Применение информационных технологий при проведении классных часов
материал по информатике и икт на тему

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

В этом может помочь компьютеризация школы, когда возможно использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл info.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий при проведении классных часов

Осипова Екатерина Анатольевна


В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

В этом может помочь компьютеризация школы, когда возможно использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий.

Сегодня стало возможным использовать информационные технологии при проведении различных внеклассных мероприятий. Я использую презентации для проведения различных по тематике классных часов, которые сразу становятся для детей интереснее и полезнее. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех учащихся.

Для подготовки к классному часу я привлекаю учащихся, которые делятся на группы. Каждой группе дается определенное задание. Материал для тематических классных часов ученики находят в Интернете, в газетах и журналах, на лазерных дисках, в литературе и др. источниках. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы сканируют. После этого каждая группа делает по своей теме выступления и небольшие презентации, которые потом формируются в одну презентацию классного часа. Конечно же, презентации всех групп должны быть выдержаны в одном стиле и цветовой гамме. На классном часе несколько учеников от каждой группы защищают свою часть презентации.

ИКТ по сути являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала, помощь классного руководителя и учителя информатики. Однако использование компьютерных технологий способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся. А если мероприятие планируется, готовится и проводится самими учениками, то эффективность конечного результата вырастает и в количественном, и в качественном отношении.

За два года такой работы у нас в классе уже есть небольшая коллекция классных часов: «Государственные символы России», «Освобождение Москвы», «70 лет Ростовской области», «Подвиг в моей семье».

Классный час «Государственные символы России».

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей создания герба, флага и гимна России.
  • Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны.
  • Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.
  • Развитие навыков коллективного труда.

Подготовительная работа: класс разбивается на три группы, которые ищут материал, и под руководством классного руководителя готовят выступления и мини-презентации по темам «Государственный Герб», «Государственный Флаг» и «Государственный Гимн». Учащиеся в группах сами выбирают выступающих и представляют свою работу перед всем классом.

Оборудование:

  • компьютер;
  • медиа-проектор;
  • презентации учеников;
  • выполненные в PowerPoint.

Вводное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в историю создания герба, флага и гимна России. Вы знаете, что герб, флаг и гимн – это основные символы государства.

Еще во времена первобытной общины люди столкнулись с такой проблемой: они не могли указать свою принадлежность к какому-либо племени. В это время и зарождаются некие символы, рисунки, которыми люди подтверждали право на собственность. Все это было около 30 тысяч лет назад. Поэтому в символах государства заключена его родословная, его настоящее и прошлое. Отличительными знаками государства являются: государственный Герб, Флаг и Гимн.

I группа: «Государственный Герб».

Слово «герб» пришло в русский язык в XV веке. В его основе лежит немецкое erbe, что означает «наследство». Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны.

Герб может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. Так, изображение двуглавого орла в качестве государственного символа России ведет свой отсчет с конца XV века. С этого времени началась история российского государственного герба.

Везде орел, везде с ним слава.
Везде он гордый, впереди-
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди.

Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, государя всея Руси.

С 1583 г. на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого - всадник, поражающий копьем дракона. В 1625 г. на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Именно это изображение с 1645 г. переходит на большую государственную печать. Три короны символизируют три покоренные царства - Казанское, Астраханское и Сибирское.

В 1667 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен с символами власти - скипетром и державой в лапах. В эпоху Петра I (первая четверть XVIII в.) государственный герб страны дополняется новыми символами. Меняется и раскраска герба: орел становиться черным, а фон – желтым. Это были характерные императорские цвета.

Для работы над гербами в Департаменте герольдии Сената создается Гербовое отделение, которое возглавил барон Бенгард Кене. Он предложил три варианта российского герба: Большой, Средний и Малый. Проекты гербов были утверждены Александром III, Большой государственный герб – 24 июля 1882 г., Средний и Малый – 1883 г.

После февральской революции Временное правительство не отказалось от существовавшего государственного герба, но его внешний вид был существенно изменен. Газета «Речь» 29 апреля 1917г. писала: «Юридическое совещание признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем... а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера... орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства». С герба были убраны короны, скипетр, державы, гербы царств и земель (в том числе и Московский), орденская цепь. За образец был взят орел с печати Ивана III.

После большевистской революции перед Советским государством встала задача создания новых эмблем, которые отразили бы коренные перемены в жизни страны. С этого времени прерывается история государственной российской эмблемы – двуглавого орла.

Работа над государственным гербом продолжалась два года. Окончательный вариант герба РСФСР был одобрен ВЦИК 20 июля 1920 г. Перекрещенные серп и молот - традиционные орудия труда рабочих и крестьян - олицетворяли их союз, красный фон отражал его нерушимость, лучи солнца подчеркивали занимающуюся зарю коммунизма, а колосья хлеба олицетворяли богатство, благополучие народов, живущих в Советской республике. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» выражал идеи интернационального союза рабочих всего мира. После образования СССР в июле 1923 г. был утвержден герб союзного государства. По мнению известного специалиста по геральдике В. Лебедева, «герб СССР, по существу, не что иное, как структура дореволюционного Большого герба России с замещенной символикой. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень России заменена шаром. Девиз России «Съ нами Богъ» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Гербы российских территорий заменены лентами с коммунистическим девизом на национальных языках республик. И, наконец, торжество красной звезды над православным крестом.

Этот герб просуществовал до 1991 года. Современный герб России – это золотой двуглавый орел, увенчанный тремя историческими коронами Петра Великого, в лапах орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти. На груди у орла помещен древнейший герб Москвы - столицы России. На нем изображение Всадника Небесного, поражающего копьем Змия, что символизирует борьбу Добра и Зла.

