КТП по информатике 9 класс. Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету и программы к УМК / учебнику, рекомендованному приказом МОиН РФ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программа И.Г. Семакин; авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ» Базовый курс: учебник для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_9kl_sidorkina.docx | 16.39 КБ |
9klass.docx | 81.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №84
«Принято» на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 26 августа 2015 года | “Согласовано” зам. директора по УВР __________Шевлякова Е.В.
«26» 08 2015 г | «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей математики, физики, информатики и ИКТ протокол №1 от «26» 08 2015 г. _______________ Л.С. Перелыгина (подпись руководителя МО | “Утверждаю” Директор МБОУ СОШ №84
_______________ С.С.Горлов
«26» 08 2015 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
в 9 «а, б, в, г» классах
на 2015/2016 уч. год
Уровень освоения: ___базовый___________________
(базовый, углубленный, профильный)
Программа разработана учителем Сидоркиной А. С.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету и программы к УМК / учебнику, рекомендованному приказом МОиН РФ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программа И.Г. Семакин; авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ» Базовый курс: учебник для 9 класса________________
автор программы и учебника, название учебника
Количество часов в неделю 2 , всего в год 68
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании примерной государственной программы, рекомендованной Департаментом среднего образования Министерства РФ, закона РФ об образовании, авторской программы по информатике, с учетом стандарта начального образования по информатике. Данная программа соответствует основным требованиям стандарта программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др).
Структура курса
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 8
-практических работ-22
- тестирования – 4
-зачет -1
Межпредметная связь предмета Информатика
Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами, возможность использования методов и средств информационных технологий в различных областях деятельности человека, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволит старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств, но и окажет положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.
Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить все предметы, входящие в образовательную деятельность учреждения, которые будут значимы для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях.
Особенности организации учебного процесса по Информатике с учетом особенностей учащихся 9 класса
Известно, что люди различаются как своими психическими свойствами и отдельными психологическими процессами (например, порош ощущения, время реакции, индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления), так и целостными личностными образованиями (например, интересами, способностями, характером). Под влиянием жизненного опыта, внешних условий, степени успешности обучения, характера преподавания ранее и теперь все учащиеся в той или иной мере отличаются друг от друга.
Эффективность процесса обучения информатике в немалой степени зависит от того, насколько полно учитывается весь комплекс индивидуальных черт, умственных, физиологических особенностей каждого учащегося, в связи с чем в процессе преподавания особую роль приобретает проблема дифференцированного подхода к обучаемым.
Многие авторы предлагают следующий путь учета индивидуальных особенностей учащихся. При проведении практических работ в классе ученикам предлагаются индивидуальные задания различной степени трудности. Учителем заранее подготавливается набор заданий, учитывающий уровни индивидуальных особенностей учащихся. Такой подход указывает на необходимость разработки задач различного уровня сложности по информатике и предлагает следующую классификацию задач: задачи, которые каждый ученик должен решать без труда; задачи, доступные большинству учеников; задачи, доступные хорошо успевающим ученикам; задачи, предназначенные для сил. В названном подходе к дифференциации и индивидуализации обучения учет этих индивидуальных особенностей учащихся состоит в использовании различных по сложности вопросов, заданий и упражнений в зависимости от способностей учащихся. В этом подходе не все безупречно и грамотно. Во-первых, учителя дифференцируют объем предлагаемых заданий в зависимости от работоспособности учащихся. При этом содержанию заданий, его сложности не придается большого значения. Во-вторых, учителя идентифицируют такие понятия как "сложность" и "трудность". "Сложность" - характеристика, объективно относящаяся к самому учебному материалу и не зависящая от учащегося, в то время как "трудность" - характеристика субъективная, связанная с возможностями учащегося: то, что трудно для понимания одному ученику, может оказаться не трудно для других учащихся. При изучении современных информационных технологий, такой подход к дифференциации обучения является неприемлемым.
Виды контроля
Текущий – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы.
Периодический (заветно - тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится проводиться 1 раз в конце четверти.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершения курса.Итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Методы контроля
Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Преимущества тестового контроля – объективность. Этот вид контроля снимает субъективизм эксперта – учителя, который имеет место в других методах.
Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест включаются вопросы разных уровней сложности.
