Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Мингалиева (Кулагина) Александра Александровна

УМК Семакин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_8.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №32 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Утверждаю:______________

Директор ГБОУ ООШ № 32

Воробьёва С.А.

Приказ №______

от «____» ______2016 г.

Согласовано:__________

Зам. Директора по УВР

ГБОУ ООШ № 32

Ниретина Л.А.

«____» _______2016 г.

Рассмотрено

на МО учителей второй ступени обучения ГБОУ ООШ №32

Протокол № ____

от «____» ______ 2016 г.

Руководитель

МО:________

Фарафонова Е.Н.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО

информатике и ИКТ

(наименование учебного предметного курса)

Вторая ступень образования /8 класс

(ступень образования/класс)

2016-2017 учебный год

(срок реализации программы)

Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе требований ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ № 32, авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой.

Программу составил                     Кулагина Александра Александровна  

                                                              (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Сызрань, 2016 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе требований ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ № 32, авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой.

        Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»  (статья 9)
  3. Основная образовательная программа ООО приказ № 87/1 от 22.06.2012г.
  4. Информатика. Рабочие программы.  Предметная линия учебников И.Г. Семакина  и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Г. Семакин. – 2-е изд., дораб. – М. : БИНОМ, 2014. – 32с.

В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями,  как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть  приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при  изучении информатики в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

В 8 классе всего 2 человека обучаются по адаптированной программе. В связи, с чем в раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета внесены изменения.

Место в учебном плане

Информатика  –  это  наука  о  закономерностях  протекания информационных  процессов  в  системах  различной  природы,  о  методах, средствах  и  технологиях  автоматизации  информационных  процессов.  Она способствует  формированию  современного  научного  мировоззрения, развитию  интеллектуальных  способностей  и  познавательных  интересов  школьников;  освоение  базирующихся  на  этой  науке  информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так  и  в  их  повседневной  и  будущей  жизни.

По ФГОС информатика изучается в 7-9 классах по 1 часу в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и программы по информатике для общеобразовательных учреждений сроком на 1 учебный год.

2. Планируемые результаты освоения

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программа позволяет добиваться следующих результатов для обучающихся по адаптированной программе обучения:

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

3. Содержание учебного предмета

Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника и включает 4 раздела. Планирование рассчитано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводиться во внеурочное время.

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 8 ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web – страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;
  • осуществлять просмотр Web – страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование – 4 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 10 ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД, информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  1. Табличные вычисления на компьютере – 10 ч

Двоичная система счисления. Представление числа в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличногопроцессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


4.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Передача информации в компьютерных сетях (7 ч)

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

ИНМ

П.1

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

ИНМ

П.1 №5

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой

ИНМ

П.2, практическая работа

4

Интернет. Служба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете

ИНМ

П.4,5

5

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

ПР

П.3, №9

6

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

ПР

П.5, №3, система основных понятий

7

Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях»

КЗ

Не предусмотрено

Информационное моделирование (4 ч)

8

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

ИНМ

П.6, №6,7

9

Табличные модели

ИНМ

П.8, №4,5,6

10

Информационное моделирование на компьютере. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

ПР

П.9, №4,6, система основных понятий

11

Контрольная работа №2 «Информационное моделирование»

КЗ

Не предусмотрено

Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)

12

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

ИНМ

П.10, №9

13

Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы

ИНМ

П.11

14

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. Форматы полей

ПР

П.12, практическая работа

15

Условия поиска информации, простые логические выражения

ПР

П.12

16

Формирование простых запросов к готовой базе данных

ПР

П.12

17

Логические операции. Сложные условия поиска

ИНМ

П.13, №5, 6

18

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

ПР

П.14,15

19

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

ПР

П.15

20

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

ПР

П.16, №5, система основных понятий

21

Контрольная работа №3 «Хранение и обработка информации в базах данных»

КЗ

Не предусмотрено

Табличные вычисления на компьютере (10 ч)

22

Системы счисления. Двоичная система счисления

ИНМ

П.17

23

Представление чисел в памяти компьютера

ИНМ

П.19

24

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц

ИНМ

П.18, №2, 3, 4(1-4)

25

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование

ПР

П.20, 21

26

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

УКПЗ

П.22

27

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

УКПЗ

П.22, №5, 6

28

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени

ИНМ

П.23, №3

29

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации

ПР

П.23, практическая работа

30

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

ИНМ

П.25,26, система основных понятий

31

Контрольная работа №4 «Табличные вычисления на компьютере»

КЗ

Не предусмотрено

32

Итоговый тест по курсу 8 класса

КЗ

Не предусмотрено

Повторение (2 ч)

33

Передача информации в компьютерных сетях

ППМ

П.1-5

34

Информационное моделирование

ППМ

П.25-26


  1. Учебно-методический комплекс
  1. Информатика: учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.  - 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 176 с.: ил.
  2. Информатика. УМК для основой школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя / М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 176 с.: ил.
  3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т.Т.1 / Л. А. Залогова [и др.]; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.-3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 309 с.: ил.
  4. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т.Т.2/ Л. А. Залогова [и др.]; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.-3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 294 с.: ил.
  5. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы / Семакин И. Г., Цветкова М. С. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Учительский портал [Электронный ресурс]. / Режим доступа:www.uchportal.ru
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411439
  4. Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. / Режим доступа:  http://pedsovet.su/load/136
  5. Видеоуроки в Интернет [Электронный ресурс]. / Режим доступа:  http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657940
  6. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. / Режим доступа:  http://nsportal.ru
  7. Библиотека методических материалов для учителя [Электронный ресурс]. / Режим доступа:  http://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...