КТП по информатике 9 класс. Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Сидоркина Анастасия Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету и программы к УМК / учебнику, рекомендованному приказом МОиН РФ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Программа И.Г. Семакин; авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ» Базовый курс: учебник для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_9kl_sidorkina.docx16.39 КБ
Файл 9klass.docx81.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №84

«Принято»

на педагогическом совете школы

Протокол № 1

от 26 августа 2015 года

“Согласовано”

  зам. директора по УВР

__________Шевлякова Е.В.

 

«26» 08 2015 г 

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей математики, физики,  информатики и ИКТ

 протокол  №1

от «26» 08 2015 г.

_______________

Л.С. Перелыгина

(подпись руководителя МО

“Утверждаю”

Директор МБОУ СОШ №84

 

_______________ С.С.Горлов

 

«26» 08 2015 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

в 9 «а, б, в, г» классах

на 2015/2016 уч. год

Уровень освоения:  ___базовый___________________                                        

                                           (базовый, углубленный, профильный)

Программа разработана учителем Сидоркиной А. С.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету и программы к УМК / учебнику, рекомендованному приказом МОиН РФ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Программа И.Г. Семакин; авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ» Базовый курс: учебник для 9 класса________________

автор программы и учебника, название учебника

Количество часов в неделю 2 , всего в год 68



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании примерной  государственной программы, рекомендованной Департаментом среднего образования Министерства РФ, закона РФ об образовании, авторской программы по информатике, с учетом стандарта начального образования по информатике. Данная программа соответствует основным требованиям стандарта программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др).

Структура курса

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 8

-практических работ-22

- тестирования – 4

-зачет -1

Межпредметная связь предмета Информатика

Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами,  возможность использования методов и средств информационных технологий в различных областях деятельности человека, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволит старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях,  к которым у них есть интерес и склонности,  подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств,  но и окажет положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.

Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить все предметы, входящие в образовательную деятельность учреждения, которые будут значимы для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях.

Особенности организации учебного процесса по Информатике с учетом особенностей учащихся 9 класса

Известно, что люди различаются как своими психическими свойствами и отдельными психологическими процессами (например, порош ощущения, время реакции, индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления), так и целостными личностными образованиями (например, интересами, способностями, характером). Под влиянием жизненного опыта, внешних условий, степени успешности обучения, характера преподавания ранее и теперь все учащиеся в той или иной мере отличаются друг от друга.

Эффективность процесса обучения информатике в немалой степени зависит от того, насколько полно учитывается весь комплекс индивидуальных черт, умственных, физиологических особенностей каждого учащегося, в связи с чем в процессе преподавания особую роль приобретает проблема дифференцированного подхода к обучаемым.

Многие авторы предлагают следующий путь учета индивидуальных особенностей учащихся. При проведении практических работ в классе ученикам предлагаются индивидуальные задания различной степени трудности. Учителем заранее подготавливается набор заданий, учитывающий уровни индивидуальных особенностей учащихся. Такой подход указывает на необходимость разработки задач различного уровня сложности по информатике и предлагает следующую классификацию задач: задачи, которые каждый ученик должен решать без труда; задачи, доступные большинству учеников; задачи, доступные хорошо успевающим ученикам; задачи, предназначенные для сил. В названном подходе к дифференциации и индивидуализации обучения учет этих индивидуальных особенностей учащихся состоит в использовании различных по сложности вопросов, заданий и упражнений в зависимости от способностей учащихся. В этом подходе не все безупречно и грамотно. Во-первых, учителя дифференцируют объем предлагаемых заданий в зависимости от работоспособности учащихся. При этом содержанию заданий, его сложности не придается большого значения. Во-вторых, учителя идентифицируют такие понятия как "сложность" и "трудность". "Сложность" - характеристика, объективно относящаяся к самому учебному материалу и не зависящая от учащегося, в то время как "трудность" - характеристика субъективная, связанная с возможностями учащегося: то, что трудно для понимания одному ученику, может оказаться не трудно для других учащихся. При изучении современных информационных технологий, такой подход к дифференциации обучения является неприемлемым.

Виды контроля

Текущий  – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы. 

Периодический (заветно - тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится проводиться 1 раз в конце четверти.

Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершения курса.Итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Методы контроля

Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Преимущества тестового контроля – объективность. Этот вид контроля снимает субъективизм эксперта – учителя, который имеет место в других методах.

 Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест включаются вопросы разных уровней сложности.

 При четкой организации деятельности учителя и учеников, когда каждый из участников учебного процесса осознанно фиксирует свои результаты труда, т.е. осуществляет самоконтроль.

При изучении информатики и ИКТ необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы.

В качестве основных (традиционных)  методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование.

Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу.

В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в измененной и новой ситуациях, что предоставит каждому учащемуся возможность полностью проявить уровень своей подготовки по теме.

Используемый учебно-методический комплект

1. Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /

И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г..

2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для

средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория

Базовых Знаний, 2007.

3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект

базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса

информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых

Знаний, 2000.

5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 9

классы. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: ВАК0,2006. 272 с.

Цель программы – освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
           
Задачи программы

 Обучающие:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
  • обучить  использованию компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач;

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • развить навыки использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
  • развить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);

Воспитательные:

  • Воспитать основы информационной культуры;
  • Воспитать  культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально ее выполнять;
  • Воспитать любовь к предмету;

Здоровьесберегающие:

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.        

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

теория

Контрольные работы,тестирования

1

Информационное моделирование

2

Поиск и сортировка информации

3

Информации в компьютерных сетях

4

Основы алгоритмизации и программирования

5

Табличные вычисления на компьютере

6

Информатизация общества

7

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Всего

70

60

10

Содержание учебного курса

Информационное моделирование – 8 ч.

  1. Вводный инструктаж по ТБ. Моделирование. формализация, визуализация.
  2. Графические информационные модели. Практическая работа №1 «Графические модели».
  3. Табличные модели. Тест по теме «Графические информационные модели».
  4. Практическая работа №2 «Графические информационные и табличные модели».
  5. Табличные и словесные (образные, вербальные) модели.
  6. Практическая работа №3 « Решение задач с помощью табличных моделей».
  7. Информационное моделирование на компьютере.
  8. Контрольная работа №1 по теме «Информационное моделирование».

Поиск и сортировка информации – 7 ч.

  1. База данных и системы управления базами данных.
  2. Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №4 «Создание БД».
  3. Условия выбора и простые логические выражения. Практическая работа №5 «Создание условий выбора в БД».
  4. Условия выбора и сложные логические выражения. Практическая работа №6 «Создание сложных логических выражений в БД».
  5. Сортировка, удаление и добавление записей. Самостоятельная работа №1.
  6. Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №7 «Создание базы данных. Ввод и форматирование данных».
  7. Контрольная работа №2 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации».

Информации в компьютерных сетях – 9 ч.

  1. Локальные компьютерные сети.
  2. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №8  «Настройка удаленного соединения с сервером».
  3. Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №9 «Настройка учетной записи электронной почты».
  4. Повторный инструктаж по ТБ. Поиск информации в Интернете.
  5. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
  6. Практическая работа №10 «Создание Web-сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML».
  7. Практическая работа №11 «Интерактивные формы на Web-страницах».
  8. Практическая работа №12 «Протоколы и настройки обозревателей рабочей станции для работы в Интернете».
  9. Контрольная работа №3 по теме «Передача информации в компьютерных сетях».

Основы алгоритмизации и программирования – 15 ч.

  1. Табличные вычисления на компьютере - Алгоритм и его формальное исполнение.
  2. Алгоритмы работы с величинами. Тест по теме «Алгоритм».
  3. Знакомство с языком Паскаль. Тест по теме «Алгоритмы работы с величинами».
  4. Линейные вычислительные алгоритмы. Тест по теме «Основы языка Паскаль».
  5. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Тест по теме «Линейные алгоритмы».
  6. Практическая работа №13 «Решение задач с ветвящейся  структурой».
  7. Алгоритмы со структурой «выбор».
  8. Проверочная работа по теме «Условные алгоритмы».
  9. Повторный инструктаж по ТБ. Программирование циклов.
  10. Проверочная работа «Циклы с предусловием, постусловием».
  11. Практическая работа №14 «Общая форма записи цикла со счетчиком».
  12. Массивы с Паскалем.
  13. Решение задач с использованием массивов.
  14. Практическая работа №15 «Решение задач с использованием массивов».
  15. Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и программирования».

Табличные вычисления на компьютере – 9 ч.

