Методическая разработка урока «Архитектура компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Рыжова Ирина Владимировна

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Архитектура компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации» по дисциплине «Информатика» для студентов I курса СПО по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Компьютер221.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЭКОНОМИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_____________Л. Ю. Егоршева

« __»___________2015г.

Методическая разработка

урока

«Архитектура компьютера.

Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации»

по дисциплине «Информатика»

для студентов I курса

по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Разработала: преподаватель Рыжова И.В.

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии

математических  и естественнонаучных дисциплин

Протокол № __  от__ .___.2015г.

Председатель ЦМК _______________________Н.В.Румянцева

2016

  1. Раздел 2. Информация и информационные процессы

      Тема 2.3. Аппаратное обеспечение компьютера

      Урок № 17. Архитектура компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации

Цели:

  • ознакомить с периферийными устройствами компьютера: ввода-вывода информации и устройствами памяти;
  • ознакомить с  видами памяти: внутренняя, внешняя;
  • содействовать развитию познавательной активности;
  • содействовать воспитанию чувства коллективизма, ответственности, самоконтроля
  1. Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • владение навыками анализа получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости;
  • способствовать формированию мотивации учебной деятельности студентов.

          Предметные:

  • сформировать понятие архитектуры компьютера, его составных частей;
  • сформировать умение различать носители и накопители информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

 Метапредметные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владение навыками познавательной деятельности;
  • выделять признаки объектов;
  • анализировать объекты;
  • развивать информационную культуру студентов. 

  1. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

  1. Тип урока: урок открытия нового материала

  1. Метод проведения: комбинированный

  1. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради

  1. Место проведения: лаборатория информационных технологий № 22 корпус 2
  2. Продолжительность мероприятия: 80 минут
  3. ЭОР: программа  Microsoft PowerPoint- презентация урока, тест-слайды

.

План урока.

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы урока, плана, постановка целей.

3.Открытие нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5. Рефлексия

6. Запись домашнего задания


Технологическая карта урока

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающегося

Универсальные учебные действия (УУД)

ЭОР

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Приветствую студентов, отмечаю отсутствующих

Приветствуют преподавателя, готовят рабочее место.

2 мин.

2.

Сообщение темы урока, плана, постановка целей

Архитектура компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации. Цели:

  • ознакомить с архитектурой ПК;
  • ознакомить с периферийными устройствами компьютера: ввода-вывода информации и устройствами памяти;
  • ознакомить с  видами памяти: внутренняя, внешняя.

Слушают, записывают тему урока

Познавательные

- структурирование знаний;

- анализ объектов;

- выделение        и формирование познавательной цели.

слайд

5 мин.

3.

Открытие нового материала

Архитектура компьютера – это описание устройства и работы компьютера, достаточное для пользователя или программиста.

Базовая конфигурация ПК - минимальный комплект аппаратный средств, достаточный для начала работы с компьютером. В настоящее время для настольных ПК базовой считается конфигурация, в которую входит четыре устройства: 1.системный блок; 2.монитор; 3.клавиатура; 4.мышь.

Кроме того, к ПЭВМ можно подключать дополнительные устройства, называемые периферийными (внешними), которые можно разбить на несколько групп.

Какие вы знаете устройства ввода:

Какие вы знаете устройства вывода:

Внешние запоминающие устройства: дисководы для работы с магнитными и лазерными дисками, стример.

Устройства, выполняющие одновременно функции ввода и вывода информации в/из ПЭВМ: модем, звуковая приставка, сетевая плата.

Основные компоненты системного блока.

Системный блок содержит: системную плату, дисководы для работы с гибкими дисками, жесткий диск, порты ввода-вывода (разъемы), блок питания, громкоговоритель.

На системной плате располагаются:

  • микропроцессор;
  • модули оперативной памяти;
  • микросхемы быстрой памяти (КЭШ);
  • микросхема базовой системы ввода-вывода (ВIOS); системная шина;
  •  адаптеры и контроллеры (платы расширения), управляющие работой различных устройств (дисководами, монитором, клавиатурой, мышью и т.д.).

рисуют схему

определяют базовую конфигурацию ПК

Отвечают:

- клавиатура, мышь, сканер, сенсорный экран, световое перо, цифровая фотокамера, микрофон.

- принтер, графопостроитель, динамики, плоттер

Думают, отвечают

Регулятивные

- учитывать выделенные преподавателем ориентиры действий в новом        учебном

материале в сотрудничестве с преподавателем;

 - организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем;

- умение анализировать новую информацию;

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с преподавателем;

 -умение отнестись к информации, выразить свою точку зрения и использовать эту информацию для своего развития.

Личностные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение сосредотачиваться и выявлять главную идею, анализировать новую информацию.

слайд

слайды

слайды

слайды

слайды

слайды

58 мин.

Важнейшими характеристиками компьютера являются:

1.Быстродействие (тактовая частота)

2.Объём оперативной памяти

Монитор — это электронное устройство для визуального представления информации, вводимой (выводимой) в ЭВМ (из ЭВМ), как текстовой, так и графической.

В мониторе любого типа поверхность экрана разбита на отдельные малые элементы (так называемые «пиксели»), каждый из которых может активизироваться, «включаться» независимо от прочих -при этом на экране видна светящаяся точка.

Пиксели на экране располагаются в несколько рядов (строк) с равным числом точек в строке, например, 640 (точек в строкё)*200 (строк). На плоскость экрана монитора накладывается некоторая система координат, и каждая точка экрана определяется своими координатами в этой системе.

Устройства вывода.

Печатающее устройство – это устройства, при помощи которых можно получить «твёрдую» копию документа на бумаге, картоне, прозрачной плёнке или другом носителе информации.