При четкой организации деятельности учителя и учеников, когда каждый из участников учебного процесса осознанно фиксирует свои результаты труда, т.е. осуществляет самоконтроль.
При изучении информатики и ИКТ необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы.
В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование.
Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу.
В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в измененной и новой ситуациях, что предоставит каждому учащемуся возможность полностью проявить уровень своей подготовки по теме.
Используемый учебно-методический комплект
1. Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /
И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г..
2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для
средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2007.
3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект
базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса
информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых
Знаний, 2000.
5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 9
классы. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: ВАК0,2006. 272 с.
Цель программы – освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
Задачи программы
Обучающие:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
- обучить использованию компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- развить навыки использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
- развить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
Воспитательные:
- Воспитать основы информационной культуры;
- Воспитать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально ее выполнять;
- Воспитать любовь к предмету;
Здоровьесберегающие:
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | теория | Контрольные работы,тестирования | ||
1 | Информационное моделирование | |||
2 | Поиск и сортировка информации | |||
3 | Информации в компьютерных сетях | |||
4 | Основы алгоритмизации и программирования | |||
5 | Табличные вычисления на компьютере | |||
6 | Информатизация общества | |||
7 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | |||
Всего | 70 | 60 | 10 |
Содержание учебного курса
Информационное моделирование – 8 ч.
- Вводный инструктаж по ТБ. Моделирование. формализация, визуализация.
- Графические информационные модели. Практическая работа №1 «Графические модели».
- Табличные модели. Тест по теме «Графические информационные модели».
- Практическая работа №2 «Графические информационные и табличные модели».
- Табличные и словесные (образные, вербальные) модели.
- Практическая работа №3 « Решение задач с помощью табличных моделей».
- Информационное моделирование на компьютере.
- Контрольная работа №1 по теме «Информационное моделирование».
Поиск и сортировка информации – 7 ч.
- База данных и системы управления базами данных.
- Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №4 «Создание БД».
- Условия выбора и простые логические выражения. Практическая работа №5 «Создание условий выбора в БД».
- Условия выбора и сложные логические выражения. Практическая работа №6 «Создание сложных логических выражений в БД».
- Сортировка, удаление и добавление записей. Самостоятельная работа №1.
- Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №7 «Создание базы данных. Ввод и форматирование данных».
- Контрольная работа №2 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации».
Информации в компьютерных сетях – 9 ч.
- Локальные компьютерные сети.
- Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №8 «Настройка удаленного соединения с сервером».
- Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №9 «Настройка учетной записи электронной почты».
- Повторный инструктаж по ТБ. Поиск информации в Интернете.
- Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
- Практическая работа №10 «Создание Web-сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML».
- Практическая работа №11 «Интерактивные формы на Web-страницах».
- Практическая работа №12 «Протоколы и настройки обозревателей рабочей станции для работы в Интернете».
- Контрольная работа №3 по теме «Передача информации в компьютерных сетях».
Основы алгоритмизации и программирования – 15 ч.
- Табличные вычисления на компьютере - Алгоритм и его формальное исполнение.
- Алгоритмы работы с величинами. Тест по теме «Алгоритм».
- Знакомство с языком Паскаль. Тест по теме «Алгоритмы работы с величинами».
- Линейные вычислительные алгоритмы. Тест по теме «Основы языка Паскаль».
- Алгоритмы с ветвящейся структурой. Тест по теме «Линейные алгоритмы».
- Практическая работа №13 «Решение задач с ветвящейся структурой».
- Алгоритмы со структурой «выбор».
- Проверочная работа по теме «Условные алгоритмы».
- Повторный инструктаж по ТБ. Программирование циклов.
- Проверочная работа «Циклы с предусловием, постусловием».
- Практическая работа №14 «Общая форма записи цикла со счетчиком».
- Массивы с Паскалем.
- Решение задач с использованием массивов.
- Практическая работа №15 «Решение задач с использованием массивов».
- Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и программирования».
Табличные вычисления на компьютере – 9 ч.
- Двоичная система счисления.
- Числа в памяти компьютера.
- Электронные таблицы. Практическая работа №16 «Создание таблицы».
- Правила заполнения таблицы. Практическая работа №17 «Ввод данных».
- Работа с диапазонами. Относительная адресация.
