Разбор задания №16 КИМ ОГЭ на обработку объектов: цепочек символов, чисел, списков, деревьев.
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)

Лучкова Ольга Константиновна

В презентации рассматриваются разновидности заданий, в которых проверяется умение учащихся разобраться в нестандартном алгоритме, увидеть ограничения, накладываемые на входные и выходные данные, повторить алгоритм для некоторых входных данных; проанализировать результаты его выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_16_oge_2019.pptx467.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ 9 класс Подготовка к сдаче ГИА Лучкова О.К., учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ №77» г. Саратов

Слайд 2

При подготовке к ГИА учащимся необходимо: разъяснить особенности формулировок заданий; познакомить с критериями, которыми руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий; рассмотреть самые распространенные ошибки; отработать навыки тестирования; научить распределять время на выполнение тестовых заданий; ознакомить, по каким темам больше всего вопросов в тестах. 2

Слайд 3

Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий ( http://soiro.ru/activities/gia ) Номер задания Процент решения в 2015 году Процент решения в 2016 году Процент решения в 2017 году 1 83 66 69 4 59 56 62 5 94 84 86 6 91 44 53 9 80 68 62 10 80 62 65 12 80 67 67 13 73 66 64 16 56 27 54 17 86 83 86 18 74 64 70 3

Слайд 4

Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий ( http://soiro.ru/activities/gia ) 4

Слайд 5

Обобщенный план варианта КИМ 2017 года для ГИА выпускников IХ классов по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ 5

Слайд 6

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ 6

Слайд 7

Задание №16 КИМ ГИА Алгоритмы, обрабатывающие цепочки символов или числа 7

Слайд 8

Задание 16 8 В данной задаче проверяется умение разобраться в нестандартном алгоритме; увидеть ограничения, накладываемые на входные и выходные данные, повторить алгоритм для некоторых входных данных; проанализировать результаты его выполнения.

Слайд 9

9 Выделение значений двух сумм (значение 0); Проверяем условие следования в порядке неубывания ; Учитывая свойства суммы четных или нечетных цифр, обращаем внимание на состав оставшихся чисел. Если одно из чисел четное, делаем вывод, что второе является суммой нечетных цифр; проверяем возможность составить суммы, учитывая, что если цифры четные, то в сумме может получиться максимально число 8 (одна цифра), 16 (две цифры), 24 (три цифры), 32 (четыре цифры), если же цифры нечетные, то максимальное число составит 9 (одна цифра), 18 (две цифры), 27 (три цифры) , 36 (четыре цифры). Решение:

Слайд 10

10 Решение: Число Числа записаны в порядке неубывания Сумма четных цифр Сумма нечетных цифр Возможные слагаемые Подходит 623 + 6 23 6 и 9+9+5 + 23 + 2 3 2 и 1+1+1 + 227 + 2 27 2 и 9+9+9 + 1114 + 14 11 нет суммы двух нечетных цифр - 1416 + 14 16 8+6 и 9+7 + 187 - - - - - 320 + 20 3 8+8+4 и 3 + 429 + 4 29 не подходит - - 40 - - - - - всего 5

Слайд 11

Задание 16 (КИМ 2016) 11 623 23 227 1114 1416 187 320 429 40

Слайд 12

Задание 16 (КИМ 2016) 12 проверяем условие следования в порядке неубывания (больше или равно); учитывая свойства суммы четных или нечетных цифр, обращаем внимание на состав оставшихся чисел. Если одно из чисел четное, делаем вывод, что второе является суммой нечетных цифр; 40 429 320 187 1416 1114 227 23 623 1 4: 8 и 6 11: сумма двух нечетных цифр – чётна

Слайд 13

Задание 16 (КИМ 2016) 13 проверяем возможность составить суммы, учитывая, что если цифры четные, то в сумме может получиться максимально число 8 (одна цифра), 16 (две цифры), 24 (три цифры), 32 (четыре цифры), если же цифры нечетные, то максимальное число составит 9 (одна цифра), 18 (две цифры), 27 (три цифры) , 36 (четыре цифры). 623: 6 и 23=7+7+9 Ответ: 5 13 429 320 1416 227 23 623 23: 2 и 3=1+1+1 227: 2 и 27=9+9+9 1416: 14=7+7 и 16=8+8 320: 3 и 20=8+6+6 429: 4 и 29 ≥27

Слайд 14

14 Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам: Вычисляются два новых числа: сумма первых двух цифр , а также сумма последних двух цифр Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата: 1915 20 101 110 1213 1312 1819 312 1111 Задание 16 ( http://distan-school.ru/oge/index.php?tap=3&var=23 )

Слайд 15

15 проверяем условие следования сумм в порядке невозрастания (меньше или равно); четырёхзначное число лежит в диапазоне от 1000 до 9999, цифры-разряды этого числа принимают значения от 0 до 9(за исключением первой цифры), поэтому сумма двух цифр может быть от 0 до 18 . Решение: 1111 312 1819 1312 1213 110 101 20 1915 20: 1100 1 01: 5501 11 0: 6500 1312: 7657 1111: 9229 Ответ: 5

