Рабочая программа по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 5-8 класс
рабочая программа по информатике и икт (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Предлагаемая Рабочая программа является переработкой предыдущей версии Рабочей программы для 5-9 классов. Разработана с учетом проведения уроков ИКТ в 5-8 классах с учетом использования дополнительных часов на изучения предмета Технологии из школьного компонента. В программе учтены требования к изучению предмета в соответствии с ФГОС. Добавлен еще 1 час на изучение облачных технологий с использованием проектных методик в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5-8_tehnologiya_.doc | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по учебному предмету «Информационно-коммуникационные технологии» для основной школы (5–8 классов)
Пояснительная записка
Программа по предмету «Информационно-коммуникационные технологии» для 5-8 классов основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что преподавание предмета «Информационно-коммуникационные технологии» в 5, 6, 7 классах ведется по 2 часа в неделю, в 8 классе - по 1 часу в неделю за счет использования компонента ОУ в рамках предмета «Технология». Увеличение количества часов сделано с целью создания непрерывного расширенного курса информатики с 3-го по 11 класс с переходом на углубленное изучение предмета в старшем звене (10 - 11 класс), что продиктовано требованием временем, а также парадигмой развития современного образования. Дополнительные часы, в основном, используются для более детального изучения тем «Алгоритмизация и программирование», «Математические основы информатики», а также введения темы «Использование облачных технологий в проектной и исследовательской деятельности».
В связи с этим для разработки рабочей программы использовались примерная учебная программа по информатике и ИКТ, авторская программа К.Ю.Полякова «Информатика и технологии программирования» (5 - 9 классы), авторская программа «Информатика, программа для основной школы» Л.Л.Босовой и А.Ю.Босовой, публикации Павловой И.Б. по теме использования облачных технологий в проектной деятельности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Предмет «Информационно-коммуникационные технологии» предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования компьютера для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с самыми современными инструментальными средствами, которые используются для разработки несложных программ. Особое внимание уделяется овладению облачными технологиями, для чего предполагается использование метода проектов.
В рамках предмета предусмотрено освоение:
- базовых навыков алгоритмизации и программирования;
- методов проектной и исследовательской работы как на индивидуальном, так и групповом уровнях;
- облачных технологий на примере использования инструментов Google Docs.
В ходе изучения учащиеся знакомятся с понятиями «алгоритм», «программа», «отладка», «проект», «этапы проекта», «облачные технологии», «облачные хранилища».
Предлагаемый курс продиктован необходимостью подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе, что требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Курс «Информационно-коммуникационные технологии» основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе, базовый курс в основной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы предмет «Информационно-коммуникационные технологии» представлен как расширенный курс в объеме 245 часов (5, 6, 7 классы – 70 часов в год, 8 класс – 35 часов в год). В дальнейшем, в связи с переходом на ФГОС в 9 классе возможны изменения в распределении часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информационно-коммуникационных технологий в основной школе, являются:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информационно-коммуникационных технологий в основной школе, являются:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информационно-коммуникационных технологий в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информационно-коммуникационных технологий в основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии;
- введение в проектную деятельность;
- информационные и коммуникационные облачные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Раздел 4. Введение в проектную деятельность
Проектная деятельность. Исследовательские, поисковые, проблемные и другие творческие методы. Цели и задачи проектной деятельности. Виды проектной деятельности. Этапы выполнения проекта. Результаты выполнения проекта. Оценка продукта проектной деятельности.
Раздел 5. Информационные и коммуникационные облачные технологии
Облачные технологии: история создания, виды сервисов. Использование облачных технологий для сетевого взаимодействия.
Облачные планировщики.
Облачные хранилища.
Знакомство с сервисами Google Docs. Формы. Презентации. Тексты и таблицы.
Размещение фотографий (Google Picasa).
Использование карт (Google Maps).
Видеохостинг Youtube.
Блоги и сайты.