- Деловая графика. Условная функция. Практическая работа №18 «Создание диаграмм в ЭТ».
- Логические функции и абсолютные адреса.
- Электронные таблицы и математическое моделирование. Практическая работа №19 «Решение систем уравнений с помощью диаграмм.
- Зачет по теме «Табличные вычисления на компьютере».
Информатизация общества – 3 ч.
- Информационное общество.
- Информационная культура.
- Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 17 ч.
- Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора».
- Повторный инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора».
- Растровая графика.
- Проверочная работа по теме «Кодирование графической информации».
- Векторная графика. Практическая работа №21 «Растровая и векторная графика».
- Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов. Проверочная работа по теме «Компьютерная графика».
- Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Инструменты рисования.
- Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков.
- Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Рисование примитивов.
- Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Работа с объектами.
- Практическая работа №22 «Использование градиентной заливки. «Пуговица».
- Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков.
- Растровая анимация.
- Векторная анимация.
- Кодирование и обработка звуковой информации.
- Цифровое фото и видео.
- Итоговая контрольная работа.
Требования к уровню подготовки по окончании девятого класса
В результате изучения данного курса информатики в девятом классе школьники должны:
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 85-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.
Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или
если учащийся не приступал к работе.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Компьютерные программные средства
- Операционная система Microsoft Windows XP
- Пакет офисных программ Microsoft Office 7 (2010) Компьютер Операционная система Windows 7.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Stamina.
- Интегрированное офисное приложение МS Office 2010.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Проектор
- МФУ.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г..
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 9 классы. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: ВАК0,2006. 272 с.
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (8 ч) | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Моделирование. формализация, визуализация. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Модель, виды моделей, моделирование, формализации, визуализации, правила ТБ | Знать: правила ТБ, определения моделирование, модель, виды моделей, формализации, визуализации | текущий | |||
2 | Графические информационные модели. Практическая работа №1 «Графические модели» | 1 | комбинированный | чертеж, схема, график | Знать понятия: чертеж, схема, график. Уметь приводить примеры графических информационных моделей, по данным таблицы строить круговые диаграммы | текущий | |||
3 | Табличные модели. Тест по теме «Графические информационные модели» | 1 | комбинированный | чертеж, схема, график | Знать понятия: чертеж, схема, график. Уметь приводить примеры графических информационных моделей, по данным таблицы строить круговые диаграммы | текущий | |||
4 | Практическая работа №2 «Графические информационные и табличные модели» | 1 | практикум | чертеж, схема, график | Знать понятия: чертеж, схема, график. Уметь приводить примеры графических информационных моделей, по данным таблицы строить круговые диаграммы | практический | |||
5 | Табличные и словесные (образные, вербальные) модели | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Типы таблиц, двоичная матрица, таблицы сложной структуры | Знать: что представляет собой таблицы «объект-свойство», «объект-объект», «двоичная матрица», вербальные модели. Уметь: определять тип модели, определять количество строк и столбцов в таблице, заполнять таблицы данными | Текущий | |||
6 | Практическая работа №3 « Решение задач с помощью табличных моделей» | 1 | практикум | практический | |||||
7 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Математическая модель, численные методы, план проведения компьютерного моделирования | Знать: вычислительные возможности компьютера; понятие «математическая модель»; для чего нужны математические модели. Уметь: приводить примеры моделирования; составлять по условию задачи математическую модель | Текущий | |||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информационное моделирование» | 1 | Контроль ЗУН | Проверить полеченные знания по теме «Информационное моделирование | Знать: понятия, модель, моделирование, формализация; информационные, натуральные, смешанные модели; типы информационных моделей. Уметь: приводить примеры моделирования; составлять по условию задачи математическую модель; выбирать программное обеспечение для реализации модели | контрольный | |||
ХРАНЕНИЕ, ПОИСК И СОРТИРОВКА ИНФОРМАЦИИ (7 ч) | |||||||||