II группа: «Государственный флаг». (Приложение 1)

Флаг - от греческого «флео» - озарять, гореть. В большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно - в XVIII – XIX вв. Боевые стяги и знамена появились на Руси давным-давно. После принятия христианства в X в. на стягах стали изображать лики Иесуса Христа, Богородицы и святых. Самыми распространенными были стяги с изображением Нерукотворного Спаса. С ними русские войска бились на Куликовском поле, в Крыму. Особую роль играли «государевы большие знамена». Эти стяги шили в единственном экземпляре.

Первым государственным флагом Российского государства стало Гербовое знамя царя Алексея Михайловича 1668 г. Это был огромный белый стяг с алой каймой и двуглавым орлом в центре.

В конце 1660 годов была создана на Руси первая флотилия - Волжско-Каспийское. В 1668 г. ее флагман был украшен полотнищами бело-сине-красного цвета. Цвета имели символическое значение. Красный означал отвагу, синий - верность, белый - царя, отечество, благородство. Выбор цветов был не случаен. Они заимствованы из герба Москвы. Белый - конь, синий - плащ, красный - поле герба.

С 1703 г. трехцвет вытесняется с флота Андреевским флагом (белое полотнище с косым голубым крестом). До 1917 г. Андреевский флаг станет знаменем военно-морского флота. Трехцвет же с1705 года стал флагом торгового флота.

Петр I ввел и третий флаг – императорский штандарт. Его поднимали там, где находился в этот момент император. Императорский штандарт сохранял свое значение до 1917 года.

В 1858 г. Александр II утвердил новый государственный флаг, который состоял из трех полос: верхняя – черная, средняя – желтая, нижняя – белая. Такие цвета трактовались как символы земли, золота и серебра. Но этот флаг просуществовал лишь четверть века. И во времена Александра III (1881-1894) вновь предпочтение отдали петровскому триколору.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) появился новый вариант российского флага. Этот флаг просуществовал до февральской революции 1917 г.

В декабре 1923 г. был создан СССР и в 1924 г. Конституция утвердила флаг СССР: красное полотнище с эмблемой - серпом, молотом и пятиконечной звездой. Этот флаг просуществовал до 1991 года.

8 апреля 1991 г. правительственная комиссия одобрила возвращение трехцвета. Он во второй раз стал государственным флагом. 11 декабря 1993 г. президент России подписал указ «О государственном флаге Российской Федерации». В декабре 1994 г. был утвержден штандарт президента Российской Федерации.

III группа: «Гимн России». (Приложение 2)

Особое место среди официальных символов государства занимает гимн – торжественная песнь. «Гимн»- слово греческого происхождения, которое обозначает «торжественную, хвалебную песнь». В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. Празднование побед сопровождалось виватными кантами. В XVIII в. в торжественных случаях исполнялся церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». При Петре I появился военный марш, который стал неофициальным гимном России.

В 1805 г. офицер Преображенского полка С.Н.Марин написал слова к музыке марша. Текст вышел таким же бодрым и призывным, как и сама музыка:

Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним, век её каков!

Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг…

В декабре 1790 г. в честь взятия русскими войсками неприступной крепости Измаил, был написан марш-полонез «Гром победы, раздавайся!». Он стал песнью той эпохи, когда империя достигла расцвета, когда турки в результате русско-турецкой войны были сломлены, и Россия окончательно закрепилась на Черном море. Авторами этого марша были поэт Г.Р.Державин (1743-1816) и композитор О.А.Козловский (1751-1831).

В эти же годы был создан ещё один гимн «Коль славен наш Господь в Сионе…». Его авторы: поэт М.М.Херасков (1733-1807), композитор Д.С.Бортянский (1751-1825).

Первый официальный государственный гимн России появился после победы русского оружия над наполеоновской Францией. Это была «Молитва русских», слова которой в 1815 г. написал поэт В.А.Жуковский (1783-1852). Музыку написал композитор А.Ф.Львов (1798-1870).

Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю –
Всё ниспошли!

11 декабря 1833 г. состоялось первое публичное исполнение гимна в московском Большом театре. Вскоре последовал приказ: «На парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

В феврале 1917 г. вместе с монархией ушёл в прошлое и гимн «Боже, царя храни!». Появилась «Новая Марсельеза», слова П.Л.Лаврова, а музыку обработал композитор А.К.Глазунов. В январе 1918 г. прозвучал новый гимн республики – «Интернационал». Русский перевод – поэта А.Я.Коца.

Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.

Это есть наш последний
И решительный бой,
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

«Интернационал» оставался гимном Советского Союза до 1944 года.

В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал новый гимн СССР»Союз нерушимых республик свободных»на слова поэта С.В.Михалкова и журналиста Г.А.Эль-Регистана на музыку А.В.Александрова. А с 15 марта 1944 г. новый гимн вводится повсеместно.

После распада СССР 11 декабря 1993 года был утвержден новый гимн Российской федерации. Он не имел текста, была лишь музыка композитора М.И.Глинки «Жизнь за царя». Лишь 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла и утвердила современный Государственный гимн. А 30 декабря 2000 г. текст нового государственного гимна был утвержден указом президента России. Слова принадлежат писателю С.В.Михалкову, а музыка осталась прежней.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава – 
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения классного часа для учителей предметников

Семинар для классных руководителей и зам.дир.по ВР...

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

«Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»....

Информационно-методический материал для проведения классного часа на тему: «Война в судьбе моей семьи и России» «Шаги в бессмертие Героя России летчика Виктора Клыкова»

Первый герой России по Курской области-выпускник Рыльского сельхозтехникума, погиб, защищая Ленинград.Представлен к званию Герой СССР за ночной таран, но награду не успел получить - погиб, выполняя оч...

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на...