Учебно-тематический план, 5-8 классы
№ | Название темы | Количество часов | ||||||||||||||
общее | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | теория | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | практика | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | ||
1 | Компьютер | 8 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 6 | 3 | 3 | ||||||
2 | Объекты и системы | 8 | 4 | 4 | 3 | 1 | 2 | 5 | 3 | 2 | ||||||
3 | Информация вокруг нас | 8 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 6 | 3 | 3 | ||||||
4 | Подготовка текстов на компьютере | 9 | 5 | 4 | 2 | 1 | 1 | 7 | 4 | 3 | ||||||
5 | Компьютерная графика | 10 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 6 | 3 | 3 | ||||||
6 | Информационные модели | 9 | 4 | 5 | 3 | 1 | 2 | 6 | 3 | 3 | ||||||
7 | Создание мультимедийных объектов | 10 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 6 | 3 | 3 | ||||||
8 | Алгоритмика | 140 | 37 | 37 | 33 | 33 | 50 | 10 | 10 | 15 | 15 | 90 | 27 | 27 | 18 | 18 |
9 | Введение в проектную деятельность | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||
10 | Информационные и коммуникационные облачные технологии | 25 | 25 | 10 | 10 | 15 | 15 | |||||||||
11 | Резерв | 10 | 2 | 2 | 4 | 2 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 |
12 | Итого: | 245 | 90 | 155 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 - 8 классы
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Компьютер (8 часов) | Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технологические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Объекты и системы (8 часов) | Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Информация вокруг нас (8 часов) | Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному или нескольким признакам. Передача информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации в сети Интернет. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) | Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Компьютерная графика (10 часов) | Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Информационные модели (10 часов) | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
создавать графические модели. |
Тема 7. Создание мультимедийных объектов (10 часов) | Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Алгоритмика (140 часов) | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др. Начала программирования в среде Турбо Паскаль. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 9. Введение в проектную деятельность (8 часов в 7 классе) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| |
Тема 10. Информационно-коммуникационные облачные технологии (25 часов в 7 классе) | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| |
Резерв учебного времени в 5-8 классах – 10 часов |
Рекомендуемое тематическое планирование по предмету «Информационно-коммуникационные технологии»
5 класс (2 часа в неделю)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника, методического пособия «Инофрматика. Кумир» (МП «ИК») |
1 | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение |
2 | Способы получения информации человеком. | §1 (1) |
3 | Виды, свойства и формы представления информации. | §1 (2) |
4 | Действия с информацией. | §1 (3) |
5 | Устройство и возможности компьютера. Техника безопасности при работе с компьютером и организация рабочего места | §2 |
6 | Ввод информации в память компьютера.Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | §3, Компьютерный практикум, Работа 1 |
7 | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | §4(1), Компьютерный практикум, Работа 2 |
8 | Компьютерные объекты и их свойства. Программы и документы. | §4(2) |
9 | Хранение информации. Виды компьютерной памяти. Файлы и папки. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». | §5, Компьютерный практикум, Работа 3 |
10 | Передача информации. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». | §6, Компьютерный практикум, Работа 4 |
11 | Способы кодирования и декодирования информации. | §7 (1) |
12 | Примеры шифров. Метод координат. | §7 (2) |
13 | Текст как форма представления информации. Основные объекты текстового документа. Практическая работа №5 «Вводим текст». | §8 (1,2), Компьютерный практикум, Работа 5 |
14 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст». | §8 (3), Компьютерный практикум, Работа 6 |
15 | Текстовый фрагмент т операции с ним. Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста». | §8 (4), Компьютерный практикум, Работа 7 |
16 | Форматирование текста. | §8 (5) |
17 | Практическая работа № 8 «Форматируем текст».