9 | База данных и системы управления базами данных | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Все понятия базы данных (БД); информационная система, основные понятия БД,: запись, поле, типы полей, первичный ключ; системы управления БД, просмотром и редактирование БД | Знать: что такое база данных (БД); что такое СУБД; что такое информационная система; что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; Уметь: приводить информацию к табличному виду; преобразовывать иерархические и сетевые базы данных к табличному виду; определять имя таблицы, ширину полей, типы данных | Текущий | |||
10 | Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №4 «Создание БД» | 1 | комбинированный | Однотабличная БД, работа с готовой БД | Знать: элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; Уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; определять структуру базы данных; заполнять таблицу данными | текущий | |||
11 | Условия выбора и простые логические выражения. Практическая работа №5 «Создание условий выбора в БД» | 1 | комбинированный | Простые логические выражения | Знать: структуру команд поиска; что такое логическая величина; логическое выражение; Уметь: организовывать поиск информации в БД | текущий | |||
12 | Условия выбора и сложные логические выражения. Практическая работа №6 «Создание сложных логических выражений в БД» | 1 | комбинированный | Знать: логические операции; что такое логическая величина, логическое выражение; как выполняются логические операции; Уметь: организовывать поиск информации в БД | текущий | ||||
13 | Сортировка, удаление и добавление записей. Самостоятельная работа №1 | 1 | комбинированный | Редактирование данных таблицы, сортировка данных таблицы по одному или нескольким ключам | Знать: структуру команд сортировки информации в базах данных; Уметь: редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД | текущий | |||
14 | Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №7 «Создание базы данных. Ввод и форматирование данных» | 1 | комбинированный | Редактирование данных таблицы, сортировка данных таблицы по одному или нескольким ключам | текущий | ||||
15 | Контрольная работа №2 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации» | 1 | Контроль ЗУН | Проверить полученные знания по теме «Хранение, поиск, сортировка информации на примере БД» | Знать: основную теорию по теме «Хранение, поиск, сортировка информации» на примере СУБД; Уметь: создавать, редактировать, сортировать БД; искать соответствующие данные, используя сложные и простые запросы | контрольный | |||
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ (9 ч) | |||||||||
16 | Локальные компьютерные сети | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Виды КС, подключение локальной сети | Знать: понятие компьютерная сеть, локальная сеть; типология сетей; аппаратное и программное обеспечение сетей; Уметь: подключаться к локальной сети; устанавливать и настраивать сетевую карту | Текущий | |||
17 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №8 «Настройка удаленного соединения с сервером» | 1 | комбинированный | Понятие Интернет | Знать: понятие глобальная сеть; протоколы сетей; сервисы Интернета; адресацию в Интернете; Уметь: проверять параметры сетевых протоколов; проверять параметры настройки обозревателя Интернета | текущий | |||
18 | Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №9 «Настройка учетной записи электронной почты» | 1 | комбинированный | Сервис Электронная почта, Сетевые новости, Списки рассылки, передача файлов | Знать: основные сервисы и их назначение; принцип работы и типы почтовых программ, формат почтового сообщения; Уметь: открывать и загружать файлы, работать с ftp-сервером; устанавливать и удалять устройства в операционной системе; отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи | текущий | |||
19 | Повторный инструктаж по ТБ. Поиск информации в Интернете | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа в одной из поисковых систем Интернета; простые и текстовые блоки на Web-страницах с помощью ТР; способ генерирования событий | Знать: что такое WWW; что такое браузер; поисковая система; основные поисковые системы и их характеристики; понятия Web-страница, Web-сайт; язык разметки гипертекста HTML; распространенные средства разработки Web-страниц; основные тэги HTML для создания текстовых блоков и абзацев; как вставить рисунок на Web-страницу; тэги для настройки гиперссылок; Уметь: составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете; создавать текстовые блоки с различными атрибутами редактирования (шрифт, начертание, цвет, выравнивание, размер)
| текущий | |||
20 | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | текущий | |||||
21 | Практическая работа №10 «Создание Web-сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML» | 1 | практикум | практический | |||||
22 | Практическая работа №11 «Интерактивные формы на Web-страницах» | 1 | практикум | практический | |||||
23 | Практическая работа №12 «Протоколы и настройки обозревателей рабочей станции для работы в Интернете» | 1 | практикум | практический | |||||
24 | Контрольная работа №3 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | Контроль ЗУН | Проверить полученные знания по теме «Передачи информации в компьютерных сетях» | контрольный | ||||
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИТИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ (15 ч) | |||||||||
