Урок по информатике в 10 классе по теме: «Алгоритмизация и программирование циклических структур»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Урок развивающего обучения. На уроке обобщаются знания циклических структур, составляются программы практической направленности. Задания разноуровневые. Ученики работают в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_informatike.doc | 79 КБ |
zadaniya_k_uroku.ppt | 1017 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 152 КБ |
otsenivanie_k_uroku.xls | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 10 классе
по теме: «Алгоритмизация и программирование циклических структур».
Крашанова Ольга Ивановна
Краткая аннотация урока:
Учебный предмет – информатика.
УМК- Угринович Н.Д.
Уровень образования школьников: 10 класс общеобразовательной школы
Раздел программы: Алгоритмизация и программирование
Место урока в изучении раздела: обобщающий урок по программам циклических структур; до этого были рассмотрены алгоритмы и программы линейной, разветвляющейся и циклической структур, учащиеся научились составлять и исполнять программы различных алгоритмических структур в среде Turbo Pascal, умеют строить блок- схемы в среде текстового процессора Microsoft Word.
Форма учебной работы – классно-урочная.
Продолжительность урока: 80 минут (2 академических часа)
Технологические особенности:
Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер учителя, проектор, экран, компьютеры учащихся для выполнения групповой работы; на доске: тема и цели урока; на экране- презентация к уроку.
Основные понятия: циклический алгоритм: циклы с предусловием, цикл с параметром.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения: ролевая игра.
Технология: индивидуализация и личностно-ориентированное обучение
Методы обучения: коммуникативно- диалоговые, игровые, поисковые.
Актуальность урока: практическая направленность изучения программирования, формирование информационных компетенций, развитие способностей алгоритмически мыслить, совершенствование умений сотрудничества в команде.
Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.
Цели
Образовательная: создать условия для повторения и обобщения знаний и умений учащихся в области программирования, алгоритмизации по циклическим алгоритмическим структурам.
Развивающая: развитие познавательных способностей, мышления, коммуникативных компетенций, самостоятельности, самооценки, умения сотрудничать в команде, делать выбор, давать оценку фактам и событиям, на развитие учащихся с учетом их индивидуальных запросов и личностных особенностей.
Воспитательная: воспитывать активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию.
Ход урока
- Организационный:
Объявление темы урока, целей, ожидаемых результатов, формы проведения, оценивание.
Учащихся - «работников» фирмы «Позитив», распределяет в группы учитель (с помощью цветных жетонов). В каждой группе учащиеся с разным уровнем знаний.
Распределение ролей в группе:
- Программист
- Оформитель блок- схем
- Исполнитель программы
Назначение «директора». Роль «директора»:
- Помощь учителю в организации и проведении урока.
- Контроль времени.
- Консультативная помощь одноклассникам.
2. Собственно игра.
Слово «директору»:
Наша фирма «Позитив» находится в активном творческом поиске. За время своей деятельности, мы разработали и представили программное обеспечение с использованием линейной алгоритмической структуры, ветвления, а теперь ведем разработку ПО с использованием циклов.
Напомню вам, что в алгоритмической структуре «цикл» серия команд выполняется многократно. Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:
- Циклы с условием, в которых команды цикла выполняются, пока условие истинно
- Циклы со счетчиком, в которых команды цикла выполняются определенное количество раз.
Вы все являетесь специалистами по циклическим структурам. И я уверен, что мы справимся с заказами на создание программ, поступивших в нашу фирму:
- От олимпийского спорткомитета - создать программу, которая запрашивает судейские оценки и определяет максимальный балл, минимальный балл и средний балл спортсмена. Число судей может быть любым. (5 баллов)
- От магазина «Магнит» - составить программу, которая запрашивает количество денег, потраченных на каждую покупку, после чего определяет, сколько покупок сделал покупатель, на какую сумму и подсчитывает остаток денег. (4 балла)
- От сберегательного банка - составить программу, которая подсчитывает и выдает на экран ежемесячные начисления по вкладу клиента и сумму денег, которую получит вкладчик после окончания срока вклада. Программа запрашивает сумму вклада, годовой процент и срок вклада (месяцы). (4 балла)
- От учителей - составить программу для мониторинга успеваемости учащихся по результатам контрольной работы. Программа запрашивает число учащихся, писавших контрольную работу, полученные ими оценки и выдает процент качества знаний, процент успеваемости и СОУ. (Формулы для расчетов прилагаются). (4 балла)
Я предлагаю каждой группе самой выбрать себе заказ.