  1. Двоичная система счисления.
  2. Числа в памяти компьютера.
  3. Электронные таблицы. Практическая работа №16 «Создание таблицы».
  4. Правила заполнения таблицы. Практическая работа №17 «Ввод данных».
  5. Работа с диапазонами. Относительная адресация.
  6. Деловая графика. Условная функция. Практическая работа №18 «Создание диаграмм в ЭТ».
  7. Логические функции и абсолютные адреса.
  8. Электронные таблицы и математическое моделирование. Практическая работа №19 «Решение систем уравнений с помощью диаграмм.
  9. Зачет по теме «Табличные вычисления на компьютере».

Информатизация общества – 3 ч.

  1. Информационное общество.
  2. Информационная культура.
  3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 17 ч.

  1. Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора».
  2. Повторный инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора».
  3. Растровая графика.
  4. Проверочная работа по теме «Кодирование графической информации».
  5. Векторная графика. Практическая работа №21 «Растровая и векторная графика».
  6. Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов. Проверочная работа по теме «Компьютерная графика».
  7. Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Инструменты рисования.
  8. Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков.
  9. Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Рисование примитивов.
  10. Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Работа с объектами.
  11. Практическая работа №22 «Использование градиентной заливки. «Пуговица».
  12. Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков.
  13. Растровая анимация.
  14. Векторная анимация.
  15. Кодирование и обработка звуковой информации.
  16. Цифровое фото и видео.
  17. Итоговая контрольная работа.

Требования к уровню подготовки по окончании девятого класса

В результате изучения данного курса информатики в девятом классе школьники должны:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

При выполнении контрольной работы в виде тестирования.

Оценка «5» ставится  за работу, выполненную полностью без ошибок  или при допуску незначительных 85-100%

Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.

Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.

Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или  

если учащийся не приступал к работе.

При выполнении практической работы и контрольной работы:        

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

        Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

          Компьютерные программные средства

  1. Операционная система Microsoft Windows XP
  2. Пакет офисных программ Microsoft Office 7 (2010) Компьютер Операционная система Windows 7.
  3. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  4. Программа-архиватор WinRar.
  5. Клавиатурный тренажер Stamina.
  6. Интегрированное офисное приложение МS Office 2010.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Проектор
  10. МФУ.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г..
  2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 9 классы. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: ВАК0,2006. 272 с.

п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

проведения

план

факт

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (8 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Моделирование. формализация, визуализация.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Модель, виды моделей, моделирование, формализации, визуализации, правила ТБ

Знать: правила ТБ, определения моделирование, модель, виды моделей, формализации, визуализации

текущий

2

Графические информационные модели. Практическая работа №1 «Графические модели»

1

комбинированный

чертеж, схема, график

Знать понятия: чертеж, схема, график.

Уметь приводить примеры графических информационных моделей, по данным таблицы строить круговые диаграммы

текущий

3

Табличные модели. Тест по теме «Графические информационные модели»

1

комбинированный

чертеж, схема, график

Знать понятия: чертеж, схема, график.

Уметь приводить примеры графических информационных моделей, по данным таблицы строить круговые диаграммы

текущий

4

Практическая работа №2 «Графические информационные и табличные модели»

1

практикум

чертеж, схема, график

Знать понятия: чертеж, схема, график.

Уметь приводить примеры графических информационных моделей, по данным таблицы строить круговые диаграммы

практический

5

Табличные и словесные (образные, вербальные) модели

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Типы таблиц, двоичная матрица, таблицы сложной структуры

Знать: что представляет собой таблицы «объект-свойство», «объект-объект», «двоичная матрица», вербальные модели.

Уметь: определять тип модели, определять количество строк и столбцов в таблице, заполнять таблицы данными

Текущий

6

Практическая работа №3 « Решение задач с помощью табличных моделей»

1

практикум

практический

7

Информационное моделирование на компьютере

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Математическая модель, численные методы, план проведения компьютерного моделирования

Знать: вычислительные возможности компьютера; понятие «математическая модель»; для чего нужны математические модели.

Уметь: приводить примеры моделирования; составлять по условию задачи математическую модель

Текущий

8

Контрольная работа №1 по теме «Информационное моделирование»

1

Контроль ЗУН

Проверить полеченные знания по теме «Информационное моделирование

Знать: понятия, модель, моделирование, формализация; информационные, натуральные, смешанные модели; типы информационных моделей.