25 | Алгоритм и его формальное исполнение | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Кибернетика, свойства алгоритма | Знать: что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки; свойства алгоритмы; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; Уметь: пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя | Текущий | |||
26 | Алгоритмы работы с величинами. Тест по теме «Алгоритм» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, Контроль ЗУН | Понятие «величина»; программирование, система программирования, величины, переменные, константы, переменные, система команд | Знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; назначение систем программирования; основные команды работы с величинами; Уметь: отличать типы величин; составлять алгоритмы на алгоритмическом языке, используя команды присваивания, ввода, вывода | Периодический | |||
27 | Знакомство с языком Паскаль. Тест по теме «Алгоритмы работы с величинами» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, Контроль ЗУН | Оператор, список переменных, список ввода/вывода, правила оформления и пунктуацию языка Паскаль | Знать: назначения языка Паскаль; структуру программы; операторы ввода, вывода, присваивания; правила записи арифметических выражений; Уметь: анализировать готовую программу; составлять арифметические выражения; использовать операторы ввода, вывода, присваивания | Периодический | |||
28 | Линейные вычислительные алгоритмы. Тест по теме «Основы языка Паскаль» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, Контроль ЗУН | Линейные алгоритмы | Знать: алгоритмические конструкции следования; правила записи арифметических выражений операторы ввода, вывода, присваивания; Уметь: пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; составлять линейные программы | Периодический | |||
29 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Тест по теме «Линейные алгоритмы» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, Контроль ЗУН | Составление программ с ветвящейся структурой | Знать: конструкции ветвления, полную и неполную; работы с целыми числами; правила записи арифметических выражений; Уметь: составлять программы с разветвляющимися алгоритмами | Периодический | |||
30 | Практическая работа №13 «Решение задач с ветвящейся структурой» | 1 | практикум | практический | |||||
31 | Алгоритмы со структурой «выбор» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Оператор ветвления – структуру «выбор» | Знать: конструкцию «выбор»; Уметь: составлять программы с разветвляющимися алгоритмами и операторами «выбор» | текущий | |||
32 | Проверочная работа по теме «Условные алгоритмы» | 1 | Контроль ЗУН | Проверить знания и умения по составлению программ с применением конструкций if и case | контрольный | ||||
33 | Повторный инструктаж по ТБ. Программирование циклов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Правила ТБ; программирование циклов с предусловием | Знать: конструкции цикла с предусловием; правила записи арифметических выражений; Уметь: составлять программы с циклами с предусловием | текущий | |||
34 | Проверочная работа «Циклы с предусловием, постусловием» | 1 | практикум | практический | |||||
35 | Практическая работа №14 «Общая форма записи цикла со счетчиком» | 1 | практикум | Освоить программирование счетчиком, уметь составлять программы с циклами со счетчиком | практический | ||||
36 | Массивы с Паскалем | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие «массивы», способы заполнения массивов, используя датчик случайных чисел | Знать: что такое массив; правила описания и ввода значений в массив; циклические конструкции; нахождение суммы, произведения, среднего значения элементов массива; Уметь: описывать и заполнять массив данными | Текущий | |||
37 | Решение задач с использованием массивов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий | |||||
38 | Практическая работа №15 «Решение задач с использованием массивов» | 1 | практикум | практический | |||||
39 | Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и программирования» | 1 | Контроль ЗУН | Проверить полученные знания по теме «Основы алгоритмизации и программирования» | контрольный | ||||
ТАБЛИЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ (9 ч) | |||||||||
40 | Двоичная система счисления | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие «двоичная система счисления», виды СС | Знать: десятичную и двоичную системы счисления; развернутую форму записи числа; правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот; правила сложения и умножения двоичных чисел; Уметь: переводить двоичные числа в десятичную систему и наоборот; складывать и умножать двоичные числа | Текущий | |||
41 | Числа в памяти компьютера | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Целые и вещественные числа в памяти компьютера, обратный код, прямой код, дополнительный код | Знать: представление целых чисел со знаком и без знака; прямой, обратный, дополнительный код; мантиссу числа; представление вещественных чисел; Уметь: записывать целые числа с порядком; записывать прямой, обратный, дополнительный коды числа | контрольный | |||
