Типы алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Бородатова Надежда Юрьевна

     Данная статья содержит план – конспект урока по информатике и ИКТ  в 6 классе по ФГОС, тема урока «Типы алгоритмов». На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием "тип алгоритма"; графическим изображением алгоритмов с помощью блок-схем. Представлены практические задания, направленные на  умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tipy algoritmov182.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Типы алгоритмов»

Практический урок

Класс: 6.

Цели занятия:

а) образовательные:

сформировать у учащихся понятие "тип алгоритма";

научить учащихся определять тип алгоритма;

научить учащихся читать алгоритмы на языке блок-схем;

повторить ранее изложенные представления и понятия, связанные с исполнителями и их системами команд;

закрепить знания по пройденным темам - разделам - алгоритмы и язык блок-схем.

б) развивающие:

развитие логического мышления учащихся;

стимулирование самостоятельной творческой деятельности детей;

развивать умения работать в коллективе, проявлять взаимопомощь и поддержку.

в) воспитательные:

воспитание аккуратного и бережного отношения к технике;

требовательное отношение к порядку на рабочем месте;

воспитание культуры составления алгоритмов.

Планируемые результаты:

личностные: способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности;

метапредметные: учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

предметные: сформировать у учащихся понятие "тип алгоритма"; научить учащихся определять тип алгоритма, читать алгоритмы на языке блок-схем; повторить ранее изложенные представления и понятия, связанные с исполнителями и их системами команд; закрепить знания по пройденным темам - разделам - алгоритмы и язык блок-схем.

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, компьютеры для учащихся.

Структура урока.

  1. Организационный этап - 2 мин.;
  2. Актуализация имеющихся знаний – 5 мин.;
  3. Постановка цели и задачи урока - 2 мин.;
  4. Пробуждение интереса к получению новой информации – 5 мин.;
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление – 10 мин.;
  6. Физкультминутка - 2 мин.;
  7. Закрепление пройденного – 11 мин.;
  8. Домашнее задание – 3 мин.;
  9. Итоги урока. Рефлексия - 5 мин.;


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

  1. Организационный этап (2 мин.)

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания

Оформление оценочного листа (приложение 1)

Эмоционально-психологический настрой на работу

Подписывают оценочные листы

Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные

Умение слушать

Личностные

Умение выделять нравственный аспект поведения

  1. Актуализация имеющихся знаний (5 мин.)

Демонстрирует ЭОР

https://learningapps.org/1152202     

Выполните задание «Помоги найти пропущенные слова»

Учитель вносит ответы и выполняет проверку.

Поставьте сами себе баллы в лист оценивания. Если вы допустили 1 ошибку – 5б., 2 – 4б., 3– 3б.

Задает учащимся наводящие вопросы:

Ребята, как вы думаете, а сколько вообще существует алгоритмов?  Все ли они одинаковы?  Есть ли алгоритмы, у которых есть что-либо общего?  По какому признаку мы будем классифицировать алгоритмы, т. е. делить их на типы?

Учащиеся работают с карточкой (приложение 2) в парах, записывая пропущенные слова.

Учащиеся называют ответы.

Выставляют баллы в оценочный лист

Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы.

Групповая

Игровой метод

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные

Синтез информации

Целеполагание,  Постановка цели учебной задачи

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные

Смыслообразование

  1. Постановка цели и задачи урока    (2 мин.)

В алгоритмах команды записываются в определённом порядке, а выполняются они не всегда в записанной последовательности. Сегодня мы познакомимся с типами алгоритмов.

Структурируют информацию, записывают тему урока. Узнать, какие алгоритмы называются линейными, разветвляющимися и циклическими.

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

  1. Пробуждение интереса к получению новой информации        (5 мин)

Демонстрирует ЭОР. (презентация, https://disk.yandex.ru/i/rY3lKd5A78MC-g слайд 2)  Задает учащимся наводящие вопросы комментирует,   направляет работу учащихся.

Выскажите свои идеи и предположения о том, какие типы алгоритмов бывают.

Учащиеся  участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Фронтальная  

«Мозговой штурм»

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные

Выделение и осознание собственного опыта.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем

Личностные

Ориентация в межличностных отношениях

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление       (10 мин.)

