Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 9 класса (Семакин И.Г.)
рабочая программа (информатика и икт, 9 класс) на тему

Николаева Наталья Михайловна

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 9 класса  к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др. 

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_semakin_9.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №187
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

РЕКОМЕНДОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО
Председатель МО                                                        Зам. дир. по УВР

________/__________                                                _______/_______________

«___»_______201_ г                                                         «___»__________201_ г

                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                        Директор ГБОУ СОШ №187

                                                                        ______/______________

Рабочая программа

По                 ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ                 в         9     классе

среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)

Учитель -             Николаева Наталья Михайловна          

Количество часов по плану -              68            _

Учебник - Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Плановые контрольные работы -         7    _


Оглавление рабочей программы
по информатике и ИКТ
9 класс

Пояснительная записка        3

Характеристики классов        12

Требования к уровню подготовки обучающихся        13

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся        16

Календарно-тематическое планирование IХ класс        18

Перечень учебно-методического обеспечения        38

Технические и программные  средства обучения        39

Список литературы        40



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе 273 закона «Об образовании», образовательного стандарта 2004 года, примерной программы по информатике и ИКТ, авторской программы к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в IX классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника: Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики [3], разработанной авторами учебников [4, 5] Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках [4, 5], что способствует лучшему его освоению учениками.

За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики [3], 9 классе увеличены часы на прохождение темы «Программное управление работой компьютера», что связано с большим количеством заданий на программирование на экзамене. Включена тема «Повторение» и итоговый контроль за курс 9 класса.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эф
фективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Содержание дисциплины

9 класс (68 час.)

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 9 часов

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  •  осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  •  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  •  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  •  работать с одной из программ-архиваторов.

Основные термины по разделу:

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.

  1. Информационное моделирование – 5 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  •  что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  •  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Основные термины по разделу:

Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся должны знать:

  •  что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  •  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  •  что такое логическая величина, логическое выражение;
  •  что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД,
  •  сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  •  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Основные термины по разделу:

База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.

  1.  Табличные вычисления на компьютере – 10 час.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Основные термины по разделу:

Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.

  1.  Управление и алгоритмы – 10 час.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  •  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  •  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  •  в чем состоят основные свойства алгоритма;
  •  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  •  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  •  пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  •  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Основные термины по разделу:

Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.

  1.  Программное управление работой компьютера – 14час.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  •  основные виды и типы величин;
  •  назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  •  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Основные термины по разделу:

Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.

  1.  Информационные технологии и общество 4 часа

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  •  историю способов записи чисел (систем счисления);
  •  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  •  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Основные термины по разделу:

Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколение ЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.

Повторение 4часа.Выполнение итоговой контрольной работы


Характеристики классов

Психолого-педагогическая характеристика ,,,,,,, класса 
для рабочей программы учителя информатики …..


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

  1. класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • графические возможности табличного процессора.
  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования;
  • что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%%

хорошо

50-74%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Календарно-тематическое планирование IХ класс

Номер урока

Тема урока

Часы

Дата

Практика

Научные термины, понятия (предметная терминология)

Содержание, методические приемы

Оборудова-ние

Вид контроля, измерители

Примечание

(информа-ционные технологии, ЦОР)

Всего

Теория

Практика

План

Факт


Передача информации в компьютерных сетях (9 часов)

1

1

Техника безопасности и правила поведения в КК. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования

1

1

0

4.09
4.09

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Урок – лекция

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети»,

2

2

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

1

1

0

5.09

5.09

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Услуги Интернета»

3

3

Работа с электронной почтой

1

2/3

1/3

11.09

11.09

Практическая работа
№ 1
. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Электронная почта»

4

4

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

1

2/3

1/3

12.09

12.09

Практическая работа № 2. Путешествие по Всемирной паутине.

Путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

5

5

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

1

2/3

1/3

18.09

18.09

Практическая работа № 3. Поиск информации в интернете

Поиск информации в Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «WWW»

6

6

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1

2/3

1/3

19.09

19.09

Практическая работа № 4. Поиск информации в интернете

Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный опрос Проверка выполнения работы

Презентация «Язык запросов»

7

7

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1

2/3

1/3

25.09

25.09

Практическая работа № 5. Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Создание Web-страниц»

8

8

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

1

2/3

1/3

26.09

26.09

Практическая работа № 6.

