Открытый урок "Что такое алгоритм (программирование)?"
план-конспект урока по информатике и икт по теме
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.
Вместе с тысячими школьников из сел и городов нашей страны мы принимаем участие в акции "Час кода",
которая погружает нас в удивительный мир программирования. некоторые из вас, наверняка, подумают, что их это не касается.
Но, возможно, участие в акции вам поможет сделать выбор будующей профессии - профессии программиста - одной из самых нужных, творческих, перспективных и хорошо оплачиваемых профессий в XXI веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Провела: Пыхтунова О.В.
Сл. 1.Тема урока: Что такое алгоритм (программирование)?
Сл. 2. Цель урока:
сформировать у обучающихся первичные представления
о базовых алгоритмических структурах и подвести к пониманию того,
что составление алгоритма - это основной этап решения задачи,
без которого не может быть написана ни одна программа.
Сл.3. Задачи:
- создание условий для пропедевтики базовых алгоритмических структур: последовательность, ветвление и цикл;
- развитие мотивации к решению алгоритмических задач;
- развитие мотивации к получению навыков программирования с целью самореализации в различных сферах деятельности человека;
- формирование метапредметных результатов, связанных с навыками планирования деятельности (регулятивные УУД), построения и анализа алгоритмов (познавательных УУД) и работы в команде (коммуникативные УУД).
- создание ситуации успеха (положительного опыта) изучения программирования для каждого обучающегося
Сл. 4 Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.
Вместе с тысячами школьников из разных городов и сёл нашей страны мы примем участие в акции “Час кода”, которая погружает нас в удивительный мир программирования. Некоторые из вас, наверняка, подумают, что их это не касается. Но, возможно, участие в акции вам поможет сделать выбор будущей профессии - профессии программиста - одной из самых нужных, творческих, перспективных и хорошо оплачиваемых профессий в XXI веке.
Сл. 5 Давайте начнем наш волшебный урок!
А почему он волшебный?
Потому что познакомиться с основными понятиями программирования нам помогут герои любимых сказок, а во второй части урока мы совершим путешествие в волшебный мир, где мы сами станем программистами - помощниками искателя сокровищ! Но чтобы справиться с этой задачей, нам нужно сначала научиться писать (придумывать) алгоритмы...
Сл 6. Что такое «Алгоритм»?
Алгоритм - это последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи. Инструкции, которым нужно следовать.
● Какое отношение алгоритмы имеют к программированию?
Сл. 7 Немного о происхождении:
Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми по-латыни algorithmus). Он ещё
в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики.
Сл. 8 А какие бывают алгоритмы?
Вот на этот вопрос и помогут нам ответить герои сказок!
Сл. 9 Алгоритмы бывают линейные.
Так называются алгоритмы, в которых действия выполняются последовательно, будто вы шагаете по ступенькам: раз, два, три…
Сл. 10 Рассмотрим пример: Линейный алгоритм «Соберись в школу»
Начало
1. Встань
2. Умойся
3. Сделай зарядку
4. Оденься
5. Позавтракай
6. Возьми портфель (собранный с вечера)
Конец
Слайд 11.
Такой линейный алгоритм мы можем построить, читая знакомую с самого детства сказку “Курочка Ряба”.
Предлагаю вам прочитать ее по шагам
Молодцы! Я еще раз напомню, что такой алгоритм называется линейным.
Слайд 12.
Но часто в сказках действие героев зависит от разных условий. Например:
Налево пойдешь - коня потеряешь,
Направо пойдешь - жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь...
Такие алгоритмы включают ветвление. Действия выбираются в зависимости от условий.
Слайд 13
Разветвленный алгоритм - это алгоритм, включающий выбор тех
или иных действий в зависимости от какого-либо условия. В словесном описании разветвленного алгоритма используются слова "если", "то", "иначе".
Слайд 14-15.
А сейчас давайте вспомним сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
● Кто узнал первого героя? Да, конечно, это кот ученый!
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
● Какое условие здесь проверяется? Посмотрите на схему, она вам поможет!
Слайд 16 -17 А теперь еще один герой А.С. Пушкина из “Сказки о золотом петушке”:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
● А какое условие здесь проверяется?
Коль кругом всё будет мирно”...
● Что делает петушок в этом случае?
Так сидеть он будет смирно;
● А если враг появится?
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Слайд 18.
А сейчас мы с вами познакомимся с циклическими алгоритмами. Слово “цикл” означает, что действие повторяется несколько раз!
И сказочного героя, который поможет нам познакомиться с циклическим алгоритмом вы, конечно, узнали.
Да, это Колобок!
Слайд 19-20. НАЧАЛО
1.Испекла бабка колобок
и поставила на окошко остужаться
2.Убежал колобок от деда и бабки
3.Катится колобок по дорожке
4.Встречает колобок зверя
Зверь - лиса? НЕТ
Колобок поет песенку
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел...
Тоже самое будет, если Колобок встречает медведя и волка.
Зверь - лиса? ДА
Колобок поет песенку 2 раза
Лиса съедает колобка
КОНЕЦ
Слайд 21. А кто помнит «Сказку о рыбаке и рыбке»?
Какое действие выполнял старик? Ловил рыбку.