42 | Электронные таблицы. Практическая работа №16 «Создание таблицы» | 1 | комбинированный | Возможности и способы применения ЭТ | Знать: что такое ЭТ; назначение ЭТ; интерфейс программы Excel; Уметь: создавать и оформлять ЭТ; сохранять таблицы | Периодический | |||
43 | Правила заполнения таблицы. Практическая работа №17 «Ввод данных» | 1 | комбинированный | Навык заполнения ЭТ разнообразной информацией | Уметь: перемещаться по ячейкам таблицы; выделать объекты таблицы; вводить числа, текст, даты, формулы; Знать: правила выделения информации; правила ввода текстовой, числовой информации, даты и время | Периодический | |||
44 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Диапазон данных, управление диапазонами | Знать: что такое диапазон данных, статистическая функция; автозаполнение ячеек таблицы; относительную и абсолютную адресацию; Уметь: составлять, заполнять данными ЭТ; управлять диапазоном данных; составлять формулы, используя статистические функции | Текущий | |||
45 | Деловая графика. Условная функция. Практическая работа №18 «Создание диаграмм в ЭТ» | 1 | комбинированный | Деловая графика, условная функция | Знать: суть круговой, столбчатой, ярусной, областной, линейной диаграмм; общий вид условной функции с полной и неполной конструкцией; Уметь: строить диаграммы; решать задачи в ЭТ, используя условную функцию | Периодический | |||
46 | Логические функции и абсолютные адреса | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление сложной условной функции | Знать: что такое логическое выражение; операции отношения; логические операции; Уметь: составлять сложную условную функцию, используя логические операции | Текущий | |||
47 | Электронные таблицы и математическое моделирование. Практическая работа №19 «Решение систем уравнений с помощью диаграмм» | 1 | комбинированный | Использование ЭТ для создания математической модели | Знать: что такое математическая модель, объект моделирования, вычислительный эксперимент; Уметь: использовать инструментарий ЭТ с целью создания математической модели | Периодический | |||
48 | Зачет по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | Обобщение ЗУН | Проверить полученные знания по теме «Табличные вычисления на компьютере» | контрольный | ||||
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (3 ч) | |||||||||
49 | Информационное общество | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Информационное общество, информационные революции, информационная индустрия | Знать: Информационное общество, информационные революции, информационная индустрия; Уметь: объяснять причины информационных революций, объяснять характерные черты информационного общества, выполнять классификацию информационных ресурсов, использовать Excel для отображения статистики роста серверов в Интернете | Текущий | |||
50 | Информационная культура | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Информационная культура, компьютерная грамотность | Знать: все составляющие информационной культуры; Уметь: использовать нормативную, юридическую литературу, касающуюся информационных ресурсов; пользоваться информационными ресурсами | Текущий | |||
51 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Правовая охрана программ и данных; защита информации; имущественные права, декомпилирование | Знать: информационную этику; информационное право; информационную безопасность; право распоряжения; право владения; криптографию; антивирусные программы; этические и правовые нормы информационной деятельности человека; Уметь: пользоваться информационными ресурсами; находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет и в СПС | Текущий | |||
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ (17 ч) | |||||||||
52 | Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора» | 1 | комбинированный | Формы ГИ, пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета | Знать: введенные понятия; области применения КГ; способы представления изображений в памяти компьютера; Уметь: определять: количество цветов в палитре, глубину цвета, информационный объем изображения | Периодический | |||
53 | Повторный инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора» | 1 | комбинированный | Графический режим монитора; видеопамять | Знать: о пространственном разрешении, глубине цвета; формулу для подсчета объема видеопамяти; как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB; Уметь: определять объем видеопамяти; определять разрешающую способность монитора; определять цвет, если известны интенсивности базовых цветов в системе RGB; определять цвет, если известны смешения базовых цветов в системе CMYK | Периодический | |||
54 | Растровая графика | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Растровая графика(РГ), растровые редакторы | Знать: понятия: пиксель, дюйм, РГ; достоинства и недостатки РГ; форматы растровых файлов; Уметь: вычислять объем растровых изображений; вычислять разрешение экранного изображения | Текущий | |||
55 | Проверочная работа по теме «Кодирование графической информации» | 1 | Контроль ЗУН | Проверить полученные знания по теме «Кодирование графической информации» | контрольный | ||||
56 | Векторная графика. Практическая работа №21 «Растровая и векторная графика» | 1 | комбинированный | Векторная графика (ВГ) | Знать: достоинства и недостатки ВГ; форматы ВГ; примеры ВГ редакторов; Уметь: вычислять объем векторных изображений; вычислять разрешение экранного изображения | Периодический | |||
