Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»
учебно-методический материал

Константинова Анна Ивановна

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на территории Курского края, именитым землякам, истинным героям, защитникам Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_net_v_rossii.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов:

  1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны»
  2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

Подготовлен преподавателем истории Константиновой А.И.

г. Рыльск, 2020

Год 2020 под знаком великой даты – 75-летия Победы. Газеты и журналы, СМИ дают массу материалов о простых людях – солдатах, о ключевых этапах войны, о значении Великой Победы – Победы над фашизмом.

Вторая мировая, Великая Отечественная война – самое великое бедствие, которое пришлось пережить человечеству за всю его современную историю.

В Советском Союзе к маю 1945 года трудно было найти семью, в доме которой на стене не висели бы черно-белые фотографии погибшего сына, мужа, отца и даже мать, дочь. И каждая семья согласна со славами поэта «Ах, война, что же ты сделала, подлая…» Горько и больно за них, погибших, не доживших, не долюбивших, не увидевших своих детей, внуков, любимых. Все они достойны самого главного памятника – сохраненной в наших сердцах правды об их страданиях, боли, надеждах.

Прошло 75 лет после победного мая 1945 года. Но все еще Россия, как писал самый яркий поэт Александр Твардовский, «в тоске и славе этих лет», перебирая в памяти все пережитое: от толп советских пленных бредущих в 1941 году по пыльным дорогам, до торжественного марша парада Победы 1945 года в Москве.

   Победа была одержана совместными усилиями государств антигитлеровской коалиции и сил сопротивления фашизму. Но тяготы войны не в одинаковой мере легли на участников коалиции, и им принадлежит неравная доля в достижении Великой Победы. Советский народ и Красная Армия вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы и сыграли решающую роль в разгроме фашистской Германии, ее союзников и милитаристской Японии. Правда такова, что советско-германский фронт был главным фронтом Второй мировой войны. На протяжении четырех лет, начиная с июня 1941 г., на советско-германском фронте находилось от 193 до 270 наиболее боеспособных дивизий Германии и армий ее сателлитов, тогда как против Англии и США в Северной Африке в 1941–1943 гг. действовало от 9 до 20, в Италии в 1943–1945 гг. – от 7 до 26 дивизий. После высадки американо-английских войск в Нормандии в июне 1944 г. против них действовало от 56 до 75 дивизий фашистской Германии. Основные же силы по-прежнему были на востоке (235 дивизий), т. е. в 3 раза больше, чем на западе.  Фашистское командование в войне против СССР использовало 4 воздушных флота из пяти, а так же всю авиацию государств-сателлитов.

Коллектив преподавателей сотрудников и студентов нашего учебного заведения, как и вся страна, встал на защиту Родины.

Среди них братья Клыковы – выпускники агрономического отделения Константин и Виктор.

Виктор Клыков совершил ночной таран, защищая небо Ленинграда, за что был представлен к званию герой Советского Союза. Награда нашла героя (посмертно) только в 1998 году – он стал Героем России №1 по Курской области.

Советско-германский фронт по своей протяженности был много больше всех других фронтов – от 3000 до 6200 км, в то время как в Западной Европе протяженность фронта доходила лишь до 800 км.

Боевые действия на советско-германском фронте отличались самой высокой интенсивностью вооруженной борьбы. Из 1418 дней и ночей войны 1320 приходится на активные боевые действия РККА. На северо-африканском фронте активные действия союзников заняли только 29% времени, на итальянском – 74, а с открытием второго фронта в Европе достигли 87% . При этом здесь операции не достигли таких масштабов, как на советско-германском фронте. Ожесточенные сражения на советско-германском фронте не только притягивали к себе большинство сил фашистской Германии и ее сателлитов, но и с неимоверной быстротой поглощали их. РККА за годы войны уничтожили 607 дивизий фашистской коалиции (из них 507 немецких), а наши союзники за все годы войны и на всех фронтах – только 176 дивизий врага.

Таковы факты истории, которые убедительно свидетельствуют, что именно Советские Вооруженные Силы внесли решающий вклад в дело разгрома фашистской Германии и ее союзников, а советско-германский фронт был главным фронтом всей Второй мировой войны.

Классный час

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Цель: показать важность сохранения и передачи исторической памяти  о Великой Отечественной войне через межпоколенческую историю семьи.

