Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_informatika_2012-2013_1.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике для 9 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ериковская основная общеобразовательная школа Белгородского района
Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель МО _________ Протокол № ___ от «____»____________ 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Ериковская ООШ» __________ Гончарук М.В. «____»___________ 2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Ериковская ООШ» _________Базаров Н.И. Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г. |
Рабочая программа
Храмцовой Ирины Сергеевны
II квалификационная категория
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
9 класс
Базовый уровень
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Раздел | Умения |
Техника безопасности правила поведения в кабинете ИВТ | |
Человек и информация | Решать задачи по определению количества информации |
Магистрально-модульный принцип устройства компьютера | Иметь представление о внутреннем устройстве компьютера и назначении устройств компьютера |
Основы работы на компьютере | Уметь правильно включать и выключать компьютер. Уметь управлять манипулятором Мышь |
Передача информации в компьютерных сетях | Создание соединение с Интернет, работа с электронной почтой |
Модели и таблицы | Выполнение вычислений в электронной таблице |
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса
№ урока | Дата По плану | Дата фактически | Тип урока | Тема урока | Параграф учебника | Компьютерный практикум ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [1] http://school-collection.edu.ru |
1 | 3-8.09 | Теория | Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | § 1. Как устроена компьютерная сеть § 3. Аппаратное и программное обеспечение сети | 9 класс. Глава 1, § 1 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 1, ЦОР № 8. Практическое задание № 1 9 класс. Глава 1, § 3 ЦОР № 1; ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Кроссворд по теме: "Компьютерные сети" | |
2 | 3-8.09 | Практика | Практическая работа № 1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | |||
3 | 10-15.09 | Теория Практика | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Практическая работа № 2 Работа с электронной почтой. | § 2. Электронная почта и другие услуги сетей | 9 класс. Глава 1, § 2 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 13 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 2, ЦОР № 7. Практическое задание № 2 | |
4 | 10-15.09 | Теория | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | § 4. Интернет и Всемирная паутина § 5. Способы поиска в Интернете | 9 класс. Глава 1, § 4 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 13 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 3, ЦОР № 10. Практическое задание № 3 ЦОР № 11. Практическое задание № 6, 9 класс. Глава 1, § 5 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР№ 9 ЦОР № 11 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. Практическое задание № 4 ЦОР № 7. Практическое задание № 5 ЦОР № 8. Практическое задание № 8 | |
5 | 17-22.09 | Практика | Практическая работа № 3 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | |||
6 | 17-22.09 | Практика | Практическая работа № 4 Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | |||
7 | 24-29.09 | Практика | Практическая работа № 5 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | |||
8 | 24-29.09 | Теория | Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование | §1.1 | ||
9 | 1-06.10 | Практика | Практическая работа № 6 Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора | §1.2 | ||
10 | 1-06.10 | Тестирование | Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях | |||
11 | 8-13.10 | Теория | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | § 6. Что такое моделирование § 7. Графические информационные модели | 9 класс. Глава 2, § 6 ЦОР № 2 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 9 класс. Глава 2, § 7 ЦОР № 5 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 4 | |
12 | 8-13.10 | Теория | Табличные модели | § 8. Табличные модели | 9 класс. Глава 2, § 8 ЦОР № 5 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 5, ЦОР № 2. Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» | |
13 | 15-20.10 | Теория Практика | Информационное моделирование на компьютере | § 9. Информационное моделирование на компьютере | 9 класс. Глава 2, § 9 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Домашнее задание № 6, ЦОР № 7. Практическое задание № 7 | |
14 | 15-20.10 | Практика | Практическая работа № 7 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | |||
15 | 22-23.10 | Тестирование | Итоговое тестирование по теме Информационное моделирование. | 9 класс. Глава 2, § 9 ЦОР № 9 ЦОР № 4 | ||
16 | 1-3.11 | Теория | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | § 10. Основные понятия | 9 класс. Глава 3, § 10 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 7, ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры» | |
17 | 6-10.11 | Теория Практика | Назначение СУБД. Практическая работа № 8 Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | § 11. Что такое система управления базами данных | 9 класс. Глава 3, § 11 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Кроссворд «СУБД и базы данных» ЦОР № 8. Практическое задание № 8 | |
18 | 6-10.11 | Теория | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | § 12. Создание и заполнение баз данных | 9 класс. Глава 3, § 12 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Домашнее задание № 8 ЦОР № 8. Практическое задание № 9 | |
19 | 12-17.11 | Практика | Практическая работа № 9 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | |||
20 | 12-17.11 | Теория | Условия поиска информации, простые логические выражения | § 13. Условия поиска и простые логические выражения | 9 класс. Глава 3, § 13 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 9 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Поиск данных в БД» ЦОР № 8. Практическое задание № 10 | |