● Когда завершился цикл? Когда поймал золотую рыбку
Слайд 22- 23
А вот еще одна замечательная сказка французского сказочника Шарля Перро - это “Золушка”.
● Какое действие повторял принц? Вы уже догадались?
Конечно, примерял туфельку.
● Когда завершился цикл?
Когда нашел девушку, которой туфелька подошла. И это была Золушка!
Слайд 24.
Итак, мы теперь знаем, какие бывают алгоритмы.
Эти картинки помогут вам вспомнить….
Ожидаемые ответы:
● В сказке “Курочка Ряба” действия выполнялись последовательно: алгоритм линейный.
● Кот выполнял разные действия в зависимости от направления движения: алгоритм ветвящийся.
● Принц повторял одно и тоже действие пока не нашел Золушку: алгоритм циклический.
глядя на схему на слайде.
Учитель выслушивает ответы детей, комментируя их.
Слайд 25. Решение алгоритмических задач
А теперь мы попробуем свои силы в составлении алгоритмов. Мы будем решать задачи, у которых нет привычного ответа. ОТВЕТОМ БУДЕТ АЛГОРИТМ.
Слайд 26.
Для решения задач мы разделимся на группы по 4 человека.
Итак, тоже “сказочная” задача…
Возвращался старик с базара домой, вел с собою волка и козу и тащил на плечах вилок капусты.
Повстречалась на пути речка.
Глубока речка, а моста нет.
Вдруг видит старик: стоит у берега лодка. Обрадовался!
Только уж очень мала лодка: старик может в нее сесть один и взять с собой только одного из "пассажиров" - либо волка, либо козу, либо капусту.
Втроем в лодке не поместиться.
Переехать на другой берег было бы нетрудно, да вот беда: уж очень недружны "пассажиры".
Нельзя старику оставлять волка и козу вместе: волк съест козу.
Козу с капустой тоже нельзя оставлять наедине: коза съест капусту.
Это только со стариком они все такие "смирные".
Сел старик на берегу, задумался: "Трудна задача...".
Поможем ему решить?
Каждая группа выбирает, кто будет Перевозчиком, а кто сыграет роль волка, козы и капусты. Алгоритм надо будет записать на карточке, используя предложенные команды, и сдать ее учителю.
Слайд 27-28.
Задача о переливаниях…
И опять старик попал в затруднительное положение.
У старика есть ведро (В), бидон (Б) и кувшин (К), которые вмещают соответственно 8, 5 и 3 литра воды. Ведро доверху наполнено водой. Пользуясь только этими тремя сосудами, старику надо разделить воду на две равные части, чтобы напоить лошадь и корову.
● Как вы думаете, в каких сосудах должна оказаться жидкость? И почему?
Ожидаемый ответ: так как половина ведра - это 4 л, то вода должна остаться в ведре и бидоне.
Если ребята затрудняются в решении задачи, то учитель может проанализировать решение, представив его на слайде (Слайд 29).
| Команда | Ведро | Бидон | Кувшин |
| Начало | 8 | 0 | 0 |
1 | В-К | 5 |
| 3 |
2 | К-Б | 5 | 3 | 0 |
3 | В-К | 2 | 3 | 3 |
4 | К-Б | 2 | 5 | 1 |
5 | Б-В | 7 | 0 | 1 |
6 | К-Б | 7 | 1 | 0 |
7 | Б-К | 4 | 1 | 3 |
8 | К-Б | 4 | 4 |
|
Слайд 30. АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ.
Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека
- В кулинарных книгах собраны
рецепты приготовления разных блюд.
- Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
Слайд 31. Пришить пуговицу
Слайд 32. Алгоритм « Мармелад из чёрной смородины»
НАЧАЛО
Ягоды чёрной смородины
размять.
Разварить в кастрюле.
Горячую массу протереть
через сито.
Уварить до готовности.
КОНЕЦ
Слайд 33.
Учитель:
С помощью сказочных героев мы узнали много интересного.
И даже сами попробовали составить алгоритмы!
А теперь эти знания нам очень пригодятся, чтобы немного поиграть,
решить несколько логических головоломок и помочь искателю сокровищ расколдовать драгоценные кристаллы.
Кстати, эту игру, волшебный мир, его правила и язык заклинаний (программирования) для нас написали профессиональные программисты!
Чтобы начать:
1. Заполните анкету на экране
2. Выберите волшебный мир/игру для своего класса
| Команда | Ведро | Бидон | Кувшин |
| Начало | 8 | 0 | 0 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
| Команда | Ведро | Бидон | Кувшин |
| Начало | 8 | 0 | 0 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 4 классе "Что такое алгоритм"
План - конспект открытого урока информатики в 4 классе "Что такое алгоритм". Урок был показан на семинаре учителей начальных классов "Применение технологии проблемного обучения"...
Презентация к Уроку "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас"
Презентация к уроку информатики и ИКТ "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас", 6 класс (ФГОС)...
Презентация "Что такое Алгоритм?"
Презентация к внеклассному мероприятию "Знакомимся с компьютером"...
Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.
Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов. Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.Методика...
Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...
Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»
Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»...
Презентация "Что такое среда программирования - Введение в программирование"
Описание среды программирования Паскаль, общее описание работы среды программирования, описание этапов разработки программ на языке Паскаль....