Рабочая программа по информатике и ИКТ в 6 классе
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Романова Светлана Алексеевна

Рабочая программа ориентированна на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1.   Учебник для 6 класса «Информатика  и ИКТ», автора  Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

2.   Рабочая тетрадь для 6 класса.»Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

3.   Преподавание информатики в 5-7 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________ Муковня Е.М.

Протокол № ________

от «____» ___________ 2014 г.

       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новотроицкая  СОШ»

______________ Дашкина С.А.

«____» ____________2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ «Новотроицкая СОШ»

_____________Романова С.А.

Приказ № ________

от «____» __________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика и ИКТ» в  6 классе

Романовой Светланы Алексеевны, учителя 1 квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Класс

Количество часов

В неделю

В год

6

1

35

                                                                                     

                                                                                         

                                                                                       

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «____»___________ 2014 г.

                                                                  2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ;

-   Федерального компонента государственного стандарта  общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 г.;

-Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, утвержденной  приказом Минобразования России от 09.03.04 г. №1312 ;

- Авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 2-11 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007»;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новотроицкая СОШ», утвержденной приказом по школе  № 88  от  31.08.2013 г.;

- Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального и основного   общего образования, утвержденный приказом МО и Н РТ №4154/12 от 09.07.2012 г.

- Учебного плана МБОУ «Новотроицкая СОШ»  на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом по школе  № 80 от 29.08.2014 г. ;

- Годового  календарного учебного графика МБОУ «Новотроицкая СОШ», утвержденного приказом по школе № 80 от 29.08.2014 г.;

- Расписания МБОУ «Новотроицкая СОШ» на 2014-2015 учебный год;

- Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Новотроицкая СОШ», утвержденного приказом по школе № 88  от 31.08.2013 г.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденного  приказом Минобрнауки России № 253 от 31марта 2014 г.  

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;  воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать   мысль   в   понятной   собеседнику   форме;   умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

6 класса

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю)

Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практикум

Контроль

ЗУН

 Компьютер и информация (12 ч).

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5

2

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»

1

0,5

0,5

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

1

0,5

0,5

4

Двоичное кодирование числовой информации.

1

0,5

0,5

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

 Работа с приложением Калькулятор

1

0,5

0,5

6

Тексты в памяти компьютера.

 Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

1

0,5

0,5

7

Кодирование текстовой информации.

 Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»

1

0,5

0,5

8

Практическая контрольная работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word»

1

0,5

0,5

9

Растровое кодирование графической информации

Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

1

0,5

0,5

10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки»

1

0,5

0,5

11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки» (задание 4)

1

0,5

0,5

12

Контрольная работа по теме Компьютер и информация

1

1

Человек и информация (13 ч).

13

Информация и знания.

Практическая работа №6 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

14

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 (задания 3-4)

1

0,5

0,5

15

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7

1

0,5

0,5

16

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

17

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

1

0,5

0,5

18

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 (задание 3)

1

0,5

0,5

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №8 (задания 4-5)

1

0,5

0,5

20

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

21

Определение понятия.

Практическая работа №9 (задания 3-6)

1

0,5

0,5

22

Классификация.

Практическая работа №8 (задания 7-8)

1

0,5

0,5

23

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №10 (задания 1-2)

1

0,5

0,5

24

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №10 (задания 3-4)

1

0,5

0,5

25

Контрольная работа по теме «Человек и информация»

1

1

Элементы алгоритмизации (10 ч).

26

Что такое алгоритм. Практическая работа №11

1

0,5

0,5

27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

0,5

0,5

28

Формы записи алгоритмов.

Практическая контрольная работа

1

0,5

0,5

29-30

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 12,13

2

0,5

0,5

31-32

Алгоритмы с ветвлениями.

 Практическая работа № 14,15

2

0,5

0,5

33-34

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №17,18

2

0,5

0,5

35

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация»

1

1


Содержание курса информатики и ИКТ для 6 класса

Тема 1.1. Компьютер и информация (12 часов)

Содержание учебного материала

1.        Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

          Практическая контрольная работа по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»

Контроль ЗУН: КР по теме «Компьютер и информация» 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
  • требования к организации компьютерного рабочего места
  • виды прикладных программ, основные операции с файлами.
  • виды систем счисления
  • виды объектов текстовой информации
  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
  • связь между единицами измерения информации.

