План-конспект урока «Мерки для построения чертежа плечевого и поясного изделия. Правила снятия мерок. Прибавки, виды, назначение».
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Ирина Николаевна Филиппова

План-конспект урока «Мерки для построения чертежа плечевого и поясного изделия. Правила снятия мерок. Прибавки, виды, назначение» по профильному труду "Швейное дело" в коррекционной школе 8 вида составлен с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифферинцированного подхода к ним, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных умений и знаний, но и максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа равных возможностей», г. Химки

Педагог: Филиппова Ирина Николаевна

План – конспект урока

Профильный труд «Швейное дело»

Тема урока: «Мерки для построения чертежа плечевого и поясного изделия. Правила снятия мерок. Прибавки, виды, назначение».

Дата проведения:___________

Продолжительность урока: 40 минут.

Класс: 6 «А».

Цель урока:

    Дать понятие о мерках для построения чертежа плечевого и поясного изделия; формировать навыки правильного снятия мерок, их записи.

Задачи занятия:

Образовательные:

- Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа швейного изделия;

- Научить находить конструктивные линии фигуры, правильно снимать мерки с фигуры человека;

Развивающие:

- Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки:

- Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

Формировать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;

Развивать речь, мышление, внимание, память, навыки работы в группах.

Воспитательные:

- Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке (точность снятия мерок);

- Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

Сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с учебником.

Регулятивные УУД:

 Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные УУД:

Диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Тип урока: комбинированный.

Методическое оснащение урока: Юбка- 2 шт., платье -2 шт., манекен -3шт., рабочие тетради, учебники, сантиметровые ленты -2 шт., узкая тесьма для опоясывания талии - по 2 шт. на каждую пару учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

-проверка явки обучающихся;

-проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация знаний.

- Из представленных моделей одежды найдите платье.

А теперь давайте вспомним:

- Каковы виды платьев по силуэту?

- Как делятся платья по покрою?

- Какие вы знаете платья по назначению?

- Какие факторы влияют на выбор ткани и отделок для пошива платья?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблемная задача:

Внимательно посмотрите на изображения (рисунок 1).

- В чем состоит проблема?

- Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?

(Учащиеся видят, что на одной модели изделие узко, а другой – велико.)

Ответ: были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека. Изделия изготовлены без учета индивидуальных мерок.

- Какая пословица подходит для сегодняшнего урока?

(7 раз отмерь, 1 раз отрежь.)

Формулирование учащимися темы, учебных задач урока.

4. Изучение новой темы.

    Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

     Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии. Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

- Линия воды находится на линии шеи.

- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.

- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.

- На 13-15 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.

- На уровне середины колена будет располагаться линия колен (рисунок 2).

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Что представляет собой сантиметровая лента?

Сообщение учащихся: Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Правила снятия мерок:

1.Человек должен стоять в нижнем белье, в своей естественной осанке.

2.На линии талии завязывают тонкий поясок – установочный пояс.

3. Мерки с женской фигуры снимают по правой стороне.

4. Сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру.

5. Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длины.

6. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

7. Мерки длины записывают полностью.

8. Обозначение мерок.

О – обхваты, С – полуобхваты, Д – длины.

9. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались. Все величины записывают в сантиметрах.

Помни! От точного и правильного снятия мерок зависит, как изделие будет сидеть на фигуре.

Снятие мерок:

Сш (полуобхват шеи) – проходит на уровне седьмого шейного позвонка.

Сг (полуобхват груди)- измеряется по самым высоким точкам груди и выступающим углам лопаток.

Ст (полуобхват талии) - Измеряется по самому узкому месту туловища

Сб (полуобхват бёдер) – измеряется горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.

Ди (длина изделия) – измеряется от основания шеи до нужной длины, в зависимости от изделия.

Сведения о прибавках:

     Если размеры одежды будут полностью совпадать с размерами человека, то он просто не сможет её надеть. Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движения, дыхания и кровообращения человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

     Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

Например, прибавки для юбки:

Пт – Прибавка к полуобхвату талии.

Пб – Прибавка к полуобхвату бёдер.

5. Практическая работа «Снятие мерок для конструирования сорочки».

Цель: формирование навыков снятия мерок с фигуры человека.

Инструменты: сантиметровая лента, тесьма для опоясывания, тетрадь, ручка.

Игра «Ателье» (Работа в парах):

     Девочки получают задание, объединится в группы по два человека (портной - заказчик) и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в карточку для клиента. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

Целевой обход учителя:

     Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Следует обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.

6. Формулирование решения проблемы урока. 

Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Закрепление полученных знаний:

1. Назовите основные правила снятия мерок для плечевого изделия.

2. Какой буквой обозначаются длины? Ширины?

3. Какая мерка определяет размер изделия?

4. Какая мерка определяет длину изделия?

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину изделия? (От основания шеи до желаемой длины.)

7.Рефлексия.

- сегодня я узнала…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполняла задания…

- я поняла, что…

- теперь я могу…

- я научилась…

- я смогла…

- мне захотелось…

8.Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися (обмен тетрадями между обучающимися);

- разбор допущенных ошибок;

9. выставление оценок; задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 5 Раздел: «Конструирование швейных изделий». Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»

План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Це...

Урок по технологии "Одежда и требования к ней. Правила снятия мерок для построения чертежа юбки".

В этом конспекте к уроку дается пояснение о предназначении одежды, ее видах. Во второй части урока идет закрепление материала и правила снятия мерок для построения чертежа юбки...

План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.

План-конспект урока относится к модулю  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды». К разработке урока прилагается ег...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 9 классе Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интернат VIII вида г. Исилькуля

Цели урока:  гармоничное развитие личности, социальная адаптация в обществе, воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни.  Задачи урока:1.     Образователь...

План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".

Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...