Однозначное декодирование. Условие Фано
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9, 11 класс) по теме

Сергиенко Татьяна Геннадьевна

Разбор экзаменационных задач по декодированию информации. Прямое и обратное условие Фано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznachnoe_dekodirovanie.pptx102.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однозначное декодирование Прямое и обратное условие Фано Учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 7 г. Оха Сахалинской области Сергиенко Татьяна Геннадьевна

Слайд 2

Задача 1 Пусть для кодирования фразы «Доброе утро» выбран такой код: Д О Б Р Е У Т Пробел 111 000 00 1 01 0 10 11

Слайд 3

Коды букв «сцепляются» в единую битовую строку и передаются, например, по сети: Доброе утро→ 11100000100001110101000 В пункте назначения возникает проблема – как восстановить исходное сообщение, и возможно ли это.

Слайд 4

11100000100001110101000 Раскодировать данное сообщение можно разными способами. В том числе предположим, что оно состоит только из букв Р – 1 и У – 0. Тогда получим РРРУУУУУРУУУУРРРУРУРУУУ, т.е. бессмысленный набор букв .

Слайд 5

Код называется однозначно декодируемым , если любое кодовое сообщение можно расшифровать единственным способом (однозначно ).

Слайд 6

Значит, код не является однозначно декодируемым.

Слайд 7

Задача 2 Равномерные коды. Для той же фразы используем равномерный код: Д О Б Р Е У Т Пробел 111 000 001 101 011 010 100 110

Слайд 8

Равномерные коды неэкономичны – гораздо длиннее неравномерных. Это приводит к усложнению кодирования, но при этом они раскодируются однозначно, что, естественно, облегчает задачу.

Слайд 9

Задача 3 Чтобы сократить длину сообщения, можно попробовать применить неравномерный код, т.е. код, в котором кодовые слова, соответствующие разным символам исходного алфавита, могут иметь разную длину, от одного до нескольких символов.

Слайд 10

Используем следующий код: 0100101110000101011111101111010000 Эта битовая цепочка декодируется однозначно. Д О Б Р Е У Т Пробел 01 00 1011 100 1010 1101 1110 1111

Слайд 11

Первая буква - Д (код 01), т.к. ни одно другое кодовое слово не начинается с 01. Вторая буква – О (код 00). Никакое другое слово не начинается с 00. Это же свойство, которое называется условием Фано , выполняется и для кодовых слов других букв.

Слайд 12

УСЛОВИЕ ФАНО Никакое кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова. Такие коды называются префиксными (раскодируются с начала сообщения) и декодируются однозначно.

Слайд 13

Задача 4 Рассмотрим ещё один код: Он не является префиксным, т.к. код буквы Д (10 ) совпадает с началом кода буквы Б (1011), У(1000) и код буквы О(00) совпадает с началом кода буквы Р (001 ). Д О Б Р Е У Т Пробел 10 00 1011 001 0101 1000 0111 1111

Слайд 14

Закодируем наше сообщение: ДОБРОЕ УТРО→ 10 00 1011 001 00 0101 1111 1000 0111 001 00 Начнём раскодировать с начала. Первая – Д, или У, а дальше идут вообще разные варианты : Р или Б… Т.е. надо «заглядывать» вперёд, что очень неудобно.

Слайд 15

Попробуем раскодировать сообщение с конца – оно однозначно декодируется! Выполняется обратное условие Фано : никакое кодовое слово не совпадает с окончанием другого кодового слова.

Слайд 16

Коды , для которых выполняется обратное условие Фано , называются постфиксными.

Слайд 17

Сделаем вывод: Сообщение декодируется однозначно, если для используемого кода выполняется прямое или обратное условие Фано .

Слайд 18

Условие Фано - это достаточное, но не необходимое условие однозначной декодируемости Это значит, что: - для однозначной декодируемости достаточно выполнения хотя бы одного из двух условий - прямого или обратного. - могут существовать коды, для которых не выполняется ни прямое, ни обратное условие Фано , но тем не менее обеспечивается однозначное декодирование, т.к. иначе теряется смысл выражения.

Слайд 19

Задача 5 Для кодирования некоторой последовательности, состоящей из букв А, Б, В, Г и Д используется неравномерный двоичный код, позволяющий однозначно декодировать полученную двоичную последовательность. Вот этот код: А – 00, Б – 01, В – 100, Г – 101, Д – 110.

Слайд 20

Можно ли сократить для одной из букв длину кодового слова так, чтобы код по-прежнему можно было декодировать однозначно? Коды остальных букв меняться не должны. Выберите правильный вариант ответа: 1) для буквы Д -11 2) это невозможно 3) для буквы Г - 10 4) для буквы Д -10

Слайд 21

РЕШЕНИЕ: Исходный код – префиксный. Для него выполняется условие Фано – ни один из трёхбитных кодов не начинается ни с 00 (А), ни с 01 (Б). (При этом обратное условие Фано не выполняется – код А (00) совпадает с окончанием В (100), а код Б (01) совпадает с окончанием Г (101 ).)

Слайд 22

Теперь проверим ответы. Сократим Д до 11. Если полученный код нарушит прямое условие Фано , то свойство однозначного декодирования будет нарушено. Но этого не произошло, нет других кодов, начинающихся с 11. Это и есть верное решение. Проверим остальные варианты.

Слайд 23

Вариант 2 сразу не рассматриваем – ответ у нас найден. Вариант 3 нарушает прямое условие Фано – с 10 начинается код буквы В (101). Вариант 4 – так же нарушает прямое условие Фано . Т.е. ответ однозначный, других вариантов нет.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕКОДИРОВАНИЕ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР.

 «Человек – культура – социум » в методике преподавания иностранных языков выразилось в разработке личностно-ориентированного подхода . Обучение речевому общению стало основной задач...

« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»

Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...

Разработка урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС "Однозначные и многозначные слова"

Данный урок проводитсяя в 5 классе по программе, изучается в разделе "Лексика"....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Мухаметзяновой Фании Наримановны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя русского языка и литературы...

Условие Фано

Самостоятельная работа 5 вариантов...

Индивидуальный план по повышению профессионального уровня на межаттестационный период на 2020-2024 гг. учителя русского языка и литературы Хуснутдиновой Фании Фаниловны

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить друг...

Самостоятельная работа - условие Фано

Самостоятельная работа - условие Фано...