«Работа в Интернете»

Планирование Web-страницы сайта. Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Урок - практикум

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Практичес-кая провероч-ная работа

Презентация

9

9

Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

1

0

2.10

2.10

Урок контроля и проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Контроль-ная работа по теме

Компьютерный интерактивный  тест

Информационное моделирование (5 часов)

10

1

Понятие модели. Назначение и свойства моделей.

1

1

0

3.10

3.10

Модель – упрощённое подобие реального объекта. Натурные и информационные модели. Понятие моделирования и формализации. Карта как информационная модель. Чертежи, схемы и графики  – примеры графических информационных моделей.

Урок – лекция

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Модели, виды, назначение»,

11

2

Табличные модели.

1

1

0

9.10

9.10

Таблицы типа «объект-свойство». Таблица типа «объект-объект». Двоичные матрицы.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация, Компьютер-ный интерактив-ный  тест

12

3

Информационное моделирование на компьютере.

1

1

0

10.10

10.10

Разновидности компьютерных моделей.   Компьютерная математическая модель и вычислительный эксперимент. Имитационное моделирование.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «информации-онное моделирова-ние на компьютере»

13

4

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.

1

1/3

2/3

16.10

16.10

Практическая работа № 7. Численные эксперименты с демоверсиями моделей

Компьютерная математическая модель и вычислительный эксперимент.

Урок - практикум

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Компьютер-ные демоверсии моделей

14

5

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование »

1

1

0

17.10

17.10

Урок контроля и проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.





Контрольная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)

15

1

Понятие базы данных и  информационной системы. Реляционные базы данных.

1

1

0

23.10

23.10

Понятие базы данных и информационной системы.  Реляционные базы данных, понятие поля и записи. Первичный ключ базы данных. Понятие типа поля

Урок – лекция

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Базы данных, виды, назначение»,

16

2

Назначение СУБД.

1

1/3

2/3

24.10

24.10

Практическая работа № 8. Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД.

Назначение СУБД. Открытие готовой базы данных. Просмотр данных в режиме таблицы. Редактирование записей.Добавление и удаление записей.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Работа с готовой базой данных»

17

3

Проектирование однотабличной базы данных.

1

0

0

30.10

30.10

Форматы полей. Создание новой базы данных. Проектирование структуры базы данных на основе имеющейся информации.

Комбинированный урок .

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Проверочная работа

Презентация «Проектирование однотаблич-ной базы данных»

18

4

Проектирование однотабличной базы данных.

31.11

31.11

Практическая работа № 9:Создание и заполнение БД

Проектирование структуры однотабличной базы данных. Определение первичного ключа таблицы. Создание новой базы данных. Создание структуры таблицы. Создание первичного ключа. Редактирование структуры таблицы (добавление, удаление и редактирование полей). Создание запросов для вывода отдельных полей на экран. Создание формы с помощью Мастера форм. Просмотр данных с помощью формы. Редактирование, удаление и добавление данных с помощью форм.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Проектирование однотаблич-ной базы данных»

19

5

Простые условия поиска.

1

1

0

13.11

13.11

Понятие логического выражения. Операции отношения. Запросы на выборку с использованием простых логических выражений.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Простые условия поиска»,

20

6

Формирование простых запросов.

1

1/3

2/3

14.11

14.11

Практическая работа № 10:Условия выбора и простые логические выражения.

Формирование простых запросов на выборку к готовой базе данных. Просмотр результатов выполнения запроса Формирование простых запросов на удаление и их выполнение. Формирование простых запросов на обновление и их выполнение.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Формирова-ние простых запросов»

21

7

Логические операции. Сложные условия поиска.

1

1

0

20.11

20.11

Логические операции: логическое умножение, логическое сложение, отрицание. Приоритеты логических операций. Формирование сложных условий поиска.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Интерактив-ный задачник

22

8

Формирование сложных запросов.

1

1/3

2/3

21.11

21.11

Практическая работа № 11: Условия выбора и сложные логические выражения.

