Методический семинар "«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС».
учебно-методический материал по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 10 класс) по теме

Gaevskaya Oksana Ivanovna

 

Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля:

«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx726.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеC:\Users\Дорошенко Александр\Desktop\Gerb.png

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Ипатово

Ипатовского района Ставропольского края


«Формирование УУД

на уроках информатики

средствами межпредметной интеграции и приемами

технологии РКМЧП

в рамках внедрения ФГОС».

        

        

Пояснительная записка.

Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.»

Необходимость применения информационных технологий в школьном образовательном процессе очевидна. В основе системы образования лежит внедрение ФГОС нового поколения, которые должны удовлетворять современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, они повышают его эффективность, способствуют формированию УУД в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Поэтому формирование ИКТ-компетентности у обучающихся  происходит в процессе изучения всех без исключения  учебных предметов, включая современные подходы к развитию образования: компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный.

Методическая тема над которой работает наша школа:

«Создание целостной системы формирования компетенций современного выпускника в рамках внедрения стандартов нового поколения».

Опыт работы в качестве учителя информатики у меня небольшой, но даже за незначительное время я поняла какие у меня потенциальные возможности не только для формирования ИКТ-компетентности у детей, но и для формирования у них целостного представления об окружающем мире, через использование метапредметного подхода в обучении.

И тема  педагогического опыта работы: «Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС», выбрана мною не случайно, поскольку её актуальность и значимость на сегодняшний день очевидна.

Актуальность опыта.

Актуальность темы заключается, на мой взгляд, со следующими факторами.

Знания, умения и навыки, вырабатываемые на уроках информатики:

  1. Могут быть с успехом применены на других учебных  дисциплинах.
  2. У обучающихся формируется целостное представление об окружающем мире.

3.Способствуют ориентации детей в информационном обществе, а так же их самообучению и самореализации.

 Цель опыта: раскрытие потенциальных возможностей использования ИКТ-компетентности обучающихся для формирования УУД в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи опыта:

- формировать представление о целостности окружающего мира;

-подготовить выпускников к профессиональной самореализации использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе.

Исследовательской проблемой своего опыта считаю выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Методы работы, которые я использовала в процессе  апробации:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ результатов ученической деятельности;
  • устный и письменный опрос учащихся;
  • тестирование;

Идея опыта: ИКТ-компетентность это фундамент, который формирует универсальные учебные действия, порождает мотивацию к обучению и позволяет учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Идея опыта моей педагогической работы непосредственно вытекает из требований ФГОС к результатам образования. В качестве основных результатов на первое место поставлены не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируют у детей ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться. К ним относятся: познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные.

С целью профессионального самоопределения, а также готовности и способности выпускников к ориентации в окружающем информационном мире Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Условный портрет, которого можно представить следующим образом.

Исходя из опыта своей работы и опыта работы коллег, для формирования основных качеств данного «портрета» на уроках информатики необходим интегрированный подход в обучении.

 Преимущество такого подхода:  

-объединение образовательных  областей, разных  видов деятельности, приёмов и методов в единую систему;

-обеспечение формирования интегральных качеств личности школьника;

-создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающегося;

-развитие логики, мышления, коммуникативных способностей у детей.

Будучи уверенной в том, что интегрированный подход в обучении поможет учащимся хорошо ориентироваться в современном информационном обществе, я стала выстраивать свою систему обучения на уроках информатики  по данному направлению деятельности. Эти преимущества складываются и ожидаемый результат применения интегрированного подхода: мобильная, само реализующаяся личность, способная к обучению на протяжении всей жизни.

Переходя от теории к практике, была убеждена в том, что информатика  это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Не воспользоваться этой связью для решения поставленных целей было бы для меня, как для учителя, непростительной ошибкой.

Многие предметы непосредственно связаны с информатикой при изучении определённых тем. Такие межпредметные связи отражены в современных учебниках информатики. Ярким примером является УМК Босовой за 5-9 класс.

Приведу всего несколько примеров этой связи.

а) Связь информатики с историей.

Очень естественно осуществляется связь информатики и истории. Представляю вашему вниманию видеофрагмент урока этой связи в 5 классе по теме: «Хранение информации, носители информации»

б) Связь информатики и иностранным языком.

Ярким примером такой связи является неотъемлемая часть персонального компьютера – клавиатура. Название клавиш на клавиатуре, происхождение названия устройств ввода и вывода информации можно увидеть из видеофрагмента урока в 5 классе по следующей теме: «Ввод информации в память компьютера. Клавиатура».

в) Связь информатики с математикой.