| §8 (6), Компьютерный практикум, Работа 8 |
18 | Представление информации в форме таблиц. Основные объекты таблицы. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2) | §9 (1), Компьютерный практикум, Работа 9 (1,2) |
19 | Табличное решение логических задач. Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4). | §9 (2), Компьютерный практикум, Работа 9 (3,4) |
20 | Разнообразие наглядных форм представления информации. | §10 (1) |
21 | Диаграммы. Практическая работа № 10 «Строим диаграммы». | §10 (2), Компьютерный практикум, Работа 10 |
22 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора». | §11 (1). Компьютерный практикум, Работа 11 |
23 | Устройства ввода графической информации. | §11 (2) |
24 | Преобразование графических изображений. Практическая работа № 12 «Работаем с графическими объектами». | Компьютерный практикум, Работа 12 |
25 | Создание графических изображений. Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе» | Компьютерный практикум, Работа 13 |
26 | Совмещение текста и графики в компьютерных документах. | Повторение §11 |
27 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. | §12 (1) |
28 | Алгоритмы упорядочивания информации. Списки. Практическая работа №14 «Создаем списки» | Компьютерный практикум, Работа 14 |
29 | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет» | §12 (2), Компьютерный практикум, Работа 15 |
30 | Кодирование как изменение формы представления информации. | §12 (3) |
31 | Преобразование информации по заданным правилам. | §12 (4) |
32 | Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы «Калькулятор» | §12 (5), Компьютерный практикум, Работа 16 |
33 | Преобразование информации путем логических рассуждений. | §12 (6) |
34 | Разработка плана действий. Различные формы записи плана действий. | §12 (7) |
35 | Алгоритм и его свойства. | МП «ИК», стр.3-4 |
35 | Виды алгоритмов и типы их записи. | МП «ИК», стр.5 |
36 | Исполнители алгоритма. Система команд исполнителя. | МП «ИК», стр. 6 |
37 | Линейный алгоритм. Примеры записи линейных алгоритмов. | МП «ИК»,стр. 7 |
38 | Разработка плана действий. Различные формы записи плана действий. | Конспект урока, задания по карточкам |
39 | Знакомство с программой «Виртуальная лаборатория». Интерфейс программы. Виды задач. | Конспект урока |
40 | Компьютерная программа как способ записи алгоритма. | Конспект урока, задания по карточкам |
41 | Задача «Переправы» («Виртуальная лаборатория»). | Конспект урока, задания по карточкам |
42 | Задача «Переливание» («Виртуальная лаборатория»). | Конспект урока, задания по карточкам |
43 | Табличный способ решения задачи «переливание». | Конспект урока, задания по карточкам |
44 | Задача «Взвешивание» («Виртуальная лаборатория»). Способы решения и записи алгоритма. | Конспект урока, задания по карточкам |
45 | Эффективный способ решения задачи «Взвешивание». | Конспект урока, задания по карточкам |
46 | Задача «Перекладывание» («Виртуальная лаборатория»). | Конспект урока, задания по карточкам |
47 | Задача «Разъезды» («Виртуальная лаборатория»). | Конспект урока, задания по карточкам |
48 | Практическая работа в среде «Виртуальная лаборатория». | Повторение изученного материала |
49 | Язык и система программирования «Кумир». | МП «ИК», стр.10-11 |
50 | Знакомство с системой «Исполнители». Окно программы. | МП «ИК», стр.12-13 |
51 | Система команд исполнителя Робот. | МП «ИК», стр.14-15 |
52 | Среда исполнителя Робот. Порядок действий при написании программы. Знакомство с меню программы. | МП «ИК», стр.16-17 |
53 | Простейшие линейные программы. Виды ошибок Робота. | МП «ИК», стр.18-19 |
54 | Решение задач (линейные алгоритмы) для Робота. Задача достижения конечного пункта назначения. | МП «ИК», стр.20 |
55 | Решение задач (линейные алгоритмы) для Робота. Рисование простых фигур. | МП «ИК», стр.40 |
56 | Переменные в среде Кумир. Объявление переменных. | МП «ИК», стр.41 |
57 | Правила работы с переменными. Команды ввода и вывода. | МП «ИК», стр.42-43 |
58 | Арифметические выражения. | МП «ИК», стр.44 |
59 | Решение арифметических задач с использованием переменных. | МП «ИК», стр.45 |
60 | Работа с символами в среде Кумир. | МП «ИК», стр.126 |
61 | Создание рисунка из символов. | МП «ИК», стр.128 |
62 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Исполнители. Алгоритмика». | Повторение §12 |
63 | Что такое мультимедийные технологии? | §12 (8) |
64 | Знакомство с программой PowerPoint. Создание мультимедийных презентаций. | §12 (8) |
65 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1) | Компьютерный практикум, Работа 17 (1) |
66 | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2) | Компьютерный практикум, Работа 17 (2) |
67 | Выполнение творческого задания Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» | Компьютерный практикум, Работа 18 |
68 | Итоговое тестирование | |
69-70 | Резерв. |
Рекомендуемое тематическое планирование по предмету «Информационно-коммуникационные технологии»
6 класс (2 часа в неделю)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника, методических материалов по системе Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир. |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Введение, §1 |