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;
  • приводить примеры обработки информации на компьютере;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, 
  • сохранять документы
  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; 
  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием 

калькулятора

  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
  • создавать нумерованные списки
  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

Тема 1.2. Человек и информация (13 часов)

Содержание учебного материала

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. .Создание  таблицы.

Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.

Практическая работа №8. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Изучение  графического  редактора Paint.

Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.

Практическая работа №11 Рисунок на свободную тему.

Практическая  контрольная  работа  «Преобразование информации»

Контроль ЗУН: тест по теме «Информация»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста
  • способы познания человеком мира через органы чувств
  • логические приемы оперирования с понятием
  • отличия текстового редактора и процессора
  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
  • возможности графического редактора Paint
  • виды определений, требования к построению родовидового определения. 
  • требования к классификации, признаки классификации
  • виды суждений
  • правила получения умозаключений

Уметь:

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
  • устанавливать логические отношения
  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
  •  классифицировать понятия по определенному признаку
  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
  • встраивать в текст  графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
  • различать необходимые и достаточные условия,
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Контроль: тест

Тема 1.3. Элементы алгоритмизации(7 часа)

Содержание учебного материала

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 15.  Работаем с папками и файлами.

Практическая работа №16  Создание слайд-шоу

Практическая работа №17  Знакомство со средой программирования

Практическая контрольная работа

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • пошаговое исполнение алгоритма 
  • способы описания алгоритмов, 
  • понятие  блок-схемы, обозначения блоков
  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
  • правила записи разветвленного алгоритма
  • понятие цикла, его разновидности

Уметь:

  • записывать алгоритм известными способами
  • составлять линейные алгоритмы
  • записывать алгоритмы различными способами
  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»

Учебно-методическое и программное обеспечение

Рабочая программа ориентированна на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Учебник для 6 класса «Информатика  и ИКТ», автора  Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Рабочая тетрадь для 6 класса.»Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  3. Преподавание информатики в 5-7 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер  - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиапроектор
  3. Интерактивная доска
  4. Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
  5. Источник бесперебойного питания
  6. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  7. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
  8. Сканер
  9. Цифровой фотоаппарат
  10. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Простая геоинформационная система.
  9. Система автоматизированного проектирования.
  10. Программа-переводчик.
  11. Система оптического распознавания текста.
  12. Программы разработки анимации
  13. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  14. Звуковой редактор.
  15. Система программирования.
  16. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  18. Программа интерактивного общения.
  19. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам


Календарно-тематическое планирование 6 класс

№урока

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

иметь представление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

По плану

Факт

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация 

рабочего места. 

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 

Информатика, информация, виды 

информации. Техника безопасности и 

организация рабочего места. Компьютер, его назначение 

и устройство 

О компьютере как универсальной машине для работы с информацией

Знать и соблюдать  требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места 

Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства  компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

5.09

2

Файлы и папки.

ПР № 1 

«Работа с файлами и 

папками» 

Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, 

файл, основные 

операции с файлами

Иметь представление 

о программном обеспечении, операционной системе.

Знать 

виды прикладных 

программ, основные операции с файлами. 

Уметь создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать 

содержание папки, 

определять назначение файла по его расширению

12.09

3

Информация в памяти компьютера. Системы 

счисления.

Представление информации в памяти 

компьютера. 

Редактирование документа в текстовом 

процессоре Word 

Иметь представление 

о формах представления информации в 

компьютере.

знать 

виды объектов текстовой информации

Уметь запускать программу, вводить, из- 

менять текст, проверять правописание, 

сохранять документы

19.09

4

Двоичное кодирование числовой информации

Понятие системы счисления, двоичная Система счисления 

форматирование в текстовом процессоре Word 

О позиционных системах счисления

Знать и уметь различать виды систем 

счисления

Уметь приводить 

примеры  позиционных и непозиционных 

систем счисления; 

выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

24.09

5

Перевод двоичных 

чисел в десятичную 

систему счисления. 

Работа с приложением Калькулятор 

Перевод двоичных чисел в десятичную 

систему счисления с 

помощью калькулятора 

О позиционных системах счисления

Знать алгоритм перевода целых чисел из 

десятичной системы 

счисления в двоичную и наоборот. 

Уметь переводить 

целые числа из десятичной системы 

счисления в двоичную и, наоборот, с 

использованием 

калькулятора

1.10

6

Тексты в памяти компьютера.

