План урока на тему: Информация.Виды информации.
план-конспект урока информатики и икт (8 класс) по теме
Занимательный и интересный урок на тему: "информация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.informaciya_i_vidy_informacii.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока на тема: "Информация. Виды информации."
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности; познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению.
План урока.
1. Изложение нового материала.
- Что такое информация?
- Виды информации.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Изложение нового материала.
- Что такое информация?
Информатика – это наука, находящаяся в процессе становления.. В становлении находятся и основные понятия информатики.
К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм. Есть и многие другие понятия, но эти – основные.
В любой науке, в информатике тоже, основные понятия определить достаточно сложно. Именно потому, что они основные. Нельзя однозначно определить точку в геометрии, материю в физике, информацию в информатике. Существуют и другие трудности. Понятие “информация” является одним из основных во многих других науках: в журналистике и философии, в экономике и физике, в математике и психологии. Социологи дают свое толкование информации, физики – свое и т. д.
Для большинства из нас слово “информация” – нечто само собой разумеющееся. Но попробуйте сформулировать, что такое информация.
Чтобы лучше разобраться в этом, давайте приведем примеры информации. (Если же дети затрудняются привести примеры, предложить рассмотреть следующие примеры)
- Жизнь впервые появилась в химически богатой воде около 3.5 миллиардов лет назад. Как свидетельствуют окаменелости, первыми живыми организмами были одноклеточные бактерии и водоросли.
- Реки обычно берут начало в горах, стекают по их склонам, принимая воду от притоков, и так достигают равнины. А река Кали-Гандак поступает точно наоборот. Рождаясь у края огромной Тибетской равнины, река устремляется прямо к горам. Невозможно поверить, что река была способна прорезать путь среди них.
- Вы смотрите фильм. На экране мирный пейзаж. Вдруг за кадром зазвучала тревожная мелодия. “Что-то произойдет”, – заволновались вы. Каким образом вы спрогнозировали события?
Надеемся, что примеры помогли вам лучше разобраться в понятии “информация”.
Можете ли вы теперь сформулировать определение информации?
Каким образом в вашем определении удалось отразить, что информация:
- Существует в неживой природе;
- Существует в биологических системах;
- Может не всегда быть выражена словами;
- Возникает в процессе общения;
- Хранится, перерабатывается, передается и т.д.
Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира.
Вещество, энергия, информация – фундаментальные сущности
всех явлений нашего мира.
В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.
Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.
Наиболее общим будет следующее определение: информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.
2. Виды информации.
Какие типы или виды информации можно выделить?
Во-первых, по способу восприятия информации.
У человека пять органов чувств:
- зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
- слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
- обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
- вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;
- осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.
Во-вторых, по форме представления информации.
Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).
Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
- Рассмотрим пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.
- Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).
Музыкальная (звуковая) информация.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
В-третьих, по общественному значению информации.
Информация может быть:
- личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
- общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
- обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;
- эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;
- специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.
- Домашнее задание.
Выучить конспект к данному уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "способы кодирования информации" 5 класс
Открытый урок по информатике, который я разрабатывала будучи учителем информатики в своей родной школе....
Итоговый урок по теме "Измерение количества информации"
Итоговый урок по теме "Измерение количества информации"...
Тема: Урок по теме: Обработка текстовой информации. Редактирование информации.
Урок информатики 5 класс по программе Л.Босова...
План-конспект урока по теме "Гипертекстовое представление информации"
В план-конспект включен краткий материал о понятии гипертекста, технологии создания гиперссылок. Затем предлагается практическое задание, включающее использование шаблонов Ms Word, форматирование текс...
План-конспект урока на тему "Устройства ввода информации"
план-конспект урока по информатике для 8 класса...
План-конспект урока на тему "Устройства вывода информации"
План-конспект урока для 8 класса...
План урока по теме «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях»
Открытый урок по теме «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях» в 9 классе...