57 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов. Проверочная работа по теме «Компьютерная графика» | 1 | комбинированный | Создавать растровое изображение с помощью инструментов рисования | Знать: что такое область рисования, примитив, панель рисования; понятия карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, пипетка, окружность, палитра, овал, прямоугольник, кривая, надпись; уметь: создавать изображения, используя инструменты рисования; создавать область рисования в РГ редакторе Gimp; создавать изображения, используя графические примитивы | Периодический | |||
58 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Инструменты рисования | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий | |||||
59 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Освоить инструменты редактирования РР Gimp | Знать: инструменты выделения областей; инструменты копирования, вырезания, перемещения, удаления; Уметь: создавать новые изображения, редактируя имеющиеся | Текущий | |||
60 | Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Рисование примитивов | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Инструмента рисования примитивов ВР OpenOffice.org Draw | Знать: панель инструментов; графические примитивы; ключевые точки у различных примитивов; Уметь: строить основные графические примитивы; строить правильные фигуры | Текущий | |||
61 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Работа с объектами | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научить изменять расположение нескольких объектов по отношению друг к другу, ознакомить с приемами цветового оформления в ВР OpenOffice.org Draw | Знать: панель инструментов; инструменты рисования; ключевые точки у различных примитивов; типы объектов; суть группировки, объединения, сложения, разности, пересечения, позиционирования, выравнивания объектов;, как создаются различные способы заливки; понятие заливки; Уметь: группировать и разгруппировывать объекты; объединять объекты; позиционировать и выравнивать объекты; создавать градиент; устанавливать прозрачность | контрольный | |||
62 | Практическая работа №22 «Использование градиентной заливки. «Пуговица» | 1 | практикум | практический | |||||
63 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ознакомить с приемами изменений основных объектов и настройки их по своему усмотрению и потребностям | Знать: графические примитивы; режимы выделения объектов; способы трансформации объектов; Уметь: применять выделение и перемещение, вращение и наклон объектов; изменять точки объектов, линии и границы, заливки; задавать точное положение объектов и их размеры; применять эффекты; использовать различные режимы выделения | Текущий | |||
64 | Растровая анимация | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создание GIF-анимацию | Знать: термин анимация; технологию создания компьютерной анимации; типы анимации в компьютерной презентации; технологию создания GIF-анимации; Уметь: создавать GIF-анимацию из нескольких растровых изображений | Текущий | |||
65 | Векторная анимация | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создавать векторную анимацию (ВА) | Знать: технологию создания ВА; Уметь: создавать flash-анимацию из нескольких растровых изображений | текущий | |||
66 | Кодирование и обработка звуковой информации | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Познакомить со звуковой информацией и ее характеристиками; научить обрабатывать звуковую информацию на компьютере | Знать: что такое звуковая информация; что такое громкость, тон, интенсивность, частота; понятия частота дискретизации, глубина кодирования звука; программное и аппаратное обеспечение для обработки звука; Уметь: оцифровывать звуковую информацию; редактировать запись; применять звуковые эффекты; сохранять звуковые файлы в различных форматах | текущий | |||
67 | Цифровое фото и видео | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Цифровое фото и видео, захват и редактирование цифрового фото и видео на компьютере | Знать: что такое цифровое фото; карты flash-памяти, USB-порт, DV-порт; методы сжатия изображений; что такое цифровое видео; Web-камера; захват видео; Уметь: захватывать печатать цифровое фото; захватывать и редактировать цифровое видео | Текущий | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль ЗУН | Проверить уровень знаний за 9 класс | контрольный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...
Тематическое планирования по информатике по Семакину в 10 классе(1 ч)
Планирование уроков по Семакину...
Тематическое планирование по информатике 8 класс (Семакин) ФГОС
Тематическое и поурочное планирование для 8 класса...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)
Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс Семакин
Рабочая программа базового курса информатики 8-9 класс....
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 9 класса (Семакин И.Г.)
Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 9 класса к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др. Основной задачей курса является подготовка учащ...