Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме «Информационные процессы. Обработка информации»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Карманова Татьяна Александровна

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме

«Информационные процессы. Обработка информации» - 2урок раздела

«Информация и информационные процессы». Разработка урока составлена на основе программы основного общего образования авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Актуальность методической разработки урока изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности заключается в использовании интерактивного плаката, который предоставляет возможность использовать объяснительно-иллюстративный и практический метод обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka_7kl_informatsionnye_protsessy.zip310.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме

«Информационные процессы. Обработка информации»

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме

«Информационные процессы. Обработка информации» - 2урок раздела

«Информация и информационные процессы». Разработка урока составлена на основе программы основного общего образования авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Актуальность методической разработки урока изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности заключается в использовании интерактивного плаката, который предоставляет возможность использовать объяснительно-иллюстративный и практический метод обучения. При подготовке к работе на основном этапе обучающиеся самостоятельно определяют тему и выполняют постановку целей урока, используя опорные слова. Повторение понятий, достаточных для построения новых знаний, проходит с учетом самостоятельного выбора обучающимися заданий. На этапе усвоения знаний используется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Отталкиваясь от бытовых представлений обучающихся, формируются общие представления об обработке информации.

Организация учебной деятельности обучающихся представлена в форме фронтальной, парной и групповой работы, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на протяжении всего урока.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется с помощью листов самооценки, в которых обучающиеся отмечают баллы, полученные при выполнении заданий на этапах урока.

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме

«Информационные процессы. Обработка информации» может быть использована учителями информатики общеобразовательных учреждений, работающих в 7-х классах по ФГОС ООО.

Предмет:

информатика

Класс:

7

Тема урока:

«Информационные процессы. Обработка информации»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель:

Образовательная: создать условия для формирования общих представлений об информационных процессах и их роли в современном мире, о процессе обработки информации как решении информационной задачи, о двух типах обработки информаци;

Развивающая: развивать умения

1.познавательная:

  • определять типы обработки информации;
  • преобразовывать        информацию        по        правилам,        обобщать, исследовать объекты познания по их моделям.
  1. регулятивная:
  • определять способы действия в рамках предложенных условий;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • осуществлять        контроль        и        оценку        процесса        и        результата деятельности.
  1. коммуникативная:
  • планировать учебное сотрудничество;
  • слушать собеседника и вступать в диалог;
  • излагать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать

  • положительный интерес к изучаемому предмету;
  • культуру общения;
  • самостоятельность учащихся;
  • формировать информационную культуру и потребность в  приобретении знаний.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • приводить        примеры        сбора        и        обработки        информации        в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

Метапредметные:

  • выделять        информационную        составляющую        процессов        в биологических, технических и социальных системах;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий;
  • выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Личностные:

  • понимать        значимость        информационной        деятельности        для современного человека;
  • осуществлять        связь        учебного        содержания        с        собственным жизненным опытом;
  • уметь работать в коллективе, слушать собеседника, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Основные понятия

Информационный процесс, сбор информации, обработка информации, входная информация, выходная информация

Методы обучения

Объяснительно - иллюстративный, практический

Формы

обучения

фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии

информационно        -        коммуникационные        технологии,        технология критического мышления

УМК

Информатика: учебник для        7класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная презентация;
  2. раздаточный материал:
  • листы самооценки;
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • сигнальные карточки,
  • заготовка схемы,
  • лист самооценки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организационныйэтап(1мин)

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к учебному занятию.

Создает благоприятный психологический настрой на работу.

-Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок.

Проверяют готовность к учебному занятию: наличие тетради, учебника, дневника.

Регулятивные УУД:

самоорганизация.

2.Подготовкаучащихсякработенаосновномэтапе(5мин)

Предлагает рассмотреть лист самоконтроля:

- В течение урока вам придется заполнять лист самоконтроля и оценивать свою работу на уроке.

Знакомятся с листом самоконтроля.

Личностные УУД: учебно- познавательная мотивация

Организует работу по выделению темы урока с помощью ребусов.

Слайд1:переход по ссылке

«РЕБУС»

Разгадывают ребус в паре.

(Ответ: задача, обработка, информация)

Формулируют свои предположения о теме урока, уточняют и согласовывают тему.

Выставляют«+»в карточку самоконтроля за каждый верный ответ.

Познавательные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать события, осуществлять самоконтроль по

Результату действия.

Предлагает сформулировать цели урока, используя начальную фразу.

Организует повторение понятий, достаточных для построения нового знания.

Слайд: игровая ситуация

«Вспомни понятия»

(Щелчок по номеру: на зеленой форме появляется определение, повторный щелчок очищает форму)

Выполняют постановку целей урока, по предложенному учителем шаблону

Узнать…

Выделить типы… Научится…

Учащийся выбирает любое понятие (так как представленные  понятия не все знакомы обучающимся), дает определение. Остальные судят о правильности определения с помощью сигнальных карточек (зеленая – верный ответ, красная – неверный)

Сравнивают ответ с эталоном.

Выставляют«+»в карточку самоконтроля за каждый верный ответ.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

Умение выражать свои мысли.

4.Этапусвоенияновыхзнанийиспособовдействий(10мин)

Организует индивидуальную работу с учебником.

Читают текст параграфа.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Организует работу с основными понятиями.

-Что такое обработка информации?

Слайд1:«Запишите определение в тетрадь».

Обращает внимание, что на слайде две кнопки «Обработка информации».

Приходят к выводу, что Обработка        информации        - процесс перехода от исходных данных к результату.

Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы        представления информации.

Записывают определение в тетрадь.

