Методический семинар "«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС».
учебно-методический материал по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 10 класс) по теме
Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля:
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 726.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Ипатово
Ипатовского района Ставропольского края
«Формирование УУД
на уроках информатики
средствами межпредметной интеграции и приемами
технологии РКМЧП
в рамках внедрения ФГОС».
Пояснительная записка.
Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.»
Необходимость применения информационных технологий в школьном образовательном процессе очевидна. В основе системы образования лежит внедрение ФГОС нового поколения, которые должны удовлетворять современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, они повышают его эффективность, способствуют формированию УУД в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Поэтому формирование ИКТ-компетентности у обучающихся происходит в процессе изучения всех без исключения учебных предметов, включая современные подходы к развитию образования: компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный.
Методическая тема над которой работает наша школа:
«Создание целостной системы формирования компетенций современного выпускника в рамках внедрения стандартов нового поколения».
Опыт работы в качестве учителя информатики у меня небольшой, но даже за незначительное время я поняла какие у меня потенциальные возможности не только для формирования ИКТ-компетентности у детей, но и для формирования у них целостного представления об окружающем мире, через использование метапредметного подхода в обучении.
И тема педагогического опыта работы: «Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС», выбрана мною не случайно, поскольку её актуальность и значимость на сегодняшний день очевидна.
Актуальность опыта.
Актуальность темы заключается, на мой взгляд, со следующими факторами.
Знания, умения и навыки, вырабатываемые на уроках информатики:
- Могут быть с успехом применены на других учебных дисциплинах.
- У обучающихся формируется целостное представление об окружающем мире.
3.Способствуют ориентации детей в информационном обществе, а так же их самообучению и самореализации.
Цель опыта: раскрытие потенциальных возможностей использования ИКТ-компетентности обучающихся для формирования УУД в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи опыта:
- формировать представление о целостности окружающего мира;
-подготовить выпускников к профессиональной самореализации использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе.
Исследовательской проблемой своего опыта считаю выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Методы работы, которые я использовала в процессе апробации:
- изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- анализ результатов ученической деятельности;
- устный и письменный опрос учащихся;
- тестирование;
Идея опыта: ИКТ-компетентность это фундамент, который формирует универсальные учебные действия, порождает мотивацию к обучению и позволяет учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Идея опыта моей педагогической работы непосредственно вытекает из требований ФГОС к результатам образования. В качестве основных результатов на первое место поставлены не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируют у детей ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться. К ним относятся: познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные.
С целью профессионального самоопределения, а также готовности и способности выпускников к ориентации в окружающем информационном мире Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Условный портрет, которого можно представить следующим образом.
Исходя из опыта своей работы и опыта работы коллег, для формирования основных качеств данного «портрета» на уроках информатики необходим интегрированный подход в обучении.
Преимущество такого подхода:
-объединение образовательных областей, разных видов деятельности, приёмов и методов в единую систему;
-обеспечение формирования интегральных качеств личности школьника;
-создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающегося;
-развитие логики, мышления, коммуникативных способностей у детей.
Будучи уверенной в том, что интегрированный подход в обучении поможет учащимся хорошо ориентироваться в современном информационном обществе, я стала выстраивать свою систему обучения на уроках информатики по данному направлению деятельности. Эти преимущества складываются и ожидаемый результат применения интегрированного подхода: мобильная, само реализующаяся личность, способная к обучению на протяжении всей жизни.
Переходя от теории к практике, была убеждена в том, что информатика это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Не воспользоваться этой связью для решения поставленных целей было бы для меня, как для учителя, непростительной ошибкой.
Многие предметы непосредственно связаны с информатикой при изучении определённых тем. Такие межпредметные связи отражены в современных учебниках информатики. Ярким примером является УМК Босовой за 5-9 класс.
Приведу всего несколько примеров этой связи.
а) Связь информатики с историей.
Очень естественно осуществляется связь информатики и истории. Представляю вашему вниманию видеофрагмент урока этой связи в 5 классе по теме: «Хранение информации, носители информации»
б) Связь информатики и иностранным языком.
Ярким примером такой связи является неотъемлемая часть персонального компьютера – клавиатура. Название клавиш на клавиатуре, происхождение названия устройств ввода и вывода информации можно увидеть из видеофрагмента урока в 5 классе по следующей теме: «Ввод информации в память компьютера. Клавиатура».
в) Связь информатики с математикой.
Очень часто на уроках информатики встречается эта связь. Например: решение математических задач в табличном редакторе Excel, на языке программирования Pascal; решение задач с использованием систем счисления и прямоугольной системы координат. Вашему вниманию представлю видеофрагмент урока в 8 классе по теме: «Двоичная система счисления».
