План-конспект урока по теме "Финансовое мошенничество"
план-конспект урока по информатике и икт (9, 10, 11 класс) на тему
Урок предназначен для возрастной группы учащихся 9-11 классов. Это интегрированный метапредметный урок (информатика, история, обществознание), разработанный совместно с учителем информатики ГБОУ Школы № 1985 Зайцевой Натальей Александровной. Также урок построен на основе практикума, составленного учителем математики ГБОУ Школы № 1285 Бредихиной Людмилы Вячеславовны. Урок рекомендуется проводить при наличии АРМ учеников и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_zaytseva_n.a._filina_e.v.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме «Финансовое мошенничество»
Зайцева Н.А. учитель информатики ИКТ, Филина Е.В. учитель истории
ГБОУ Школа № 1985
Класс: 10-11
Форма урока: интегрированный урок
Вид деятельности: поисково-исследовательский
Тип урока: комбинированный
Цель: мотивировать на выработку личной стратегии грамотного поведения в ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества
Задачи:
- рассмотреть виды финансового интернет – мошенничества и мошенничества с использованием банковских карт;
-выявить основные методы финансовых мошенников;
-выявить «слабые» стороны потерпевших от финансовых мошенников;
-выявить «зоны риска» встречи с финансовыми мошенниками
подготовить памятку по минимизации финансовых рисков.
Средства обучения: раздаточный материал на 4 группы, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), АРМ учителя, АРМ учеников (8 рабочих мест), цветной принтер, локальная сеть
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. | Приветствие учеников. Создание эмоционального настроя | |
2. | Погружение в содержание | Выдать конверты с ситуациями из жизни для каждой из групп Общий вопрос к классу: «Попробуйте охарактеризовать ситуации, представленные в вашей группе с которыми вы только что познакомились. » «Что общего в этих ситуациях?» | Чтение ситуаций, обсуждение внутри группы Ответ на вопрос. Формулировка темы урока (Финансовое мошенничество) |
3 | Исторический экскурс | Вопросы классу: «Что такое мошенничество? Как вы думаете, как давно люди стали зарабатывать на обмане других людей? Историческая справка о первых финансовых мошенниках. | Ответ на вопрос, высказывание предположений |
4 | Формулировка цели урока и проблемы урока | Вопросы классу: «В последнее время появилась тенденция к использованию сети интернет для массового обмана граждан. Мошенники зачастую осуществляют хакерские атаки на ведущие финансовые организации государства, используя доверчивость и малоинформированность граждан страны. Экономика страны и личная финансовая безопасность неразрывно связаны между собой. Если каждый гражданин будет бдительным, знать и соблюдать правила защиты своих персональных данных, устанавливать специальные приложения, которые будут защищать безопасных выход в интернет, то каждый сможет сохранить свою деньги и репутацию. Из вашего опыта: кто чаще всего становиться мишенью финансовых мошенников? Почему? | Формулировка проблемы : «Почему пенсионеры часто становятся жертвами финансовых мошенников» Цель урока : сделать простую и информативную памятку для населения. |
5 | Работа в группах | Раздает информационные материалы для работы. Объясняет суть задания, ставит учебную задачу. Консультирует и контролирует выполнение работы. Приложение 1 (задания) | Выполняет учебную задачу. Распределение ролей в группе: редакторы - обработка полученной информации, подбирают характерные фразы мошенников, анализируют признаки мошенничества, вырабатывают алгоритм действия (правила правильного поведения) верстальщики – из сетевой папки выбирают подходящие картинки, составляют макет памятки в Microsoft Publisher |
6. | Защита работ | Организация самопроверки, поддержание беседы | Передать по сети и распечатать получившиеся памятки. Познакомить класс со своей работой. Оценка работы других групп |
