Приемы рефлексии в рамках современных стандартов образования.
презентация к уроку по информатике и икт на тему
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
В данной работе я рассмотрю приемы проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния,рефлексии деятельности и рефлексии содержания учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы рефлексии в рамках современных стандартов образования. | 843.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия Итак, рефлексия это... В переводе с латинского – «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание . Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой). В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
ПО ТИПУ УРОКА После усвоения ЗУН Промежуточная Контрольная Итоговая ПО СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ Анкета, вопрос Символ, таблица Ситуация, рисунок ПО ФУНКЦИИ Личностная (физическая, духовная, сенсорная) Интеллектуальная ПО ФОРМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фронтальная (выборочная) Индивидуальная Групповая ПО ЦЕЛИ Эмоционального состояния Деятельности Содержания ПО СОДЕРЖАНИЮ Устная Письменная РЕФЛЕКСИЯ
Классификация по целям
Дневник настроения Солнышко- тучка Маятник настроения Смайлики Рефлексия настроения и э моционального состояния
№ Список учащихся 1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 15 16 17 18 19 22 23 24 25 26 29 30 1 Алексеенков 2 Бухарцева 3 Дьяконова 4 Ветров 5 Гасанова 6 Дьяконова 7 Дроздова 8 Зуева 9 Имомова 10 Колосов Дневник настроения
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Цвета по Максу Лютеру
Смайлики Солнышко-Тучка
Маятник настроения
Рефлексия деятельности
Лесенка успеха Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Светофор
Древо успеха Понятно, все получилось Надо подумать Ничего не понял
Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня я узнал… Я научился… Было интересно… У меня получилось… Было трудно… Я смог… Я выполнял задания… Я попробую… Я понял, что… Меня удивило… Теперь я могу… Мне захотелось… Я приобрёл… Расскажу дома, что … Рефлексивный экран
Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна ; 2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме. Синквейн
МЫШЛЕНИЕ (знания, опыт, которые получил) БЛИЗОСТЬ ЦЕЛИ (что делал и чего достиг) СОСТОЯНИЕ ДУХА, НАСТРОЕНИЕ (каким было эмоциональное состояние) УСЛУГА, ПОМОЩЬ (чем помог, чем порадовал) БОДРОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ (какое мое физическое состояние) Метод пяти пальцев
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Анкета
высокая оценка средняя оценка низкая оценка
Рефлексия по способам проведения Анкета, вопрос Символ, таблица Ситуация, рисунок Рефлексия по содержанию Устная Письменная
Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок? Вопрос-ответ
Расстроился Научился Узнал что-то новое Удивился Ничего не понял Получил удовольствие Я Лист самооценки
Ведется на протяжении всего урока. Лист самоконтроля Вид задания Отметка
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий. Метод - Благодарю… Комплимент-похвала Комплимент в чувствах Комплимент деловым качествам Метод - Комплимент
Рефлексия по типу урока После усвоения ЗУН Промежуточная Контрольная Итоговая Рефлексия по форме деятельности Фронтальная (выборочная) Индивидуальная Групповая
Мишень
Плюс Минус Интересно Плюс-Минус-Интересно «Плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции «Минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. «Интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рефлексия по функции физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Приёмы проведения рефлексии Приёмы проведения рефлексии « Плюс – минус – интересно» « П » записывается всё, что понравилось на уроке « М » записывается всё, что не понравилось на уроке « И » учащиеся записывают все любопытные факты «Ответьте на вопросы» Кто? Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Где? «Комплимент» Комплимент-похвала Комплимент в чувствах Комплимент деловым качествам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.
Данный материал расскажет о структуре урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....
Применение современных образовательных технологий в обучении английскому языку в рамках реализации стандартов второго поколения
Описание опыта работы...
Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии
Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...
презентация "Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС"
Данная презентация знакомит с понятием рефлексия, видами и основными приемами рефлексии....
Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия, как структурный компонент урока, направлена на достижение различных целей: эмоци...
Приемы рефлексии как инструмент повышения качества образования в условиях ФГОС
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока в начальных классах.Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем: какие цели до...
Приемы Рефлексии на современном уроке
Цели: повысить мотивацию к овладению разными приемами рефлексии, обобщение и распространение педагогического опыта.Задачи: показать варианты проведения рефлексии на уроках, создать условия...