Методическая разработка урока: «Архитектура ЭВМ пятого поколения»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Цели урока: дать представление об архитектуре ЭВМ пятого поколения;
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование информационной культуры учащихся.
- Повысить уровень усвоения учебного теоретического материала. Выполнить практические задания по данной теме.
- Закрепить полученные знания. Выполнить тест (Программа Hyper Test)
- Совершенствовать универсальные учебные умения;
Развивающие:
- Развитие творческих способностей;
- Развитие памяти.
- Развитие умений самостоятельной работы;
- Развитие умений оказывать помощь другим.
Воспитательные:
- Закрепление умений контролировать и оценивать выполнение собственных действий;
- Развитие умений работать в коллективе;
- Воспитание позитивного отношения к работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока
Учащиеся приобретут знания об архитектуре ЭВМ пятого поколения.
Закрепят умения применять на практике полученные теоретические знания по данной теме.
Закрепят навыки работы в тестовой оболочке (Программа Hyper Test).
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные УУД:
- умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, помощь;
- оценивать собственную учебную деятельность;
- применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.
Ориентировочные УУД:
- умение планировать решение учебной задачи,
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
- корректировать деятельность;
- оценивать результаты своей деятельности.
Конкретные УУД:
- ставить цели и задачи;
- умение осуществлять поиск;
- структурирование и анализировать информации.
Коммуникативные:
- умение выражать свое мнение;
- учитывать мнение остальных участников группы;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер учителя, проектор, компьютеры для учащихся с работающей сетью (возможность у учащихся подключить сетевой диск с заданиями); образовательный комплекс «1С Школа Информатика 10 класс»[1]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профильного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы
(10-11 классы) (Автор - Угринович Н. Д.)
Тема урока: «Архитектура ЭВМ пятого поколения»
Предмет: Информатики и ИКТ
Класс 10
Тип урока Комбинированный урок с использованием технологии активных методов обучения (АМО)
Методическая разработка урока
Цели урока: дать представление об архитектуре ЭВМ пятого поколения;
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование информационной культуры учащихся.
- Повысить уровень усвоения учебного теоретического материала. Выполнить практические задания по данной теме.
- Закрепить полученные знания. Выполнить тест (Программа Hyper Test)
- Совершенствовать универсальные учебные умения;
Развивающие:
- Развитие творческих способностей;
- Развитие памяти.
- Развитие умений самостоятельной работы;
- Развитие умений оказывать помощь другим.
Воспитательные:
- Закрепление умений контролировать и оценивать выполнение собственных действий;
- Развитие умений работать в коллективе;
- Воспитание позитивного отношения к работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока
Учащиеся приобретут знания об архитектуре ЭВМ пятого поколения.
Приобретут умения применять на практике полученные теоретические знания по данной теме.
Закрепят навыки работы в тестовой оболочке (Программа Hyper Test).
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные УУД:
- умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, помощь;
- оценивать собственную учебную деятельность;
- применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.
Ориентировочные УУД:
- умение планировать решение учебной задачи,
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
- корректировать деятельность;
- оценивать результаты своей деятельности.
Конкретные УУД:
- ставить цели и задачи;
- умение осуществлять поиск;
- структурирование и анализировать информации.
