Урок "Арифметические основы вычислительной техники"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Результативность урока определяется активностью учащихся. А это возможно при личностно ориентированном подходе и работе в группах. Эти технологии позволяют раскрыться каждому ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskie_osnovy_evm.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК: «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
Тип: урок-презентация
Вид: комбинированный
Технология: личностно-ориентированный, работа в группах
Цель: формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки-вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
Дать понятие информации как социального и культурного феномена
Развитие у школьников теоретического , творческого мышления
Познакомить учащихся с понятием систем счисления, развитием систем счисления, дать понятие основания системы счисления.
Задачи: развитие познавательного интереса, логического мышления;
Знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязь между системами счисления.
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Подготовка : каждая группа готовит мини-презентацию, сообщение на одну из тем:
- Как считали в древности?
- Римская система счисления
- Вавилонская система счисления.
- Как записывали цифры славяне?
- Системы счисления с различными основаниями
- Счисление в Древнем Китае
- Счисление на Руси
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- Что такое информация?
- Каким образом мы получаем информацию?
- С какими видами информации мы встречаемся в жизни?
- Какие типы информации вам известны. В чем их отличие?
3.ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ
А чем отличается текстовая информация от цифровой?
Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково?
В первую очередь, это связано с торговлей. Люди пришли к выводу, что считать и записывать количество товаров удобней одинаково.
Но так было не всегда! Начнем с того, что выясним КАК СЧИТАЛИ В ДРЕВНОСТИ?
(сообщение группы)
В основном все люди пользовались счетом на десятки, но записывали цифры по – разному. КАК? (выступление группы с мини-презентацией)
Вавилонская система счисления (сообщение)
Мы познакомились с некоторыми системами счисления. Так что же такое система счисления?
СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – СОВОКУПНОСТЬ СИМВОЛОВ И
ПРАВИЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ.
Существует два вида систем счисления: непозиционные и позиционные.
НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ – СИСТЕМА, В КОТОРОЙ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРЫ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЧИСЛЕ.
РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ (сообщение )
ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ- СИСТЕМА , В КОТОРОЙ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРЫ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЗАПИСИ ЧИСЛА.
ДЕСЯТИЧНАЯ система счисления появилась впервые в 595 году (нашей эры). Знаменитый персидский математик Аль-Хорезми выпустил учебник, в котором изложил основы десятичной системы индусов. После перевода его на латынь , эта система стала доступна европейцам.
Системы счисления на Руси (сообщение группы)
РАЗРЯД-ПОЗИЦИЯ ЦИФРЫ
ОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАВНО КОЛИЧЕСТВУ ЦИФР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЕЮ И ОПРЕДЕЛЯЕТ, ВО СКОЛЬКО РАЗ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ ЦИФР СОСЕДНИХ РАЗРЯДОВ ЧИСЕЛ.
ДВОИЧНАЯ, ВОСЬМЕРИЧНАЯ, ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ В ЛЮБОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ
Аs=аn Sn+аn-1Sn -1+…+a1S1+a0S0+a -1S-1+…a-mSm
Пример записи числа в десятичной системе счисления
258= 2*100+5*10+8=2*102+5*101+8*100
«Количество цифр для записи числа в любой системе счисления не может превышать основания этой системы»
- Закрепление - тест 5 минут.
Домашняя работа § перевести число 158 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную
1вариант
- Верно ли что в древности считали в двоичной системе счисления?
- Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
- Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
- Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа в столбик?
- Верно ли, что число 34263 может быть записано в пятеричной системе счисления?
2 вариант
1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
5. Верно ли, что мы не пользуемся в быту шестидесятеричной системой счисления древних шумеров?
3 вариант
1. . Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?
2. . Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления?
3. Верно ли, что десятичную позиционную систему счисления изобрели в Древней Индии?
.4. Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?
- Верно ли, что арабские цифры удобны для сложных арифметических вычислений?
4 вариант
1. . Верно ли, что число 2456733 может быть записано в восьмеричной системе счисления?
2. Верно ли, что на циферблатах часов пишут древнерусские цифры?
3. Верно ли, что в памяти компьютера цифры записываются клинописью?
4. Верно ли, что в Китае изобрели десятичную систему счисления?
5. Верно ли, что в современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по «Основам информатики и вычислительной техники» среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор»
Интеллектуальная играпо «Основам информатики и вычислительной техники»среди учащихся 8х классов «Волшебный телевизор» Игра проводится среди учащихся 8л, 8м и 8н классов. Каждый класс выдвигает ко...
План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники
Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....
Основы информатики и вычислительной техники
Теоретический материал по дисциплине "Основы информатики и вычислительной техники" по профессиям "Машинист тепловоза" и "Машинист электровоза"...
Учебно-лабораторный практикум «Изучение логических устройств» по дисциплине «Элементы систем автоматики» (на промышленном универсальном стенде по основам автоматики и вычислительной техники (ОАВТ)).
Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики». В учебном пособии кратко отражены теоретические сведения по темам лабораторных работ ...
Логические основы вычислительной техники
Презентация к уроку...
Разработка урока "Логические основы вычислительной техники"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Логические основы вычислительной техники", 11 класс...
«Основы информатики и вычислительной техники»
Рабочая тетрадь может использоваться в преподавании таких предметов, как «Аппаратное обеспечение», «Основы информатики и вычислительной техники», так и в обучении другим ...