ПР №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»

Кодирование текстовой информации. 

Таблицы кодирования. Байт, объем 

текстового документа 

Иметь представление 

о кодировании информации и способах 

кодирования текстовой информации

Понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись.

Уметь редактировать 

и форматировать 

текст, используя 

формат абзац и 

текст; создавать надписи

8.10

7

Кодирование текстовой информации. 

ПР № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание над- 

писей»

Элементы текста и 

способы их форматирования 

О возможностях форматирования документов в текстовом процессоре Word.

Различные 

формы 

представления текста в 

документе.

Уметь редактировать 

и форматировать 

текст, используя 

формат, абзац и 

текст; создавать надписи

15.10

8

Контрольная практическая работа

«Обработка текстовой информации»

Формы представления информации. 

Способы кодирования информации 

О создании текстовых документов в текстовом процессоре Word.

Этапы создания текстовых документов, основные правила набора текста, основные операции редактирования и форматирования

Уметь создавать документ в текстовом процессоре,

сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

22.10

9

Растровое кодирование графической информации ПР №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

Растровое кодирование графической 

информации 

Иметь представление о способах кодирования изображения

Понятия: графический объект, пиксель, растровое кодирование

Кодировать цвет в виде двоичного кода

29.10

10

Векторное кодирование графической ин- 

формации.

 ПР №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные  списки»

Векторное кодирование графической 

информации. Сходства и различия в 

способах  кодирования графической инфор-мации. Списки как способ оформления текста 

Иметь представление 

о способах кодирования графической ин- 

формации. 

Форматирование номера в нумерованном списке

Уметь создавать нумерованные списки

12.11

11

Единицы измерения информации.

ПР № 5 

«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки». 

Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ 

оформления текста 

О представлении информации в памяти компьютера, о единицах измерения информации

Знать связь между

единицами измерения информации. 

Уметь переводить из больших единиц измерения информации 

в меньшие. 

Уметь создавать нумерованные списки

19.11

12

Контрольная работа по теме Компьютер и информация

Компьютер и информация

об информации единицах измерения информации, графические редакторы

Понятия: графический объект, пиксель, растровое кодирование, носители информации, единицы измерения информации

Кодировать и декодировать информацию. Создавать документ в текстовом процессоре,

сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу. Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную.

26.11

13

Информация и знания.

 ПР № 6 «Создание 

таблиц»

 

Понятие информации как знания, правила, факты. 

Формы  получения 

знаний 

об информации, расширить представление о представлении нформации в табличной форме

Знать достоинства и 

недостатки представления информации в виде текста

Уметь создавать таблицы, редактировать 

информацию в ячейках

3.12

14

Чувственное познание Окружающего мира. 

ПР № 6 «Создание таблиц» (задания 3-4) 

Чувственная форма получения знаний - 

ощущения, восприятия и представления 

О чувственном познании окружающего мира

способы познания чело-веком  мира через органы 

Чувств, способы структурирования текста с помощью таблиц

Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, 

удалять и добавлять 

ячейки, строки, 

столбцы

10.12

15

Понятие как форма мышления.

ПР № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики» 

Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие

Наглядные формы 

представления информации: рисунки, 

схемы, диаграммы и 

т.д.

Иметь представление 

об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в 

понятии. 

Понятия: логика, объект, признак, понятие

Уметь получать информацию из таблиц, 

схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение 

в тексте графических 

объектов

17.12

16

Как образуются понятия?

ПР  № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1-2)

Анализ, синтез, 

сравнение, абстрагирование и обобщение. Обработка 

графической  ин 

формации

Иметь представление 

о механизмах образования понятий.

Знать логические 

приемы оперирования с понятием.

Уметь создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации

24.12

17

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа 

Структурирование и визуализация информации. Текст, 

графика в текстовом 

процессоре 

 Об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации

Отличия  текстового редактора и  процессора, основные этапы подготовки  текстового документа,  содер-жащего  графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом: 

Уметь  применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

14.01

18

Содержание и объем понятия.

ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3) 

Объем и содержание понятия. 

Единичные и общие 

понятия 

О содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях

Понятия: содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие.

Уметь различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов , которым они присущи; редактировать диаграммы

.21.01

19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 4-5) 

Отношение тождества, пересечения и 

подчинения. Круги Эйлера-Венна 

Иметь представление о возможности сравнения понятий. 

