Разработка урока "Логические основы вычислительной техники"
методическая разработка по информатике и икт (9, 10, 11 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Логические основы вычислительной техники", 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 96 КБ |
Презентация к уроку | 95.8 КБ |
Карточка для самопроверки | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК «Логические основы вычислительной техники»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний(11 класс, 4 урок в теме).
Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений по теме, определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.
Задачи:
- Систематизировать знания о логических основах вычислительной техники.
- Применять полученные знания по созданию логической схемы с заданными свойствами
- Способствовать развитию аналитических способностей через разноуровневые задания.
- Расширить умения и навыки работы с таблицами истинности, логическими выражениями, логическими схемами.
- Содействовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Логические основы вычислительной техники»
Контроль:
- активность работы на уроке;
- проверка решений задач в тетрадях;
- самоконтроль
План урока:
- Тема урока, цель и задачи урока.
- Решение задач с вызовом учащихся к доске, запись в тетради.
- Самопроверка (10 мин) с возможностью выбора уровня сложности заданий.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Тема урока: «Логические основы вычислительной техники», урок обобщения и систематизации знаний, четвертый урок в теме «Логические основы вычислительной техники», следующий урок – контроль. Урок сопровождается презентацией. В конце урока – самопроверка с вариативностью заданий (10 мин).
- Задания:
№ 1 Составьте логическую формулу и упростите её
A | B | C | F |
0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 |
Решение: ¬A⋅B⋅C ∨A⋅B⋅¬C ∨ A⋅B⋅C = B⋅C⋅ (¬A∨A) ∨ A⋅B⋅¬C = B⋅C∨ A⋅B⋅¬C = B⋅( C∨ A⋅ ¬C)= B⋅ (C∨ A).
№2 Составьте логическую схему полусумматора на 2 входа. Проблема: создать устройство для сложения двух одноразрядных чисел, не забыть о единице переноса в старший разряд. Решение:
X | Y | P | S |
0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 |
P=X⋅ Y
S= ¬XY∨X¬Y =¬XY∨X¬Y∨ X¬X∨ Y¬Y=¬X(Y∨X) ∨ ¬Y (Y∨X)= (Y∨X)( ¬X∨ ¬Y) =(Y∨X)( ¬X∨ ¬Y)= (Y∨X) ⋅ ( ¬(X⋅ Y)).
Схема:
X
Y
№3 Упростить выражения:
- ¬(a∧¬b∧ c)
- a∧¬ (b∨¬c) ∧¬d
Решение: 1) ¬(a∧¬b∧ c)= ¬a∨b∨¬ c
2) a∧ ¬ (b∨¬c) ∧¬d= a∧ ¬b∧c ∧¬d
№ 4 Укажите логическое выражение, равносильное данному:
(A ∧ B) ∨ ((¬ B ∧¬ A) ∨ A)
- (A ∧B ) ∨ (¬B)
- (A ∧B ) ∨ (¬A)
- 1
- 0
Решение: (A ∧ B) ∨ ((¬ B ∧¬ A) ∨ A)= AB ∨ ¬B∧¬ A∨ A=A(B∨1) ∨¬B∧¬ A =A∨¬B∧¬ A= A∨¬B.
- (A ∧B ) ∨ (¬B)=A∨ ¬B
Правильный ответ №1
№ 5 Для какого числа Y истинно высказывание
А) (Y>1)∨(Y>4)→(Y<2)
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Решение: (Y>1)∨(Y>4)→(Y<2)=1
0 0 при Y=2,3,4, но первое выражение в этих случаях всегда истинно
0 1 при Y=1
1 1 при Y=1
Правильный ответ №1
Б) (Y>2)∨(Y<2)→(Y>4)
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Решение:
(Y>2)∨(Y<2)→(Y>4)=1
0 при Y=2 0 2>4 ложно
0 при Y=2 1
1 1
Второе выражение при любом из указанных Y ложно, значит ищем такое Y, при котором первое выражение ложно.
Правильный ответ №1
№ 6 Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию:
¬ (Последняя буква гласная → Первая буква согласная) ∧ Вторая буква согласная
1) ИРИНА 3) СТЕПАН
2) АРТЕМ 4) МАРИЯ
Решение:
¬(Посл.гл→Перв.согл) ⋅ Втор.согл=1
1 1 только ИРИНА, АРТЕМ, СТЕПАН
¬(Посл.гл→Перв.согл)=1
Посл.гл→Перв.согл=0
1 0
Последняя гласная и первая не согласная только в слове ИРИНА.
№ 7 Для какого слова истинно высказывание:
(Вторая буква согласная ∨ Последняя буква гласная) → Первая буква слова гласная
- ГОРЕ 3) ПРИВЕТ
- КРЕСЛО 4) ЗАКОН
Решение:
(Вторая буква согласная ∨ Последняя буква гласная) → Первая буква слова гласная=1
0 0
0 1
1 1
Первая буква во всех словах согласная, значит рассматриваем первую ситуацию.