Уметь: приводить примеры моделирования; составлять по условию задачи математическую модель; выбирать программное обеспечение для реализации модели

 контрольный

ХРАНЕНИЕ, ПОИСК И СОРТИРОВКА ИНФОРМАЦИИ (7 ч)

9

База данных и системы управления базами данных

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Все понятия базы данных (БД); информационная система, основные понятия БД,: запись, поле, типы полей, первичный ключ; системы управления БД, просмотром и редактирование БД

Знать: что такое база данных (БД); что такое СУБД; что такое информационная система; что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

Уметь: приводить информацию к табличному виду; преобразовывать иерархические и сетевые базы данных к табличному виду; определять имя таблицы, ширину полей, типы данных

Текущий

10

Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №4 «Создание БД»

1

комбинированный

Однотабличная БД, работа с готовой БД

Знать: элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

Уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; определять структуру базы данных; заполнять таблицу данными

текущий

11

Условия выбора и простые логические выражения. Практическая работа №5 «Создание условий выбора в БД»

1

комбинированный

Простые логические выражения

Знать: структуру команд поиска; что такое логическая величина; логическое выражение;

Уметь: организовывать поиск информации в БД

текущий

12

Условия выбора и сложные логические выражения. Практическая работа №6 «Создание сложных логических выражений в БД»

1

комбинированный

Знать: логические операции; что такое логическая величина, логическое выражение; как выполняются логические операции;

Уметь: организовывать поиск информации в БД

текущий

13

Сортировка, удаление и добавление записей. Самостоятельная работа №1 

1

комбинированный

Редактирование данных таблицы, сортировка данных таблицы по одному или нескольким ключам

Знать: структуру команд сортировки информации в базах данных;

Уметь: редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД

текущий

14

Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №7 «Создание базы данных. Ввод и форматирование данных»

1

комбинированный

Редактирование данных таблицы, сортировка данных таблицы по одному или нескольким ключам

текущий

15

Контрольная работа №2 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации»

1

Контроль ЗУН

Проверить полученные знания по теме «Хранение, поиск, сортировка информации на примере БД»

Знать: основную теорию по теме «Хранение, поиск, сортировка информации» на примере СУБД;

Уметь: создавать, редактировать, сортировать БД; искать соответствующие данные, используя сложные и простые запросы

контрольный

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ (9 ч)

16

Локальные компьютерные сети

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Виды КС, подключение локальной сети

Знать: понятие компьютерная сеть, локальная сеть; типология сетей; аппаратное и программное обеспечение сетей;

Уметь: подключаться к локальной сети; устанавливать и настраивать сетевую карту

Текущий

17

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №8  «Настройка удаленного соединения с сервером»

1

комбинированный

Понятие Интернет

Знать: понятие глобальная сеть; протоколы сетей; сервисы Интернета; адресацию в Интернете;

Уметь: проверять параметры сетевых протоколов; проверять параметры настройки обозревателя Интернета

текущий

18

Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №9 «Настройка учетной записи электронной почты»

1

комбинированный

Сервис Электронная почта, Сетевые новости, Списки рассылки, передача файлов

Знать: основные сервисы и их назначение; принцип работы и типы почтовых программ, формат почтового сообщения;

Уметь: открывать и загружать файлы, работать с ftp-сервером;  устанавливать и удалять устройства в операционной системе; отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи

текущий

19

Повторный инструктаж по ТБ. Поиск информации в Интернете

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа в одной из поисковых систем Интернета; простые и текстовые блоки на Web-страницах с помощью ТР; способ генерирования событий

Знать: что такое WWW; что такое браузер; поисковая система; основные поисковые системы и их характеристики; понятия Web-страница, Web-сайт; язык разметки гипертекста HTML; распространенные средства разработки Web-страниц; основные тэги HTML для создания текстовых блоков и абзацев; как вставить рисунок на Web-страницу; тэги для настройки гиперссылок;

Уметь: составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете; создавать текстовые блоки с различными атрибутами редактирования (шрифт, начертание, цвет, выравнивание, размер)

 

текущий

20

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

21

Практическая работа №10 «Создание Web-сайта с использованием языка разметки гипертекста HTML»

1

практикум

практический

22

Практическая работа №11 «Интерактивные формы на Web-страницах»