2 | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | §2(3) |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | §2(1,2) |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | §3 (1, 2) |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | §3 (3) |
6 | Разновидности объекта и их классификация. | §4 (1, 2) |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | §4 (1, 2, 3) |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | §5 (1, 2) |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | §5 (3, 4) |
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | §6 |
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | §7 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | §8 (1, 2) |
13 | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | §8 (3) |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | §9 |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | §10 (1, 2, 3) |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | §10 (4) |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | §11 (1, 2) |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | §11 (3, 4) |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | §12 |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | §12 |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | §13 (1) |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | §13 (2, 3) |
23 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | §14 |
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | §15 |
25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | §16 |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | §17 (1) |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | §17 (2) |
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | §17 (3) |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (1, 2) |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (3) |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (4) |
32 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | Повторение |
33 | Алгоритм и его свойства (повторение). | §1.1 (Здесь и далее ММ «Информатика КуМир») |
34 | Исполнители алгоритма(повторение). | § 1.1, 1.2 |
35 | Виды алгоритмов и типы их записи(повторение). | § 1.2 |
36 | Среда Робот КуМира. СКИ Робота. | § 3.1 |
37 | Простейшие программы для Робота. Виды ошибок. | § 3.2 |
38 | Линейные алгоритмы для Робота. | §§ 3.3, 3.4 |
39 | Решение задач (линейные алгоритмы) для Робота. | Задачи с сайта http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html |
40 | Обобщение и систематизация материала по теме «Линейные алгоритмы» для Робота. | Повторение |
41 | Циклические алгоритмы. Цикл n раз. | § 3.5.1 |
42 | Циклы, идущие подряд в одном алгоритме. | § 3.5.2 |
43 | Циклы при создании орнаментов. | § 3.5.3 |
44-45 | Вложенные циклы. | § 3.5.4 |
46 | Обобщение и систематизация материала по теме «Цикл n раз» для Робота. | Повторение Задачи с сайта http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html |
47-49 | Вспомогательные алгоритмы.. | § 3.6 |
50 | Переменные. Имя, тип, значение. | § 3.7.1 |
51 | Арифметические выражения. | § 3.7.2 |
52-53 | Команды ввода/вывода. | § 3.7.3 |
54-55 | Программирование с использованием переменных. | § 3.7.4 Задачи с сайта http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html |
56-57 | Цикл для | § 3.9 |
58-59 | Цикл пока | § 3.10 |
60 | Обобщение и систематизация материала по теме «Цикл для и пока» для Робота. | |
61 | Команда ветвления если с простыми условиями. | § 3.12.1 |
62 | Сложные условия в команде ветвления. | Материал урока |
63-64 | Программирование с использованием ветвлений если. | Задачи с сайта http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html |
65 | Команда выбор | § 3.12.2 |
66 | Обобщение и систематизация материала по теме «Команды ветвления» для Робота. | Задачи с сайта http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html |
67-70 | Резерв |
Рекомендуемое тематическое планирование по предмету «Информационно-коммуникационные технологии»
7 класс (2 часа в неделю)
Номер урока | Тема урока | Параграф методических материалов Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир. |
1 | Понятие алгоритма. | Повторение § 1.1, 1.6 |
2-4 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | Материал урока |
5-7 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | § 1.2 Материал урока |
8 | Линейные алгоритмы. | § 1.3 |
9-10 | Алгоритмы с ветвлениями. | § 1.4 |
11-12 | Алгоритмы с повторениями. | § 1.5 |
13 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | § 4.1 |
14-15 | Система команд исполнителя Чертежник. | § 4.1 |
16 | Линейные алгоритмы для Чертежника. | § 4.2 |
17-18 | Линейные алгоритмы. Рисование простых фигур. | § 4.3 |
19-21 | Использование циклов для Чертежника. | § 4.4 |
22-24 | Использование вспомогательных алгоритмов для Чертежника. | § 4.4 |
25 | Использование переменных. | § 4.5 |
26 | Команда Ввод. | § 4.6 |
27-28 | Алгоритмы с аргументами. | § 4.7 |
29-30 | Вспомогательные алгоритмы с аргументами. | § 4.8 |
31-32 | Вспомогательный алгоритм с аргументами в цикле. Рисование узоров. | § 4.9 |
33 | Итоговая практическая контрольная работа по теме «Исполнитель Чертежник» | Материал урока |
34 | Понятие исследовательской и проектной деятельности. Цели и задачи курса. | Материал урока |