Задачи:  

  • выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей
  • выявить источники получения информации о ВОВ, героях, ярких сражениях тех лет.
  • выявить личностные переживания современных подростков, связанные с периодом ВОВ
  • проанализировать,  каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь  с великим прошлым нашей страны
  • организация диалога между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века

I. Предварительная подготовка:

а) выполнение творческих работ «Война в истории моей семьи» –

    оформление выставки;

б) анкетирование  (обработка ответов);

в) цветы для комнаты Боевой Славы.

        II.Видеоклип по этапам Великой отечественной войны(5-7 мин)

III. Ведущий I. Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:

Может быть, от того, что об этом в словах не дано.

Только слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,

Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо.

Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

IV. Ведущий II. Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью. Дороги войны… от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих почти четыре года, 1418 дней и ночей!

Это подвиги солдат, их бесстрашие и героизм, это долгие минуты ожидания тех, кто остался в тылу.

И в результате – 27 миллионов погибших на полях сражений, замученных в фашистских концентрационных лагерях, умерших от ран в госпиталях…

 V. ВедущийI.  Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро семьдесят лет  со дня Великой Победы, бабушки-дедушки современных мальчишек и девчонок – это дети войны, или родившиеся в начале 50-х. Рассказы о войне незнакомых людей не всегда затрагивают наши сердца, другое дело – история своей семьи.

  Сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.

   Великая Отечественная война является ключевым событием в истории нашего государства. Память о ней сохраняется как у людей, переживших военные годы, так и у последующих поколений. В наши дни существенно меняется контекст  ее осмысления: отчетливее становится ощущение уходящей связи с тем временем, с той эпохой. Уходит не только поколение военной поры, но уходит что-то существенно важное, без чего рассыпается целостность нашей общей памяти,  общей жизни. Сегодня память уступает дорогу истории.

 VI. Ведущий II. Одной из ведущих на сегодня является проблема памяти и воспоминаний, проблема потери органической связи с прошлым. С памятью о войне связаны многие актуальные мировоззренческие и нравственные проблемы. Особенно важно это сейчас, когда пытаются переписать историю войны на Западе, Украине. В учебниках убирают понятие Великая Отечественная – считают, была Вторая мировая – столкновение Германии и СССР за территорию Европы, а не борьба с фашизмом.

Надо четко знать, что это была борьба мировая против страшного явления – фашизма. Неофашизм сейчас в Прибалтике, Польше, Украине пытается взять верх над историей.

VII. Кл. руководитель или преподаватель истории: Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться.

    Память существует и на генетическом уровне и переходит из поколения в поколение. Без памяти невозможно понимание и построение дальнейшего будущего.

В России есть особые причины интересоваться многопоколенной семейной историей, учитывая концентрацию доставшихся нам в ХХ веке исторических испытаний.

Чтобы осмыслить свою историю, историю своего рода, надо проговорить ее, оживить детали, назвать имена. И тогда окажется, что в прошлом были не только травмы и страдания -  в нем живут и таланты, и любовь, и чудесные спасения, и приверженность семейной традиции…

 Часто бывает, что мы не все знаем об истории  своей семьи, либо знаем лишь обрывочную информацию. Мы проделали большую работу – каждый, нам смог, с помощью родителей восстановил, как война коснулась вашей семьи, села, города, где вы живите.

Ваши работы – память, благодарность своим предкам, стране за то, что мы имеем сейчас.

В кабинете – выставка работ студентов «Война в истории моей семьи, моего села».

Мы имеем выставку Ваших работ, вы их представляли на уроке истории – анализ работ, демонстрация.

Готовясь к этому классному часу, вы ответили на вопросы анкеты. Некоторые ответы я прошу Вас разрешить мне зачитать Вам.

Анализ анкет, заполненных заранее.

Анализ анкеты

  • Отвечая на вопросы анкеты, вы абсолютно все отметили, что в вашей семье обязательно дедушки-прадедушки участвовали в войне, многие погибли.
  • Хорошо, что во многих семьях хранятся награды, памятные вещи предков-солдат.
  • Очень приятно отметить, что в ваших семьях День Победы – святой Праздник, что вы интересуетесь историей войны, что вас беспокоят искажения истории нашего государства в целом и истории войны.
  • Я уверена, что наша молодежь способна, если будет надо, встать на защиту Родины, повторить подвиг предков.

