Рабочая программа по информатике и ИКТ в 5 классе
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Романова Светлана Алексеевна

Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1.   Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2009

2.   Рабочая тетрадь для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

3.   Преподавание информатики в 5-7 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________ Муковня Е.М.

Протокол № ________

от «____» ___________ 2014 г.

       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новотроицкая  СОШ»

______________ Дашкина С.А.

«____» ____________2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ «Новотроицкая СОШ»

_____________Романова С.А.

Приказ № ________

от «____» __________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика и ИКТ» в  5 классе

Романовой Светланы Алексеевны, учителя 1 квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Класс

Количество часов

В неделю

В год

5

1

35

                                                                                     

                                                                                         

                                                                                       

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «____»___________ 2014 г.

                                                                  2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ;

-   Федерального компонента государственного стандарта  общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 г.;

-Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, утвержденной  приказом Минобразования России от 09.03.04 г. №1312 ;

- Авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 2-11 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007»;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новотроицкая СОШ», утвержденной приказом по школе  № 88  от  31.08.2013 г.;

- Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального и основного   общего образования, утвержденный приказом МО и Н РТ №4154/12 от 09.07.2012 г.

- Учебного плана МБОУ «Новотроицкая СОШ»  на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом по школе  № 80 от 29.08.2014 г. ;

- Годового  календарного учебного графика МБОУ «Новотроицкая СОШ», утвержденного приказом по школе № 80 от 29.08.2014 г.;

- Расписания МБОУ «Новотроицкая СОШ» на 2014-2015 учебный год;

- Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Новотроицкая СОШ», утвержденного приказом по школе № 88  от 31.08.2013 г.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденного  приказом Минобрнауки России № 253 от 31марта 2014 г.  

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
  1. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 
  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения

Требования к уровню подготовки  школьников  в области информатики и ИКТ

5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю)

Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практи-кум

Контроль

ЗУН

Информация - Компьютер – Информатика  (1ч.)

1

Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5

Компьютер для начинающих (8 ч).

2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

0,5

0,5

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой.

1

0,5

0,5

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

 Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)

1

0,5

0,5

5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры

1

0,5

0,5

6

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2. Освоение мыши

1

0,5

0,5

7

Главное меню. Запуск программ.

 Практическая работа № 3. Запуск программ.

1

0,5

0,5

8

Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню

1

0,5

0,5

9

Проверочная работа по теме «Компьютер для начинающих»

1

1

Информация вокруг нас (14 ч).

10

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти)

1

0,5

0,5

11

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

0,5

0,5

12

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

1

0,5

0,5

13

Кодирование информации

1

0,5

0,5

14

Формы представления информации. Метод координат

1

0,5

0,5

15

Текст как форма представления информации. Логическая игра

1

0,5

0,5

16

Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой»

1

0,5

0,5

17

Проверочная работа по теме «Информационные процессы»

1

1

18

Наглядные формы представления информации .Обработка информации.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор

1

0,5

0,5

19

Обработка текстовой  информации.

Практическая работа №6. Ввод текста

1

0,5

0,5

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №7. Редактирование текста

1

0,5

0,5

21

Редактирование текста. Поиск информации.

 Практическая работа №8. Редактирование текста

1

0,5

0,5

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

1

0,5

0,5

23

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа №9. Форматирование текста

1

0,5

0,5

Информационные технологии (12 ч).

24

Компьютерная графика.

 Практическая работа №10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора(1-4)

1

0,5

0,5

25

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора(5-7)

1

0,5

0,5

26

Проверочная работа по теме «Графический редактор»

1

1

27

Обработка графической информации

 Практическая работа №11. Раскраска

1

0,5

0,5

28

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создание комбинированных документов

1

0,5

0,5

29

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №13. Выполнение вычислений с помощью приложения

Калькулятор

1

0,5

0,5

30

Преобразование информации путем рассуждений.

Логическая игра

1

0,5

0,5

31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»

1

0,5

0,5

32

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»

1

0,5

0,5

33

Контрольная работа по теме «Информационные технологии»

1

1

34

Создание движущихся изображений.

 Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему

1

0,5

0,5

35

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему

(завершение)

1

0,5

0,5


Содержание курса информатики и ИКТ для 5 класса

Тема 1.1. Информация- Компьютер- Информатика.(1 ч.)

Содержание учебного материала

Изучение структуры учебника «Информатика 5 класс». Понятие «Информация» на бытовом уровне. Виды информации. Формы представления информации.  Информатика как наука. Компьютер – универсальное средство для работы с информацией.

Практические работы

  • Знакомство учеников с учебником.
  • Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности, правила поведения и организация рабочего места в компьютерном классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • какой смысл  вкладывается в понятие информации;
  • правила поведения, ТБ и организации рабочего места в компьютерном классе;

Уметь:

  • работать с учебником.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект».
  • выполнять правила поведения и ТБ  в компьютерном классе,

уметь организовать рабочее место в компьютерном классе

Тема 1.2. Компьютер для начинающих  (8 часов)

Содержание учебного материала

Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.