Деятельность группы будет оцениваться по следующим параметрам (представляет оценочную матрицу): правильность выполнения задания, успешность и результативность сотрудничества в группе, индивидуальная работа участников группы. Каждая группа проводит самооценку и оценивает работу других групп.
(Оценочная матрица выполнена в среде электронной таблицы Microsoft Excel)
Оценочная матрица
Группа | Выполнение задания | Работа группы (активность, сплоченность) | Индивидуальный балл | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
Директор | |||||||||
Учитель | |||||||||
Гости | |||||||||
Результат |
Группы выбирают себе задание.
«Директор»:
«Пока идет работа в группах, я проведу совещание с сотрудниками. Мне для этого нужно по одному человеку от группы. Они принесут группе индивидуальный балл по итогам своей деятельности»
Индивидуальные задания:
1. «Где и как применяются циклы». На доске схема:
Задание: привести примеры применения циклической алгоритмической структуры в этих областях.
2. На доске блок- схема. По данной блок- схеме составить алгоритм и выполнить его «вручную», объяснить результат:
Дается время на подготовку. Задания оцениваются и индивидуальный балл заносится команде в оценочную матрицу.
Выполнение первого задания: циклы применяются в литературных произведениях- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, в природе- смена времен года, в социуме- воспитание подрастающего обучения, в школе- ежедневное посещение уроков, выполнение домашнего задания.
Выполнение второго задания-
Алг пример
Цел x, y
Нач У:=0
Для x от 1 до 10
Нц
Y:= Y+x
Кц
Вывод У
Кон
По алгоритму вычисляется сумма чисел от 1 до 10.
Выступление групп: Каждая группа защищает свою работу: «программист» - программу на языке программирования Паскаль, «оформитель блок-схем» - выполненную в Microsoft Word блок-схему, «исполнитель» - объясняет пошаговое выполнение программы. Идет активное обсуждение выполненной работы.
Оценивание: Учащиеся принимают участие в оценивании других групп, проводят самооценку, отмечают, кто внес самый большой вклад в общее дело. Заполняется оценочная матрица.
Итоги: «Директор» подводит итог: демонстрирует оценочную таблицу, отмечает лучшую команду.
5. Рефлексия
Учитель: чтобы наша деятельность приносила всегда положительные результаты, поговорим о трудностях, с которыми вы столкнулись, что узнали нового для себя лично, что вам было интересно, чему научился каждый из вас на этом уроке, что показалось лишним, скучным.
6. Домашнее задание.
Повторить весь материал по циклическим структурам. Подготовится к тестированию по циклам.
Выводы урока: урок построен на принципах личностно- ориентированного обучения. Учителем были созданы условия для саморазвития личности, создана ситуация успеха для каждого ученика, учащиеся проявляли личную заинтересованность, активную познавательную деятельность. Урок построен так, что каждый ученик смог реализовать себя и проявить свои способности и умения.
Такие уроки очень продуктивны: ученикам нравится работать в группах, они активно сотрудничают, все включаются в работу, обобщение знаний идет на высоком уровне. По итогам урока работа двух групп была оценена на «отлично» и двух групп «хорошо». Трудности, с которыми столкнулись ученики на уроке: доказывать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу одноклассников, ограниченные временные рамки.