VIII. Ведущий I: Сегодня у нас нет приглашенных живых героев, но с нами память о них, наше уважение, благодарность.

Наш современник, поэт В. Юшманов написал стихи, отражающие наше состояние, благодарность воинам-солдатам, защитившим Родину в годы войны.

    В. Юшманов

Мы выросли, не зная потрясений,

Мы ваши дети: внуки и сыны.

От всех послевоенных поколений

Я обращаюсь к вам, участники войны!

Спасибо вам за то, что видим небо,

За то, что дни безоблачно легки,

За то, что воздух пахнет свежим хлебом,

За все спасибо Вам, фронтовики!

Классный руководитель: Я предлагаю сейчас отнести эти цветы в комнату Боевой Славы, поставить их к мемориальной стене, где перечислены имена погибших в Великой Отечественной войне, сотрудников техникума.

Анкета

(Пожалуйста, отвечайте подробно!)

Возраст_____

  1. Пол  а) м     б) ж
  2. Какие даты, связанные с событиями ВОВ вы помните?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Есть ли среди ваших родственников, знакомых, люди, прошедшие ВОВ

а) да   б) нет

4. Если да, то укажите, пожалуйста, более подробно ( кто это, служба в тылу или на фронте, имеет ли награды, если да, то какие, есть ли какие-либо трофеи, памятные вещи с ВОВ, какие события наиболее значимы для нее(него).___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Интересовались ли вы сами историей ВОВ

а) да  б)нет   в) ваш вариант_______________________________________________

6.Что именно интересно (рода войск, виды вооружений, партизанское движение, работа в тылу, судьбы простых людей (подчеркните нужное) 

ваш вариант____________________________________________________________

7. Скажите, пожалуйста, были ли среди передач, фильмов, книг, публикаций  такие, которые существенно изменили или дополнили ваши знания, представления о ВОВ, достоверно отражали истинную картину войны.

А) да (если да, то, что именно)_____________________________________________

Б) нет__________________________________________________________________

в) ваш вариант___________________________________________________________

8. Оцените, пожалуйста, свой уровень знаний о Великой Отечественной войне по пятибалльной шкале_________________________________________________

9. Где Вы узнали больше всего о войне?

а) интернет;

б) урок истории;

в) книги, фильмы;

г) рассказы ветеранов, бабушки, дедушки.

10.Как вы оцениваете период военных действий между СССР и фашистской Германией сегодня?

а) это тяжелое испытание, его нужно было выдержать, чтобы отстоять независимость

б) считаю жертвы бессмысленными, лучше бы проиграли эту войну

в) эта война была справедливой, потому что долг каждого защищать свою родину

г) другое

11. Считается в Вашей семье День Победы праздником, как вы отмечаете его?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

12. Что дает знание о войне с фашизмом нынешнему поколению?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________13. Как сейчас искажается история Второй мировой и Великой Отечественной войны? Зачем это делают? ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Способны ли сегодняшняя молодежь так же встать на защиту России, повторить подвиг дедов?________________________________________________

___________________________________________________________________

     

В первые дни войны многие коммунисты и комсомольцы добровольно ушли на фронт, причем не только мужчины, но и женщины. Население, способное носить оружие, но не попавшие в армию, вступило в народное ополчение. Среди ополченцев было много молодежи. Девушки охраняли народное добро, состояли в санитарной дружине, юноши после напряженного рабочего дня изучали штыковой бой, стрельбу, подростки вместе со старшими выходили на ночные дежурства.

Для защиты города был создан истребительный батальон. Днем и особенно ночью его бойцы охраняли город и ближайшие подступы к нему.

Все лето 1941 года школьники и домохозяйки Рыльска работали на колхозных полях, помогая колхозникам вовремя убрать урожай.

С начала войны и до октября 1941 года Рыльск был перевалочным пунктом на пути эвакуации населения из западных областей в восточные. Сотни тысяч советских людей из северо-восточной части Украины и Белоруссии прошли через город. Здесь они отдыхали и получали временное пристанище.

В связи с приближением фронта Курский облисполком 31 августа 1941 года принял решение об эвакуации населения из западных районов области и городов Рыльска, Льгова, Курска.

В конце августа 1941 года враг занял город Глухов, расположенный в 60 километрах от Рыльска в северо-западном направлении. Фронт приближался. Рыляне решили не сдавать город без боя. Сотни ополченцев вышли на боевой рубеж Крупецкого района и три недели держали оборону на дальних подступах к городу.

