Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"
статья на тему

Семененко Ольга Александровна

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествшкольников. В статье описывается возможность использования учебников информатики образовательной системы «Школа 2100» в основной школе для реализации требований стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_iro_2014.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семененко О.А., Шишкина А.Н.

ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Богданович

Живём в настоящем, думаем о будущем

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. В статье описывается возможность использования учебников информатики образовательной системы «Школа 2100» в основной школе для реализации требований стандарта.

For the standard implementation of 2nd generation of the necessary modern educational technologies and new textbooks, ensuring the development of subject skills, universal educational actions and personal qualities of students. The article describes the use of textbooks Informatics educational system "School 2100" in the basic school for implementation of the requirements of the standard.

Основной целью введения ФГОС является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Особенностью реализации ФГОС является формулировка результатов в виде умений. Важными метапредметными результатами считаются универсальные учебные действия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что новому стандарту необходимы новые учебники.

Образовательная система «Школа 2100» предлагает системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы с использованием современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы, позволяет организовать на уроке деятельность по самостоятельному открытию знаний. Технология продуктивного чтения учит понимать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся за счёт изменения традиционной системы оценивания. Проектная деятельность позволяет обеспечить развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной  деятельности в учебном процессе.

Автором концепции курса информатики в ОС «Школа 2100» является Александр Владимирович Горячев, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год. Авторский коллектив под руководством А.В. Горячева разработал новые учебники информатики, которые нацелены на формирование умений для жизни в информационном обществе.

Содержание учебников информатики с 7 по 9 класс подразумевает деление учащихся на два вида обучения – индивидуальная дифференциация и дифференциация по классам (подгруппам).

Индивидуальная дифференциация отражена в следующем: материал в учебниках дан с избытком – использован принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания и задания, которые ученики могут усвоить и выполнить. Общий объём всех уроков по модулям в учебнике одного класса позволяет проводить до трёх уроков в неделю. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики должны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Индивидуальная дифференциация подразумевает проведение промежуточной диагностики после цикла уроков, работу над ошибками по уровням (необходимому, повышенному, максимальному) и итоговую диагностику.

Для классов (подгрупп) можно использовать разные уровни обучения. Материал в учебнике представлен в виде относительно независимых учебных модулей. С каждым модулем связан перечень осваиваемых умений. Учитель вправе сам определить для каждого класса или подгруппы свой набор умений. Учитель сам подбирает под доступное число часов необходимый набор модулей, получает рабочую программу. Размеры модулей квантованы. Квант – 8-9 уроков (для обеспечения взаимозаменяемости модулей).

Модули в учебниках информатики ОС «Школа 2100» подразделяются на общие и профильные. Учебник для каждого класса состоит из двух книг. Книга 1 – общеобразовательная. Книга 2 – предпрофильная и профориентационная. Деление условное, это учебник-конструктор, выбор за учителем. Общеобразовательные модули направлены на применение средств ИКТ в универсальных действиях (в коммуникативных, в познавательных, в регулятивных и в личностных). Предпрофильные модули готовят детей к осознанному выбору профиля обучения, формируют способности к осуществлению зрелого выбора. Профильное обучение не просто готовит к ВУЗу, но и развивает школьника в определенном направлении.

 Использование учебников и применение технологий образовательной системы «Школа 2100» готовит учащихся к современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, чего и требует новый стандарт. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.

Список литературы:

  1. http://www.school2100.ru/ - сайт образовательной системы «Школа 2100»
  2. Журнал «Информатика. Первое сентября», № 3, 2014.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Баласс, 2012.

http://webconf.irro.ru/index.php/stati/ios-struktura-mekhanizmy-sozdaniya-i-ispolzovaniya-6/item/42-semenenko-o-a-shishkina-a-n-vozmozhnost-realizatsii-trebovanij-fgos-posredstvom-raznourovnevogo-obucheniya-informatike-v-osnovnoj-shkole-po-obrazovatelnoj-sisteme-shkola-2100 ссылка на статью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по ОС "Школа 2100"

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств ...

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

В статье рассмотрены особенности обучения информатике в условиях введения ФГОС. Приведены возможные варианты распределения учебного времени и основные типы уроков информатики.В статье рассмотрены особ...

Речемыслительная деятельность как средство реализации требований Стандарта

Как формировать у школьников смысловое чтение? Нужно ли вводить отдельный предмет? Как использовать потенциал урока? В статье раскрываются поставленные вопросы...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...