкая речь учителя)
  • Физиологического характера (нарушения зрительной, слуховой или двигательной системы, частые хронические заболевания ребенка.

         

Любой из перечисленных факторов может стать причиной негативного отношения школьников к процессу обучения и снижения успеваемости. Неблагоприятные условия являются вредными раздражителями, вызывая отрицательные эмоции: неуверенность, уныние, разочарование и страх. В ходе экспериментов отмечено, что устранить полностью неблагоприятные факторы,  способные вызвать стресс, трудно, но можно предвидеть возможные осложнения и создать благоприятные условия для работы. Внимательное изучение каждого ученика, своевременное предупреждение возникновения нервных и психических перегрузок способствует созданию условий для активации учебной деятельности.

Если учитывать данные рекомендации, то обучающиеся Центра могут использовать полученные знания и умения по профильному труду и СБО  в дальнейшей жизни, при получении профессии.

Игровые технологии.

На работу с теоретическим материалом учитель трудового обучения отводит  не более 30% времени занятий. Основное время учащиеся занимаются отработкой умений и навыков в процессе практической деятельности.

Прежде чем приступить к объяснению нового материала, учителю необходимо повторять с учащимися материал, изученный на предыдущих занятиях. Малоэффективно повторение одним и тем же способом. Выбор форм повторения зависит от класса, темы, раздела программы. Необходимо использовать устный индивидуальный опрос, фронтальный опрос, отчет учащихся  о проделанной работе, уплотненный опрос (заполнение  карточек с кроссвордами, тестами и вопросами).

В период компьютеризации учебных заведений, развития и совершенствования всеобщей компьютерной грамотности школьников важным педагогическим условием является применение компьютеров на всех видах уроков. В настоящее время на пике находится интерес детей к компьютерным технологиям.

      Внедрение ИНФОРМАЦИОННО И  КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ оживило учебный процесс, сделало его динамичным и реалистичным. Знания, которые учащиеся получают на уроке с использованием И.К.Т., приобретаются разными каналами восприятия, поэтому  лучше воспринимаются, усваиваются и запоминаются.

     ИКТ является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционный  развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов восприятия, расширить кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

     ИКТ  дает возможность:

* представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

*создать положительную мотивацию (привлечение внимания);

* активизировать познавательную деятельность;

*оптимально  использовать время на уроке;

* видеть реакцию учеников.

* в  практике   использую:

электронные тесты;

интерактивные игры;

презентации.

 Для организации индивидуальной работы с компьютером достаточно иметь в каждом классе 1-2 компьютера.

Использование компьютерных технологий позволяет активизировать процесс усвоения теоретического материала и повысить мотивацию школьников со сниженными учебными возможностями.

При работе с компьютером можно выделить 4 этапа:

  1. Подготовительный этап;
  2. Этап практической работы на компьютере;
  3. Этап закрепления знаний;
  4. Контрольный этап.

Работа на компьютере должна быть дозирована. На этапе обучения простота построения упражнений позволяет школьникам со сниженным потенциалом учебно-трудовой деятельности   без особых усилий справляться с заданиями. При выполнении заданий на компьютере повышается интерес, развивается усидчивость, активизировалось внимание и мышление, пространственная ориентировка, а игровая форма способствует непреднамеренному запоминанию учебного материала. Использование интернета помогает выбрать учебно-профессиональное заведение; увидеть перечень профессий, которым обучают в данном училище.

     Учебный предмет позволяет мне обеспечить реальное включение в образовательный процесс ТЕХНОЛОГИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

     Работая над формированием нравственной личности ребенка с ОВЗ я поставила задачи:

*развивать нравственно – личностные положительные качества ребенка;

*воспитывать у детей умения и навыки осмысления своих поступков;

*повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

     Так как главное в работе учителя отводится воспитанию и обучению детей, все внимание направляю на формирование ребенка с нарушением интеллекта, как на личность, которая непременно попадет в среду общества.

     Основным звеном ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ является проблемная ситуация. Проблемная ситуация побуждает у учащихся мысль, познавательную потребность. Проблемные ситуации создаю при организации практической деятельности детей, в исследовательских заданиях. Чтобы проблемное обучение было эффективным, реализую следующие условия:

  • интерес к содержанию проблемы;
  • посильность решения проблемы для учеников;
  • значимость для учеников информации получаемой при решении;
  • диалогическое доброжелательное  общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, высказанных учащимися.

     Проблемная технология позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.

Проблемная технология обучения решает задачи:

*стимулирование мотивации;

*повышение познавательного интереса;

*формирование самостоятельности, ответственности, самокритичности, инициативы;

*развивает творческие способности;

*формирует убеждения;

*формирует навыки исследовательской деятельности;

*развивает коммуникативные компетенции

      В силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учителя и учащихся я включила ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТНОГО  ОБУЧЕНИЯ как приоритетную. Этот метод помогает мне  раскрыть  детям, для чего им нужны полученные знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. К тому же  основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их возможному конструированию  своих  знаний. В чем продуктивность применения проектной технологии:

- технологичностью: при последовательном выполнении работы задания предлагаются  по принципу « от простого к сложному» « от конкретного к абстрактному» при этом обязательно достигается желаемый результат;

- высокой эффективностью урока;

- развитием и поддержкой интереса к предмету;

-развитием коммуникативных навыков учащихся;

- практическим применением  приобретенных знаний и умений в новых ситуациях;

-развитием не речевых навыков учащихся;

-созданием благоприятного морально- психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и учащихся.

     Проектное обучение позволяет мне убрать  шаблонности в преподавании предмета.  Побуждать воспитанников к творчеству, развивать навыки экспрессивной речи и поддерживать познавательный интерес во время выполнений проектов.

     Создав  необходимые условия для реализации творческих способностей учащихся на уроках, я определила ЦЕЛЬ.

НАУЧИТЬ:

-приобретать знания самостоятельно;

-пользоваться уже имеющимися знаниями для решения других  задач;

- искать пути решения проблемы, выбирая  оптимальную, при наличии альтернативы;

- планировать свою деятельность;

-объективно оценивать процесс и результат.

     Использование  проектной  технологии  на уроках дает возможность учащимся больше работать самостоятельно, развить свои способности и проявить лидерские качества.

     Вывод:  Чтобы совершенствовать формирование профессиональных умений у обучающихся на уроках профильного труда и СБО посредством применения современных педагогических технологий»

необходимо:

  1. Создание технологических карт урока, которые поэтапно объясняют действия учащихся на каждом этапе урока.
  2. Устранение неблагоприятных факторов, стрессовых ситуаций, которые мешают усвоению материала.
  3. Закрепление полученных знаний практическими навыками для дальнейшей социализации учащихся.
  4. Использование на уроках игровых технологий, которые позволяют повысить мотивацию учащихся.
  5. Использование компьютерных технологий для лучшего усвоения и использования полученных знаний, умений и навыков.
  6. Использование дифференцированного подхода в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий

Тезисы к выступлению на тему: «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

Обучение детей с ОВЗ на уроках профильного труда с применением элементов здоровьесберегающих технологий

В сообщении изложено  применение здоровье сберегающих технологий на уроках профильного труда...

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему: «Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового качества знаний учащихся».

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему:«Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового каче...