Рабочая программа по информатике для основной школы 8-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего образования в Орловской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8-9_2016.docx | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плосковская основная общеобразовательная школа»
303331, Орловская область, Свердловский район, с.Плоское
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.16 года протокол № 2
Директор школы
_________ Поликарова Г. М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Уровень образования (класс) : ООО 8-9 классы
Количество часов 8 класс – 34 ч., 9 класс – 68ч.
Учитель – Пашкова Ольга Викторовна
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего образования в Орловской области.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту и содержанию КИМ. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Основное содержание (102 часа)
Информация и информационные процессы (6 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
- Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
- Вычисление количества текстовой и графической информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
- Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (11 часов)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
- Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
- Вставка в документ формул.
- Создание и форматирование списков.
- Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Создание гипертекстового документа.
- Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
- Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: работа I
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
- Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
- Сканирование графических изображений.
Практикум: работа II
Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
- Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
- Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
- Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
- Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
- Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа III, работа IV
Основы логики (10 часов)
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
Основные логические элементы компьютера.
Практические работы:
- Построение логических выражений и их преобразование.
- Построение таблиц истинности логических выражений.
- Решение логических задач.
- Построение логических схем.
Обработка числовой информации (6 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
- Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
- Создание и обработка таблиц.
- Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Построение диаграмм и графиков.
Практикум: работа V
Представление информации (8 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
- Арифметические вычисления в различных системах счисления.
- Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
- Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
- Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Алгоритмы и исполнители (10 + 24 часа)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Подпрограммы: процедуры и функции. Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
- Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
- Разработка алгоритма (программы) по обработке массивов.
- Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практикум: работа VI
Формализация и моделирование (10 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
- Построение генеалогического дерева семьи.
- Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
- Построение и исследование компьютерной модели массивов данных с использованием системы программирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
- Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа VII
Хранение информации (4 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
- Поиск записей в готовой базе данных.
- Сортировка записей в готовой базе данных.
Практикум: работа VIII
Коммуникационные технологии (12 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
- Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
- Путешествие по Всемирной паутине.
- Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
- Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
- Загрузка файла из файлового архива.
- Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
- Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
- Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Практикум: работа IX
Информационные технологии в обществе (4 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
- Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
- Защита информации от компьютерных вирусов.
- Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Практикум: работа X
Итоговое повторение ( 7 часов)
Резерв свободного учебного времени (9 час)
Практикум
1.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
2. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели.
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
3.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
4.Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
5.Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
6.Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
7.Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
8.Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
9.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
10.Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные понятия и операции логики;.
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- преобразовывать логические выражения и выполнять построение таблиц истинности логических выражений;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Календарно-тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ /п | Тема урока | Дата проведения урока план факт | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | |
Основы логики (10 часов) | |||||
1/1 | Основные понятия и операции формальной логики. Инструктаж по ОТ | 5.09 | УИНЗ | Аналитическая деятельность: - определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; - анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; - определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; - сравнивать различные алгоритмы решения одной за- дачи. Практическая деятельность: - исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; - преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; - строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; - строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; - строить арифметические, строковые, логические выра- жения и вычислять их значения. | |
