урок по информатике "Решение логических задач"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Урок решения задач на тему "Законы логики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_logicheskie_zadachi_10_klass.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Логические задачи
Тип урока: урок повторения и обобщения
Вид урока: урок решения задач
Цель урока: научить учащихся решать логические задачи
Задачи:
- образовательные: 1) Развитие умений решать задачи на законы логики 2) Развитие общешкольных умений: развитие устной монологической и диалогической научной речи.
- воспитательные: 1)Воспитание ответственности за результат своего труда. 2) Дальнейшее развитие навыков работы в команде на основе сотрудничества. 3) Воспитание чувства взаимопомощи
- развивающие: 1) Развитие коммуникативных умений. 2) Дальнейшее развитие навыков самоконтроля и самооценки своего труда. 3) Развитие умений работать мобильно в команде.
План урока:
- Объявление темы урока, мотивации и цели урока.
Мотивация:
По итогам урока будут выставлены оценки.
- Актуализация опорных знаний.
1. Выражение: F= ¬ (А&B) V¬ (В&C)
2. Выражение: F= ¬ (А&B V В&С) V С & ¬ А
3. Выражение: F= А&B V D V ¬ (А V ¬В).
3. Решение логических задач
№1.
Синоптик объявляет прогноз погоды на завтра и утверждает следующее:
1 .Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.
2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.
3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.
Так какая же погода будет завтра?
Решение.
1 . Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:
А— «Ветра нет», В — «Пасмурно», С — «Дождь».
2. Запишем логические функции (сложные высказывания).
а) «Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя» – А→В&¬С.
б) «Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра» – С→В& А.
в) «Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра» – В→С&А.
3. Запишем произведение указанных функций:
(А→В&¬С) & (С→В&А) & (В→С&А).
4. Упростим формулу: (А→В&¬С) & (С→В&А) & (В→С&А) = ¬А&¬В&¬С
5. Приравняем результат к единице: ¬А&¬В&¬С = 1.
6. Проанализируем результат: логическое произведение равно 1, если каждый множитель равен 1. Поэтому: ¬А=1, ¬В =1, ¬С =1. Значит: А=0, В=0, С=0.
7. Ответ: погода будет ясная, без дождя, но ветреная.
№2
Андрей, Аня и Маша решили пойти в кино. Каждый из них высказал свои пожелания по поводу выбора фильма.
Андрей сказал: «Я хочу посмотреть французский боевик».
Маша сказала: «Я не хочу смотреть французскую комедию».
Аня сказала: «Я хочу посмотреть американскую мелодраму».
Каждый из них слукавил в одном из двух пожеланий. На какой фильм пошли ребята?
Решение:
1. Выделим простые высказывания и запишем их через переменные:
А — «Французский фильм», В — «Боевик», С — «Комедия».
2. Запишем логические функции (сложные высказывания). Учтем условие о том, что каждый из ребят оказался прав в одном предположении:
а) «Французский боевик» — ¬А & В v А & ¬В
б) «Американскую мелодраму» — ¬¬А & ¬В v ¬А & ¬¬В
в) «Не французская комедия» — ¬¬А&С v ¬А&¬С
3. Запишем произведение указанных функций:
(¬А & В v А & ¬В) & (¬¬А & ¬В v ¬А & ¬¬В) & (¬¬А&С v ¬А&¬С).
4. Упростим формулу:
(¬А & В v А & ¬В) & (¬¬А & ¬В v ¬А & ¬¬В) & (¬¬А&С v ¬А&¬С) =
= ¬А&В&¬С v А&¬В&С
5. Приравняем результат к единице: ¬А&В&¬С v А&¬В&С=1.
6. Составим таблицу истинности:
А | В | С | ¬А&В&¬С v А&¬В&С |
0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 |
7. Найдем по таблице значения переменных, для которых F = 1.
А)
0 | 1 | 0 | 1 |
Б)
1 | 0 | 1 | 1 |
8. Проанализируем результат:
Результат Б) не является решением, т.к. в ответе Маши оба утверждения оказываются неверными, что противоречит условию задачи.
Результат А) полностью удовлетворяет условию задачи и поэтому является верным решением.
9. Ответ: ребята выбрали американский боевик.
№3
Виновник ночного дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии. Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГИБДД, что это были «Жигули», первая цифра номера машины – единица. Второй свидетель сказал, что машина была марки «Москвич», а номер начинался с семерки. Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы. При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера. Какой марки была машина и с какой цифры начинался номер?
Решение.
Введем обозначения для логических высказываний: Ж – это «Жигули»; М – это «Москвич»; И – это иностранная машина; Е – номер машины начинается с единицы; С – номер машины начинается с семерки.
Запишем высказывания свидетелей в наших обозначениях:
Из того факта, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера, получаем три истинных составных высказывания:
Если все эти истинные высказывания логически перемножить, то получим следующее истинное логическое высказывание:
Для решения задачи нужно определить, при каких значениях логических переменных Ж, М, И, Е, С это высказывание истинно.
Упростим выражение, учитывая те обстоятельства, что машина не может быть одновременно и марки «Жигули», и марки «Москвич», и иностранного происхождения, а также то, что номер машины не может одновременно начинаться с единицы и с семерки:
При выводе мы также использовали закон противоречия и закон исключения констант.Высказывание истинно только при Ж=1, М=0, И=0, Е=0, С=1. Таким образом, мы установили, что виновником дорожно-транспортного происшествия была машина марки «Жигули», номер которой начинался с цифры семь.
Ответ. Машина марки «Жигули», номер которой начинался с цифры семь.
4. Домашнее задание
Задача 1. Кто из ребят играет в шахматы, если известно, что:
1) если играет Андрей или Виктор, то Сергей не играет;
2) если Виктор не играет, то играют Сергей и Дмитрий;
3) Сергей играет.
Задача 2. В клуб служебного собаководства на очередную тренировку пришли со своими собаками Антон, Борис, Петр, Виктор и Олег. Желая подшутить над новым инструктором, на вопрос: «Кто же хозяин каждой из собак?» каждый юноша дал один правильный и один неправильный ответ. Антон сказал: «Моя собака – Рекс, а собака Петра – Лайма». Борис сказал: «Рекс – моя собака, а собака Виктора – Джек». Петр сказал: «Собака Виктора – Зевс, а моя собака – Рекс». Виктор сказал: «Моя собака – Джек, а собака Олега – Бичо». Олег сказал: «Да, моя собака – Бичо, а собака Бориса – Зевс». Кто же на самом деле хозяин каждой собаки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»
В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Урок "Табличное решение логических задач"
Цели:Образовательные:закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;изучить способы заполнения и построение таблиц;систематизация полученных знаний.Развив...
Решение логических задач с использованием логических квадратов.
Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Презентация к уроку "Методы решения логических задач"
Презентация к уроку "Методы решения логических задач" 10 класс. Профильный уровень. Программа Семакина...