Предлагает работу с информационным текстом (приложение 3)

Прочитайте внимательно текст, делая соответствующие пометки:

v  знаю

+ новое

!  важное

 ? не понимаю

Давайте запишем их определения.

Демонстрирует ЭОР. (Презентация, слайды 3-6)

Работа в парах. Читают текст, делая пометки на листочках.  Озвучивают свою позицию.

Записывают определения типов алгоритмов и схематически изображают блоки алгоритмов разных типов.

групповая

«Инсерт» (маркировка текста)

Познавательные Анализ текста, выделение нужной информации.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные

Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей

Личностные

Ориента

ция в межличностных отношениях

  1. Физкультминутка (2 мин.)

Демонстрация ЭОР (презентация, слайд 7). Проводит физкультминутка.

Выполняют алгоритм -  физкультминутку

Компенсаторно-нейтрализующие (гимнастика)

  1. Закрепление пройденного      (11 мин.)

Представляет алгоритмы

Демонстрирует ЭОР

Выполните задание,

определите тип алгоритма по блок – схеме.

https://learningapps.org/19356615

Поставьте сами себе баллы в лист оценивания. Если вы допустили 1 ошибку – 5б., 2-3 – 4б., 5-6– 3б..

Деление на группы.

1 группа, ребята, у которых на оценочном листе цифра 1,

2 группа - цифра 2

3 группа – цифра 3

Работа в группах по карточкам.

(приложение 4) Читаем и определяем тип каждого из них.

Используя графические возможности  MSWord постройте блок – схемы:

1 группа строит блок-схему для линейных алгоритмов;

2 группа для разветвляющихся алгоритмов;

3 группа для циклических алгоритмов

Поставьте сами себе баллы в лист оценивания. Если вы допустили 1-2 ошибки в блок - схеме – 5б., 3-4 – 4б., 5-6– 3б.

Выполняют задание на интерактивной  доске

Выставляют баллы в оценочный лист

Ребята делятся на три группы:

Учащиеся выполняют задание.

Выставляют баллы в оценочный лист

Фронтальная

«Перепутанные логические цепочки»

Групповая

Познавательные Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные

Самоопределение,

смыслообразование

  1. Домашнее задание

(3 мин.)

Задает домашнее задание, комментирует его.

(Презентация, слайд 9)

Учащиеся записывают домашнее задание

Словесный

Регулятивные

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценки

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

  1. Рефлексия (5 мин.)

Предлагает каждому ответить на вопросы анкеты. Осуществить

самооценку достижений. Ставит вопросы о том, как решалась

учебная задача и достигалась цель.

Выставляет оценки.

Кто набрал 13-15б. – «5»,

10-12б. – «4», 9б.- «3»

Благодарит за урок.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, делают выводы, слушают

одноклассников, озвучивают свое мнение, оценивают

личные достижения,

уточняют  пробелы

в знаниях; отвечают  на вопросы анкеты.

Анкета Google-форма

Подсчитывают баллы и выставляют оценку в оценочных листах.

Познавательные Структурируют изученное на уроке

Регулятивные

Достижение поставленной цели, саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности

Личностные

Осознание себя в процессе деятельности.  Формирование положительной учебной мотивации

Анкета Google-форма:  

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf--bA9y5oGQr21yE9DajnW_giU2NZQIGBcdInHKisxj8UvMw/viewform   

 Список использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. Информатика: учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
  3. Интернет сервис LearningApps.org: https://learningapps.org
  4. Методические рекомендации по проведению уроков в 6 классе: https://clck.ru/Cb3hE
  5. Материалы с сайта infourok.ru
  6. Материалы с сайта videourok.ru
  7. Электронное приложение к учебнику «Информатика» 6 класс – презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы алгоритмов

В данной презентации представлены типы алгоритмов для школьного курса обучения информатики и ИКТ...

Презентация "Типы алгоритмов"

Пезентация "Типы алгоритмов" может быть использована на уроках информатики при изучении темы "Типы алгоритмов". В данной презентации доступно изложен  учебный материал....

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Презентация:" Типы алгоритмов: линейные и ветвление"

Презентация:"Типы алгоритмов:линейные и ветвление"...

6 класс - Типы алгоритмов

Данный урок разработан с применением интерактивной доски. Урок позволяет апробировать формы, методы и приемы в соответствии с новыми образовательными стандартами....

Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.

Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов.  Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.Методика...

Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов.

Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов для 9 классов...