Один из вариантов выполнения заданий:
1. Программа для олимпийского спорткомитета:
Program OLIMP;
Var S, N, MAX, MIN, i: integer;
R: real;
Begin
Writeln (‘число судей’);
Readln (N);
MAX:= 0; MIN:=a;
For i:=1 to N do
begin
Writeln (‘введите оценку’);
Readln (a);
S:=s+a;
If a>MAX then MAX:=a;
end;
R:=S/N;
Writeln (‘средний балл=’, R);
Writeln (‘максимальный балл=’,MAX);
Writeln (‘минимальный балл=’,MIN);
End.
2. Программа для магазина «Магнит»
Program POKUPKI;
Var k, S, с, ost, i: integer;
Begin
K:=0; i:=0;
Writeln (‘какую сумму Вы рассчитываете потратить?’);
Readln (s);
While k<=s do
Writeln (‘введите стоимость покупки’);
Readln (с);
K:=k+c;
i:=i+1;
end;
ost:=s-k;
Writeln (‘число покупок’,i);
Writeln (‘остаток ваших денег’,ost);
End.
3.Программа для сбербанка:
Program VKLAD;
Var V,P, C, i: integer;
N,S: real;
Begin
Writeln (‘введите годовой процент’);
Readln (P);
Writeln (‘введите сумму вклада’);
Readln (V);
Writeln (‘введите срок вклада в месяцах’);
Readln (C);
N:=(p*0,01)/12;
For i:=1 to C do
begin
S:=V+ V*N;
Writeln (‘сумма за’,i, ‘месяц’,S,’рублей’);
end;
Writeln (‘сумма за’,C, ‘месяцев’,S,’рублей’);
End.
4. Программа для учителей (определение качества знаний (Kz), СОУ (sou), % успеваемости (usp)):
Program MONITORING;
Var N,B,P,H,T,D, i: integer;
Kz, sou, usp: real;
Begin
Writeln (‘введите число учеников в классе ’);
Readln (N);
For i:=1 to N do
begin
Writeln (‘введите оценку’);
Readln (B);
if B=5 then P:=P+1;
if B=4 then H:=H+1;
if B=3 then T:=T+1;
if B=2 then D:=D+1;
end;
kz
sou:=((p*1+H*0,64+t*0,36+d*0,14)/N)*100;
usp:=((P+H+T)/N)*100;
Writeln (‘число двоек’, D);
Writeln (‘число троек’, T);
Writeln (‘число четверок’, H);
Writeln (‘число пятерок’, P);
Writeln (‘%качества знаний’, kz);
Writeln (‘% СОУ’, sou);
Writeln (‘%успеваемости’, usp);
End.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Напиши слово КОМПОТ Повтори 2 раза пункт 3 Убери последнюю букву Выполни пункт 5 для букв «Ь», «Ю», «Т», «Е», «Р» Добавь букву справа Запиши ответ Напиши слово ПРОГРЕСС Повтори 3 раза пункт 3 Убери последнюю букву Выполни пункт 5 для букв «А», «М», «М», «А» Добавь букву справа Запиши ответ
Найдите соответствие между блок- схемой и алгоритмической структурой Цикл с предусловием Линейная структура Ветвление
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»
Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...
Открытый урок по информатике (11 класс) по теме "Экспертные системы распознавания химических веществ"
Материал содержит конспект урока для 11 класса профильного обучения информатике, презентацию к уроку, интерактивный тест по теме "Моделирование", карточки и другой раздаточный материал....
Открытый урок по информатике 6 класс по теме "Схема рассуждений"
Урок по информатике в 6 классе по теме "Схема рассуждений" по учебнику Горячева ОС "школа 2100"...
План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"
Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...
Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...
конспект открытого урока по информатике 10 класс на тему: "Структуры данных:деревья,сети, графы ,таблицы"
Тема: Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.Цели урока:Образовательные:ввести классификацию структур информационных моделей;сформировать понятия «граф», «деревья», &l...
Тема открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания.
План и презентация открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания....