Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", 9 класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Материал содержит методическую разработку урока, презентацию к уроку, практическую работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", информатика 9 класс | 522.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»
Курской области
Конспект урока информатики и ИКТ
на тему «Электронные таблицы
в прикладной среде Microsoft Excel»
9 класс
20____ год
Разработала и провела
учитель информатики и ИКТ
Агеева Наталья Валентиновна
Тема урока: «Электронные таблицы в прикладной среде Microsoft Excel»
Цели урока:
образовательные — познакомить с электронными таблицами в прикладной среде Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку таблицы;
развивающие — развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса;
воспитательные — воспитывать в обучающихся умение участвовать в диалоге, вызвать потребность в обосновании своих суждений; профессиональная ориентация к будущей трудовой деятельности.
Задачи урока:
✓ обучение приемам работы в Microsoft Excel;
✓ формирование алгоритмического подхода к решению поставленной задачи;
✓ формирование эмоционально - положительного отношения к предмету «Информатика».
Используемые технологии:
- информационно-коммуникационные;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- обучение в сотрудничестве.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: беседа, индивидуальная работа.
Оборудование урока:
- компьютеры с операционной системой MS Windows;
- мультимедийный проектор, экран;
- электронная таблица Microsoft Excel;
- электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint;
- раздаточный материал (для каждого ученика) — практическая работа (см. приложение).
План урока:
- Организационный момент
- Изложение нового материала и практическая работа обучающихся на компьютерах
- Закрепление знаний: практическая работа, фронтальный опрос
- Подведение итогов урока, рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный этап
Слайд1
Здравствуйте!
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Электронные таблицы в прикладной среде Microsoft Excel». Изучение этой темы займет несколько уроков.
Сегодня мы познакомимся с новыми терминами и понятиями, научимся вводить текст, формулы и числа в ячейки таблицы. Для этого мы будем использовать ПК, а также Практикум и рабочую тетрадь.
Приготовьте учебные принадлежности.
2. Изложение нового материала и практическая работа обучающихся на компьютерах
Вычисления с помощью ручки и бумаги довольно скучный процесс. Каждый знает, как легко ошибиться, а если ошибку вовремя не заметить, то вся работа пойдёт насмарку. Раньше, когда не было компьютера, сложные вычисления выполняли целые коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Вычислители исписывали огромное количество бумаги.
Для обработки числовой информации на ПК разработаны специальные пакеты программ, называемые электронными таблицами или табличными процессорами.
НАПИСАНИЕ КОНСПЕКТА
Записать тему урока
Слайд 2 Термины и понятия
Электронная таблица – это программа для обработки и хранения числовых данных.
Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel.
Слайд 3
Достоинства электронных таблиц:
- Данные, хранящиеся в электронных таблицах более наглядны.
- С ними проще производить расчеты (быстро и точно производятся автоматические вычисления).
- Электронные таблицы помогают моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты.
Дальнейшее написание конспекта – домашняя работа обучающихся.
Это позволяет активно использовать ЭТ в различных областях (ПРАКТИКУМ, страница 127) занести в конспект
На странице 126 план изучения темы «Электронные Таблицы»; перенести в конспект.
Вызов программы Excel
Вызов программы Excel можно выполнить тремя способами:
1. Если есть ярлык Excel на рабочем столе: Выполнить двойной щелчок на этом ярлыке.
2. Из главного меню Пуск —> Программы —> Microsoft Excel
3. Если нет ни ярлыка, ни пункта в меню Пуск —> Выполнить —>
В окне ввода набрать текст “Excel” и щелкнуть на кнопке ОК или нажать клавишу Enter.
Прошу вас занять свои места за компьютерами, возьмите практикум, тетрадь и ручку.
Откройте программу Microsoft Excel
Рассмотрите внимательно структуру окна программы. Сравните с окном приложения Microsoft Word. Расскажите о новом Приложении.
Слайд 4 Структура окна программы
Новые элементы структура окна программы
Документ в Excel называется Книга. Книга состоит из нескольких листов, которые состоят из строк и столбцов. Пересечение строк и столбцов — ячейки.
Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С... Если букв не хватает, используют двухбуквенные обозначения АА, АВ и далее. Максимальное число столбцов в таблице — 256.
Строки нумеруются целыми числами. Максимальное число строк, которое может иметь таблица — 65 536.
Ячейки в Excel располагаются на пересечении столбцов и строк. Номер ячейки — объединение номеров столбца и строки без пробела между ними. Номера ячеек в поле имени ячейки или в формуле (о формулах рассказывается ниже) появляется автоматически при щелчке на указанной ячейке.
Если надо выделить диапазон ячеек, то указываются номер первой и последней ячеек в диапазоне.