35 | Виды проектов (по содержанию, организации деятельности, форме проведения). | Материал урока |
36-37 | Этапы организации работы над проектом. | Материал урока |
38-39 | Процесс работы над проектом. | Материал урока |
40 | Результат работы над проектом. | Материал урока |
41 | Представление результатов и защита проектов. Выбор темы проекта. | Материал урока |
42 | Знакомство с понятием «Облачные технологии» | Материал урока |
43 | История создания и разновидности деятельности в облачных технологиях. | Материал урока |
44 | Облачные хранилища. | Материал урока |
45 | Знакомство с облачными сервисами Google. Google Docs. | Материал урока |
46-47 | Создание текстовых документов и форм проекта в Google Docs (анкетирование, тесты, опросники) | Материал урока |
48 | Использование электронных таблиц Google Docs в работе над проектом | Материал урока |
49 | Использование создания презентаций Google Docs в работе над проектом | Материал урока |
50 | Использование сервиса Youtube в работе над проектом | Материал урока |
51 | Использование сервисов Picasa и Google Maps в работе над проектом | Материал урока |
52 | Сервис создания и ведения блога. | Материал урока |
53 | Сервис создания и ведения сайта. | Материал урока |
54 | Облачные хранилища. | Материал урока |
55-56 | Планирование работы над проектом в облачных сервисах. | Материал урока |
57-59 | Сбор информации и размещение данных в облачных хранилищах. | Материал урока |
60-62 | Сетевое взаимодействие обучающихся и учителя с целью работы над проектами. | Материал урока |
63-64 | Доработка материалов проекта в облачных сервисах, обсуждение, подготовка к защите. | Материал урока |
65-66 | Защита проектов, анализ результатов. Рефлексия. | |
67-70 | Резерв |
Рекомендуемое тематическое планирование по предмету «Информационно-коммуникационные технологии»
8 класс (1 часа в неделю)
Номер урока | Тема урока | Методические материалы |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Алгоритмизация и программирование. | Материал урока |
2 | Переменные, их типы в Паскале. Операторы ввода/вывода. | Материал урока |
3-4 | Стандартные функции. Линейные вычислительные алгоритмы. | Материал урока |
5-6 | Разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Условный оператор. | Материал урока |
7 | Сложные условия в условном операторе. | Материал урока |
8-9 | Решение задач с использованием сложных условий. | Материал урока |
10-11 | Решение задач с областями. | Материал урока |
12 | Систематизация знаний по теме «Условный оператор» | Материал урока |
13 | Циклические алгоритмы. Виды циклических алгоритмов. | Материал урока |
14-15 | Циклы с условием. Цикл с предусловием. | Материал урока |
16-17 | Циклы с условием. Цикл с постусловием. | Материал урока |
18 | Систематизация знаний по теме «Циклы с условием». | |
19 | Арифметические циклы. | Материал урока |
20 | Решение задач на циклы со счетчиком. | Материал урока |
21 | Систематизация знаний по теме «Циклы со счетчиком». | Материал урока |
22-23 | Вычисление сумм и произведений (с использованием различных видов циклических алгоритмов). | Материал урока |
24 | Вложенные циклы. | Материал урока |
25 | Решение задач на вложенные циклы. | Материал урока |
26 | Систематизация знаний по теме «Вложенные циклы». | Материал урока |
27 | Массивы в Паскале. Описание, заполнение, вывод. | Материал урока |
28-31 | Решение задач на обработку элементов одномерного массива. | Материал урока |
32 | Повторение | Материал урока |
33 | Итоговая контрольная работа по теме «Программирование на языке Паскаль» | Материал урока |
34-35 | Резерв |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Электронные образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/,
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
http://www.zavuch.info/methodlib/392/90518/
http://licey.net/free/18-programmirovanie_na_yazyke_kumir.html
- Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир: учебное пособие – Саратов: Изд-во Лицей, 2012
- Огнева М.В., Кудрина Е.В. Turbo Pascal: первые шаги: учебное пособие – Саратов: Изд-во Научная книга, 2008
Для реализации учебного курса «Информационно-коммуникационные технологии» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
- процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
- оперативная память – не менее 256 Мб;
- жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
- жёсткий диск – не менее 80 Гб;
- клавиатура;
- мышь;
- устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
- аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
- принтер на рабочем месте учителя;
- проектор на рабочем месте учителя;
- сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
- текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
- табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
- средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);
- графический редактор Gimp (http://gimp.org);
- редактор звуковой информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net);
- среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
- среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/);
- среда программирования Lazarus (http://lazarus.freepascal.org/)
и другие программные средства.
