Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме «Информационные процессы. Обработка информации»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме
«Информационные процессы. Обработка информации» - 2урок раздела
«Информация и информационные процессы». Разработка урока составлена на основе программы основного общего образования авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Актуальность методической разработки урока изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности заключается в использовании интерактивного плаката, который предоставляет возможность использовать объяснительно-иллюстративный и практический метод обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_7kl_informatsionnye_protsessy.zip | 310.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме
«Информационные процессы. Обработка информации»
Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме
«Информационные процессы. Обработка информации» - 2урок раздела
«Информация и информационные процессы». Разработка урока составлена на основе программы основного общего образования авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Актуальность методической разработки урока изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности заключается в использовании интерактивного плаката, который предоставляет возможность использовать объяснительно-иллюстративный и практический метод обучения. При подготовке к работе на основном этапе обучающиеся самостоятельно определяют тему и выполняют постановку целей урока, используя опорные слова. Повторение понятий, достаточных для построения новых знаний, проходит с учетом самостоятельного выбора обучающимися заданий. На этапе усвоения знаний используется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Отталкиваясь от бытовых представлений обучающихся, формируются общие представления об обработке информации.
Организация учебной деятельности обучающихся представлена в форме фронтальной, парной и групповой работы, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на протяжении всего урока.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется с помощью листов самооценки, в которых обучающиеся отмечают баллы, полученные при выполнении заданий на этапах урока.
Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме
«Информационные процессы. Обработка информации» может быть использована учителями информатики общеобразовательных учреждений, работающих в 7-х классах по ФГОС ООО.
Предмет: | информатика |
Класс: | 7 |
Тема урока: | «Информационные процессы. Обработка информации» |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности |
Цель: | Образовательная: создать условия для формирования общих представлений об информационных процессах и их роли в современном мире, о процессе обработки информации как решении информационной задачи, о двух типах обработки информаци; Развивающая: развивать умения 1.познавательная: |
Воспитательная: воспитывать
| |
Планируемые результаты | Предметные результаты:
Метапредметные:
Личностные:
|
Основные понятия | Информационный процесс, сбор информации, обработка информации, входная информация, выходная информация |
Методы обучения | Объяснительно - иллюстративный, практический |
Формы обучения | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технологии | информационно - коммуникационные технологии, технология критического мышления |
УМК | Информатика: учебник для 7класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. |
Оборудование: |
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1.Организационныйэтап(1мин) | ||
Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к учебному занятию. Создает благоприятный психологический настрой на работу. -Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. | Проверяют готовность к учебному занятию: наличие тетради, учебника, дневника. | Регулятивные УУД: самоорганизация. |
2.Подготовкаучащихсякработенаосновномэтапе(5мин) | ||
Предлагает рассмотреть лист самоконтроля: - В течение урока вам придется заполнять лист самоконтроля и оценивать свою работу на уроке. | Знакомятся с листом самоконтроля. | Личностные УУД: учебно- познавательная мотивация |
Организует работу по выделению темы урока с помощью ребусов. Слайд1:переход по ссылке «РЕБУС» | Разгадывают ребус в паре. (Ответ: задача, обработка, информация) Формулируют свои предположения о теме урока, уточняют и согласовывают тему. Выставляют«+»в карточку самоконтроля за каждый верный ответ. | Познавательные УУД: Умение выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество со сверстниками. Регулятивные УУД: умение прогнозировать события, осуществлять самоконтроль по Результату действия. |
Предлагает сформулировать цели урока, используя начальную фразу. Организует повторение понятий, достаточных для построения нового знания. Слайд: игровая ситуация «Вспомни понятия» (Щелчок по номеру: на зеленой форме появляется определение, повторный щелчок очищает форму) | Выполняют постановку целей урока, по предложенному учителем шаблону Узнать… Выделить типы… Научится… Учащийся выбирает любое понятие (так как представленные понятия не все знакомы обучающимся), дает определение. Остальные судят о правильности определения с помощью сигнальных карточек (зеленая – верный ответ, красная – неверный) Сравнивают ответ с эталоном. Выставляют«+»в карточку самоконтроля за каждый верный ответ. | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные УУД: Умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: Умение выражать свои мысли. |
4.Этапусвоенияновыхзнанийиспособовдействий(10мин) | ||
Организует индивидуальную работу с учебником. | Читают текст параграфа. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: Смысловое чтение, извлечение необходимой информации. |
Организует работу с основными понятиями. -Что такое обработка информации? Слайд1:«Запишите определение в тетрадь». Обращает внимание, что на слайде две кнопки «Обработка информации». | Приходят к выводу, что Обработка информации - процесс перехода от исходных данных к результату. Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации. Записывают определение в тетрадь. | |
