Рабочая программа для 3 класса "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа для 3 класса "Занимательная информатика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 3 класса "Занимательная информатика" | 59.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
Рекомендовано Председатель МО МБОУ СОШ № 39 ______________________ протокол № _5_________ от «_28_» __мая____2014г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 39 ______________________ «28» ___ мая____2014г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 39 _______________ И.Н.Чухина Приказ № _71/2-о___________ «_04_» _сентября____ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
(интеллектуальное направление развития личности)
для 3-в класса
на 2014-2015 учебный год
Составила Лысенко Н. А. учитель информатики и ИКТ высшей категории | ||||
Иваново -2014г.
- Пояснительная записка
Учебный курс «Занимательная информатика» проводится в рамках внеурочной деятельности и разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также соответствует концептуальным положениям УМК «Начальная школа 21 века», реализующим фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).
Нормативно-правовая база разработки учебного курса «Занимательная информатика»:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные 29 декабря 2010 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 373 от 06 октября 2009 г. зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009);
- Положение МБОУ СОШ № 39 о порядке оценивания личных достижений учащихся (Портфолио).
Учебный курс «Занимательная информатика» направлен на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечение индивидуальных потребностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
При разработке курса учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. В связи с этим в учебном курсе предусмотрено использование игровых форм овладения основными понятиями, курс имеет ознакомительный характер, не требующий от учащихся знаний строгих определений.
Учебный курс «Занимательная информатика» предназначен для учащихся 3 класса. Объем курса - 34 часа в год (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия – 45 минут. В рамках внеурочных занятий курс проводится в школе в первой половине дня.
В целях формирования единого образовательного пространства школы, для повышения качества образования курс является взаимодополняющим компонентом базового образования.
Задачей курса является развитие ИКТ-компетенций учащихся, с возможностью применения их в учебных предметах ИЗО, технология, математика, русский язык, окружающий мир.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учебный курс «Занимательная информатика» в рамках внеурочной деятельности организован по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
В рамках курса применяются следующие формы и методы работы: игровые моменты, соревнования, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка. Учащиеся выполняют практические задания, объединяясь в пары. Такой прием придаст работе психологически полноценный характер деятельности, позволит развиваться коммуникативным навыкам в процессе выполнения учебных заданий.
Учебно – тематический план
по курсу «Занимательная информатика» для 3-в класса
Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. | 1 | |
Информация и её преобразование. | 2 | 2 |
Устройство компьютера. Навыки работы с внешними устройствами компьютера. | 4 | 4 |
Технология ввода информации в компьютер | 11 | 11 |
Алгоритмы | 4 | 4 |
Логика | 4 | 4 |
Модели. Моделирование | 4 | 4 |
Интернет. Работа с Интернетом | 4 | 4 |
Всего: | 34 | 33 |
№ п/п | Название разделов программы | Коли-чество часов | Универсальные учебные действия |
1 | Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. | 1 | Использует различные средства ИКТ, соблюдает общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними: использует безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполняет компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); бережно относится к техническим устройствам. |
2 | Информация и её преобразование. | 2 | Различает виды информации, информационные процессы получения, хранения и обработки информации. |
3 | Устройство компьютера. Навыки работы с внешними устройствами компьютера. | 4 | Правильно включает и выключает устройства компьютера. Использует основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Знает основные возможности и использует их при работе с клавиатурой и мышью; организует систему папок для хранения собственной информации в компьютере, именует файлы и папки. Учитывает выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
4 | Технология ввода информации в компьютер: | 11 | Создает рисунок, используя простые формы редактирования изображений: копирование, масштабирование, перемещение, вырезание, и добавление фрагмента. Владеет клавиатурным письмом на русском языке; умеет набирать текст на иностранном языке Способность к организации собственной деятельности. Ориентируется на позицию учителя, партнера в общении. Использует фантазию, воображение при выполнении учебных действий |
5 | Алгоритмы | 4 | Управляет исполнителями в виртуальных микромирах (Черепаха); Определяет последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя (Черепаха) с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; Формирует умения работать в парах и малых группах; |