1

практикум

практический

23

Практическая работа №12 «Протоколы и настройки обозревателей рабочей станции для работы в Интернете»

1

практикум

практический

24

Контрольная работа №3 по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

Контроль ЗУН

Проверить полученные знания по теме «Передачи информации в компьютерных сетях»

контрольный

ОСНОВЫ АЛГОРИТМИТИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ (15 ч)

25

Алгоритм и его формальное исполнение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Кибернетика, свойства алгоритма

Знать: что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки; свойства алгоритмы; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

Уметь: пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя

Текущий

26

Алгоритмы работы с величинами. Тест по теме «Алгоритм»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, Контроль ЗУН

Понятие «величина»; программирование, система программирования, величины, переменные, константы, переменные, система команд

Знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; назначение систем программирования; основные команды работы с величинами;

Уметь: отличать типы величин; составлять алгоритмы на алгоритмическом языке,  используя команды присваивания, ввода, вывода

Периодический

27

Знакомство с языком Паскаль. Тест по теме «Алгоритмы работы с величинами»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний,  Контроль ЗУН

Оператор, список переменных, список ввода/вывода, правила оформления и пунктуацию языка Паскаль

Знать: назначения языка Паскаль; структуру программы; операторы ввода, вывода, присваивания; правила записи арифметических выражений;

Уметь: анализировать готовую программу; составлять арифметические выражения; использовать  операторы ввода, вывода, присваивания

Периодический

28

Линейные вычислительные алгоритмы. Тест по теме «Основы языка Паскаль»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний,  Контроль ЗУН

Линейные алгоритмы

Знать: алгоритмические конструкции следования;  правила записи арифметических выражений операторы ввода, вывода, присваивания;

Уметь: пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; составлять линейные программы

Периодический

29

Алгоритмы с ветвящейся структурой. Тест по теме «Линейные алгоритмы»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний,  Контроль ЗУН

Составление программ с  ветвящейся структурой

Знать: конструкции ветвления, полную и неполную; работы с целыми числами;  правила записи арифметических выражений;

Уметь: составлять программы с разветвляющимися алгоритмами

Периодический

30

Практическая работа №13 «Решение задач с ветвящейся  структурой»

1

практикум

практический

31

Алгоритмы со структурой «выбор»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оператор ветвления – структуру «выбор»

Знать: конструкцию «выбор»;

Уметь: составлять программы с разветвляющимися алгоритмами и операторами «выбор»

текущий

32

Проверочная работа по теме «Условные алгоритмы»

1

Контроль ЗУН

Проверить знания и умения по составлению программ  с применением конструкций if и case

контрольный

33

Повторный инструктаж по ТБ. Программирование циклов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Правила ТБ; программирование циклов с предусловием

Знать: конструкции цикла с предусловием; правила записи арифметических выражений;

Уметь: составлять программы с циклами с предусловием

текущий

34

Проверочная работа «Циклы с предусловием, постусловием»

1

практикум

практический

35

Практическая работа №14 «Общая форма записи цикла со счетчиком»

1

практикум

Освоить программирование счетчиком, уметь составлять программы с циклами со счетчиком

практический

36

Массивы с Паскалем

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понятие «массивы», способы заполнения массивов, используя датчик случайных чисел

Знать: что такое массив; правила описания и ввода значений в массив; циклические конструкции; нахождение суммы, произведения, среднего значения элементов массива;

Уметь: описывать и заполнять массив данными

Текущий

37

Решение задач с использованием массивов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий

38

Практическая работа №15 «Решение задач с использованием массивов»

1

практикум

практический

39

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

1

Контроль ЗУН

Проверить полученные знания по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

контрольный

ТАБЛИЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ (9 ч)

40

Двоичная система счисления

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понятие «двоичная система счисления», виды СС

Знать: десятичную и двоичную системы счисления; развернутую форму записи числа; правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот; правила сложения и умножения двоичных чисел;

Уметь: переводить двоичные числа в десятичную систему и наоборот; складывать и умножать двоичные числа

Текущий

41

Числа в памяти компьютера

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Целые и вещественные числа в памяти компьютера, обратный код, прямой код, дополнительный код

Знать: представление целых чисел со знаком и без знака; прямой, обратный, дополнительный код; мантиссу числа; представление вещественных чисел;