Отношения тождества, пересечения, подчинения понятий

Уметь редактировать 

значения данных в диаграммах.

28.01

20

Отношения соподчинения, противоречия 

и противоположности. ПР № 9 «Графический 

редактор Paint»

 (задания 1-2) 

Отношение соподчинения, противоречия и противоположности 

Об общих подходах к сравнению понятий, о приемах эффективного построения графических изображений

Знать возможности графического редактора Paint.

Уметь устанавливать логические отношения. Уметь делать рисунки, используя основные инструменты и палитру

4.02

21

Определение понятия. ПР  № 9 «Графический редактор Paint» 

(задания 3-6) 

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие 

О приемах построения определений, о приемах эффективного построения графических изображений

Знать виды определений, требования к построению родовидового определения. 

Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты ; преобразовывать

 рисунок

11.02

22

Классификация.

ПР № 9 

«Графический редактор Paint» (задания 7- 8) 

Понятие о классификации 

О классификации понятий

Знать требования к классификации, признаки классификации. 

Уметь классифицировать понятия по определенному признаку

18.02

23

Суждение как форма мышления.

ПР № 1 0 «Графические возможности текстового процессора Word» (задания 1-2) 

Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки 

Иметь представление 

о суждениях как формах мышления.

Знать виды суждений

Уметь:

25.02

24

Умозаключение как форма мышления. 

ПР № 10 «Графические возможности текстового процессора Word» (задания 3-4) 

Умозаключения - форма мышления 

Иметь представление об умозаключениях как форме мышления

Знать правила получения умозаключений

Уметь встраивать в текст графические объекты из коллекции

4.03

25

Контрольная работа по теме «Человек и информация»

Человек и информация

об классификации понятий умозаключениях как форме мышления, суждениях как формах мышления.

требования к классификации, признаки классификации. Виды суждений. Правила получения умозаключений

создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора

11.03

26

Что такое алгоритм. Практическая работа № 11 «Рисунок на свободную тему» 

Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов 

Иметь представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

Знать определение алгоритма, его свойства. 

Уметь приводить примеры алгоритмов

18.03

27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра 

Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя 

Иметь представление об исполнителях  и сочинителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма. 

Понятия: исполнитель, система команд исполнителя

Уметь пошагового исполнять алгоритм

1.04

28

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок- схемы

О формах записи алгоритмов

Знать способы описания алгоритмов, понятие  блок-схемы, обозначения блоков

Уметь записывать алгоритм известными способами

8.04

29

Линейные алгоритмы.

ПР 12 «Линейная презентация «Часы»» 

Понятие линейного 

алгоритма. Примеры 

Об алгоритмах, о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки. 

Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков.

 

Уметь составлять линейные алгоритмы

15.04

30

Линейные алгоритмы. ПР №13 «Времена года»

Понятие линейного алгоритма. Примеры

Иметь представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки

Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков.

Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их  различ-ными способами, пошагового  выпол-нять линейные алгоритмы

22.04

31

Алгоритмы с ветвлениями.

ПР № 14 «Циклическая презентация «Скакалочка»».

Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма

Иметь представление о разветвленном алгоритме.

Знать правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков.

Уметь составлять алгоритмы с раз-ветвлениями и записывать их различными способами. Уметь создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы

29.04

32

Алгоритмы с ветвлениями

ПР №15 «Работа с файлами и папками»  

Условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма 

Иметь представление о разветвленном алгоритме.

Знать правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков.

Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами. Уметь реализовывать условные и безусловные переходы

6.05

33

Циклические алгоритмы.

ПР №17 «Знакомство со средой программирования»

Цикл. Способы записи цикла. 

Об алгоритмах, о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки

Знать понятие цикла, его разновидности. Программы программирования , операторы

Уметь составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы.

13.05

34

Циклические алгоритмы.

ПР №18 «Исполнитель»

Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды цикла 

Об алгоритмах, о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки

Операторы исполнителя

Уметь составлять и выполнять циклические алгоритмы.

20.05

35

Циклические алгоритмы.

Иметь представление о файловой системе

Уметь выполнять основные операции с файлами и папками

27.05


Нормы оценок (Критерии оценивания)

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Лист

корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...