г) Связь информатики с ИЗО.
Такую связь можно увидеть при изучении цветового круга и работе в графических редакторах, создание анимационных изображений некоторых предметов. Например, для того чтобы любимый герой «жил» на экране в течение одной минуты, требуется около тысячи пятисот рисунков, раньше каждый из них приходилось рисовать вручную, а сейчас всё это можно реализовать при помощи ПК. Именно этот пример я и представлю вашему вниманию. Видеофрагмент урока в 5 классе по теме: «Создание движущихся изображений»
д) Связь информатики с обществознанием.
Яркий пример этой связи представляю вам в видеофрагменте урока в 5 классе по теме: « Хранение информации».
е) Связь информатики, географии, литературы и русского языка.
Такую связь можно увидеть из примеров межпредметных заданий в практических работах на ПК по УМК Босовой Л.Л. в 5 классе по таким темам: «Действия с фрагментами текста», «Редактирование текста».
Например:
1.Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша CapsLock). Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова: (информатика+география)
«Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.
Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.
Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.»
2.Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки: (информатика+русский язык)
«…скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик…»
3.Уберите лишние слова, тем самым восстановив оригинальный текст стихотворения А.С. Пушкина: (информатика + литература)
«У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо песнь тоскливую заводит, Налево страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…»
Практический опыт работы внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс.
Из всех современных педагогических технологий отдаю предпочтение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов:
-умение работать с увеличением и с постоянным обновлением информационного потока в разных областях знаний;
-пользоваться различными способами интегрирования информации;
-задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Существует множество приемов развития критического мышления:
- «Синквейн»-пятистрочник;
- «Кластер»;
- Таблица: Знаю. Хочу знать. Узнал.
- Плюс, минус, интересно;
Продуктивное использование приемов технологии РКМЧП представляю вашему вниманию. Это фрагменты уроков с применением приёмов технологии РКМЧП, с помощью которых я формирую универсальные учебные действия у своих учеников.
- Приём «Синквейн»
Все знакомы с таким приемом, как «Синквейн». Напомню его суть. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами, эта строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта; четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Флэш-карта
Маленькая, удобная.
Сохраняет, содержит, переносит.
Флэш-карта – внешняя память компьютера.
Память.
Примером приема является фрагмент урока в 5 классе по теме: «Кодирование информации. Метод координат». Приём применим в данном случае на этапе урока «Рефлексия»
- Приём «Кластер»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Примером является фрагмент урока в 5 классе по теме: «Ввод информации в память компьютера. Клавиатура».
- Приём «Таблица ЗХУ»
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»
Можно использовать такой приём на уроке в 10 классе по теме: « Создание сайта средствами MicrosoftOfficeWord».
- Приём «Плюс, минус, интересно»
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Приведу пример фрагмента урока в 5 классе по теме: «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
-анализировать текст совместно с другими людьми;
-вести исследовательскую работу в группе;
-доступно передавать информацию другому человеку;
- самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Результаты работы.
Положительными результатами применяемых мною технологий , приёмов и методов работы считаю:
- Уровень обученности и качества обучения моих учеников за два года обучения возрос.
Внешняя оценка качества знаний обучающихся (по результатам РПР) показала высокий результат (удовлетворительных результатов нет).
- Повысился интерес у обучающихся как к самому предмету, так и к участию в олимпиадах и во внеурочной деятельности.
Вывод.
Сравнительно небольшой опыт моей работы по теме: «Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС», привёл меня к следующему выводу: интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
А результаты работы подтвердили гипотезу: благодаря межпредметной интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира. В свою очередь младшие школьники начинают активно применять свои знания на практике, а учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет.
Исходя из вывода я уже построила свои планы на будущее.
Мои планы на будущее:
1.Продолжать формировать осознанную мотивацию к процессу обучения;
2.Продолжать развивать умение учащихся самостоятельно планировать пути достижения своих целей;
3.Внедрить в проведение уроков информатики проектное обучение, выполняемое под руководством учителя, в течение определённого отрезка времени.
Своё выступление закончу словами Г. П. Петелиной
В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках.
МБОУ СОШ № 6г.Ипатово Гаевская Оксана Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»
«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»«Формирование УУДна уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»...
Методический вернисаж педагогических идей в рамках внедрения ФГОС на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Педагогические идеи учителя технологии...
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
Методический семинар "Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции"
Методический семинар на конкурс "Учитель Овюрского кожууна- 2019"...
Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...
Методический семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС"
Цели и задачи: Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и ...