6 | Логика | 4 | Производит простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); |
7 | Модели. Моделирование | 4 | Использует знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования; Создает семейные деревья, планы территории и пр.; |
8 | Интернет. Работа с Интернетом | 4 |
|
Учебно-тематическое планирование курса
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока | Дата урока | Раздел Тема урока (содержание урока) | Всего часов | Практическая часть | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | |
1.Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. | 1 | ||||
1 | Правила техники безопасности. Сказка про Емелю. | 1 | Использует различные средства ИКТ, соблюдает общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними: использует безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполняет компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); бережно относится к техническим устройствам. | ||
2.Информация и её преобразование. | 2 | ||||
2 | Информация. Виды информации. | 1 | Работа с программой «Мир информатики» | Различает виды информации, информационные процессы получения, хранения и обработки информации. | |
3 | Возможности ЭВМ | 1 | Работа с программой «Мир информатики» | Знает возможности ЭВМ. | |
3.Устройство компьютера. Навыки работы с внешними устройствами компьютера. | 4 | ||||
4 | Как устроен компьютер. | 1 | Работа с программой «Мир информатики» | Правильно включает и выключает устройства компьютера. Использует основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Учитывает выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | |
5 | Мышь. Работа с мышью. | 1 | Работа с программой «Мир информатики» | Знает основные возможности и использует их при работе с клавиатурой и мышью; организует систему папок для хранения собственной информации в компьютере, именует файлы и папки. | |
6 | Знакомство с клавиатурой | 1 | Клавиатурный тренажер | Знает основные возможности и использует их при работе с клавиатурой. | |
7 | Клавиатурный тренажер. | 1 | Клавиатурный тренажер | Знает основные возможности и использует их при работе с клавиатурой. | |
4.Технология ввода информации в компьютер | 11 | ||||
4.1.Знакомство с растровым редактором: создание графических изображений. | 4 | ||||
8 | Компьютерная графика. Графический редактор | 1 | Работа с графическим редактором Paint. | Создает рисунок, используя инструменты графического редактора Paint. Способность к организации собственной деятельности. Ориентируется на позицию учителя, партнера в общении. | |
9-10 | Работа с графикой | 2 | Работа с графическим редактором Paint. | Создает рисунок, используя простые формы редактирования изображений: копирование, масштабирование, перемещение, вырезание, и добавление фрагмента. | |
11 | Творческая графическая работа | 1 | Работа с графическим редактором Paint. | Создает рисунок на основе созданных ранее работ. Использует фантазию, воображение при выполнении учебных действий. | |
4.2.Работа с текстовым редактором: ввод текста | 4 | ||||
12 | Работа с текстом | 1 | Работа с текстовым процессором Word | Вводит текст, выравнивает по центру, по ширине, использует заглавные буквы, создает красную строку, вставляет рисунок, созданный ранее, сохраняет текст. | |
13 | Работа с текстом на иностранном языке | 1 | Клавиатурный тренажер «Падающие символы». Диск «Дракоша и занимательная информатика». | Набирает текст на иностранном языке, развитие собственной познавательной деятельности и общей культуры. | |
14 | Работа с информационными объектами: текст, таблица, рисунок. | 1 | Работа с текстовым процессором Word | Работает с простыми информационными объектами: текст, таблица, рисунок, создаёт, сохраняет, преобразует, удаляет. Использует рисунки из коллекции клипов программы Word. Формирование желания выполнять учебные действия. | |
15 | Создание и сохранение гипермедиа-сообщения | 1 | Работа с текстовым процессором Word | Создает гиперссылки на документы, созданные ранее. | |
4.3.Создание презентаций | 3 | ||||
16 | Создание презентаций | 1 | Работа с Power Point | Готовит презентацию; создает план презентации, пишет пояснения и тезисы для презентации; планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
17 | Дизайн | 1 | Работа с Power Point | Выбирает и оформляет дизайн слайдов. | |
18 | Анимация | 1 | Работа с Power Point | Создает простейшие анимированные слайды. | |
5.Алгоритмы | 4 | ||||
19 | Алгоритм. Исполнитель алгоритма | 1 | Работа с программой «ЛогоМиры». Исполнитель Черепашка. | Определяет последовательность выполнения действий, использует систему команд исполнителя «Черепашка»; управляет исполнителем в виртуальных микромирах (Черепаха); формирует умения работать в парах и малых группах. | |
20 | Линейный алгоритм. | 1 | Работа с программой «Мир информатики». Исполнитель Погрузчик. | Определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строит программы для компьютерного исполнителя (Черепаха) с использованием конструкции последовательного выполнения. | |
21 | Разветвляющийся алгоритм | 1 | Работа с программой «ЛогоМиры». Исполнитель Черепашка. | Определяет результат исполнения разветвляющегося алгоритма. | |