2/2 | Логические выражения и их преобразование. | 12.09 | УИНЗ | ||
3/3 | Законы преобразования сложных логических выражений | 19.09 | УИНЗ | ||
4/4 | Построение таблиц истинности логических выражений. | 26.09 | УИНЗ | ||
5/5 | Рещение логических задач | 3.10 | УИНЗ | ||
6/6 | Рещение логических задач. | 10.10 | УИНЗ | ||
7/7 | Основные логические элементы компьютера. | 17.10 | УИНЗ | ||
8/8 | Построение логических схем. | 24.10 | УИНЗ | ||
9/9 | Логические устройства компьютера. | 7.11 | УИНЗ | ||
10/10 | Контрольная работа по теме: «Логика» | 14.11 | УОИСЗ | ||
Обработка числовой информации 6 часов | |||||
11/1 | Электронные таблицы. Типы данных. | 21.11 | УИНЗ | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | |
12/2 | Ячейка. Адресация в таблице | 28.11 | УИНЗ | ||
13/3 | Функции в среде электронных таблиц. | 5.12 | УИНЗ | ||
14/4 | Построение диаграмм и графиков. | 19.12 | УИНЗ | ||
15/5 | Практикум, работа 1 (5). Создание и обработка таблиц с результатами измерений. | 26.12 | УИНЗ | ||
16/6 | Контрольная работа по теме: «Обработка числовой информации» | 9.01 | УОИСЗ | ||
Представление информации (8 час) | |||||
17/1 | Язык как способ представления информации. Дискретная форма представления информации. Инструктаж по ОТ | 16.01 | УИНЗ | иметь представление о данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите; приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, которые встречаются в жизни; анализировать зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода; определять возможность использования подхода А.Н.Колмогорова к определению количества информации; определять существует ли возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов; выявлять возможные причины искажения информации при передаче; анализировать возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. | |
18/2 | Компьютерное представление текстовой информации. | 23.01 | УИНЗ | ||
19/3 | Компьютерное представление графической информации. | 30.01 | УИНЗ | ||
20/4 | Компьютерное представление звуковой информации. | 6.02 | УИНЗ | ||
21/5 | Представление числовой информации в компьютере. Системы счисления | 13.02 | УИНЗ |
| |
22/6 | Представление числовой информации в различных системах счисления | 20.02 | УИНЗ | ||
23/7 | Арифметические вычисления в различных системах счисления. | 27.02 | УИНЗ |
| |
24/8 | Контрольная работа по теме: «Представление информации в компьютере» | 6.03 | УОИСЗ | ||
Алгоритмы и исполнители (10 часов) | |||||
25/1 | Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. | 13.03 | УИНЗ | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человек Иметь представление о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках. | |
26/2 | Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов .Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов. | 20.03 | УИНЗ | ||
27/3 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. | 27.03 | УИНЗ | Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). Уметь различать постоянные и переменные величины. Знать типы величин определение таблицы (массива). Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление». Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием) | |
28/4 | Вспомогательный алгоритм. Разбиение задачи на подзадачи. | 10.04 | УИНЗ | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека, о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, об объектах алгоритмов (величина). Алгоритмическое. Уметь различать постоянные и переменные величины. Знать типы величин определение таблицы (массива). | |
29/5 | Языки программирования, их классификация. Типы данных. | 17.04 | УИНЗ | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания, об операторах ввода и вывода, об условном операторе, о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений, о программирование циклов с заданным условием продолжения работы, о программирование циклов с заданным условием окончания работы, о программирование циклов с заданным числом повторений, о массиве, его описание и заполнение, вывод, о последовательном поиске в массиве, о сортировке массива,. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива. Уметь записывать вспомогательный алгоритм в языках программирования с помощью подпрограмм. Знать виды подпрограмм (процедура, функция) | |
30/6 | Структура и этапы разработки программы. | 24.04 | УИНЗ | ||
31/7 | Алгоритмическая конструкция следования. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. | 8.05 | УИНЗ | ||
32/8 | Алгоритмические конструкции ветвление и выбора. Операторы ветвления и выбора | 15.05 | УИНЗ | ||
33/9 | Алгоритмические конструкции ветвление и выбора. | 22.05 | УИНЗ | ||
34/10 | Контрольная работа по теме: «Алгоритмы и исполнители» | 27.05 | УОИСЗ |
Примерное календарно-тематическое планирование 9 класс (2 часа в неделю,70 часов)
№п/п | Тема урока | Дата проведения урока план факт | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | ||
Алгоритмы и исполнители (24 часа)продолжение | ||||||
1/1 | Алгоритмы и исполнители (повторение). Инструктаж по ОТ | 3.09 | УИНЗ | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания, об операторах ввода и вывода, об условном операторе, о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений, о программирование циклов с заданным условием продолжения работы, о программирование циклов с заданным условием окончания работы, о программирование циклов с заданным числом повторений, о массиве, его описание и заполнение, вывод, о последовательном поиске в массиве, о сортировке массива,. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива. Уметь записывать вспомогательный алгоритм в языках программирования с помощью подпрограмм. Знать виды подпрограмм (процедура, функция) | ||
2/2 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление(повторение) | 5.09 | УИНЗ | |||
3/3 | Алгоритмическая конструкция повторения | 10.09 | УИНЗ | |||
4/4 7/7 | Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. | 12.09 | УИНЗ | |||
17.09 | ||||||
19.09 | ||||||
24.09 | ||||||
8/8 | Вспомогательный алгоритм. Подпрограммы | 26.09 | УИНЗ | |||
10/10 11/11 | Подпрограммы: процедуры и функции. | 1.10 | УИНЗ | |||