Практическая работа №2. Освоение мыши.

Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.

Контроль ЗУН: тест по теме «Компьютер для начинающих»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • основные устройства компьютера
  • основные типы устройств компьютера: устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации
  • понятие программного обеспечения, операционной системы, прикладных программ
  • понятия графического интерфейса: рабочий стол, значок, ярлык
  • группы клавиш
  • принципы десятипальцевого набора текста.

Уметь:

  • взаимодействовать с программами и устройствами  компьютера с помощью мыши;
  • освоить основные действия с мышью
  • запускать и закрывать программы через главное меню
  • перемещать объекты, оперировать с окнами
  • выполнять основные управляющие операции
  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
  • определять тип файлов по пиктограмме и расширению.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

Тема 1.3. Информация вокруг нас (14 часов)

Содержание учебного материала

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Практическая работа №6 Ввод текста

Практическая работа №7 Редактирование текста

Практическая работа №8 Работа с фрагментами текста

Практическая работа №9 Форматирование текста

Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные процессы»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • основные действия оперирования с информацией
  • основные виды носителей информации;
  • схему передачи информации;
  • формы представления информации;
  • основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).

Уметь:

  • сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации
  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
  • определять элементы текста
  • выделять информационный носитель и форму представления информации;
  • кодировать или декодировать информацию, используя таблицу кодов
  • читать информацию, представленную на координатной плоскости
  • представлять информацию в табличном виде
  • представлять  информацию в виде графиков, диаграммы, схемы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать информацию;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить различные жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, обществе и технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • представлять информацию в различных видах.

Тема 1.4. Информационные технологии (12 ч)

Содержание учебного материала

Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практическая работа №11 Раскраска.

Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.

Практическая работа №13. Работа с фрагментами.

Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему

Практическая работа №15 . Создаем анимацию на свободную тему

Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные технологии»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы обработки текстовой, числовой информации
  • основные операции с текстом
  • формы представления информации; способы систематизации информации
  • виды инструментов рисования
  • способы записи алгоритмов

Уметь:

  • выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора
  • осуществлять ввод тестовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе
  • редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и  перемещение символов и фрагментов текста)
  • систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы
  • форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта
  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта
  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта
  • создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру
  • создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию
  • структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки  разделов
  • выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов
  • пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем
  • определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов
  • в презентации задать анимацию объектов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор».

Учебно-методическое и программное обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2009

  1. Рабочая тетрадь для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  2. Преподавание информатики в 5-7 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ

в 5  класса

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер  - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиапроектор
  3. Интерактивная доска
  4. Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
  5. Источник бесперебойного питания
  6. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  7. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
  8. Сканер
  9. Цифровой фотоаппарат
  10. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Простая геоинформационная система.
  9. Система автоматизированного проектирования.
  10. Программа-переводчик.
  11. Система оптического распознавания текста.
  12. Программы разработки анимации
  13. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  14. Звуковой редактор.
  15. Система программирования.
  16. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  18. Программа интерактивного общения.
  19. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам


Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

иметь представление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

По плану

Факт.

Информация Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Иметь представление об информации и информатике.

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами И КТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места

Уметь набирать слова, используя клавиатуру.

1.09

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура,

мышь). Периферийные устройства компьютера

Иметь представление об архитектуре компьютера

Знать основные элементы компьютера и

их назначение

Уметь набирать слова, используя клавиатуру.

8.09

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой»

Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш

Иметь представление  о способах введения информации в память компьютера.

Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.

Уметь набирать слова, используя клавиатуру.

15.09

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

 Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)

Основная позиция пальцев на клавиатуре

о способах введения информации в память компьютера, об основных позициях  пальцев на клавиатуре.

принципы десятипальцевого набора текста, клавиатуру.

набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.

22.09

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры

Программы и файлы

о программном обеспечении компьютера, о программах и файлах.

понятия файл,  программы, программное обеспечение, операционная система, прикладная программа( приложение)

определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.

29.09

Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2 «Освоение мыши»

Рабочий стол.

Управление мышью

об аппаратном и  программном обеспечении компьютера

элементы рабочего стола

перемещать объекты,  оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер,  переместить)

6.10

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа № 3 «Запуск программ»

Главное меню. Запуск программ.

о структуре главного меню.

Понятия: меню, главное меню, окно.

Уметь запускать и закрывать программы и приложения

13.10

Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню»

Управление компьютером с помощью меню

Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню.

Понятия: раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

Уметь выполнять основные управляющие операции.

20.10

Контрольная работа  «Компьютер для начинающих»

«Компьютер для начинающих»

Устройства ввода вывода информации, главное меню, рабочий стол.