21 | 19-24.11 | Практика | Практическая работа № 10 Формирование простых запросов к готовой базе данных. | |||
22 | 19-24.11 | Теория | Логические операции. Сложные условия поиска | § 14. Условия поиска и сложные логические выражения | 9 класс. Глава 3, § 14 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 10 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» ЦОР № 8. Практическое задание № 11 | |
23 | 26-30.11 | Практика | Практическая работа № 11 Формирование сложных запросов к готовой базе данных | |||
24 | 26-30.11 | Теория | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем | § 15. Сортировка, удаление и добавление записей | 9 класс. Глава 3, § 15 ЦОР № 4 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР №1. Домашнее задание № 11 ЦОР № 5. Практическое задание № 12 ЦОР № 6. Практическое задание № 13 | |
25 | 3-8.12 | Практика | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | |||
26 | 3-8.12 | Тестирование | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 9 класс. Глава 3, § 15 ЦОР № 10 ЦОР № 2 | ||
27 | 10-15.12 | Практика | Практическая работа № 12. Зачетное задание по СУБД | |||
28 | 10-15.12 | Теория | Системы счисления. Двоичная система счисления. | § 16. Двоичная система счисления | 9 класс. Глава 4, § 16 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 14 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 12 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» | |
29 | 17-22.12 | Теория | Представление чисел в памяти компьютера | § 17. Числа в памяти компьютера | 9 класс. Глава 4, § 17 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 13 ЦОР № 2. Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» | |
30 | 17-22.12 | Практика | Практическая работа № 13 Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . | §18. Что такое электронная таблица § 19. Правила заполнения таблицы | 9 класс. Глава 4, § 18 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР №4 . Кроссворд по теме «Электронные таблицы» ЦОР № 8. Практическое задание № 14 9 класс. Глава 4, § 19 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 13 ЦОР № 14 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Домашнее задание № 14 ЦОР № 4. Интерактивный задачник, раздел «ЭТ. Запись формул» | |
31 | 24-27.12 | Практика | Практическая работа № 14 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | |||
32 | 24-27.12 | Практика | Практическая работа № 15 Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | § 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация | 9 класс. Глава 4, § 20 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 13 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 15 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в ЭТ» ЦОР № 8. Практическое задание № 15 | |
33 | 11-12.01 | Теория | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | |||
34 | 14-19.01 | Практика | Практическая работа № 16 Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | § 21. Деловая графика. Условная функция § 22. Логические функции и абсолютные адреса | 9 класс. Глава 4, § 21 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. Тренировочный тест № 5 9 класс. Глава 4, § 22 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 16 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в ЭТ» ЦОР № 9. Практическое задание № 16 | |
35 | 14-19.01 | Практика | Практическая работа № 17. Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | |||
36 | 21-26.01 | Практика | Практическая работа № 18. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | § 23. Электронные таблицы и математическое моделирование § 24. Пример имитационной модели | 9 класс. Глава 4, § 23 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Практическое задание № 17 9 класс. Глава 4, § 24 ЦОР № 2 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 17 ЦОР № 3. Практическое задание № 18 | |
37 | 21-26.01 | Тестирование | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 9 класс. Глава 4, § 24 ЦОР № 7 ЦОР № 4 | ||
38 | 28.01-2.02 | Теория | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | § 1. Управление и кибернетика § 2. Управление с обратной связью | 9 класс. Глава 5 , § 25 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. 9 класс. Глава 5, § 26 ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. | |
39 | 4-9.02 | Теория | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | § 3. Определение и свойства алгоритма | 9 класс. Глава 5, § 27 ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1 . | |
40 | 4-9.02 | Теория Практика | Графический учебный исполнитель Практическая работа № 19 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | § 4. Графический учебный исполнитель | 9 класс. Глава 5 , § 28 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 17 ЦОР № 18 ЦОР № 19 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 13 ЦОР № 14 ЦОР № 15 | |
41 | 11-16.02 | Теория | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 9 класс. Глава 5, § 29 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 17 ЦОР № 18 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 . ЦОР № 9. ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 14 ЦОР № 15 | |
42 | 11-16.02 | Практика | Практическая работа № 20 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | |||
43 | 18-22.02 | Теория Практика | Практическая работа № 21 Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | § 6. Циклические алгоритмы | 9 класс. Глава 5, § 30 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 13 ЦОР № 15 ЦОР № 16 ЦОР № 17 ЦОР № 18 | |
44 | 18-22.02 | Практика | Практическая работа № 22 Разработка циклических алгоритмов | |||
45 | 25.02-2.03 | Теория | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма | 9 класс. Глава 5, § 31 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 18 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 15 ЦОР № 16 | |
46 | 25.02-2.03 | Практика | Практическая работа № 23 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | |||
47 | 4-9.03 | Практика Тестирование | Практическая работа № 24 Зачётное задание по алгоритмизации. Тест по теме Управление и алгоритмы | 9 класс. Глава 5, § 31 ЦОР № 13 | ||