Одна из ячеек на листе всегда является текущей. В большинстве операций используется именно она. Текущая ячейка обведена широкой рамкой. Ее имя приведено в поле имени ячейки, а содержимое — в строке формул.
Строка формул, содержит поле имени текущей ячейки и поле ввода формулы.
Следующая строка – строка заголовков столбцов. Начиная со второй клетки, записываются номера столбцов (А, В и т.д.). Первая клетка — поле “выделить все” (при щелчке на этой клетке выделяется весь лист).
Далее идет область листа — это все элементы листа, включая ячейки, линии сетки, заголовки строк, заголовки столбцов, полосы прокрутки и ярлычки листов.
Если “схватить” мышью за бегунок на полосе прокрутки и перемещать его с помощью мыши, то будут перемещаться данные (ячейки) в окне.
Создание нового документа, открытие существующего документа и сохранение документа выполняются стандартно.
Структура документа в Excel
Чтобы сделать ячейку текущей (активной), надо просто щелкнуть на ней мышью.
Попробуйте выделить различные ячейки таблицы.
Перемещение по ячейкам: мышью щелкнуть на нужной ячейке. В строке формул, в поле имени ячейки ввести номер ячейки, к которой надо перейти.
Выделение диапазона: схватив мышью с начала диапазона протянуть до последней ячейки диапазона или в строке формул в поле имени ввести через двоеточие номер первой и последней ячеек диапазона.
Выделение строки, столбца.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для глаз и осанки с использованием мультимедийной презентации и музыкального сопровождения)
Типы данных в ячейках и их форматы
В ячейках могут содержаться: текст, число или формула.
Числовой формат
Формат числа может быть:
- целым или с дробной частью (например, 123, –456 или –123,45);
- дробным (например, 1/4 или 23/45);
- денежным (например, 123 р., –123,45р., 123,4512 р. или 123,4 р.);
- датой (например, 15.11.99 или 21 мар 98);
- временем (например, 14:30 или 2:30:53 PM).
Текст
В электронных таблицах текст – это совокупность символов, использующаяся для оформления таблицы (заголовки, пояснения и т.д.).
Формулы
Формула всегда начинается со знака = (равно).
В ячейке мы видим результат (численное значение выражения). Для просмотра формулы, по которой выполняются вычисления надо сделать ячейку текущей. Тогда в строке формул можно увидеть выражение, а в самой ячейке его численное значение.
Для вставки имени ячейки в формулу проще всего щелкнуть на той ячейке, имя которой надо вставить в формулу. Имя появится в том месте строки формул, где находился текстовый курсор.
Изменение ширины ячейки (столбца).
Навести указатель мыши на вертикальную границу ячейки (столбца). Указатель примет вид “Схватить” мышью границу и перемещать ее до нужного размера. Если вместо этого выполнить двойной щелчок, то программа установит оптимальную с ее точки зрения ширину ячейки.
Изменение высоты ячейки (строки).
Навести указатель мыши на горизонтальную границу ячейки (строки). Указатель примет вид Далее как при изменении ширины ячейки (столбца).
3. Закрепление знаний: практическая работа (Приложение 1);
4. Подведение итогов урока: фронтальный опрос (для активизации мыслительного процесса вопросы подаются в виде презентации по слайдам 5-11).
Рефлексия.
5. Домашнее задание: закончить написание конспекта по страницам 126-129, 133-135 Практикума, учить конспект.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практическая работа «Создание электронной таблицы»
1 шаг. Запуск программы Microsoft Excel.
2 шаг. Создание заголовка.
- Установить курсор мыши в ячейке A1 и выделить её щелчком.
- Набрать текст «Сумма трех чисел».
- Нажатием клавиши
ввести набранный текст в активную ячейку рабочего листа.
3 шаг. Задание шапки таблицы.
- Вписать в ячейку A2 – букву a;
- Вписать в ячейку B2 – букву b;
- Вписать в ячейку C2 – букву c;
- Вписать в ячейку D2 – букву d.
4 шаг. Задание формата ячеек.
- Выделить фрагмент A3:D7.
- Задать команду Формат/Ячейки.
- Выбрать вкладку Число.
- В списке Числовые форматы выделить строку Числовой.
- В поле Число десятичных знаков выбрать значение 0.
- Нажать кнопку «Ok».
5 шаг. Ввод исходных данных.
- В ячейки A3, B3, C3 заносим любые числа (например, 3, 5, 7).
- Аналогично заполняем еще 4 строки.
6 шаг. Запись формул.
- В ячейку D3 вносим запись = A3+B3+C3
- В ячейку D4 вносим запись = A4+B4+C4
- И т. д.
В итоге таблица должна иметь вид (только исходные числовые данные у всех будут разные):
7 шаг. Сохранение результатов работы.
- Выбрать команду Файл/Сохранить как…
- Задать имя файла.
- Нажать клавишу «Ok».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....