Формирование запросов с использованием логических операций.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Проверочная работа

Презентация «Формирова-ние сложных запросов»

23

9

Сортировка записей.

1

1

0

27.11

27.11

Понятие ключа сортировки. Составной ключ сортировки. Запросы на добавление и удаление записей

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Сортировка»,

24

10

Использование сортировки.

1

1/3

2/3

28.11

28.11

Практическая работа № 12: Сортировка, удаление и редактирование записей

Сортировка данных таблицы по возрастанию и убыванию. Использование сортировки в запросах. Создание запросов на удаление и изменение.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Сортировка»,

25

11

Итоговая работа по базам данных.

1

1/3

2/3

4.12

4.12

Практическая работа № 13:Итоговая практическая работа по базам данных.

Урок закрепления знаний, умений

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Проверочная работа

26

12

Контрольная работа №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных »

1

1

0

5.12

5.12

Урок контроля и проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Контрольная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест


Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

27

1

Двоичная система счислений.

1

1

0

11.12

11.12

Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Перевод десятичных чисел в двоичную систему. Двоичная арифметика.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Системы счисления», интерактив-ный  задачник

28

2

Представление чисел в памяти компьютера.

1

1

0

12.12

12.12

Представление целых чисел в памяти компьютера. Представление отрицательных чисел в памяти компьютера. Размер ячейки и диапазон значений чисел. Особенности работы компьютера с целыми числами. Представление вещественных чисел.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Представле-ние чисел в памяти компьютера.», интерактив-ный  задачник

29

3

Табличные расчеты и электронные таблицы.

1

1

0

18.12

18.12

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Ввод и редактирование данных в готовой таблице. Создание, оформление и обработка таблиц.

Урок изучения нового материала

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Фронталь-ный опрос

Презентация «Электронные таблицы.»

30

4

Работа с электронной таблицей.

1

2/3

1/3

19.12

19.12

Практическая работа №14. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

Ввод и редактирование данных в готовой таблице. Создание, оформление и обработка таблиц.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация, готовые файлы

31

5

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции.

1

2/3

1/3

25.12

25.12

Практическая работа №15. Создание и обработка таблиц

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции..

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Адресация ячеек»

32

6

Использование встроенных функций. Сортировка таблиц.

1

2/3

1/3

26.12

26.12

Практическая

 работа № 16. Ввод математических формул и вычисление по ним.

Ввод математических формул и вычисление по ним в электронных таблицах. Сортировка таблицы

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Встроенные функции»

33

7

Логические операции и условная функция.

1

2/3

1/3

09.01

09.01

Практическая

 работа № 17. Использование логических операций и условной функции.

Условная функция. Логические функции. Абсолютная адресация.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Логические функции», готовые файлы.

34

8

Построение графиков и диаграмм.

1

2/3

1/3

15.01

15.01

Практическая

 работа № 18. Построение графиков и диаграмм.

Применение диаграмм,типы диаграмм, этапы построения.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Логические функции», готовые файлы.

35

9

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц.

1

2/3

1/3

16.01

16.01

Понятие математической модели. Этапы математического моделирования на компьютере. Примеры математического моделирования. Имитационные модели в электронных таблицах.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Математи-ческое моделирова-ние»

36

10

Контрольная работа №4 по теме: «Обработка числовой информации»

1

1

0

22.01

22.01

Урок контроля и проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Контрольная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест


Управление и алгоритмы (10 часов)

37

1

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.

1

1

0

23.01

23.01

Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Урок изучения нового материала

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Фронталь-ный опрос

Презентация «Алгоритмы»

38

2

Построение линейных алгоритмов.

1

2/3

1/3

29.01

29.01

Практическая работа № 19. Разработка линейных алгоритмов в ГрИс «Стрелочка»

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя. Отладка алгоритма. Выполнение алгоритма. Сохранение созданного алгоритма.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

39

3

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации.

1

1

0

30.01

30.01

Понятие вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму. Описание вспомогательных алгоритмов. Метод последовательной детализации. Сборочный метод.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

40

4

Использование вспомогательных алгоритмов.