Предлагает обсудить пример из жизни «Ситуация светофор». -Представьте себе ситуацию, вы намереваетесь перейти Дорогу по переходу, Регулируемому светофором. | Обсуждают ситуацию, высказывают свою точку зрения. - Мозг обрабатывает полученную информацию и выдает нам преобразованную: «Стоять». Входной информацией было направление движения и красный свет светофора, выходной – Решение человека стоять, пока не загорится зеленый свет. | Познавательные УУД: Умение выражать свои мысли. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями |
Подойдя к светофору, вы получаете зрительную информацию о том, что горит красный свет. Определите входные и выходные данные? (по щелчку на зеленую кнопку – загорается зеленый свет, запускается анимация–идущий человек, по щелчку на красную кнопку – загорается красный свет светофора и человек останавливается) Предлагает рассмотреть другие примеры обработки информации человеком и определить входную, выходную информацию и правило обработки. | Фронтально работают с таблицей, сравнивают свои ответы сданными, которые появляются на слайде. Выставляют«+»в карточку самоконтроля за каждый верный ответ. | коммуникации. |
5.Этаппервичнойпроверкипониманияизученного(5мин) | ||
Организует работу в группах по заполнению схемы (распределяет класс на группыпо 5 человек) Организует самопроверку учащихся. Предлагает рассмотреть правильный вариант. | Распределяют роли в группе (Командир, оформитель, выступающие). Распределяют виды задач по типам обработки информации. Заполняют схему на листах (вклеивая недостающие элементы). Двое учащихся от каждой группы защищают результат своей работы у доски. Сравнивают свою схему с эталоном. | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками; -управление поведением партнера; -умение выражать свои мысли в позиции коммуникации; -учет разных мнений. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с Заданным эталоном. |
Физкультминутка(1мин) | ||
Организует физкультминутку. Быстро встали, улыбнулись, | Выполняют задания учителя. |
Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | ||
6.Этапзакрепленияновыхзнанийиспособовдействий(10мин) | ||
Организует работу по определению типа обработки информации. Слайд2. Переход по ссылке «Галерея задач» Слайд 10 Задача1. Мусор, находящийся внутри этих предметов, состоит на 37% из чипсов, на 37% - из сластей, на18%-измакаронипо2%-из карандашной стружки, насекомых, ногтей, волос. По содержанию текста построили диаграмму. Определите тип обработки информации. Выполняет щелчок по той кнопке, которую выбрало, с помощью сигнальных карточек, большинство учащихся. Если кнопка после нажатия становиться зеленой – ответ верный, красной – ответ неправильный. О каком предмете идет речь в тексте? (на слайде появляется рисунок клавиатуры). Слайд11. Три основных способа кодирования: графический, символьный, числовой. Какой тип обработки информации | Определяют к какому типу относиться предложенная задача. По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом. Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ,«-»-если ответ неверный. Делают предположения. Высказывают свое мнение. По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом. | Личностные УУД: учебно- познавательный интерес. Познавательные УУД: выделение необходимой информации, смысловое чтение, анализ, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. ЛичностныеУУД: |
Происходит при кодировании? Слайд12. Как назвать одним словом действия, выполняемые с текстом (исправление ошибок, расстановка знаков препинания)? Слайд13. Выполните упорядочивание предметов по основному признаку. Определите тип обработки информации. Слайд14 Как назвать одним словом действия, выполняемые с текстом (изменение выравнивания, начертания, размера)? | Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ, «-»-если ответ неверный. По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом. Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ,«-»-если ответ неверный. По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом. По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом. Выставляют«+»в карточку | учебно- познавательный интерес. Познавательные УУД: выделение необходимой информации, смысловое чтение, анализ, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Личностные УУД: учебно- познавательный интерес. Познавательные УУД: выделение необходимой информации, |
Слайд15 Определите правило, по которому обрабатывается информация. Назовите, что должно стоять в таблице вместо вопросительного знака. Определите тип обработки информации. | самоконтроля за каждый верный ответ, «-»-если ответ неверный. По команде учителя поднимают сигнальные карточки с правильным ответом. Выставляют «+» в карточку самоконтроля за каждый верный ответ, «-»-если ответ неверный. | Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные УУД: выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. |
9.Этапконтроляисамоконтролязнанийиспособовдействий(5мин) | ||
Организует проверочную самостоятельную работу в форме теста на заполнение пропусков. Приложение1. Дополнительное задание для сильных учащихся. | Выполняют самостоятельную работу по заполнению пропусков. Проводят взаимоконтроль по данному образцу. | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; осуществление взаимоконтроля по результату и по способу действия; |
11.Этапинформацииодомашнемзадании(3мин) | ||
Организует обсуждение и запись домашнего задания. П.1.2.2-1.2.3стр 14-18,№89 – Обязательное для всех. По выбору: Мини-проект «История средств обработки информации». | Выбирают задания по усмотрению. Записывают задания в дневник. | Регулятивные УУД: прогнозирование. |
12.Этапподведенияитоговзанятия,рефлексии(5мин) | ||
-Что такое обработка | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...
Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели"
Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели" может быть использована при проведении уроков информатики в 10 классе по теме "Информационные модели" по учебнику И. Г. Семак...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...
Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Информационные процессы. Обработка информации»
Тема: «Информационные процессы. Обработка информации»...