Урок по теме "Измерение информации"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Разработана технологическая карта урока по теме "Измерение информации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход

Предмет информатика класс 7

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Измерение информации

7 урок из 8 по теме  «Информация. Информационные процессы»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Цель урока

Задачи урока

предметные  –   знание  единиц  измерения  информации    и  свободное оперирование ими, умение работать с формулами ;  

метапредметные –  понимание    сущности  измерения  как  сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;  

личностные  –  навыки концентрации внимания.  

Образовательные:

- систематизация знаний основных понятий по теме «Измерение информации»;

- формирование у учащихся навыков работы по измерению информации;

 - отработка навыков работы с формулами по нахождению информации и перевод единиц;

Развивающие:

- развитие логического мышления, познавательного интереса и внимания учащихся;

Воспитательные:

- умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы;

- активизировать познавательные способности учащихся;

- осознают потребность в приобретении новых знаний для решения учебных задач.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД

- знать основные понятия и единицы измерения информация;

- уметь преобразовывать  единицы измерения информации;

- уметь систематизировать материал по теме;

- уметь применять формулы для алфавитного подхода измерения информации;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- осуществлять самоконтроль;

адекватно воспринимать оценку.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации;

- развитие логического мышления;

- развитие самооценки;

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности;

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль;

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод;

- формирование  основных понятий;

Коммуникативные  УУД:

- умение слушать и понимать других;

- отстаивать свою точку зрения;

- использовать новую информацию для решения учебных задач.

Педагогические технологии

Оборудование

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- ИКТ.

Информационные материалы-карточки, тетради с печатной основой

Доска, проектор, презентация «измерение информации», тренажер «Интерактивный задачник»

 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf), ПК учащихся

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/формы контроля

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – время (2 мин)

- приветствует учеников;

- проверяет явку учащихся и готовность к уроку;

- озвучивает тему урока.

- настраивает класс на продуктивную деятельность.

- приветствуют учителя

- настраиваются на предстоящую работу в классе;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

Приготовить учебные принадлежности.

- самооценка готовности к уроку;

Актуализация знаний – время (2 мин)

- актуализирует знания учащихся, подготавливает к изучению нового материала;

Прежде чем перейти к решению задач вспоминаем формулу связи разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

- работают в группе;

- демонстрируют знания, умения по теме

- используют заготовку предыдущего урока (таблица 2i=N, используют ее на всех этапах)

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

- организовать выполнение заданий учителя.

Вопросы:

- Что такое знаковая система?

- Что такое алфавит, мощность алфавита?

- Какие символы могут входить в состав двоичных знаковых систем?

- Почему двоичное кодирование является универсальным?

- Как связаны мощность алфавита и разрядность двоичного кода, достаточного для кодирования всех символов этого алфавита?

-фронтальный опрос;

- оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при  решении практических задач;

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - 2мин

- создаёт условия для  формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации;

- организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу

- отвечают на вопросы учителя, рассуждают

- формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия;

- работают в группе;

Познавательные УУД:

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

Коммуникативные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно;

Учитель предлагает решить

пример_1:

Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?

пример_2:

Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет?

- оценка/самооценка умения формулировать тему урока;

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)-5мин

- организует построение проекта выхода из затруднений;

- работа в группе, вывод;

-составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации;

Познавательные УУД:

- структурировать знания;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- контролировать действия партнёра;

Регулятивные УУД:

- определять способы выхода из затруднения;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;

Прочитать учебный материал «Информационный вес символа произвольного алфавита» и «Информационный объем сообщения», «Единицы измерения информации»

-  оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- работа в группе, самоконтроль, самооценка

   Реализация построенного проекта – время (10 мин)

- организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляет результат своей деятельности с помощью ИКТ;

- работают с рабочей тетрадью (55, 56, 60(2 строки), 61)

- работают в паре

Познавательные УУД:

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- использовать средства ИКТ

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные УУД:

- искать пути решения проблемы;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль;

Оформление решения задач в тетради.

- создание продуктов деятельности;

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

   Первичное закрепление- 5 мин

- организует самостоятельное решение задачи учащимися и контроль выполнения.

- анализируют задание, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель;

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- анализировать, сравнивать, группировать;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога;

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Задача:

Жители планета Альфа отправили на Землю сообщение, записанное с помощью всех символов используемого ими алфавита:

МКЛКМНОНОПРОСТ!

Определите информационный объем этого сообщения.

Дети самостоятельно решают задачу, оформляют ее, а затем обмениваются в группах и проверяют ее на правильность решения.

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

Включение в систему знаний и повторение- 8мин

- организует представление результатов  своей деятельности.

- индивидуально работают на ПК с интерактивным задачником «Измерение информации, тренировка»

- представляют результат деятельности

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки речевой деятельности;

Регулятивные УУД:

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие;

Обучающиеся представляют результаты выполненной работы.

- контроль усвоения, коррекция;

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению – время (2 мин)

-сообщает домашнего задания;

- побуждает к поиску новых знаний вне урока.

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое;

- применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные УУД:

- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

П.1.6, в. 1-3, 5. Р.т. № 59, 62, 63, 65, 66, 70

Самооценка умения применять полученные знания при решении задач.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)– время (4 мин)

-организует рефлексию и самооценку учащихся;

-устанавливает  соответствие между поставленной целью и результатом урока;

-подводит  итог урока, выставляет оценки, комментирует их.

Учащиеся высказывают свое мнение по заданным вопросам.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Прием «Свободный микрофон».

Учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу, указанную на экране:

1. На уроке я работал(а) …

2. Урок для меня показался

3. Самым полезным и интересным для меня было …

4. Я встретился(лась) с трудностью при …

5. У меня хорошо получилось …

6. Я выполнял(а) задания …

7. Я понял(а), что …

8. Теперь я могу …

9. Я попробую …

10. Меня удивило …

11. Мне было трудно …

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока на тему: Информация.Виды информации.

Занимательный и интересный урок на тему: "информация"...

Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...

Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...

Урок по теме "Информация. Виды информации. Информационные процессы"

В материалле урока представлен тест для проверки знаний  учеников 4-5 классов по данной теме. Тест создан в формате .html содержит 20 вопросов ( с выбором 1 правильного ответа), время ответа не о...

Конспект урока по теме: "Информация. Виды информации."

Конспект урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме: "Информация. Виды информации"....

Урок в МЭШ. Информация. Классификация информации.

Урок в МЭШ. Информация. Классификация информации....

Презетация к уроку по теме "Информация. Количество информации"

Презентация разработана для обучающихся 7 классов...