Слайд 16

16 Задание 16 ( Д. М. Ушаков «Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ» )

Слайд 17

17 проверяем условие следования сумм в порядке невозрастания (меньше или равно); трёхзначное число лежит в диапазоне от 100 до 999, цифры-разряды этого числа принимают значения от 0 до 9 (за исключением первой цифры), поэтому сумма двух цифр может быть от 0 до 18; Решение: 116 916 316 1619 1916 163 169 1616

Слайд 18

18 по условию при получении двух сумм цифр-разрядов в обоих суммах используется одна и та же цифра – средняя цифра числа, поэтому разница предполагаемых сумм не должна превышать значения 9. Решение: 116 163 169 1616 1616: 797 169: 790 163: 16-3=13 116: 560 Ответ: 3

Слайд 19

19 Задание 16 ( Открытый банк задании ОГЭ ) Автомат получает на вход пятизначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. Вычисляются два числа – сумма первых трёх цифр и сумма последних трёх цифр. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Пример. Исходное число: 15177. Поразрядные суммы: 7, 15. Результат: 157. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата. 2525 256 2520 2528 2825 2025 625 106 В ответе запишите только количество чисел.

Слайд 20

20 проверяем условие следования сумм в порядке невозрастания (меньше или равно); диапазоне возможных получаемых сумм для трех цифр-разрядов от 0 до 27 (9+9+9); по условию при получении двух сумм цифр-разрядов в обоих суммах используется одна и та же цифра – средняя цифра числа, поэтому разница предполагаемых сумм не должна превышать значения 9. Решение: 106 625 2025 2825 2528 2520 256 2525 2525: 88997 256: 25-6=19 2520: 88974 106: 33420 Ответ: 3

Слайд 21

21 Задание 16 ( Открытый банк задании ОГЭ ) Автомат получает на вход пятизначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. Вычисляются два числа – сумма первой, третьей и пятой цифр и сумма второй и четвёртой цифр заданного числа. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Пример. Исходное число: 15177. Поразрядные суммы: 9, 12. Результат: 129. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата. 1220 120 210 2012 1920 2019 212 2919 1929 В ответе запишите только количество чисел.

Слайд 22

22 проверяем условие следования сумм в порядке невозрастания (меньше или равно); диапазоне возможных получаемых сумм для трех цифр-разрядов от 0 до 27 (9+9+9), для двух от 0 до 18. Решение: 1929 2919 2019 1920 2012 210 120 1220 120: 30405 Ответ: 4 212 210: 90903 2012: 96962 2019: 20 и 19≥18 212: 92903 2919 : 29≥27 и 19≥18

Слайд 23

23 Задание 16 ( Типовые экзаменационные варианты С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина ) Автомат получает на вход двузначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. Вычисляются два числа – сумма квадратов старшего и младшего разрядов, а также квадрат суммы старшего и младшего разрядов. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей). Пример. Исходное число: 52. Вычисленные числа: 29, 49. Результат: 2949. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата. 10 11 25 59 95 2036 3264 6581 В ответе запишите только количество чисел.

Слайд 24

24 Решение: Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей). Ответ: 5 6581 3264 2036 95 59 25 11 10 Вычисляются два числа – сумма квадратов старшего и младшего разрядов, а также квадрат суммы старшего и младшего разрядов. 11: число 10 1 2 + 0=1; (1+0) 2 =1 59: число 12 или 21 2036: число 42 или 24 3264: число 44 6581: число 81 или 18

Слайд 25

25 Задание 16 ( Типовые экзаменационные варианты. С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина ) Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. Вычисляются два числа – произведение старшего и среднего разрядов, а также произведение младшего и среднего разрядов. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Пример. Исходное число: 231. Вычисленные числа: 6, 3. Результат: 63. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата. 10 24 99 100 497 813 4921 8127 В ответе запишите только количество чисел.

Слайд 26

26 Решение: Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Ответ: 6 8127 4921 813 497 100 99 24 10 Вычисляются два числа – произведение старшего и среднего разрядов, а также произведение младшего и среднего разрядов. 10: число 110 99: число 333 100: число 520 или 250 497: число 177 или 771 8127: число 399 или 993 4921: число 377 или 773

Слайд 27

27 Задание 16 ( Типовые экзаменационные варианты. С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина ) Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. Вычисляются два числа – произведение всех цифр числа, а также сумма остатков от деления всех цифр числа на 2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Пример. Исходное число: 231. Вычисленные числа: 6, 2. Результат: 62. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата. 31 32 43 52 132 190 813 7293 В ответе запишите только количество чисел.