1

1/3

2/3

5.02

5.02

Практическая работа № 20. Применение вспомогательных алгоритмов при написании программ управления учебным исполнителем.

Понятие вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму. Описание вспомогательных алгоритмов. Метод последовательной детализации. Сборочный метод.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная работа

Презентация

41

5

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

1

1

0

6.02

6.02

Понятие обратной связи. Циклы и ветвления в алгоритмах. Системы с программным управлением. Блок-схемы алгоритмов. Команда цикла с предусловием.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран

Фронталь-ный опрос

Презентация

42

6

Работа с циклами.

1

1/3

2/3

12.02

12.02

Практическая работа № 21. Применение циклов при написании программ управления учебным исполнителем.

Понятие обратной связи. Циклы в алгоритмах. Команда цикла с предусловием.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

43

7

Алгоритмические конструкции: ветвление.

1

2/3

1/3

13.02

13.02

Практическая

работа № 22. Разработка алгоритма, содержащего оператор ветвления.

Алгоритмические конструкции: ветвление.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

44

8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

1

2/3

1/3

19.02

19.02

Практическая

работа № 23. Разработка алгоритма, содержащего оператор ветвления.

Алгоритмические конструкции: ветвление.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная работа

Презентация

45

9

Урок повторения и обобщения по теме.

1

2/3

1/3

20.02

20.02

Практическая

работа № 24. Итоговое практическое задание по теме.

Способы разбиения задачи на подзадачи, понятие и использование вспомогательного алгоритма.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная работа

46

10

Контрольная работа №5 по теме "Управление и алгоритмы".

1

1

0

26.02

26.02

Урок контроля и проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Контрольная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

Программное управление работой компьютера (14 часов)

47

1

Язык программирова-ния Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Алгоритмы работы с величинами: типы данных.

1

1

0

27.02

27.02

Возникновение и назначение Паскаля. Структура программы на Паскале. Понятие типы данных величин и их способы описания.

Урок изучения нового материала

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Фронталь-ный опрос

Презентация «Язык программиро-вания Паскаль»

48

2

Алгоритмы работы с величинами: ввод и вывод данных.

1

2/3

1/3

5.03

5.03

Практическая

работа № 25. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов.

Алгоритмы ввода и вывода данных величин.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос

Презентация

49

3

Разработка линейных алгоритмов.

1

1/3

2/3

6.03

6.03

Практическая

работа № 26. Разработка линейных алгоритмов.

Структура программы на Паскале. Понятие типы данных величин и их способы описания. Алгоритмы ввода и вывода данных величин.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

50

4

Разработка линейных алгоритмов.

1

1/3

2/3

12.03

12.03

Практическая работа № 27. Разработка линейных алгоритмов.

Структура программы на Паскале. Понятие типы данных величин и их способы описания. Алгоритмы ввода и вывода данных величин.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная работа

Презентация

51

5

Оператор ветвления.

1

2/3

1/3

13.03

13.03

Практическая работа №28: Ветвление в вычислительных алгоритмах

Представление ветвлений на языке  Трассировка алгоритмов. Целый и вещественный типы данных. Примеры сложных ветвящихся алгоритмов. Оператор ветвления в Паскале.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос Проверка выполнения работы

Презентация

52

6

Оператор ветвления.

1

2/3

1/3

19.03

19.03

Практическая работа№29: Ветвление в вычислительных алгоритмах

Примеры сложных ветвящихся алгоритмов. Примеры программирования диалогов.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная работа

Презентация

53

7

Логические операции на Паскале

1

2/3

1/3

20.03

20.03

Практическая работа№30: Ветвление в вычислительных алгоритмах

Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

54

8

Циклы на языке Паскаль.

1

1

0

2.04

2.04

Программирование циклов с предусловием на Паскале  Построение трассировочных таблиц для программ, использующих циклы.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Фронталь-ный опрос,

Презентация

55

9

Разработка программ c использованием цикла с предусловием.

1

2/3

1/3

3.04

3.04

Практическая работа№31: Программирование циклов и ветвлений на Паскале.

Разработка программ с использованием цикла с предусловием. Тестирование программ, использующих циклы. Использование алгоритма Евклида при решении задач.