Печатающие устройства: Принтеры, Факсы, Копиры, Многофункциональные устройства, Плоттеры, и др.

Классификация принтеров (слайды)

- по способу формирования изображения: последовательные, строчные, страничные.

- по способу печати: устройства ударного действия, устройства без ударного действия.

- по количеству цветов: чёрно-белые и цветные

- по технологии печати:  матричные, струйные, лазерные.

1.Быстродействие

2.Объём оперативной памяти.

1.Быстродействие

2.Объём оперативной памяти.

Думают, отвечают

1.Быстродействие (тактовая частота)

2.Объём оперативной памяти

Вспоминают устройства вывода, перечисляют

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации,
  • производить анализ и преобразование информации;

Регулятивные:

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу;
  • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
  • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Личностные:

  • умение анализировать новую информацию.

Матричные принтеры: принцип печати, достоинства, недостатки.

Струйные принтеры: принцип печати, достоинства, недостатки.

Лазерные принтеры: принцип печати, достоинства, недостатки.

Устройства памяти.

Различают внутреннюю и внешнюю память ПК.

Устройство, которое обеспечивает запись/считывание информации называется          накопителем     (дисководом), а хранится информация на носителях (например, дискетах).

Самостоятельно заполняют таблицу в тетради.

Рисуют схемы, слушают

  • Познавательные:
  • - умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, анализировать ход и способ действий.
  • Регулятивные:
  • - соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.
  • Личностные:
  • - развитие устойчивого интереса к предмету;
  • - способность к волевому усилию.

4.

Закрепление изученного материала

Тест «Память компьютера» (10 вопросов с множественными вариантами ответов) (Приложение 1).

Отвечают  на бланках на вопросы теста

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации,
  • производить анализ и преобразование информации;

Регулятивные:

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу;
  • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
  • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Личностные:

  • умение анализировать новую информацию.

Слайды

7 мин.

5.

6.

Рефлексия

Домашнее задание

Даю правильные ответы на тест. Отвечаю на вопросы.

Собираю тетради на проверку самостоятельной работы по достоинствам и недостаткам струйных и лазерных принтеров.

Организую работу по самооценке и оценке работы всей группы, используя рефлексивную мишень.

Анализирую полученные результаты

Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе Microsoft Word, позволит расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению.

К следующему уроку каждый из вас подготовит материалы для своего проекта «Цифровые технологии и моя будущая профессия»:

  • примерный состав устройств автоматизированного рабочего места для Вашей профессии;
  • оценка примерной стоимости.

Используйте сайты Интернет-магазинов компьютерной техники.

Учебник с. 138-147.

Слушают, комментируют

Выражают своё мнение о проделанной работе в невербальной форме

Записывают задание, задают вопросы

Познавательные:

  • построение высказывания в невербальной форме;
  • формирование положительного отношения к рефлексии.

Регулятивные:

  • умение отнестись к информации, выразить свою точку зрения и использовать эту информацию для своего развития.

Личностные:

  • развитие рефлексии;
  • формулировать и отстаивать свое мнение;
  • умение слушать и вступать в диалог, анализировать информацию.

5 мин.

3 мин.


Приложение 1

Память компьютера

  1. Какие устройства используются в качестве внешней памяти?

  а) плоттер         е) CMOS-память

  б) винчестер      ж) кэш-память

  в) дисковод       з)  модем

  г) сканер          и)  трекбол

  д) стример        к)  колонки

  1. Какие воздействия опасны для винчестера?

   а) магнитные поля

   б) царапины

   в) загрязнения

   г) удары

3. Если выключить компьютер, что произойдёт с содержимым внутренней памяти?

   а) сохраниться

  б) будет помещена в карантин

  в)  удалится

4. Что является носителем информации

  а) винчестер

  б) флеш-память

  в) дисковод

  г) дискета

  д) USB-флешка

5. Для лазерных дисководов (дисков) опасным воздействием являются:

    а) магнитные поля

   б) царапины

   в) загрязнения

   г) удары

6. Самой быстрой внутренней памятью является:

    а) оперативная

   б) кэш-память

   в) BIOS

   г) CMOS-память

7. Что питает миниатюрный аккумулятор в компьютере?

   а) батареи конденсаторов

   б) CMOS-память

   в) часы

   г) процессор

8. Для гибких дисков опасным воздействием является:

    а) магнитные поля

   б) царапины

   в) загрязнения

   г) удары

9.Если выключить компьютер, что произойдёт с содержимым внешней памяти?

  а) сохраниться

  б) будет помещена в карантин

  в)  удалится

10. Что из перечисленного является накопителями информации:

 а) винчестер          д) USB-флешка

  б) флеш-память    е) CD-ROM

  в) дисковод           ж) DVD-ROM

  г) дискета              з) лазерный диск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: «Архитектура ЭВМ пятого поколения»

Цели урока:  дать представление об архитектуре ЭВМ пятого поколения;Задачи урока:Образовательные:Продолжить формирование информационной культуры учащихся.Повысить  уровень усвоения учебного ...

План – конспект урока по информатике на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс

Цели урока:познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода информации;познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации;способс...

урок информатики на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс

Презентация к уроку  информатики на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс...

Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"

Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...

Технологическая карта урока информатики в 7 классе ФГОС "Устройства ввода-вывода информации"

Технологическая карта урока информатики в 7 классе ФГОС "Устройства ввода-вывода информации"...

Технологическая карта урока по информатике в условиях реализации ФГОС «Устройства ввода-вывода информации»

Тема: «Устройства ввода-вывода информации»           Класс:7.Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.Форма урока: фрон...

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме «Информационные процессы. Обработка информации»

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме«Информационные процессы. Обработка информации» - 2урок раздела«Информация и информационные процессы». Разработка ур...