План – конспект урока: «Группы клавиш и их назначение»
презентация к уроку по информатике и икт (5 класс) на тему
План – конспект
урока: «Группы клавиш и их назначение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatgruppy_klavish_i_ih_naznachenie_1.doc | 97 КБ |
dlya_otkrytogo_uroka_puteshestvie_po_ostrovam_klaviatury.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №84»
План – конспект
урока: «Группы клавиш и их назначение»
Подготовил: учитель информатики
Сидоркина Анастасия Сергеевна
Воронеж, 2015
Аннотация
Обоснование метода обучения и форм работы: перечисленные выше метод обучения и формы работы: помогают активизировать внимание учащихся;
создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед командой; воспитывают дух здорового соперничества; служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Содержание
- Аннотация - II
- Введение - III
- Основная часть:
3.1. Организационный момент - IV
3.2. Актуализация знаний по теме «Устройства компьютера и их назначение» - V
3.3. Систематизация и углубление знаний по теме «Группы клавиш и их назначение» - V-XIV
3.4 . Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Группы клавиш и их назначение» -XIV-XVI
3.5. Подведение итогов урока. Домашнее задание - XVI
- Заключение - XVII
- Список использованных источников -XVIII
- Приложение - XVIII-XXII
Введение
Все мы ежедневно пользуемся клавиатурой, трудно сказать, может ли существовать более важное и универсальное устройство ввода информации в компьютер, чем клавиатура. Вполне возможно, в скором будущем, когда человек будет общаться со своим компьютером посредством жестов, мимики, графических образов, видеоизображений и речи, клавиатуру потеснят другие средства ввода информации. Однако сегодня, когда текст и символы как носители ценной информации еще столь важны, клавиатура обязательно входит в конфигурацию поставляемых персональных компьютеров. Компьютер без клавиатуры – это неполноценный компьютер! Цель нашего занятия – изучить основные группы клавиш и их расположение.
Цель урока: освоение клавиатуры — важнейшего устройства ввода информации в память компьютера.
Задачи урока:
образовательные:
• активизация и закрепление знаний учащихся по теме «Устройства компьютера и их назначение»;
• систематизация и расширение знаний учащихся о назначении клавиш;
• контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме «Группы клавиш и их назначение»;
• пропедевтика нового понятия «алгоритм»;
развивающие:
• развитие логического мышления учащихся — умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
• развитие у школьников навыков самостоятельной работы;
• развитие воображения;
воспитательные:
• формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счет игровой формы работы;
• воспитание дисциплинированности;
• формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
• повышение грамотности устной речи учащихся;
• воспитание стремления к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе на компьютере, за счет соблюдения техники безопасности.
Тип урока: урок совершенствования и контроля знаний.
Метод обучения: игровой, с элементами частично-поискового.
Формы учебной работы: фронтальная работа; командная работа; работа в парах; индивидуальная работа.
Оформление кабинета:
- на доске висит карта островов клавиатуры;
- компьютерная презентация.
Средства обучения:
- учебник: Басова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2007-2010;
- рабочая тетрадь: Басова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний ,2007-2010;
- электронное издание образовательного назначения: Клавиатор-2004. М.:МедиаАрт;
- технические средства обучения: персональные компьютеры;
- раздаточные материалы: карточки с тестами; зачетные книжки (приложение 1); бумажные смайлики, часть из которых разрезана пополам.
- автор разработки урока Босова Анна Юрьевна, методист по информатизации образования МОУ «УМЦ» Истринского муниципального района Московской области.
План урока.
- Организационный момент - 3 мин
- Актуализация знаний по теме «Устройства компьютера и их назначение» - 5 мин.
- Систематизация и углубление знаний по теме «Группы клавиш и их назначение» - 25 мин.
- Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Группы клавиш и их назначение» - 10 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель. Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу и начнем урок.
Целую четверть мы с вами осваивали азы информатики: изучали основные устройства компьютера, учились работать с мышкой, запускали с ее помощью программы, осваивали клавиатуру.
Сегодня мы подведем первые итоги нашей работы. Для этого я предлагаю отправиться в своеобразное путешествие. Итак, тема нашего урока: «Путешествие по островам клавиатуры».
Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут. Давайте и мы начнем собираться. В качестве багажа возьмем наши знания и умения (если кое-кто из вас не очень уверен в своих знаниях, можете искать нужную информацию в учебнике). Карта удивительных островов висит перед вами. Есть у нас две команды путешественников и два бесстрашных капитана. Мы будем не только путешествовать, но и соревноваться. За каждое пройденное испытание, верно выполненное задание, правильный ответ на вопрос команды будут получать «смайлик». Если кто–то из игроков не сможет выполнить доставшееся ему задание, он может передать ход кому-нибудь из своей команды. Правда, команда в этом случае получит не «смайлик», а только половину. Побеждает команда, игроки которой наберут больше «смайликов». Личные результаты вы, как обычно, будете фиксировать в зачетных книжках.( Раздаются зачетные книжки).
Древняя мудрость гласит: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Какова же будет цель нашего путешествия? Целью нашего путешествия будет закрепление знаний о клавиатуре — важнейшем устройстве ввода информации в память компьютера. В этом путешествии, я уверена, мы обязательно встретим что-нибудь новое, интересное.
II. Актуализация знаний по теме
«Устройства компьютера и их назначение»
Учитель. Перед началом путешествия следует пройти предстартовые испытания. Давайте вместе вспомним, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер. (Для работы с информацией.) А что мы называем информацией? (Любые сведения об окружающем нас мире.)
А теперь я приглашаю капитанов. Выйдите вперед и по очереди покажите нам те устройства компьютера, которые будут называть ребята из команды соперников. (Как правило, учащиеся формулируют задания капитанам следующим образом: «Покажи сканер (монитор, системный блок, ...)» или «Покажи устройство для вывода информации на бумагу (для вывода звуковой информации, .„)». После завершения испытания капитаны возвращаются на свои места. Максимальная оценка за этот конкурс — 5 «смайликов»
Ну что же, разминка прошла вполне успешно.
III. Систематизация и углубление знаний по теме
«Группы клавиш и их назначение»
Учитель. Скажите мне, что общего у клавиатуры, сканера, мыши и микрофона? (Ответы ребят.) Верно, все эти устройства предназначены для ввода информации.
А в чем же между ними различие? (Клавиатура предназначена для ввода символьной информации, микрофон — звуковой, сканер — графической, а мышь — для выбора и перемещения объектов.)
Поговорим о клавиатуре подробнее. Обратите внимание на карту. На ней изображены разноцветные острова, но ни один из островов не имеет названия. А так и заблудиться недолго. Чтобы исследовать острова, предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Какая группа клавиш соответствует голубому острову? (Ответы ребят.) Верно, функциональная. Значит, его можем назвать островом функциональных клавиш.
- Какая группа клавиш соответствует желтому острову? (Ответы.) Верно, дополнительная. Значит, можем назвать желтый остров островом дополнительных клавиш.
- Какая группа клавиш соответствует сиреневому острову? (Ответы.) Верно, символьная. Значит, можем его назвать островом символьных клавиш.
- Какая группа клавиш соответствует зеленым островам? (Ответы.) Верно, управления курсором. Значит, можем назвать зеленые острова островами управления курсором.
- Какая группа клавиш соответствует розовым островам? (Ответы.) Верно, специальная. Значит, можем назвать розовые острова островами специальных клавиш.
- На каком острове находится самая длинная клавиша? (Самая длинная клавиша «пробел» находится в группе символьных клавиш.)
- Какие буквы должны быть вписаны в пустые клеточки на острове символьных клавиш? (ФЫВА — ОЛДЖ.) Что это за буквы? (Над ними следует располагать пальцы левой и правой руки при работе на клавиатуре — это основная позиция пальцев при работе на клавиатуре.)
- Каждый из ваших десяти пальчиков отвечает за свои клавиши — имеет зону ответственности. За что отвечают большие пальцы? (Ими нажимается клавиша «пробел».)
- Какие пальцы имеют самую большую зону ответственности? (Указательные пальцы.) Почему? (Они самые ловкие, поэтому у них самая большая зона ответственности.)
Как вы считаете, может было бы удобнее расположить клавиши на символьной клавиатуре в алфавитном порядке? Обоснуйте свой ответ. (Клавиши расположены принципу наибольшей повторяемости: наиболее часто повторяемые буквы расположены в центральной части клавиатуры, под самыми ловкими указательными пальцами.)
- Какие клавиши-«близнецы» вы можете назвать? Почему их по две? (Клавиши Shift, Соntго1, Аlt расположены слева и справа — для удобства пользователя.)
- Почему дополнительные клавиши «ведут двойную жизнь»? Как это происходит? Если на дополнительной клавиатуре нажать клавишу NumLock, то можно работать с цифрами и знаками арифметических операций - как на калькуляторе. При повторном нажатии клавиши NumLock режим ввода чисел выключается, дополнительная клавиатура дублирует клавиши управления курсором и самые важные специальные клавиши.
- Какие две клавиши на островах специальных клавиш делают одно и то же дело, но в разных направлениях? Что это за дело? Ваcksрасе — Dе1еtе. Они удаляют символ: первая — перед курсором, вторая — за курсором.
- Где дом у курсора? (Дом у курсора в начале строки.) Как ему быстро туда попасть? (Быстрее всего туда попасть с помощью клавиши Ноте.)
- Ой, ребята! Совсем забыла: рано утром к нам в школу специально для вашего класса была доставлена телеграмма от Незнайки. Помнится, он уже пытался стать художником, музыкантом и поэтом. Думаю, теперь он решил освоить компьютер. Открываем телеграмму? Да, так и есть. Незнайка просит помощи.
- Вои сижу я за компьютером
И хочу писать слова,
Жаль, что тут язык английский,
Помогите мне друзья.
С помощью, каких клавиш можно поменять язык ввода с клавиатуры? (Сtг1+ Shift, Аlt слева + Shift.) Каким еще способом это можно сделать? (С помощью индикатора языка на панели задач.)
- Имя свое я хочу написать.
Где бы заглавную букву сыскать?
(Для ввода заглавной буквы следует нажать одновременно клавишу с нужной буквой и клавишу Shift)
- Вновь проблема — в конце строчки
Я забыл поставить точку.
Как быстро мне туда попасть опять,
Чтобы время даром не терять?
(Нажать клавишу Еnd.)
- Два слова слились.
Что наделал — беда!
Скорей разделите
Мне их, детвора.
(Подводим курсор в нужное место и нажимаем клавишу пробела.)
У меня к вам тоже есть еще вопросы.
Посмотрите на эту надпись:
- Кот|ёнок - Какое слово получится в результате последовательность действие? Delete, Delete, Delete, Delete (кот)
- Март|ышка - Какое слово получится в результате последовательность действие? ← ← ← Delete, Delete, Delete (мышка)
- Коров|а – Какое слово получится в результате последовательность действие? BackSpase, BackSpase (кора)
Только что вы выполнили алгоритм — последовательность команд, исполнение которых приводит к требуемому результату. Сами того не замечая, вы каждый день выполняете множество алгоритмов: когда чистите зубы, одеваетесь, завариваете чай, переходите улицу, решаете задачи или выполняете упражнения по русскому языку. А какие алгоритмы есть в информатике? Скопировать текст, сохранить информацию, выключить компьютер.
Чтобы научить другого человека выполнять некоторую работу, надо подробно описать всю последовательность действий, ведущую к требуемому результату, другими словами — составить алгоритм. Думаю, что для кого-то из вас алгоритм — старый друг, для кого-то — новый, а кто-то встречался с ним каждый день, а имени его не знал.
Проводится подсчет «смайликов». В зачетную книжку («Ответы на вопросы») каждый ученик ставит число, равное количеству лично им полученных баллов «смайликов», а через запятую – общее число «смайликов», полученных его командой.
Физкультминутка:
Раз-два – потянулись
Три-четыре все прогнулись,
Пять-шесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
И снова:
Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись
Пять-шесть – тихо сесть.
IV. Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Группы клавиш и их назначение»
Учитель. Теперь давайте проверим ваши знания на практике. На этом этапе нашего путешествия вы будете работать на компьютере с программой «Руки солиста». Вспомним правила техники безопасности и правила работы на клавиатуре. (Ученики по очереди называют основные правила техники безопасности и правила работы на клавиатуре.)
Работа с клавиатурным тренажером продолжается 7-8 минут. Параллельно 4 ученика выполняют тест. За каждый правильный ответ на вопрос теста (в данном тесте на один вопрос может быть несколько вариантов ответа) прибавляется 1 балл, за неправильный — 1 балл вычитается.
Оценки:
8 — 10 баллов — удовлетворительно;
11 — 12 баллов — хорошо;
13 — 16 баллов — отлично.
1. Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер.
- Принтер
- Процессор
- Монитор
- Сканер
- Графопостроитель
- Джойстик
- Клавиатура
- Мышь
- Микрофон
- Акустические колонки
- Дискета
2. Отметьте названия групп клавиш на клавиатуре.
