Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему «Условия и выбор»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Открытый урок по информатике (программированию) в 9 классе на тему урока «Условия и выбор - ветвление" применительно к языку программирования Pascal.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vetvlenie (Pascal 9kl)47.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по информатике

в 9 классе

Тема урока «Условия и выбор»

Учитель информатики

МБОУ «Гимназия №4 г. Брянска»

Барах Олеся Ивановна

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • сформировать представление о принципе работы условного материала;
  • сформировать навыки программирования в среде TP.

2. Развивающая:

  • формирование ИКТ- компетентности;
  • развитие алгоритмического мышления.

3. Воспитательная: 

  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Оборудование:

демонстрационный ПК, мультимедиа-проектор, презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний и умений. (6-8 мин.)
  3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока. (5 мин.)
  4. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)
  5. Закрепление нового материала (10 мин.)
  6. Обобщение и подведение итогов. (3 мин.)
  7. Домашнее задание. (3 мин.)
  8. Компьютерный практикум. (10-15 мин.)

Основное содержание учебного материла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Проверяю готовность к уроку.

Приветствую учеников

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний и умений учащихся

Презентация. Слайд 1.

Ученики дают подробные пояснения к ответам

Читаю задание:

1. Какие числа относятся к типу:

Integer
Real

2. Исправь ошибки в программе

Program primer;
Var b,s: real;
Begin

Writeln (Введите числа b и с)
Readln( b,c);
A=b+c;
Write ln ( ‘a=’,a);
End.

Ученики выполняют задания

1.

Integer – целые числа
Real - вещественные

2.

Program primer;
Var a, b, s: real;
Begin

Writeln (‘Введите числа b и с’);
Readln( b,c);
A:=b+c;
Writeln ( ‘a=’,a);
End.

Слайд 2

3.Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:

х2+2ху-у2

4. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык:

Sqrt(x)*3 – (a+2)/b

3.

SQR(x) +2*x*y –SQR(y)

4.  3 -

3. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока

Показ презентации.  (Слайд 3), ученики дают подробные пояснения к ответам.

Задаю вопросы:

1. Для решения какой задачи составлена программа?

2. Найдите ошибки в этой программе.

3. Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел.

Предлагаю определить тему урока и сформулировать цель.

Отвечают на вопросы.

1. Данная программа составлена для решения квадратного уравнения.

2. В программе на проверяется условие при котором D< 0.

3. Мы не знаем, как можно в Паскале реализовать условную функцию.

Предлагают свои варианты темы урока:

Условная функция. Ветвление.

Слайд 4

Тема урока:

Условная функция. Ветвление

Формулируют цель: узнать как выглядит условный оператор, научиться решать задачи с ветвлением.

Записывают тему урока и цель в тетрадь.

4. Объяснение нового материала

Слайд 5

При решении задач очень часто приходится выбирать, какое действие делать из двух или более возможных вариантов.

Но практически всегда такой выбор определяется наличием условий, проверяя которые, можно определиться с дальнейшими действиями.

Слайд 6

В  алгоритмах для этого существует особый блок – «проверка условий»:

Структура полного ветвления:

В языке ТurboРascal такой блок описывается оператором IF.

Записывают в тетрадь

Слайд 7

IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2;

Компьютер проверяет условие, записанное после служебного слова IF. На вопрос условия может быть дан только один ответ из двух возможных – «да» или «нет». Если условие выполняется – т.е. дан ответ «да», то работает оператор THEN и будет выполняться действие 1 (действие 2 не выполняется), если условие не выполняется, т.е. дан ответ «нет», то работает оператор ELSE и будет выполняться действие 2 (действие 1 не выполняется).

Записывают в тетрадь

Слайд 8

Структура неполного ветвления

IF условие THEN действие1;

В этом случае при проверке

условия и ответе «нет»

на вопрос условия

действие1 не выполняется,

а управление передается

 на следующий после

IF оператор.

Записывают в тетрадь

Слайд 9,10

В том случае, если нужно выбрать одно действие из 3-х или большего количества, в действие вступает структура выбора.

Записывают в тетрадь

Слайд 11

Оператор ТurboРascal:

IF условие THEN действие 1

ELSE IF условие 2 THEN действие 2

ELSE IF условие 3 THEN действие 3

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

        ELSE IF условие N THEN действие N

ELSE действие N+1;

Записывают в тетрадь

Слайд 12

В том случае, если действие включает в себя несколько операторов, необходимо использовать операторные скобки begin…end.

Записывают в тетрадь

В начале урока мы рассматривали программу для решения квадратного уравнения. Можем ли теперь её решить теперь?

Ответ: можем

Под диктовку учеников я записываю блок-схему и программу для решения квадратного уравнения.

Слайд 13

Program Yravnenie;

 Var a,b,c,d,x1,x2: real;

Begin

    Writeln (‘Введите числа a, b и с’)

     Readln( a,b,c);

     d:=sqr(b)-4*a*c;

        If d>= 0 then

          begin

             x1:=(-b+sqrt(d))-2*a;

             x2:=(-b-sqrt(d))-2*a;

            Writeln ( ‘x1=’,x, ‘x2=’,y);

          end;  

                        Else write (‘Корней нет’);

End.

5. Закрепление нового материала

Слайд 14

Задание:

Составить блок-схему и программу для нахождения значения функции для заданных значений Х:

Сначала решают самостоятельно.

Затем один ученик записывает на доске блок-схему, другой – программу.

Остальные проверяют.

Слайд 15

Слайд 16

Решение:

program primer;

uses crt;

var x,y:real;

begin

clrscr;

write(‘Ввдите Х’);

readln(x);

if x<0 then y:=5*x-1

        else if x>2 then y:=sqr(x)+2

        else y:=sqrt(2*x);

writeln(‘y=‘,y:5:3);

end.

Проверка:

Х |-1,5 | 1,7   | 2,5

Y |-8,5 | 1,84 | 8,25

6. Обобщение и подведение итогов

7. Домашнее задание

Слайд 17

Выполните задания:

1. Составить блок-схему и программу для нахождения значения переменной с, которое вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное

(условие четности числа: а mod 2 = 0).

2. Составить блок-схему и программу для вычисления значение функции:

3. Составить блок-схему и программу, которая  выводит на экран наибольшее из трех чисел.

8. Компьютерный практикум

Составленную программу набирают на ПК и проверяют правильность работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по информатике в 5 классе

открытый урок по теме "Компьютерная графика"...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок по информатике в 10 классе по теме: «Алгоритмизация и программирование циклических структур»

Урок развивающего обучения. На уроке обобщаются знания циклических структур, составляются программы практической направленности. Задания разноуровневые. Ученики работают в группах....

Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».

Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.Обучающая цель:  закрепление   у учащихся навыков  решения задач: расчетных, качественных и...

Открытый урок по информатике в 8 классе на тему: "Основные устройства компьютера и их свойства" .

Краткая аннотация урока:Этот урок – первый при изучении темы «Компьютер» по информатике в 8 классе. Урок состоит из пяти этапов: организационный момент, закрепление материала по изученной теме, объясн...