Основные устройства ввода информации.. программы и файла отличие между ними.

С помощью клавиатуры вводить текстовую и числовую информацию, Запускать программы через главное меню.

27.10

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти)

Информация. Действия с информацией. Хранение информации

об информации, ее видах, приемах обработки информации, информационных процессах.

Знать основные действия оперирования с информацией

Выделять информационные процессы в предложенных ситуациях

10.11

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода  слов

Носители информации

 О древних и современных носителях информации, о разнообразии носителей информации

Знать основные виды носителей информации

Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации. Уметь набирать слова, используя клавиатуру

17.11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

Передача информации

 Об информац. процессе передачи информации, о канале связи между получа-телем  и передающим.

Знать схему передачи информации

Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

24.11

Кодирование информации

Кодирование и декодирование информации

 о процессах кодирования и декодирования информации.

Понятия: условный знак,  код, кодирование.

Уметь кодировать и декодировать информацию

1.12

Формы представления информации. Метод координат

Формы представления информации. Метод координат

о формах представления информации

Знать формы представления информации.

Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости

8.12

Текст как форма представления информации. Логическая игра

Текст как форма представления информации

о формах представления информации, о структуре и элементах текста.

Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)

Уметь определять элементы текста

15.12

Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой»

Табличная форма представления информации

о табличной форме представления информации.

Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец).

Уметь представлять информацию в табличном виде

22.12

Контрольная работа «Информация и информационные процессы».

Информационные процессы

Формы представления информации

Основные элементы текста. Таблицы, диаграмм.  

Из текстовой информации строить таблицы и графики

29.12

Наглядные формы представления информации.

Практическая работа № 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» 

Наглядные формы  представления информации

 о наглядных формах представления информации.

Понятия: схема, диаграмма, наглядная форма представления информации.

Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы

12.01

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 6. «Ввод текста»

Обработка текстовой информации. Ввод текста

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Знать основные операции с текстом.

Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе

19.01

Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Практическая работа № 7 «Редактирование текста»

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста

о способах обработки текстовой информации

Основные элементы окна текстового редактора

редактировать текст (удаление символов и фрагментов,  исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

26.01

Редактирование текста. Поиск  информации. 

Практическая работа №8  «Редактирование текста»

Редактирование текста. Поиск информации

о поиске информации, запросах для поиска информации

Алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой

редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).

2.02

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

 Об обработке информации, изменяющей форму, но не меняющей содержание информации, о систематизации

Знать формы представления информации; способы систематизации информации

Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы.

9.02

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматирование текста»

Форматирование текста

Иметь представление о форматировании текста.

этапы форматирования текстового документа

форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.

16.02

Компьютерная графика Практическая работа № 10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора» (1-4)

Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе

Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.

Знать виды инструментов рисования.

Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

2.03

Инструменты графического редактора.

Практическая работа № 10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора»(5-7)

Инструменты рисования в графическом редакторе

О видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики

Знать виды инструментов рисования.

выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (Изменение рисунка)

9.03

Контрольная работа «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Графически редактор

Компьютерной графике

Инструменты графического редактора

Строить простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора

16.03

Обработка графической информации. 

Практическая работа № 11 «Раскраска»

Обработка графической информации. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе

Об устройствах ввода графической информации, о графических возможностях компьютера

Знать виды инструментов рисования

создавать рисунок, исполь-зуя различные инструменты рисования и палитру (контур, шаблон, графический примитив)

30.03

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 12 «Создание комбинированных документов»

Обработка текстовой и графической информации

о структуре комбинированного документа

Приемы создания комбинированных документов

Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию.

6.04

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполнение вычислении с помощью приложения Калькулятор»

Преобразование информации по заданным правилам

О задачах обработки информации

Понятия: входная, выходная информация, правило преобразования

Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий

13.04

Преобразование информации путем рассуждений.

Логическая игра 

Преобразование информации путем рассуждений

О задачах обработки информации

Понятия: входная информация, выходная информация, логические рассуждения

структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов

20.04

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Черный ящик»

Разработка плана действий и его запись

Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи.

Формы записи плана действий

Уметь выделять операции в действии; состав-лять линейные алгоритмы, опре-делять условие для разветвляющ. и циклического алгоритмов

27.04

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

Разработка плана действии и его запись

Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи.

Знать способы записи алгоритмов.

пошагово выпол-нять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Уметь определять условие для разветвл.  и циклического алгоритмов

4.05

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

Информационные технологии

11.05

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14 «Анимация»

Создание движущихся изображений

Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.

Понятия : анимация, настройка анимации

Уметь в презентации задать анимацию объектов.

18.05

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация»

Создание движущихся изображений

 Иметь представление о программном средстве для создания движущихся изображений.

Приемы настройки анимации в программе Роwer Роint.

Уметь в презентации задать анимацию объектов

25.05


Нормы оценок (Критерии оценивания)

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...