7 | Рефлексия | подведение учеников к выводам. Выставление оценок | Ученики формулируют выводы. Самооценка |
Приложение 1
Группа №1
Ситуация №1 | Ситуация №2 | Ситуация №3 | Ситуация №4 |
ВКонтакте к Вам приходит сообщение: «Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … (Ваше имя), можешь мне помочь? Нужно отправить смс с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко ;-) Заранее спасибо!!!» | Вы получили смс с текстом: http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки) | Вы с родителями уехали на курорт. Друзья на Facebook просят Вас о встрече. Вы размещаете очень красивые фотографии всей семьи с подписью : «Увидимся после 2 июля. Мы сейчас все на Кипре!" Прокомментируйте ситуацию. | В Интернете Вам пришло письмо, что Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта). Вам повезло? |
Группа №2
Ситуация №1 | Ситуация №2 |
На совершеннолетие бабушка Вам подарила некоторую сумму денег. Вы решили обменять эти деньги на валюту в обменнике рядом с Вашим домом. Но вот незадача: валюта закончилась. Вы расстроенный выходите на улицу, и тут очень приятный человек предлагает купить валюту по очень выгодному курсу. Чтобы у Вас не было сомнений в подлинности купюр, он предлагает их проверить тут же, в обменнике. Почему нет? Деньги проверили, сделка состоялась. Все хорошо? | На вечеринке у приятеля Вы познакомились с очень активным молодым человеком Александром: он молод, а у него есть уже своя машина, немалые наличные деньги. Оказывается, он занимается распространением какого-то бальзама для спортсменов. По очень выгодной, хотя и высокой, цене. (Но дешевле, чем аналоги в Интернете!) Он предлагает Вам заняться тем же. Ведь Вам нужны наличные деньги? Сколько можно просить у родителей? Вам надо подумать. Деньги у Вас есть, но совсем немного. Вы обмениваетесь телефонами. Через пару дней неожиданно другой Ваш новый знакомый, Никита, сообщает, что хотел бы купить именно это бальзам! И готов заплатить за него сумму в 2 раза большую, чем просит Александр. И не только он! У него много друзей-спортсменов, которым это товар необходим! Вы решаетесь выступить в роли продавца. Созваниваетесь с Александром, покупаете несколько банок этого бальзама. Но Никита на звонки не отвечает. Так же как и Александр. Почему? |
Группа №3
Ситуация №1 | Ситуация №2 | Ситуация №3 |
Вы получили смс о проведении благотворительной акции с просьбой отправить смс или позвонить на короткий номер, чтобы пожертвовать небольшую сумму на благотворительность. Вы – добрый и отзывчивый человек! Нуждающимся надо помогать! Вы будете участвовать в этой акции? | Вам позвонили на телефон и радостно сообщили: «Вам звонят с радиостанции «Русское Радио»! Поздравляем! Вы стали победителем нашей, совместно с Билайн, игры! Вы выиграли ноутбук! Вы готовы получить приз?» Конечно! Кто не готов? «В этом случае Вам надо купить очень быстро, в течение часа, 2 карты экспресс-оплаты Билайн номиналом 1000 рублей, позвонить по номеру*******. Мы Вас соединим с оператором, Вы сообщите номера этих карт, мы их активируем на Ваш номер телефона(это непременное условие Билайн).И ноутбук будет Вашим! » | Новая знакомая предложила Вам стать членом очень престижного закрытого молодежного клуба и, при этом, заработать, т.е. стать финансово независимым! В него входят избранные! Клуб очень интересный. Знакомства в нем могут пригодиться в дальнейшем: в нём состоят дети бизнесменов, известных спортсменов, актеров, политиков. Но вступить в него можно только после внесения членского взноса – 10 000 рублей. Плата, прямо скажем, символическая для такого уровня. Кроме того, если Вам понравится, и Вы «приведете» в клуб своих знакомых, то с каждого вновь прибывшего по Вашей рекомендации, Вы получите 1000 рублей. От того, кого приведут они, вы тоже получите проценты ! И интересно, и выгодно! У Вас всего 10000 рублей. Вы копили их 2 года! Попробуете преумножить капитал? |