Планируемые результаты изучения предмета «Информационно-коммуникационные технологии» в основной школе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
• ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
• исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
• разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• оперировать объектами файловой системы;
• применять основные правила создания текстовых документов;
• использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
• использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
• работать с формулами;
• визуализировать соотношения между числовыми величинами.
• осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
• основам организации и функционирования компьютерных сетей;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете;
• использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
• научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
• научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
• научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
• расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
• сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Раздел 4. Введение в проектную деятельность
Выпускник научится:
• планировать и выполнять различные виды проектов, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме;
• использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование;
• ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.
• искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек;
• уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
• взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта;
• уметь представлять продукт проектной деятельности.
Выпускник получит возможность:
• выполнять различные виды проектов;
• намечать цели и задачи для достижения результата;
• искать пути их решения, выбирая оптимальный, при этом оценивая и альтернативные пути;
• осуществлять и аргументировать свой выбор;
• предусмотреть последствия выбора;
• действовать самостоятельно (без подсказки);
• сравнивать деятельность с учетом промежуточных результатов;
• объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Раздел 5. Информационные и коммуникационные облачные технологии
Выпускник научится:
• понимать смысл, преимущества и тенденции развития облачных технологий как этапа развития информатизации образования;
• отличать облачные хранилища от облачных сервисов;
• обрабатывать информацию с использованием облачных технологий.
Выпускник получит возможность:
• освоить коллективную и индивидуальную работу в облачных сервисах;
• научиться применять различные облачные технологии в работе над проектами различного вида;
• оценить преимущества сетевого общения через облачные технологии;
• использовать простые инструменты для создания востребованных форм представления информации (блог, сайт, тест, анкета, мультимедиа);
• находить и защищать публично найденные методы решения поставленной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Обслуживающий труд. 5 класс ФГОС
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа включает также разделы «Техно...
Рабочая программа учебного курса по технологии в 7 неделимых классах
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министе...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...
Рабочая программа по черчению (раздел - Технология), для 5-7х классов
Программа по изучению предмета "Черчение" составлена с учётом развития современных компьютерных технологий. Материал подаётся и изучается на практике с применением современных программ по ЗD моделиров...
Рабочая программа по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 5-8 класс
Предлагаемая программа представляет собой переработанную версию Рабочей программы для 5-9 классов. В Программе учтены требования ФГОС, добавлен еще 1 час внеделю на изучение облачных технологий с испо...
Рабочая программа по учебному предмету Технология (ИКТ). 10-11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по учебному предмету Технология (информационно-коммуникационные технологии) разработана с учетом авторской программы по учебному предмету «Информатика» для 10–11 классов Л.Л. Босовой...
Рабочая программа по предмету «Материальные технологии» для 5-11 классов
Адаптированная рабочая программа «Материальные технологии» разработана для глухих обучающихся 5-11 классов. Данная программа содержит пояснительную записку, содержание курса освоения данно...