22 | Вспомогательный алгоритм | 1 | Работа с программой «ЛогоМиры». Исполнитель Черепашка. | Составляет вспомогательный алгоритм, определяет результат его работы, формирует умение работать в парах и малых группах. | |
6. Логика | 4 | ||||
23 | Высказывания. Высказывания истинные и ложные. Сопоставления. | 1 | Работа с программой «Мир информатики». | Способен и умеет производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение) | |
24 | Множества. Отношения между множествами. | 1 | Работа с программой «Мир информатики». | Способен и умеет производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), способен разбивать множество фигур на подмножества . | |
25 | Аналогия. Закономерность. | 1 | Работа с программой «Мир информатики». | Способен и умеет производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умеет находить аналогию и закономерность. | |
26 | Логические игры | 1 | Логическая игра «Переправа». Диск «Мир информатики» | Умеет применять логические действия в конкретной ситуации. | |
7. Модели. Моделирование | 4 | ||||
27 | Модели. Моделирование как метод познания | 1 | Работа в Word. | Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, формирует опосредованные коммуникации (использование знаков и символов). | |
28 | Создание словесных моделей в Word. | 1 | Работа в Word. Создание семейного дерева. | Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, использует знаково-символические средства, создает семейное дерево. | |
29 | Создание графических моделей в Paint. | 1 | Работа в Paint. Создание графической модели. | Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, создает графические модели. | |
30 | Создание диаграмм в Word. | 1 | Работа в Word. Создание диаграмм | Овладевает действием моделирования объектов и процессов реального мира, представлять данные графически (столбчатая диаграмма) | |
Интернет. Работа с Интернетом | 4 | ||||
31 | Как устроен Интернет | 1 | Работа с диском «Дракоша и занимательная информатика». | Понимает принцип устройства сети Интернет. В игровой форме добавляет недостающие элементы сети. | |
32 | Поиск информации. | 1 | Поиск информации с помощью системы поиска внутри компьютера. Поиск в Интернете. | Ищет информацию в системе поиска внутри компьютера (по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова); в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, контролируемом Интернете. | |
33 | Поиск информации. | 1 | Поиск в Интернете. Использование найденной информации в Word. | Грамотно формулирует запросы при поиске в Интернет, оценивает и сохраняет найденную информацию; критически относится к информации и к выбору источника информации, составляет список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок). | |
34 | Итоговое занятие. Электронное портфолио | 1 | Оформление электронного портфолио | Объединяет в одном документе информацию о созданных ранее документах, использует копирование, гиперссылки. |
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
- Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М., «Белла», 2010
- Диски «Мир информатики», Дракоша и занимательная информатика
Предполагаемая результативность курса
В результате изучения курса «Занимательная информатика» на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Перечень планируемых результатов по программе
«Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».
В результате изучения курса «Занимательная информатика» на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, ссылки и которые могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения,. Это заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Таким образом, в результате изучения курса «Занимательная информатика» учащийся получит положительную мотивацию учебной деятельности, формирования личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере, именовать файлы и папки.
Технология ввода информации в компьютер:
Выпускник научится:
- владеть клавиатурным письмом на русском языке; уметь набирать текст на родном языке; уметь набирать текст на иностранном языке;
- рисовать изображения;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста: вводить и сохранять текст, изменять шрифт, начертание, размер, цвет текста, следовать правилам расстановки пробелов вокруг знаков препинания, правила оформления заголовка и абзацев; использовать полуавтоматический орфографический контроль (подсказку возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу);
- искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера (по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова); составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- готовить и проводить презентацию (устное сообщение с аудио-поддержкой ) перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать семейные деревья и пр.;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- создавать новые сообщения путём комбинирования имеющихся;
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Формы представления образовательных результатов:
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио.
Критериями оценивания являются:
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС....
Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И. учитель информатики...
Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики"
Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики" для обучающихся 7-9 классов...
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...