Группа №4
Ситуация №1 | Ситуация №2 | Ситуация №3 |
На совершеннолетие родители подарили Вам банковскую дебетовую карту. Вдруг на телефон Вам приходит смс: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.» | Вы хотели бы немного заработать, чтобы иметь свои карманные деньги. Нашли объявление в Интернете о том, что требуется наборщик текста на ПК с зарплатой – 100 рублей за страницу. Но нужно сделать взнос на тот случай, если Вы не выполните заказ в срок, и заказчик не получит результат. Согласитесь ли Вы на эти условия? | При выходе в Интернет Вам приходит сообщение-реклама от Forex о возможности быстрого и высокого заработка на рынке ценных бумаг. Вы давно слышали о том, что торговля акциями – рискованное дело, но может оказаться очень прибыльным. Forex предлагает бесплатное обучение и последующее «трудоустройство». У Вас есть банковская карта с небольшой суммой, подаренная родителями на совершеннолетие. Попробуете? |
Приложение 2
Группа №1
Ситуация | Какие исходы возможны? | Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) | Что делать? |
ВКонтакте к Вам приходит сообщение: «Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … (Ваше имя), можешь мне помочь? Нужно отправить смс с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко ;-) Заранее спасибо!!!» | С большой долей вероятности после отправки смс со счета спишется гораздо больше, чем 1,5 руб. (Обычно - 200-300 руб., но предела нет.) | 1. Проверяйте просьбы своих друзей! Уточните у Вашего контакта, отправлял ли он Вам сообщение. ( Возможно, Ваш аккаунт взломан.) 2. Прежде чем отправить смс на короткий номер, узнайте стоимость исходящего смс по данному короткому номеру (для этого есть сайты) | |
Вы получили смс с текстом: http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки) | 1.При переходе по ссылке возможно установится вирус, рассылающий смс на короткие номера 2.Для подтверждения просмотра MMS могут потребовать отправить смс на короткий номер 3.Возможно, Вам написал кто-то знакомый | Не переходите по ссылкам в сообщениям с неизвестных номеров! Не открывайте файлы, пришедшие в MMSот неизвестных отправителей! Вирус может оказаться в сообщении. Посоветуйтесь с родителями и установите на мобильный антивирусную программу. | |
Вы с родителями уехали на курорт. Друзья на Facebook просят Вас о встрече. Вы размещаете очень красивые фотографии всей семьи с подписью : «Увидимся после 2 июля. Мы сейчас все на Кипре!" Прокомментируйте ситуацию. | 1. Друзья за Вас порадуются, вы отдохнете, приедете домой и все будет хорошо). 2. Вернувшись домой, обнаружите, что квартира ограблена. | 1. Ограничьте круг своего общения в в социальных сетях хорошо знакомыми вам людьми. 2. Помните, что ваш аккаунт может быть взломан. 3. Не размещайте в социальных сетях косвенным образом информацию о том, что в вашей квартире длительное время никого не будет. При современных возможностях доступа к различным базам не составит большого труда узнать ваш адрес. | |
В Интернете Вам пришло письмо, что Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта). Вам повезло? | По копии паспорта мошенники могут оформить кредит или другую финансовую сделку. | Ни в коем случае не передавайте копии своих паспортов! Не реагируйте на информацию подобного типа! Уходите с «навязчивых» сайтов! |
Группа №2
Ситуация | Какие исходы возможны? | Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник | Правила правильного поведения |