Уметь: записывать целые числа с порядком; записывать прямой, обратный, дополнительный коды числа

контрольный

42

Электронные таблицы. Практическая работа №16 «Создание таблицы»

1

комбинированный

Возможности и способы применения ЭТ

Знать: что такое ЭТ;  назначение ЭТ; интерфейс программы Excel;

Уметь: создавать и оформлять ЭТ; сохранять таблицы

Периодический

43

Правила заполнения таблицы. Практическая работа №17 «Ввод данных»

1

комбинированный

Навык заполнения ЭТ разнообразной информацией

Уметь: перемещаться по ячейкам таблицы; выделать объекты таблицы; вводить числа, текст, даты, формулы;

Знать: правила выделения информации; правила ввода текстовой, числовой информации, даты и время

Периодический

44

Работа с диапазонами. Относительная адресация

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Диапазон данных, управление диапазонами

Знать: что такое диапазон данных, статистическая функция; автозаполнение ячеек таблицы; относительную и абсолютную адресацию;

Уметь: составлять, заполнять данными ЭТ; управлять диапазоном данных; составлять формулы, используя статистические функции

Текущий

45

Деловая графика. Условная функция. Практическая работа №18 «Создание диаграмм в ЭТ»

1

комбинированный

Деловая графика,  условная функция

Знать: суть круговой, столбчатой, ярусной, областной, линейной диаграмм; общий вид условной функции с полной и неполной конструкцией;

Уметь: строить диаграммы; решать задачи в ЭТ, используя условную функцию

Периодический

46

Логические функции и абсолютные адреса

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление сложной условной функции

Знать: что такое логическое выражение; операции отношения; логические операции;

Уметь: составлять сложную условную функцию, используя логические операции

Текущий

47

Электронные таблицы и математическое моделирование. Практическая работа №19 «Решение систем уравнений с помощью диаграмм»

1

комбинированный

Использование ЭТ для создания математической модели

Знать:  что такое математическая модель, объект моделирования, вычислительный эксперимент;

Уметь: использовать инструментарий ЭТ с целью создания математической модели

Периодический

48

Зачет по теме «Табличные вычисления на компьютере»

1

Обобщение ЗУН

Проверить полученные знания по теме «Табличные вычисления на компьютере»

контрольный

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (3 ч)

49

Информационное общество

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Информационное общество, информационные революции, информационная индустрия

Знать: Информационное общество, информационные революции, информационная индустрия;

Уметь: объяснять причины информационных революций, объяснять характерные черты информационного общества, выполнять классификацию информационных ресурсов, использовать Excel для отображения статистики роста серверов в Интернете

Текущий

50

Информационная культура

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Информационная культура, компьютерная грамотность

Знать: все составляющие информационной культуры;

Уметь: использовать нормативную, юридическую литературу, касающуюся информационных ресурсов; пользоваться информационными ресурсами

Текущий

51

Правовая охрана программ и данных. Защита информации

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Правовая охрана программ и данных; защита информации; имущественные права, декомпилирование

Знать: информационную этику; информационное право; информационную безопасность; право распоряжения; право владения; криптографию; антивирусные программы; этические и правовые нормы информационной  деятельности человека;

Уметь: пользоваться информационными ресурсами; находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет и в СПС

Текущий

КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ (17 ч)

52

Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора»

1

комбинированный

Формы ГИ, пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета

Знать: введенные понятия; области применения КГ; способы представления изображений в памяти компьютера;

Уметь:  определять: количество цветов в палитре, глубину цвета, информационный объем изображения

Периодический

53

Повторный инструктаж по ТБ. Кодирование графической информации. Практическая работа №20 «Настройка свойств экрана монитора»

1

комбинированный

Графический режим монитора; видеопамять

Знать:  о пространственном разрешении, глубине цвета; формулу для подсчета объема видеопамяти; как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB;

Уметь: определять объем видеопамяти; определять разрешающую способность монитора; определять цвет, если известны интенсивности базовых цветов в системе RGB; определять цвет, если известны  смешения базовых цветов в системе CMYK

Периодический

54

Растровая графика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Растровая графика(РГ), растровые редакторы

Знать: понятия: пиксель, дюйм, РГ; достоинства и недостатки РГ; форматы растровых файлов;

Уметь: вычислять объем растровых изображений; вычислять разрешение экранного изображения