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, провероч-ная работа

Презентация

56

10

Одномерные массивы.

1

2/3

1/3

9.04

9.04

Практическая

работа № 32. Работа с готовой программой по обработке одномерного массива.

Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. Формат вывода. Цикл с параметром. Описание и обработка одномерных  массивов на Паскале.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос,

Готовые файлы

57

11

Разработка программ обработки одномерных массивов.

1

2/3

1/3

10.04

10.04

Практическая

работа № 33. Обработка массивов на языке Паскаль

Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. Формат вывода. Цикл с параметром. Описание и обработка одномерных  массивов на Паскале.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, провероч-ная работа

Презентация

58

12

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел

1

2/3

1/3

16.04

16.04

Практическая

работа № 34. Датчик случайных чисел. Поиск элементов  в массиве

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Комбиниро-ванный урок.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

59

13

Урок повторения и обобщения по теме.

1

2/3

1/3

17.04

17.04

Практическая

работа № 35. Создание программы, решающей поставленную задачу

Этапы решения задач на языке программирования Паскаль, основные алгоритмические структуры языка.

Урок закрепления знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация

60

14

Контрольная работа № 6 по теме: «Программное управление работой компьютера».

1

1

0

23.04

23.04

Урок контроля и проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика

Контрольная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

Информационные технологии и общество (4 часа)

61

1

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

1

1

0

24.04

24.04

История средств хранения информации. История средств передачи информации. История средств обработки информации. Машина Бэббиджа. Непозиционные системы счисления древности. Позиционные системы.

Урок изучения нового материала

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Фронталь-ный опрос

Презентация

62

2

 История ЭВМ и ИКТ

1

1

0

30.04

30.04

 Счетно-перфорационные и релейные машины. Четыре поколения ЭВМ  Перспективы пятого поколения ЭВМ История программного обеспечения и ИКТ

Комбиниро-ванный урок.

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Фронталь-ный опрос

Презентация

63

3

Основы социальной информатики

1

1

0

7.05

7.05

Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе Информационные преступления Информационная безопасность

Комбиниро-ванный урок.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика


Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

64

4

Урок повторения и обобщения по теме.

1

1

0

8.05

8.05

История средств хранения информации. История средств передачи информации. История средств обработки информации. Информационные ресурсы, информационное общество, информационная безопасность

Урок проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика

Проверочная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

Повторение (4 часа)

65

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

1

1

0

15.05

15.05

Выполнение тренировочного теста по курсу 9 класса

Урок обобщения и систематизации знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика

Самостоя-тельная работа (выбороч-ный контроль)

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

66

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

1

1

0

16.05

16.05

Выполнение тренировочного теста по курсу 9 класса

Урок обобщения и систематизации знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика

Самостоя-тельная работа (выбороч-ный контроль)

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

67

Контрольная работа №7 за курс 9 класса

1

1

0

22.05

22.05

Урок контроля и  проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика

Контроль-ная работа

Компьютер-ный интерактив-ный  тест

68

Заключительный урок, подведение итогов

1

1

0

23.05

23.05

Урок обобщения и систематиза-ции знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран,

Проверка выполнения работы

Презентация


Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

9 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

Технические и программные  средства обучения

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Наушники (рабочее место ученика).
  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  4. Колонки (рабочее место учителя).
  5. Микрофон (рабочее место учителя).
  6. Экран..
  7. Проектор.
  8. Лазерный принтер черно-белый.
  9. Сканер.
  10. Цифровая фотокамера.
  11. Цифровая видеокамера.
  12. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  7. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  8. Антивирусная программа
  9. Программа-архиватор.
  10. Клавиатурный тренажер.
  11. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  12. Система программирования ABCPascal.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС...

Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)

Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс Семакин

Рабочая программа базового курса информатики 8-9 класс....

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Семакин

Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования. ...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс (Семакин)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден прик...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 8 класс (Семакин И.Г.)

Настоящая программа составлена на основе "Примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ (Утверждена приказом Минобразования и науки России от 09.03.2004 №1312), программы базов...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 9 класс (Семакин И.Г.)

(Смотреть аннотацию к рабочей программе за 8 класс)...