На совершеннолетие бабушка Вам подарила некоторую сумму денег. Вы решили обменять эти деньги на валюту в обменнике рядом с Вашим домом. Но вот незадача: валюта закончилась. Вы расстроенный выходите на улицу, и тут очень приятный человек предлагает купить валюту по очень выгодному курсу. Чтобы у Вас не было сомнений в подлинности купюр, он предлагает их проверить тут же, в обменнике. Почему нет? Деньги проверили, сделка состоялась. Все хорошо? | С большой долей вероятности купюры могут оказаться фальшивыми! Что ж, кассиры «сомнительных обменников» иногда «ошибаются». Особенно, если им это выгодно! | Не проводите финансовые операции в сомнительных местах! Обращайтесь в надежные банки или обменные пункты, имеющие лицензии и оборудованные видеокамерами. | |
На вечеринке у приятеля Вы познакомились с очень активным молодым человеком Александром: он молод, а у него есть уже своя машина, немалые наличные деньги. Оказывается, он занимается распространением какого-то бальзама для спортсменов. По очень выгодной, хотя и высокой, цене. (Но дешевле, чем аналоги в Интернете!) Он предлагает Вам заняться тем же. Ведь Вам нужны наличные деньги? Сколько можно просить у родителей? Вам надо подумать. Деньги у Вас есть, но совсем немного. Вы обмениваетесь телефонами. Через пару дней неожиданно другой Ваш новый знакомый, Никита, сообщает, что хотел бы купить именно это бальзам! И готов заплатить за него сумму в 2 раза большую, чем просит Александр. И не только он! У него много друзей-спортсменов, которым это товар необходим! Вы решаетесь выступить в роли продавца. Созваниваетесь с Александром, покупаете несколько банок этого бальзама. Но Никита на звонки не отвечает. Так же как и Александр. Почему? | «Заговор спроса и предложения». Мошенники сбыли свой товар, заработав на Вас. | Не соглашайтесь на предложения мало знакомых людей поучаствовать в торговле с целью быстрого заработка. Вы рискуете остаться без денег с ненужным Вам товаром. | |
Ваша мама получила по электронной почте письмо, в котором сотрудник какого-то банка на плохом английском языке сообщает потрясающую новость: Смирнова Ирина, Ваша мама, должна получить наследство. В Африке умер ее дальний родственник, одинокий миллионер Джон Смирнов. Его адвокат стал разыскивать родственников и, после долгих поисков, нашел. В результате непродолжительной переписки «наследнице» предложили оплатить «накладные расходы» и ожидать перевода наследства на ее счет. Прокомментируйте , какое развитие ситуации возможно? | Конечно, это мошенники! Вряд ли они будут отвечать на звонки и письма, если Смирнова Ирина все же решится уплатить «накладные» расходы. | Игнорируйте подобные письма! Не вступайте в контакт с мошенниками! Расскажите об этом своим родителям, особенно, если они мало имеют дела с Интернетом. Надо понимать, что «по другую сторону» переписки находятся анонимы, готовые представиться кем угодно, лишь бы заработать на этом. |
Группа №3
Ситуация | Какие исходы возможны? | Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник | Правила правильного поведения |
Вы получили смс о проведении благотворительной акции с просьбой отправить смс или позвонить на короткий номер, чтобы пожертвовать небольшую сумму на благотворительность. Вы – добрый и отзывчивый человек! Нуждающимся надо помогать! Вы будете участвовать в этой акции? | Возможно, что подобная акция действительно проводится. А возможно – это мошенники, и со счета при отправке смс будет списаться довольно большая сумма, причем совсем не на благотворительность! | Уточняйте информацию о благотворительных акциях! Если сообщение показалось Вам подозрительным, перепроверьте информацию в Интернете или через известные благотворительные организации. | |