Текущий

55

Проверочная работа по теме «Кодирование графической информации»

1

Контроль ЗУН

Проверить полученные знания по теме «Кодирование графической информации»

контрольный

56

Векторная графика. Практическая работа №21 «Растровая и векторная графика»

1

комбинированный

Векторная графика (ВГ)

Знать: достоинства и недостатки ВГ; форматы ВГ; примеры ВГ редакторов;

Уметь:  вычислять объем векторных изображений; вычислять разрешение экранного изображения

Периодический

57

Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов. Проверочная работа по теме «Компьютерная графика»

1

комбинированный

Создавать растровое изображение с помощью инструментов рисования

Знать: что такое область рисования, примитив, панель рисования; понятия карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, пипетка, окружность, палитра, овал, прямоугольник, кривая, надпись;

уметь: создавать изображения, используя инструменты рисования; создавать область рисования в РГ редакторе Gimp; создавать изображения, используя графические примитивы

Периодический

58

Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Инструменты рисования

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий

59

Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Освоить инструменты редактирования РР Gimp

Знать: инструменты выделения областей; инструменты копирования, вырезания, перемещения, удаления;

Уметь: создавать новые изображения, редактируя имеющиеся

Текущий

60

Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Рисование примитивов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Инструмента рисования примитивов ВР OpenOffice.org Draw

Знать: панель инструментов;  графические примитивы; ключевые точки у различных примитивов;

Уметь: строить основные графические примитивы; строить правильные фигуры

Текущий

61

Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Работа с объектами

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научить изменять расположение нескольких объектов по отношению друг к другу, ознакомить с приемами цветового оформления в ВР OpenOffice.org Draw

Знать: панель инструментов; инструменты рисования; ключевые точки у различных примитивов; типы объектов; суть группировки, объединения, сложения, разности, пересечения, позиционирования, выравнивания объектов;, как создаются различные способы заливки; понятие заливки;

Уметь: группировать и разгруппировывать объекты;  объединять объекты; позиционировать и выравнивать объекты; создавать градиент; устанавливать прозрачность

контрольный

62

Практическая работа №22 «Использование градиентной заливки. «Пуговица»

1

практикум

практический

63

Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ознакомить с приемами изменений основных объектов и настройки их по своему усмотрению и потребностям

Знать: графические примитивы; режимы выделения объектов; способы трансформации объектов;

Уметь: применять выделение и перемещение, вращение и наклон объектов; изменять точки объектов, линии и границы, заливки; задавать точное положение объектов и их размеры; применять эффекты; использовать различные режимы выделения

Текущий

64

Растровая анимация

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Создание GIF-анимацию

Знать: термин анимация; технологию создания компьютерной анимации; типы анимации в компьютерной презентации; технологию создания GIF-анимации;

Уметь: создавать GIF-анимацию из нескольких растровых изображений

Текущий

65

Векторная анимация

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Создавать векторную анимацию (ВА)

Знать: технологию создания ВА;

Уметь: создавать flash-анимацию из нескольких растровых изображений

текущий

66

Кодирование и обработка звуковой информации

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить со звуковой информацией и ее характеристиками; научить обрабатывать звуковую информацию на компьютере

Знать: что такое звуковая информация; что такое громкость, тон, интенсивность, частота; понятия частота дискретизации, глубина кодирования звука; программное и аппаратное обеспечение для обработки звука;

Уметь: оцифровывать звуковую информацию; редактировать запись; применять звуковые эффекты; сохранять звуковые файлы в различных форматах

текущий

67

Цифровое фото и видео

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цифровое фото и видео, захват и редактирование цифрового фото и видео на компьютере

Знать: что такое цифровое фото; карты flash-памяти, USB-порт, DV-порт; методы сжатия изображений; что такое цифровое видео; Web-камера; захват видео;

Уметь: захватывать печатать цифровое фото; захватывать и редактировать цифровое видео

Текущий

68

Итоговая контрольная работа

1

Контроль ЗУН

Проверить уровень знаний за 9 класс

контрольный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...

Тематическое планирование по информатике 8 класс (Семакин) ФГОС

Тематическое и поурочное планирование для 8 класса...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС...

Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)

Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс Семакин

Рабочая программа базового курса информатики 8-9 класс....

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 9 класса (Семакин И.Г.)

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 9 класса  к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др. Основной задачей курса является подготовка учащ...