Предлагает обсудить пример из жизни «Ситуация светофор».

-Представьте себе ситуацию,  вы намереваетесь перейти

Дорогу по переходу,

Регулируемому светофором.

Обсуждают ситуацию, высказывают свою точку зрения.

- Мозг обрабатывает полученную информацию и выдает нам преобразованную:

«Стоять». Входной информацией было направление движения и красный свет светофора, выходной –

Решение человека стоять, пока не загорится зеленый свет.

Познавательные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями

Подойдя к светофору, вы получаете зрительную информацию о том, что горит красный свет. Определите

входные и выходные данные? (по щелчку на зеленую кнопку – загорается зеленый свет, запускается

анимация–идущий человек, по щелчку на красную кнопку – загорается красный свет светофора и человек останавливается)

Предлагает        рассмотреть другие примеры обработки информации человеком и определить входную, выходную информацию и правило обработки.

Фронтально работают с таблицей, сравнивают свои ответы сданными, которые появляются на слайде.

Выставляют«+»в карточку самоконтроля за каждый верный ответ.

коммуникации.

5.Этаппервичнойпроверкипониманияизученного(5мин)

Организует работу в группах по заполнению        схемы (распределяет класс на группыпо 5 человек)

Организует        самопроверку

учащихся.        Предлагает

рассмотреть        правильный вариант.

Распределяют роли в группе (Командир, оформитель, выступающие). Распределяют виды задач по типам обработки информации. Заполняют схему на листах  (вклеивая

недостающие элементы). Двое учащихся от каждой группы защищают результат своей работы у доски.

Сравнивают свою схему с эталоном.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

-управление поведением партнера;

-умение выражать свои мысли в позиции коммуникации;

-учет разных мнений.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с

Заданным эталоном.

Физкультминутка(1мин)

Организует физкультминутку.

Быстро встали, улыбнулись,

Выполняют задания учителя.

Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.

6.Этапзакрепленияновыхзнанийиспособовдействий(10мин)

Организует работу по определению типа обработки информации.

Слайд2. Переход по ссылке

«Галерея задач» Слайд 10

Задача1.

Мусор, находящийся внутри этих предметов, состоит на 37% из чипсов, на 37% - из сластей, на18%-измакаронипо2%-из карандашной стружки, насекомых, ногтей, волос.

диаграмма1.bmp

По содержанию текста построили диаграмму. Определите тип обработки информации.

Выполняет щелчок по той кнопке, которую выбрало, с помощью сигнальных карточек, большинство учащихся. Если кнопка после нажатия становиться зеленой – ответ верный, красной – ответ неправильный.

О каком предмете идет речь в  тексте?

(на слайде появляется рисунок клавиатуры).

Слайд11.

Три основных способа кодирования: графический, символьный, числовой. Какой тип обработки информации

Определяют к какому типу относиться предложенная задача.

По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом.

Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ,«-»-если ответ неверный.

Делают предположения. Высказывают свое мнение.

По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом.

Личностные УУД: учебно- познавательный интерес.

Познавательные УУД:

выделение необходимой информации, смысловое чтение, анализ, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

ЛичностныеУУД:

Происходит при кодировании?

Слайд12.

Как назвать одним словом действия, выполняемые с текстом (исправление ошибок, расстановка знаков препинания)?

Слайд13.

Выполните упорядочивание предметов по основному признаку. Определите тип обработки информации.

Слайд14

Как назвать одним словом действия, выполняемые с текстом        (изменение

выравнивания,        начертания, размера)?

Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ, «-»-если ответ неверный.

По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом.

Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ,«-»-если ответ неверный.

По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом.

По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом.

Выставляют«+»в карточку

учебно- познавательный интерес.

Познавательные УУД:

выделение необходимой информации, смысловое чтение, анализ, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Личностные УУД: учебно- познавательный интерес.

Познавательные УУД:

выделение необходимой информации,

Слайд15 Определите правило, по которому обрабатывается информация. Назовите, что должно стоять в таблице вместо вопросительного знака.

Определите тип обработки информации.

самоконтроля за каждый верный ответ, «-»-если ответ неверный.

По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом.

Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ, «-»-если ответ неверный.

Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные УУД:

выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.

9.Этапконтроляисамоконтролязнанийиспособовдействий(5мин)

Организует проверочную самостоятельную работу в форме теста на заполнение пропусков. Приложение1. Дополнительное задание для сильных учащихся.

Выполняют самостоятельную работу по заполнению пропусков.

Проводят взаимоконтроль по  данному образцу.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; осуществление взаимоконтроля по результату и по способу действия;

11.Этапинформацииодомашнемзадании(3мин)

Организует обсуждение и запись домашнего задания.

П.1.2.2-1.2.3стр 14-18,№89 –

Обязательное  для всех. По выбору:

Мини-проект «История средств обработки информации».

Выбирают задания по усмотрению.

Записывают задания в дневник.

Регулятивные УУД:

прогнозирование.

12.Этапподведенияитоговзанятия,рефлексии(5мин)

-Что такое обработка

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные

информации?

  • На каких уроках чаще

Применяется обработки информации, ведущая к изменению ее формы, но не содержания. Примеры.

  • На каких уроках чаще применяется обработка информации, ведущая к

изменению ее содержания, к получению новой информации. Примеры

Организует подведение итогов по листу самоконтроля

Анализируют лист самоконтроля, выводят отметку за урок.

УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной

деятельности.

вход

1

2

5

10

11

выход

о

д

п

д

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели"

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели" может быть использована при проведении уроков информатики в 10 классе по теме "Информационные модели" по учебнику И. Г. Семак...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...