Математика на уроках информатики в основной школе
статья по информатике и икт по теме
Статья посвящена вопросу реализации межпредметных связей в обучении математике и информатике. В качестве примеров приводятся важнейшие темы пропедевтического и базового курса информатики, при изучении которых используется различный математический материал (задачи, формулировки определений, элементы теории множеств, ряд формул и т.п.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_na_urokah_informatiki_v_osnovnoy_shkole.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика на уроках информатики в основной школе
Преподавание двух предметов в школе обладает рядом преимуществ, поскольку позволяет учителю в полной мере продемонстрировать связь между данными дисциплинами и даже использовать средства одной при изучении другой. Информатика – самая «межпредметная» дисциплина в учебном плане школы. Она может во многом помочь при изучении различных предметов, но еще больше знание материала из других дисциплин может помочь на уроках информатики. И, ведущую роль в этом взаимном проникновении, безусловно, играет математика.
Пропедевтический курс информатики.
Одна из важнейших тем, изучаемых в этом курсе – «Понятия». Не вызывает сомнения, что умения грамотно сформулировать определение понятия, определить, в каком отношении находятся понятия, провести классификацию понятий, необходимых при изучении математических дисциплин, поэтому на уроках информатики эта тема изучается достаточно подробно. Надо отметить, что по учебнику Л. Босовой эта тема изучается в 6 классе, а значит, с одной стороны, запас математических определений у учащихся еще небольшой, а, с другой стороны, еще до изучения геометрии появляется возможность дать ученикам много полезной информации. К ней можно отнести знакомство с существенными и несущественными свойствами понятия, объемом и содержанием понятия, а также умение выполнять действие подведения под понятие, которое может быть проиллюстрировано как на знакомых примерах из математики, так и на незнакомых, но специально изучаемых с целью пропедевтики знаний.
При изучении темы «Алгоритмы» учащиеся впервые знакомятся с понятием блок-схемы, а значит появляется необходимость познакомить учащихся с некоторыми неизвестными фигурами (ромб, параллелограмм), показать их правильное изображение и научить правильно произносить их названия. При составлении первых блок-схем уже можно предлагать учащимся простейшие задания на составление алгоритмов, используя математический материал, например, составить блок-схему для вычисления площади (периметра) прямоугольника (квадрата) по его сторонам, длины окружности или площади круга по радиусу. Много важных вопросов можно пропедевтически рассмотреть на этом простом с точки зрения математики примере. Другим примером может служить задание на чтение блок-схем, например, вычислить значение буквенного выражения при заданных значениях переменных. Выполнение таких заданий может стать первым шагом на пути изучения одной из сложнейших тем курса информатики «Программирование».
Несомненно, самой красочной темой после темы «Презентации» является «Построение графиков и диаграмм» сначала в Word, а затем и в Excel. Очень удобно предлагать задания на построение диаграмм, используя задачи из школьных учебников математики 5- 7 классов.
Кроме того, знакомство с табличным процессором Excel позволяет предложить ученикам для решения ряд прикладных задач (на составление сметы, подсчет стоимости покупки и т.п.), которые не только легко решаются с помощью данной программы, но и позволяют многократно менять данные в условии задачи.
Элементарные навыки деления «уголком» необходимы при изучении темы «Двоичная система счисления», кстати, именно здесь очень остро ощущается каждая допущенная вычислительная ошибка.
И наконец, появляется возможность подробно объяснить учащимся различные способы решения логических задач (метод кругов Эйлера, табличный способ, с помощью графов), но для этого необходимо знать элементы теории множеств и изучить основные понятия теории графов, а значит без математики снова никуда.
Базовый курс
Изучение темы «Создание мультимедийных презентаций» в 8-9 классах позволяет не только сделать красочное сопровождение к различным математическим докладам и выступлениям, но и использовать изучаемый математический материал для создания презентаций. Например, очень интересная работа, которая находит отклик даже в классах с достаточно слабой математической подготовкой – подготовка презентации по теме «Виды движений», «Признаки равенства треугольников», «Многогранники и тела вращения» и т.п.
Изучение возможностей табличного процессора Excel в 8-9 классах дает возможность строить графики элементарных и кусочно-заданных функций.
При изучении систем счисления активно повторяются свойства степеней и представление числа в стандартном виде, используются навыки быстрого рационального устного счета.
Программирование является одной из сложнейших тем школьного курса информатики. Ее изучению посвящается достаточно большой промежуток времени, но даже несмотря на это у большинства учеников она не вызывает положительных эмоций, и, прежде всего, потому, что перед тем как составить программу, задачу надо решить математически. Но и из этой ситуации можно извлечь пользу: повторить целый ряд математических и физических формул, предлагая составить простейшие программы (по информатике закрепляется знание структуры программы, пунктуация языка, формируется умение составлять линейные алгоритмы, по математике – идет повторение формул, перевод одних единиц измерения в другие, вычисление значений функций по формулам и т.д.). Таким образом, очень удачно в 9 классе можно повторить темы «Площади и периметры фигур», «Прогрессии», «НОД и НОК», «Функции» и т.п.
Все это лишь малая часть тех примеров, которые демонстрируют теснейшую связь математики и информатики. Присутствие математических знаний на уроках информатики не должно пугать учеников, а наоборот, давать повод задуматься о необходимости математических знаний для получения разностороннего образования. Информатика же, в свою очередь должна давать возможность использования полученных знаний в новых условиях, способствовать развитию информационной культуры учащихся и формировать учение использовать компьютерные технологии для освоения нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...
Проект «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке информатики в основной школе»
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного ...
Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"
Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествш...
Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по ОС "Школа 2100"
Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств ...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...
Использование ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС основной школы
Использование ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС основной школы...
Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.
Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...