Слайд 28

28 Решение: Ответ: 3 7293 813 190 132 52 43 32 31 Исключаем числа, которые не удовлетворяют второму правилу: полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей ). Учитывая свойство произведения четных и нечетных цифр(если один из множителей четный, то и произведение четно), а так же что остаток от деления на 2 может быть только 0 или 1, и для трех цифр не может превышать 3, анализируем оставшиеся числа. Вычисляются два числа – произведение всех цифр числа, а также сумма остатков от деления всех цифр числа на 2 . 31: число 111 813: число 339, или 393, или 933 7293: число 999

Слайд 29

29 Задание 16 ( Открытый банк задании ОГЭ ) Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу: в начале цепочки стоит одна из бусин D, B, C; на третьем месте – одна из бусин A, C, D, E, которой нет на первом месте; в середине – одна из бусин А, B, C, E, не стоящая на третьем месте. Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу? BCE DAB CCE DCD CAA BAC ABC DCB DAE В ответе запишите только количество цепочек

Слайд 30

30 в начале цепочки стоит одна из бусин D, B, C; Решение: на третьем месте – одна из бусин A, C, D, E, которой нет на первом месте; в середине – одна из бусин А, B, C, E, не стоящая на третьем месте. BCE DAB CCE DCD CAA BAC ABC DAE DCB Ответ: 4

Слайд 31

31 Решение: Цепочки в начале одна из бусин D, B, C на третьем месте одна из бусин A, C, D, E, которой нет на первом месте в середине одна из бусин А, B, C, E, не стоящая на третьем месте BCE + + + DAB + – – CCE + + + DCD + – – CAA + + – BAC + + + ABC – – – DCB + – – DAE + + +

Слайд 32

32 Задание 16 ( Открытый банк задании ОГЭ ) Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то дублируется левый символ цепочки, а если нечётна, то в конец цепочки добавляется буква М . В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите ( А – на Б , Б – на В и т. д., а Я – на А ). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма. Например, если исходной была цепочка ура , то результатом работы алгоритма будет цепочка ФСБН , а если исходной была цепочка КРОТ , то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЛСПУ . Дана цепочка символов РУКА . Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Слайд 33

33 Решение: Для решения данной задачи требуется формально исполнить предложенный алгоритм. Если алгоритм по условию необходимо выполнить дважды, то второй раз он применяется к результату выполнения, указанного алгоритма первый раз. Алгоритм: Вычисляется длина исходной цепочки символов; Если она чётна, то дублируется левый символ цепочки; Если нечётна, то в конец цепочки добавляется буква М ; В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите.

Слайд 34

34 Решение: 1. Вычисляется длина исходной цепочки символов; 2. Если она чётна, то дублируется левый символ цепочки; РУКА  4 Р РУКА  ССФЛБ 3. Если нечётна, то в конец цепочки добавляется буква М ; 4. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите. ССФЛБ  ССФЛБ М 5  ТТХМВН алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Ответ: ТТХМВН

Слайд 35

35 Информационные ресурсы sp-oge.sdamgia.ru - Информатика и ИКТ. 9кл. Подготовка к ОГЭ-2017: 20 вариантов/ Л. Н. Евич – Ростов-наДону : Легион, 2017. https://fileskachat.com/file/48887_f3ae4d60dec6c7100bccc8d4dc834d65.html - Информатике и ИКТ: типовые экзаменационные варианты(10 вариантов)/ С. С. Крылов, Т. Е. Чуркина – М.: Национальное образование, 2018. https://fileskachat.com/download/40350_f9022fce6a2a4eea5802274498ab84ec.html – Д. М. Ушаков «Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ», 2017 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ обучающихся. Открытый банк заданий Федеральный институт педагогических измерений – http://www.fipi.ru/ http://kpolyakov. spb . ru / – сайт К. Ю. Полякова доктора технических наук, учителя высшей категории. http://www.videouroki.net/ – Видеоуроки в Интернет для учителей и школьников. http://distan-school.ru/oge/index.php?tap=3&var=23 – материалы для подготовки к ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс. Создание и редактирование табличных объектов. Нумер. и маркер списки

8 класс. Создание  и редактирование табличных объектов. Нумер. и маркер. списки...

Презентация по теме Разбор заданий КИМ ГИА (задание 20.2)

В презентации рассматривается методика выполнения задания 20.2 контрольно-измерительных материалов ГИА. Маиериал можно использовать при подготовке учащихся 9 классов к сдаче экзамена по информатике и ...

Тема: Создание компьютерных презентаций, обработка объектов презентаций.

Цели:обучающие:-помочь учащимся получить представление о способах создания компьютерных презентаций и  их объектах;-сформировать навыки работы с компьютерными презентациями и их объектами...

ИНФОРМАТИКА . Разбор заданий ОГЭ (Задания 7 и 11)

Разбор заданий поинформатике (Задания 7 и 11)Это анимированный поэтапный разбор заданий,представленный различными спорсобами....

Самостоятельная работа по информатике «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки» (для подготовки к ОГЭ)

Материал подготовлен для занятий с учениками, которые выбрали в качестве ОГЭ информатику, но может быть полезен для закрепления темы и самостоятельных занятий...

Подготовка к ЕГЭ по информатике. Разбор задания 25 Обработка целых чисел. Проверка делимости.

Материал представлен в виде презентации. Основная цель - научить создавать программы для обработки целочисленной информации, нахождения делителей и обработки простых чисел. Рассмотрены разные типы зад...