Вам позвонили на телефон и радостно сообщили: «Вам звонят с радиостанции «Русское Радио»! Поздравляем! Вы стали победителем нашей, совместно с Билайн, игры! Вы выиграли ноутбук! Вы готовы получить приз?» Конечно! Кто не готов? «В этом случае Вам надо купить очень быстро, в течение часа, 2 карты экспресс-оплаты Билайн номиналом 1000 рублей, позвонить по номеру*******. Мы Вас соединим с оператором, Вы сообщите номера этих карт, мы их активируем на Ваш номер телефона(это непременное условие Билайн).И ноутбук будет Вашим! » | После покупки карт и сообщения их номеров другим лицам карты будут активированы, но не на Ваш номер. | Не перезванивайте! Помните, что если вы не слушаете «Русское Радио», не участвуете в их конкурсах, то и на какой-либо приз вы рассчитывать не можете. Будьте бдительны, и все будет хорошо! | |
Новая знакомая предложила Вам стать членом очень престижного закрытого молодежного клуба и, при этом, заработать, т.е. стать финансово независимым! В него входят избранные! Клуб очень интересный. Знакомства в нем могут пригодиться в дальнейшем: в нём состоят дети бизнесменов, известных спортсменов, актеров, политиков. Но вступить в него можно только после внесения членского взноса – 10 000 рублей. Плата, прямо скажем, символическая для такого уровня. Кроме того, если Вам понравится, и Вы «приведете» в клуб своих знакомых, то с каждого вновь прибывшего по Вашей рекомендации, Вы получите 1000 рублей. От того, кого приведут они, вы тоже получите проценты ! И интересно, и выгодно! У Вас всего 10000 рублей. Вы копили их 2 года! Попробуете преумножить капитал? | Данный клуб - финансовая пирамида! Выгода от участия в ней не только сомнительна. Создание финансовой пирамиды преследуется законом! | Не верьте создателям пирамиды! Их интерес – обогатиться за Ваш счет, а не преумножить Ваше состояние! В любой момент пирамида может «лопнуть», тем более, это противозаконно. Участие в финансовых пирамидах не приведет Вас к финансовой независимости! |
Группа №4
Ситуация | Какие исходы возможны? | Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник | Правила правильного поведения |
На совершеннолетие родители подарили Вам банковскую дебетовую карту. Вдруг на телефон Вам приходит смс: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.» | Если Вы сообщите эти данные, то с карты мошенники спишут деньги | Будьте внимательны и недоверчивы в данном вопросе! Запомните, что никто не имеет права узнавать у вас такую личную информацию, тем более посредством телефона или почты. Даже работникам банка вы не должны сообщать свой пин-код. И старайтесь его нигде не записывать, а хранить в памяти. Блокировать карту надо немедленно в случае её утери! | |
Вы хотели бы немного заработать, чтобы иметь свои карманные деньги. Нашли объявление в Интернете о том, что требуется наборщик текста на ПК с зарплатой – 100 рублей за страницу. Но нужно сделать взнос на тот случай, если Вы не выполните заказ в срок, и заказчик не получит результат. Согласитесь ли Вы на эти условия? | Заказчик, скорее всего, исчезнет, как только получит взнос. | Не доверяйте тем, кто предлагает большие деньги при минимальном вложении труда . Это мошенничество. Никогда при трудоустройстве не соглашайтесь платить за что-либо! Деньги должны платить вам, а не вы! Это непреложное правило! | |
При выходе в Интернет Вам приходит сообщение-реклама от Forex о возможности быстрого и высокого заработка на рынке ценных бумаг. Вы давно слышали о том, что торговля акциями – рискованное дело, но может оказаться очень прибыльным. Forex предлагает бесплатное обучение и последующее «трудоустройство». У Вас есть банковская карта с небольшой суммой, подаренная родителями на совершеннолетие. Попробуете? | Возможны проблемы с программным обеспечением – несвоевременное срабатывание заявок, зависание платформы, ошибки и пр. Под видом «случайных» зависаний торгового терминала, проскальзываний вполне могут скрываться попытки брокера закрыть позицию трейдера с убытком. | Не стоит пытаться заработать на Forex! Сегодня в интернете покупается и продается абсолютно все. Поэтому доверять отзывам и довольным комментариям в социальных сетях нельзя ни в коем случае. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...