48 | 4-9.03 | Теория | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | § 8. Что такое программирование § 9. Алгоритмы работы с величинами | 9 класс. Глава 6, § 32 ЦОР № 3 ЦОР № 4 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2 9 класс. Глава 6, § 33 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. ЦОР № 7 | |
49 | 11-16.03 | Теория | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы | § 10. Линейные вычислительные алгоритмы § 11. Знакомство с языком Паскаль | 9 класс. Глава 6, § 34 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 9 ЦОР № 10 9 класс. Глава 6, § 35 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2 ЦОР № 7 | |
50 | 11-16.03 | Практика | Практическая работа № 26 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. | |||
51 | 18-23.03 | Теория | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | § 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой § 13. Программирование ветвлений на Паскале § 14. Программирование диалога с компьютером | 9 класс. Глава 6, §36 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. ЦОР № 12 ЦОР № 13 ЦОР № 14 9 класс. Глава 6, § 37 ЦОР № 1; ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. 9 класс. Глава 6, § 38 ЦОР № 1; ЦОР № 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 | |
52 | 18-23.03 | Практика | Практическая работа № 27 Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | |||
53 | 1-6.04 | Теория | Циклы на языке Паскаль | § 15. Программирование циклов | 9 класс. Глава 6, § 39 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 17 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7. ЦОР № 13 ЦОР № 14 ЦОР № 15 ЦОР № 16 | |
54 | 1-6.04 | Практика | Практическая работа № 28 Разработка программ c использованием цикла с предусловием | |||
55 | 8-13.04 | Теория | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Использование алгоритма Евклида при решении задач Одномерные массивы в Паскале | § 16. Алгоритм Евклида § 17. Таблицы и массивы § 18. Массивы в Паскале | 9 класс. Глава 6, § 40 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. ЦОР № 9 | |
9 класс. Глава 6, § 41 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. ЦОР № 9 9 класс. Глава 6, § 42 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. ЦОР № 8 | ||||||
56 | 8-13.04 | Практика | Практическая работа № 29 Разработка программ обработки одномерных массивов | |||
57 | 15-20.04 | Практика | Практическая работа № 30 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | § 19. Одна задача обработки массива | 9 класс. Глава 6, § 43 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 10. ЦОР № 11 | |
58 | 15-20.04 | Практика | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Практическая работа № 31 Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива § 21. Сортировка массива | 9 класс. Заключение, § 6.1 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 ЦОР № 7 | |
59 | 22-27.04 | Тестирование | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | 9 класс. Заключение, § 6.2 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. ЦОР № 7 | ||
60 | 22-27.04 | Теория | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | § 22. Предыстория информатики § 23. История ЭВМ § 24. История программного обеспечения и ИКТ | 9 класс. Глава 7, § 44 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8 9 класс. Глава 7, § 46 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР№ 11 ЦОР№ 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5 9 класс. Глава 7, § 47 ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1 ЦОР № 10 | |
61 | 29.04-4.05 | Теория | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | § 25. Информационные ресурсы современного общества § 26. Проблемы формирования информационного общества | 9 класс. Глава 7, § 48 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 9 класс. Глава 7, § 49 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7 | |
62 | 29.04-4.05 | Теория | Социальная информатика: информационная безопасность | § 27. Информационная безопасность | ||
63 | 6-11.05 | Тестирование | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | |||
64-68 | Резерв |
Содержание материала
Общее число часов – 63 ч. Резерв учебного времени – 5 ч
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах 9, 10, 12 настоящей программы.
- Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов.
- Информационное моделирование – 5 час.(4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
- Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Перечень учебно-методических средств
I. Учебно-методический комплект
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
III. Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа Антивирус Касперского .
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
- Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Система программирования TurboPascal.
[1] Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru выбрать раздел «Информатика и ИКТ»выбрать 9 класс перейти по ссылке «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. выбрать соответствующие главу и параграф учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г.. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки ...
Рабочая программа по информатике 8 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа базовый курс информатика 8 класс Семакин И.Г....
Рабочая программа по информатике 9 класс Семакин И.Г.
Рабочая программа базовый курс информатика 9 класс Семакин И.Г....
Рабочая программа по информатике 11 класс Семакин
Рабочая программа и планирование 11 класс Семакин базовый уровень 1 час в неделю...
Рабочая программа по Информатике 11 класс (Семакин И.Г. базовый уровень)
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе на авторской программы курса «Информатика» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И....
Рабочая программа по информатике 10 класс Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школыРабочая программа составлена на основе нормативно-правовых докуме...
Рабочая программа по информатике 11 класс Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школыРабочая программа составлена на основе нормативно-правовых докуме...