3.10 | ||||||
12/12 | Контрольная работа по теме: «Алгоритмические конструкции: ветвление, повторение. Вспомогательный алгоритм» | 8.10 | УИНЗ |
| ||
13/13 | Массивы (таблицы) как способ представления информации. | 10.10 | УИНЗ | |||
14/14 | Одномерные и двумерные массивы | 15.10 | УИНЗ | |||
15/15 18/18 | Разработка алгоритма (программы) по обработке массивов. | 17.10 | УИНЗ | |||
22.10 | ||||||
24.10 | ||||||
7.11 | ||||||
19/19 | Обрабатываемые объекты: цепочка символов | 12.11 | УИНЗ | |||
20/20 | Разработка алгоритма (программы) по обработке цепочки символов | 14.11 | УИНЗ | |||
21/21 | Обрабатываемые объекты: списки, деревья, графы. | 19.11 | УИНЗ | |||
22/22 | Текстовые файлы | 21.11 | УИНЗ | |||
23/23 | Практикум, работа 1 (6) Создание алгоритма и программы, решающего поставленную задачу | 26.11 | УИНЗ | |||
24/24 | Контрольная работа по теме: « Алгоритмы и исполнители» | 28.11 | ||||
Моделирование и формализация (10 часов) | ||||||
25/1 | Понятия объекта, системы и модели. Классификации моделей. | 3.12 | УИНЗ | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать соответствие используемого программного средства целям моделирования. Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. | ||
26/2 | Этапы моделирования. Модели, управляемые компьютером. | 5.12 | УИНЗ | |||
27/3 | Виды информационных моделей. Схемы, графы. | 10.12 | УИНЗ | |||
28/4 | Виды информационных моделей. Чертежи, диаграммы, планы, карты. | 12.12 | УИНЗ | |||
29/5 | Таблица как средство моделирования. | 17.12 | УИНЗ | |||
30/6 | Таблица как средство моделирования. | 19.12 | УИНЗ | |||
31/7 | Таблица как средство моделирования. | 24.12 | УИНЗ | |||
32/8 | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. | 26.12 | УИНЗ | |||
33/9 | Практикум, работа 2(8) Работа с моделями. Инструктаж по ОТ | 14.01 | УОИСЗ | |||
34/10 | Контрольная работа по теме: « Моделирование и формализация» | 16.01 | ||||
Хранение информации 7(4 часа+3часа резервного времени) | ||||||
35/1 | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных. | 21.01 | УИНЗ | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | ||
36/2 | Ввод и редактирование записей. | 23.01 | УИНЗ | |||
37/3 | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения | 28.01 | УИНЗ | |||
38/4 | Поиск, удаление и сортировка данных | 30.01 | УИНЗ | |||
39/5 | Обработка запросов в базах данных. | 4.02 | УИНЗ | |||
40/6 | Практикум, работа 3(7) «Работа с учебной базой данных». | 6.02 | УИНЗ | |||
41/7 | Контрольная работа по теме: «Хранение информации». | 11.02 | УОИСЗ | |||
Коммуникационные технологии 15(12 часов+3часа резервного времени) | ||||||
42/1 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации | 13.02 | УИНЗ | выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; анализировать информационно-коммуникационные технологии для организации личного информационного пространства Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты; | ||
43/2 | Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. | 18.02 | УИНЗ | |||
44/3 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 20.02 | УИНЗ | |||
45/4 | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам | 25.02 | УИНЗ | |||
46/5 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. | 27.02 | УИНЗ | |||
47/6 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. | 4.03 | УИНЗ | |||
48/7 | Поиск информации. Интерактивное общение. | 6.03 | УИНЗ | |||
49/8 | Архивирование и разархивирование. | 11.03 | УИНЗ | |||
50/9 | Компьютерные и некомпьютерные источники информации | 13.03 | УИНЗ | |||
51/10 | Инструментальные средства создания web-сайта | 18.03 | УИНЗ | |||
52/11 | Создание комплексного объекта в виде web-странички. | 20.03 | УИНЗ | |||
53/12 | Создание комплексного объекта в виде web-странички | 25.03 | УИНЗ | |||
54/13 | Создание комплексного объекта в виде web-странички | 27.03 | УИНЗ | |||
55/14 | Практикум, работа 4 (9)Создание комплексного объекта в виде web-странички. | 10.04 | УИНЗ | |||
56/15 | Контрольная работа по теме: «Коммуникационные технологии» | 15.04 | УКЗ | |||
Информационные технологии в обществе 6 (4часа+2 часа резервного времени) | ||||||
57/1 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. | 17.04 | УИНЗ | Аналитическая деятельность: приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения; анализировать информационно-коммуникационные технологии для организации личного информационного пространства. приводить примеры стандартизации в области ИКТ, указывать примеры монополизации в области ИКТ и их воздействия на процессы информатизации; анализировать информационно-коммуникационные технологии для организации личного информационного пространства Практическая деятельность: проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; определять наличие вредоносной программы на персональном компьютере, приводить описание мер по недопущению распространения вредоносных программ с личных устройств ИКТ; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. приводить примеры правовых актов (международных или российских), действующих в области ИКТ. | ||
58/2 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | 22.04 | УИНЗ | |||
59/3 | Этика и право при создании и использовании информации. | 24.04 | УИНЗ | |||
60/4 | Информационная безопасность. | 29.04 | УИНЗ | |||
61/5 | Правовая охрана информационных ресурсов. | 6.05 | УИНЗ | |||
62/6 | Практикум, работа 5 (10) Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. | 13.05 | УОИСЗ | |||
63-67 | Итоговое повторение | 15.05 | ||||
68 | Итоговый тест | 20.05 | УКЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...
Математика на уроках информатики в основной школе
Статья посвящена вопросу реализации межпредметных связей в обучении математике и информатике. В качестве примеров приводятся важнейшие темы пропедевтического и базового курса информатики, при из...
Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного уч...
Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"
Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествш...
Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по ОС "Школа 2100"
Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств ...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...
Рабочая программа по информатике для основной школы 5-7 классов. УМК Л.Л.Босова
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образоват...