Коммуникативные:
- умение выражать свое мнение;
- учитывать мнение остальных участников группы;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер учителя, проектор, компьютеры для учащихся с работающей сетью (возможность у учащихся подключить сетевой диск с заданиями); образовательный комплекс «1С Школа Информатика 10 класс»[1]
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Видеофрагменты |
1 | Инициация (Организационный этап) | Цель: настроить учащихся на занятие, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуацию личной заинтересованности, выбрать помощника учителю Участники: все обучающиеся. | Организационный момент. Учащиеся готовятся к уроку. Занимают рабочие места за партой. Приветствие учителя. Проверка присутствующих.Выбор помощника учителя. | 2 | |
2 | Вхождение или погружение в тему | Цель: вспомнить изученный материал. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: рабочая тетрадь, ручка Помощник учителя помогает учащимся вспомнить изученный материал, отвечает на вопросы, подготовленные учителем. Если ответ неверный, то учащиеся поправляют отвечающего. Если ответа нет, то отвечающий просит выбранного им ученика о помощи. Примерные вопросы для повторения ранее изученного материала:
Учитель подводит учащихся к главной мысли, что в основе построения ЭВМ, начиная с первого поколения машин и по сегодняшний день, лежат пять основным принципов, пять основных правил, сформулированных Джон фон Нейманом в середине прошлого века. А возможна ли другая архитектура машин? Слово предоставляется учащимся, которые готовились под руководством преподавателя.(см. файл «Тезисы.doc») | Учащиеся вспоминают ранее изученный материал. Помогая друг другу, отвечают на вопросы учителя. Остальные учащиеся внимательно слушают. В ходе выступления записывают в тетрадь основные тезисы сообщения. | 5 5 | См файлы Папка «Мотива См файлы Папка «Сообщение» |
3 | Интерактивная лекция | Беседа. Цель: познакомить учащихся с новым теоретическим материалом. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы Рабочая тетрадь Раздаточный материал
«Начало разработки ЭВМ этого поколения можно отнести ко второй половине 80-х годов XX столетия. В то время в Японии, США и Европе были разработаны и внедрены первые образцы ЭВМ, которые можно отнести к машинам пятого поколения. Переход к пятому поколению ЭВМ заключается Основной упор делался на «интеллектуальность» (см http://obr.1c.ru/) ЭВМ пятого поколения должны обладать высокой производительностью, надежностью. Это возможно за счет совершенствования элементной базы, либо за счет параллельной организации вычислений. (См рис.1 раздаточного материала Приложение 2) ЭВМ будут создавать на основе системы искусственного интеллекта свои базы знаний в различных предметных областях. В ЭВМ будет возможен голосовой ввод-вывод информации, диалоговая обработка информации с использованием устройств распознавания речи и изображения. Процесс создания программных средств возможен путем автоматизации синтеза программ.
«Нейросеть — это вычислительное устройство, которое может обучаться. Она моделирует принципы работы биологических нейронных сетей (сетей нервных клеток живого организма). Нейросеть многократно просматривает информацию, делает ошибки, учится на них, исправляет эти ошибки и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры незаменимы там, где беспомощны обычные ЭВМ (распознавание образов, восприятие человеческой речи, рукописного текста и др.)» (см http://obr.1c.ru/)
«Возможность обучения — одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмам. (См рис 3 раздаточного материала Приложение 2) Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами (процессорами), обеспечивающих решение поставленной задачи. В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Это значит, что в случае успешного обучения сеть сможет вернуть верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке, а также неполных и/или «зашумленных», частично искаженных данных» (см http://obr.1c.ru/)
«Одна из заявленных новых функций ЭВМ пятого поколения — распознавание слитной речи. Это одна из самых сложных и многообещающих областей искусственного интеллекта, общего решения которой до сих пор еще не удалось получить»
Параллельная обработка информации; распределенное представление информации и вычисления; способность | Учащиеся делают необходимые записи в тетради. | 8 | См файлы Папка «Теория» |
4 | Первичное закрепление знаний | Цель: закрепить новый теоретический материал, полученный учащимися Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы Рабочая тетрадь Учитель направляет работу учащихся на достижение высоких результатов. Скриншоты выполнения практических заданий см файл «Практические задания (скриншоты).ppt | Учащиеся выполняют практические задания. предложенные разработчиками образовательного комплекса «1С:Школа. Информатика, 10 класс» | 7 | См файлы Папка «Практические задания» |