Очень часто на уроках информатики встречается эта связь. Например: решение математических задач в табличном редакторе Excel, на языке программирования Pascal; решение задач с использованием систем счисления и прямоугольной системы координат. Вашему вниманию представлю видеофрагмент урока  в 8 классе по теме: «Двоичная система счисления».

г) Связь информатики с ИЗО.

Такую связь можно увидеть при изучении цветового круга и работе в графических редакторах, создание анимационных изображений некоторых предметов. Например, для того чтобы любимый герой «жил» на экране в течение одной минуты, требуется около тысячи пятисот рисунков, раньше каждый из них приходилось рисовать вручную, а сейчас всё это можно реализовать при помощи ПК. Именно этот пример я и представлю вашему вниманию. Видеофрагмент урока в 5 классе по теме: «Создание движущихся изображений»

д) Связь информатики с обществознанием.

Яркий пример этой связи представляю вам в видеофрагменте урока в 5 классе по теме: « Хранение информации».

е) Связь информатики,  географии,  литературы  и русского языка.

Такую связь можно увидеть из примеров межпредметных заданий в практических работах на ПК по УМК Босовой Л.Л. в 5 классе по таким темам: «Действия с фрагментами текста», «Редактирование текста».

Например:

1.Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша CapsLock). Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова: (информатика+география)

«Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.

Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.

Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.»

2.Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки: (информатика+русский язык)

«…скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик…»

3.Уберите лишние слова, тем самым восстановив оригинальный текст стихотворения  А.С. Пушкина: (информатика + литература)

«У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо песнь тоскливую заводит, Налево страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…» 

Практический опыт работы внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс.

Из всех современных педагогических технологий отдаю предпочтение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов:

-умение работать с увеличением и с постоянным обновлением информационного потока в разных областях знаний;

-пользоваться различными способами интегрирования информации;

-задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в группе и др.

Существует множество приемов развития критического мышления:

  1. «Синквейн»-пятистрочник;
  2. «Кластер»;
  3. Таблица: Знаю. Хочу знать. Узнал.
  4.  Плюс, минус, интересно;

 Продуктивное использование приемов технологии РКМЧП представляю вашему вниманию. Это фрагменты уроков с применением приёмов технологии РКМЧП, с помощью которых я формирую универсальные учебные действия у своих учеников. 

  1. Приём «Синквейн»

Все знакомы с таким приемом, как «Синквейн». Напомню его суть. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами, эта строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта; четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Флэш-карта

Маленькая, удобная.

Сохраняет, содержит, переносит.

Флэш-карта – внешняя память компьютера.

Память.

Примером приема является фрагмент урока  в 5 классе по теме: «Кодирование информации. Метод координат». Приём применим в данном случае на этапе урока «Рефлексия» 

  1. Приём «Кластер»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Примером является фрагмент урока в 5 классе по теме: «Ввод информации в память компьютера. Клавиатура».

  1. Приём «Таблица ЗХУ»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»

Можно использовать такой приём на уроке в 10 классе по теме: « Создание сайта средствами MicrosoftOfficeWord».

  1. Приём «Плюс, минус, интересно»

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Приведу пример фрагмента урока в 5 классе по теме: «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

-анализировать текст совместно с другими людьми;

-вести исследовательскую работу в группе;

-доступно передавать информацию другому человеку;

- самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Результаты работы.

Положительными результатами применяемых мною технологий , приёмов и методов работы считаю:

  1. Уровень обученности и качества обучения моих учеников за два года обучения возрос.

Внешняя оценка качества знаний обучающихся (по результатам РПР) показала высокий результат (удовлетворительных результатов нет).

  1. Повысился  интерес у обучающихся как к самому предмету, так и к участию в олимпиадах и во внеурочной деятельности.

Вывод.

Сравнительно небольшой опыт моей работы по теме: «Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС», привёл меня к следующему выводу: интеграция  предметов  в  современной школе – реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности,  а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

А результаты работы подтвердили гипотезу: благодаря межпредметной интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира. В свою очередь младшие школьники начинают активно применять свои знания на практике, а учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет.

Исходя из вывода я уже построила свои планы на будущее.
Мои планы на будущее:

1.Продолжать формировать осознанную мотивацию к процессу обучения;

2.Продолжать развивать умение учащихся самостоятельно планировать пути достижения своих целей;

3.Внедрить в проведение уроков информатики проектное обучение, выполняемое под руководством учителя, в течение определённого отрезка времени.

Своё выступление закончу словами Г. П. Петелиной

В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках. 

МБОУ СОШ № 6г.Ипатово        Гаевская Оксана Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»

«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»«Формирование УУДна уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Методический семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС"

Цели и задачи: Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и ...