- Цифровые
- Дополнительные
- Символьные
- Латинские
- Функциональные
- Специальные
- Управления курсором
- Управляющие
3. Отметьте клавиши управления курсором.
- Еnd
- Пробел
- Shift
- Ноmе
- Еsс
- PageUp
- ↑
- Еntег
- →
4. Укажите основную позицию пальцев на клавиатуре.
- ФЫВА — ОЛДЖ
- АБВГ — ДЕЁЖ
- ОЛДЖ — ФЫВА
По завершении работы над тестом ученики обмениваются листами (два участника одной команды отдают свои листы соперникам) и проверяют работы друг друга.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание
Учитель. Прошу всех занять свои места. Мне понравилось, как соблюдал технику безопасности ученики ... (называет фамилии). Они ставят «5» Были нарушения у ... (называет фамилии). Они ставят «4»
Заключение
Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, какой маршрут мы прошли.
1. Разминка — повторили устройства компьютера.
2. Острова — вспомнили названия групп клавиш и их назначение.
3. Телеграмма — помогли Незнайке ввести и исправить текст.
4. Алгоритм — познакомились с понятием «алгоритм». Напомните мне: что это? (Ответы ребят.)
5. Тренажер — отработали практические навыки, а также тест — проверили свои знания.
Домашнее задание.
- Каждая клавиша на клавиатуре выполняет свою функцию. Попытайте представить и нарисовать одну или несколько клавиш в виде веселых человечков, но так, чтобы было видно, для чего эта клавиша нужна.
Оценки.
В зачетной книжке у вас уже есть оценки за ответы на вопросы, скорость работ на клавиатуре, соблюдение правил техники безопасности. Как всегда, сами оцени свою работу на уроке в виде смайлика.
Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждет еще не одно путешествие в удивительный мир компьютера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какова же будет цель нашего путешествия? Целью нашего путешествия будет закрепление знаний о клавиатуре — важнейшем устройстве ввода информации в память компьютера.
Покажите нам те устройства компьютера, которые будут называть ребята из команды соперников.
Тема урока Путешествие по островам клавиатуры
Давайте подумаем Какое слово получится в результате последовательности действий? КОТ | ЁНОК Delete Delete Delete Delete Проверка КОТ
Давайте подумаем Какое слово получится в результате последовательности действий? МАРТ | ЫШКА Delete Delete Delete Проверка МЫШКА
Давайте подумаем Какое слово получится в результате последовательности действий? КОРОВ | А BackSpace Проверка КОРА BackSpace
Физкультминутка: Раз-два – потянулись Три-четыре все прогнулись, Пять-шесть – наклонились, А теперь все распрямились, И снова: Раз-два – потянулись, Три-четыре – все прогнулись Пять-шесть – тихо сесть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, какой маршрут мы прошли. 1. Разминка — повторили устройства компьютера. 2. Острова — вспомнили названия групп клавиш и их назначение. 3. Телеграмма — помогли Незнайке ввести и исправить текст. 4. Алгоритм — познакомились с понятием «алгоритм». Напомните мне: что это? (Ответы ребят.) 5. Тренажер — отработали практические навыки, а также тест — проверили свои знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"
Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода....
Урок "Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре" 5 класс
Цель урока познакомить учащихся с клавиатурой, ее основными клавишами и их назначением. Урок с применением ЭОР. Прилагается конспект урока, карточки и презентация...
План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств»
План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств» в 8 классе в разделе «Электротехнические работы. Электротехнические устройства». Презентация....
План-конспект урока "Назначение и боевые свойства АК-74"
План-конспект урока "Назначение и боевые свойства АК-74"...
«Клавиатура. Группы клавиш и их назначения»
Устройство и работа клавиатуры....
План-конспект урока «Мерки для построения чертежа плечевого и поясного изделия. Правила снятия мерок. Прибавки, виды, назначение».
План-конспект урока «Мерки для построения чертежа плечевого и поясного изделия. Правила снятия мерок. Прибавки, виды, назначение» по профильному труду "Швейное дело" в коррекцион...
План-конспект урока по обслуживающему труду на тему: «Пуговица. Назначение пуговицы»
Цель урока: образовательная: прививать ученикам умение правильно различать и называть пуговицы по форме, размеру, цвету, материалу и назначению, количеству отверстий; сравнивать пуговицы ме...