5 | Физкультминутка | Цель: Снять психическое и эмоциональное напряжение, восстановить состояние, способствующее эффективному обучению. Участники: все обучающиеся | Учитель предлагает учащимся покинуть рабочие места за партой и рассредоточиться по кабинету Модератор называет команды. Учащиеся их выполняют[2] | ||
6 | Проработка содержания темы | Цель: закрепить изученный материал. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: Тест (см файл «Тест ask») Учащиеся работают индивидуально с компьютерным тестом, расположенным на сетевом ресурсе Необходимо ответить на вопросы теста по изученному материалу Результат получают сразу на экране. Можно обновить тест и выполнить еще раз до получения правильного результата | каждый оценивает свою работу, предлагает свою помощь другому ученику. Затем в группе идет обсуждение вопроса теста и записывается ответ. | 10 | См файлы Папка «Тест» |
7 | Рефлексия деятельности на уроке | Цель Устранить неясности, недопонимания в освоении нового материала. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: Рабочая тетрадь Учитель напоминает правила составления синквейна. | Учащиеся составляют синквейн. По желанию его озвучивают | 5 | См файлы Папка «Синквейн» |
8 | Подведение итогов | Пройдет немного времени и каждый из вас будет определять для себя профессию. Я очень верю, что вы совершите правильный выбор. Как совершили его молодые ученые – лауреаты нобелевской премии 2010 года в области физики. Я думаю, что свойства вещества графена, лягут в основу нового поколения ЭВМ. И возможно, что нейронные сети будут уже шестым поколением развития ЭВМ. Благодарю вас за помощь в проведении урока. Откроем дневники запишем домашнее задание и поставим оценки за урок: за тест и за работу вовремя урока. | Учащиеся записывают домашнее задание. | 3 | См файлы Папка «Итог урока» |
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей | Урок, разработанный на основе технологии модерации и с применением АМО создает благоприятную обстановку в учебной группе. На практике учащиеся часто занижают свою самооценку. Считаю, что используемые технологии АМО, повышают уверенность учащихся и в себе, и в своих знаниях. АМО помогает реализовать цель – провести практическую работу. Для закрепления приобретенных знаний использую не только на этом уроке, но и на других уроках метод «Компьютерный тест». Данной метод помогает мне, как учителю, разобраться усвоен ли новый материал учащимися. Игра «Курсорчик» (метод релаксации) подходит всем возрастным категориям учащихся. В нее активно играют не только ученики младших классов, но и учащиеся средней школы. Метод рефлексии «Синквейн» помогает отстающим учащимся подтянуться до хорошего результата. А хороший результат – это гарантия, что ученику будет позитивно настроен на следующий урок информатики. |
Использованные источники и литература
- Угринович Н.Д. Информатики и ИКТ. 10-11класс. Профильный уровень. / Н.Д. Угринович. –3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с.
- Э. Таненбаум «Архитектура компьютера» Питер 2004
Ресурсы Интернета:
http://obr.1c.ru/ Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
Первый открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе", глоссарий
www.moi-universitet.ru
АМО - деловая игра http://www.mgimo.ru/study/faculty/politcs/index.phtml
[1] http://obr.1c.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - игра по станциям "Пять царств"
Тема игры: «Многообразие органического мира, пять царств живой природы».Данную игру целесообразно проводить как обобщение материала, пройденного в курсах «Растения», «Животные».Цель игры: обобщить зна...
Методическая разработка урока математики в пятом классе, посвященного 70-летию Великой Победы
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по курсу математики пятого класса...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для пятых классов "Осенняя ярмарка"
В данной методической разработке представлен опыт проведения осенней ярмарки для пятых классов. Участие ребят в мероприятии наглядно показало,что несмотря на разность увлечений,каждый одноклассник инт...
Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»
Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....
Методическая разработка урока «Архитектура компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации»
Методическая разработка урока теоретического обучения по теме «Архитектура компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, устройства ввода-вывода информации» по дисциплине «Инфор...
Методическая разработка урока технологии для пятого класса «Изготовление панно «Парусник» в технике изонить»
Система уроков в технике «Изонить» Техника «Изонить» позволяет успешно решать целый ряд дидактических задач общего и предметного характера: позволяет уч...
Методическая разработка внеурочных мероприятий «Воздух – пятый океан»
Аннотация: на материале темы есть возможность закрепить и развить знания учащихся о составе воздуха и свойствах газов, входящих в его состав; сформировать представления о дыхании как важнейшем процесс...