Правильный ответ №4
№ 8 Каково наименьшее натуральное число X, при котором истинно высказывание
(X⋅(X-1)< 99)→((X-1)⋅(X-1)>80)
Решение:
(X⋅(X-1)< 99)→((X-1)⋅(X-1)>80)=1
0 при x ≥ 11 0 при x ≤ 9
0 при x ≥ 11 1 при x ≥ 10
1 при x=1..10 1 при x ≥ 10
Правильный ответ X=10
№ 9 Укажите значения переменных K,L,M,N, при которых логическое выражение ложно:
(K ∨ M) → (L ∨ M ∨ N)
Решение:
(K ∨ M) → (L ∨ M ∨ N)=0
1 0
(K ∨ M)=1 при:
K | M |
0 | 1 |
1 | 0 |
1 | 1 |
(L ∨ M ∨ N)=0 при L=0, M=0, N=0
Ответ: при K=1, L=0, M=0, N=0
№ 10 Сколько различных решений имеет уравнение:
(K∧L∧M) ∨ (¬L ∧¬M∧N)=1
Решение при пом табл. Истинности
K | L | M | N | (K∧L∧M) | ¬L | ¬M | ¬L ∧¬M∧N | F |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Ответ: 4 решения
3. Самопроверка: см приложение
Ответы:
1 | 3 |
1 | 1 |
7 | 9 |
4. Итог урока: выставляются оценки за работу на уроке.
5. Домашнее задание переписать из карточки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№1 Составьте логическую формулу и упростите её A B C F 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1
№2 Составьте логическую схему полусумматора на 2 входа X Y P S P= S=
№ 3 Упростит е выражения: 1) ( a b c) 2) a (b c) d
№ 4 Укажите логическое выражение, равносильное данному : (A B) (( B A) A) 1) (A B ) ( B) 2) (A B ) ( A) 3) 1 4) 0
№ 5 Для какого числа Y истинно высказывание А) (Y>1) (Y>4) (Y<2) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Б) (Y>2) (Y<2) (Y>4) 1 ) 1 2) 2 3) 3 4) 4
№ 6 Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию: ¬ (Последняя буква гласная → Первая буква согласная) Вторая буква согласная 1 ) ИРИНА 3) СТЕПАН 2 ) АРТЕМ 4) МАРИЯ Решение: ¬ (Посл.гл → Перв.согл ) Втор.согл=1 1 1 только ИРИНА, АРТЕМ, СТЕПАН ¬ (Посл.гл → Перв.согл )=1 Посл.гл → Перв.согл=0 1 0 Последняя гласная и первая не согласная только в слове ИРИНА .
№ 7 Для какого слова истинно высказывание: (Вторая буква согласная Последняя буква гласная) → Первая буква слова гласная 1) ГОРЕ 3 ) ПРИВЕТ 2) КРЕСЛО 4 ) ЗАКОН
№ 8 Каково наименьшее натуральное число X, при котором истинно высказывание ( X (X-1)< 99 ) ((X-1) (X-1)>80 )
№ 9 Укажите значения переменных K,L,M,N, при которых логическое выражение ложно: (K M) → (L M N)
№ 10 Сколько различных решений имеет уравнение : (K L M) ( L M N)=1
Предварительный просмотр:
САМОПРОВЕРКА к уроку обобщения «Логические основы ВТ»:
Вариант | |
Простой | Сложнее |
1. Укажите логическое выражение, равносильное данному | |
¬(¬a ∧b) | ¬(¬a∨ b) ∧¬( b∨¬c) |
2. Какое из приведенных названий удовлетворяет логическому условию: | |
((Предпоследняя буква согласная) ∧ ((первая буква согласная) ∨ (в названии нет буквы «д»)))
| (Первая буква гласная ∨ Последняя буква гласная)→ В названии нет «ф» |
3. Каково наибольшее целое число X, при котором ложно высказывание: (X ⋅(X+1) >55) →X⋅ X>50 | Каково наибольшее целое число X, при котором истинно высказывание: (X⋅X - 2 >80) →(X⋅ (X-2)<70) |
Домашнее задание:
- Для какого слова истинно высказывание:
((первая буква согласная) ∧(последняя буква согласная)) ↔(название содержит букву «м»)
1) Лондон 2) Манила 3) Вашингтон 4) Оттава
- Каково наибольшее целое число X, при котором истинно высказывание: (X ⋅(X+1) >75) →(X⋅X<65)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по «Основам информатики и вычислительной техники» среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор»
Интеллектуальная играпо «Основам информатики и вычислительной техники»среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор» Игра проводится среди учащихся 8л, 8м и 8н классов. Каждый класс выдвигает ко...
Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"
Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...
Урок "Арифметические основы вычислительной техники"
Результативность урока определяется активностью учащихся. А это возможно при личностно ориентированном подходе и работе в группах. Эти технологии позволяют раскрыться каждому ученику....
Основы информатики и вычислительной техники
Теоретический материал по дисциплине "Основы информатики и вычислительной техники" по профессиям "Машинист тепловоза" и "Машинист электровоза"...
Учебно-лабораторный практикум «Изучение логических устройств» по дисциплине «Элементы систем автоматики» (на промышленном универсальном стенде по основам автоматики и вычислительной техники (ОАВТ)).
Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики». В учебном пособии кратко отражены теоретические сведения по темам лабораторных работ ...
Логические основы вычислительной техники
Презентация к уроку...
«Основы информатики и вычислительной техники»
Рабочая тетрадь может использоваться в преподавании таких предметов, как «Аппаратное обеспечение», «Основы информатики и вычислительной техники», так и в обучении другим ...