Кодирование информации
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Дьяченко Анастасия Ивановна

Кодирование информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_kodirovanie_informatsii.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике и ИКТ в 8 классе

Тема урока. «Кодирование информации».

Автор: Дьяченко Анастасия Ивановна, учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ № 49, ст. Смоленской МО Северский район Краснодарского края

Педагогические цели:

обучающие:

  • познакомить учащихся с понятием кодирования информации, шифрования;
  • познакомить учащихся с различными видами кодирования;
  • дать основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения кодирования (код, кодирование, алфавит ).
  • сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.

развивающие:

  • формирование интереса к изучению предмета, самоконтроля, умения конспектировать, способствовать расширению кругозора обучающихся, повышению их интеллекта.

воспитательные:

  • воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, презентация «Кодирование информации», система голосования MimioVote.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (5 мин)
  3. Изучение нового материала (26 мин)
  1. Теоретическая часть
  2. Применение полученных знаний
  1. Закрепление изученного материала (3 мин)
  2. Подведение итогов урока. (2 мин)
  3. Домашнее задание (1 мин)
  4. Рефлексия (2 мин)

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих, объяснение хода урока, постановка целей и задач для учащихся.

  1. Актуализация знаний.
  1. Что такое естественные и формальные языки? Приведите примеры
  2. Задание 1. Определить принадлежность к знаковой системе, выписать  в 2 столбика естественные и формальные языки (слайд 2, автоматическая проверка при нажатии клавиши мыши)
  3. Задание 2 (устно). Соотнесите виды знаков по способу восприятия (слайд 3)

  1. Изучение нового материала

1) Теоретическая часть

Тему сегодняшнего урока я скрыла, и назовёте мне её вы сами, но для этого  нам с вами нужно немного поработать.

На слайде представлен ребус, разгадав его вы, и узнаете тему сегодняшнего урока (слайд 4)

Тема сегодняшнего урока «Кодирование информации». Дети, скажите, для чего же люди кодируют информацию? (слайд 4)

В нашей жизни мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, т.е. мы кодируем информацию.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

Запишем термины, необходимые для дальнейшего изучения темы (слайд 5).

Кодирование — это преобразование информации из одной формы в другую с помощью некоторого кода.

Декодирование – обратный процесс кодированию

Код — это система условных знаков для представления информации.

2) Применение  полученных знаний.

Далее мы рассмотрим примеры различных способов кодирования и научимся кодировать информацию, применяя тот или иной метод (слайд 6).  Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.

Первый способ кодирования – флажковая азбука при помощи, которой велась передача и прием сообщений кораблями в пределах видимости. (слайд 7)

Задание 1. Учитель объясняет принцип кодирования и предлагает учащимся раскодировать пословицу. Для демонстрации правильного ответа используется прием «шторка»

Еще один способ кодирования (слайд 8)– азбука Брайля. Шрифт Брайля — шрифт для слепых. Он был разработан французом Луи Брайлем , сыном сапожника, который в возрасте трёх лет потерял зрение, поранившись шилом. В возрасте 15 лет он изменил «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье (фр. Charles Barbier), который тот разработал для чтения в темноте

Кодированием путем замены буквы ее номером в алфавите (слайд 9).  Учитель объясняет принцип кодирования и предлагает учащимся закодировать слово «кодирование» (для демонстрации правильного ответа используется прием «шторка»).

Задание 3. Для самостоятельного выполнения предлагается закодировать учащимся свое имя.

Кодирование «Шифр Цезаря» (слайд 10). Каждая буква исходного текста заменяется 3-ей после нее  буквой в алфавите, который считается написанным по кругу.  

Задание 4. Учитель объясняет принцип кодирования и предлагает учащимся закодировать слово «знаки » и декодировать слово «ъзосезн» (для демонстрации правильного ответа используется прием «шторка»).

Азбука Морзе (слайд 11).  Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе.

Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату.

Изобретатель Сэмюель Морзе изобрел удивительный код (Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка»), который служит человечеству до сих пор. Информация кодируется тремя «буквами»: длинный сигнал (тире), короткий сигнал (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв. Таким образом, кодирование сводится к использованию набора символов, расположенных в строго определенном порядке.

Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия "SOS" (Save Our Souls - спасите наши души). Вот как он выглядит: «• • • – – – • • •»

Задание 5. Учитель объясняет принцип кодирования и предлагает учащимся закодировать и декодировать слова (для демонстрации правильного ответа используется прием «шторка»).

Двоичное кодирование в компьютере (слайд 12).

Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр: 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами.

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование. 

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255). Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание 6. С помощью кодовой таблицы закодируйте слово «SPORT » (слайд 12)

Задание 7. Учащимся предлагается самостоятельно в тетради разделить изученные виды кодирования на три группы по виду кодируемой информации (слайд 13).

  1. Подведение итогов урока.

Обучающиеся задают вопросы по материалу урока. Подведение итогов, выставление оценок с комментариями.

  1. Домашнее задание.
  • Учебник §1.2 (слайд 14)
  • Придумать  свой способ кодирования
  1. Рефлексия.

А теперь ребята, попрошу вас взять в руки пульты системы интерактивного голосования и ответить на вопрос.

  1. Используемые материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Двоичное кодирование

"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...

Информация. Кодирование информации. Представление чисел с плавающей запятой.

Конспект урока профильного 10 класса. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....

Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс

Презентация к уроку "Числовая информация" по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме "Кодирование информации"....

Контрольная работа "Количество информации. Кодирование информации"

Данная контрольная работа содержит задания на определения кол-ва информации, кодирование, звуковой, графической информации. 7 вариантов....

Тест по теме: Информация. Кодирование информации

Тест предназначен для закрепления  по теме: " Информация" в 7 классе...

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...