В начале сентября враг стал бомбить город. Тяжел и памятен для рылян день  5 октября 1941 года, когда вражеские самолеты разбомбили мост через реку Сейм. с 12 до 14 часов шли бои на ближайших подступах, город обстреливался из орудий. Вечером врагу удалось прорваться в Рыльск, а на следующий день была захвачена вся территория района.

В Рыльске и Рыльском районе за два года оккупации немцы расстреляли около 2000 человек. Общий ущерб, нанесенный фашистскими оккупантами, выражается в сумме свыше 283 миллионов 754 тысяч рублей (в старом масштабе цен).

В Рыльске и на территории Рыльского и соседних районов действовало несколько партизанских отрядов. Партизаны отряда имени Чапаева в октябре 1941 года, заминировав дороги Крупец-Рыльск и Марково-Рыльск, подорвали 8 автомашин с немецкой пехотой. Было убито 72 немца, многие ранены. В октябре партизаны этого же отряда были в разведке в районе Рыльска и передали важные сведения в штаб 1-й гвардейской дивизии. В результате артиллерийским огнем в Рыльске было убито 50 гитлеровцев и уничтожено много огневых артиллерийских и пулеметных точек.

В 1942 году на территории Рыльского и соседних районов проводил боевые операции и объединенный Путивльский партизанский отряд, командиром которого был С.А. Ковпак, а комиссаром С.В. Руднев. Партизаны минировали дороги, уничтожали переправы через р. Сейм, громили вражеские гарнизоны.

Большое значение в развертывании партизанского движения имело создание 2-й Курской партизанской бригады им. Дзержинского. Она была сформирована 18 ноября 1942 года штабом партизанского движения Брянского фронта. Бригада объединила партизанские отряды, действовавшие на территории Курской области и в зоне Хинельских лесов, и партизанские группы: Рыльскую, Дмитриевскую, Глушковскую и Льговскую. Бригада действовала в тылу противника до марта 1943 года.

С января по март 1943 года на территории района действовали партизанские отряды этой бригады: имени Боженко, имени Фрунзе и имени Щорса.

Началом перелома в войне стала Сталинградская битва 1942-1943 гг. самая длительная и кровопролитная. Взяв в кольцо и уничтожив большие силы фашистов, Красная армия к весне 1943 года отбросила врагов на 500-600 км на запад.

Освободив 8 февраля 1943 года город Курск, части 60-й армии Воронежского фронта успешно продолжали наступление в направлении на Льгов – Рыльск. С 11 февраля до 11 марта 1943 года была проведена Льговско-Рыльская операция, в ходе которой было освобождено много населенных пунктов, в том числе Льгов и Коренево.

Противник, оказывая упорное сопротивление и переходя в контратаки, отходил на западный берег р. Сейма. Соединениям 60-й армии было приказано продолжать наступление, нанести удары врагу частями правого фланга и выйти на западный берег р. Сейма, подготовив там плацдарм для решительного наступления на Рыльск. Выполняя поставленную задачу, части 60-й армии с утра 10 марта перешли в решительное наступление. Однако взять Рыльск не удалось. Заняв Боровское, наши войска вышли к Сейму.

21 марта войска Центрального фронта перешли к обороне, образовав совместно с войсками Брянского фронта северный фас Курского выступа от Рыльска до Мценска. Вскоре стабилизировался фронт и на Белгород-Харьковском направлении. Образовался южный фас Курского выступа от Коренево до Волчанска. Так Рыльск оказался на линии фронта знаменитой Курской дуги. Рыльск и территория района были на стыке Воронежского и Центрального фронтов.

Полгода, пока готовили плацдарм для дальнейшего наступления, с марта по август 1943 года, Рыльск был в сущности мертвым городом. При подходе к нему частей Советской Армии враг угнал жителей в другие места. В городе, лишенном мирного населения, царило полное запустение. Улицы, площади и огороды покрылись бурьяном выше человеческого роста.

Фашисты возлагали большие надежды на Рыльск как на важный опорный пункт, и длительное время укрепляли его. Они создали на подступах к городу минные поля, густую сеть проволочных заграждений, систему огневых точек. К тому же путь наступающим частям Советской Армии преграждало серьезное естественное препятствие – река Сейм, бывшая летом 1943 года исключительно полноводной.

Борьба за Рыльск была составной частью разработанного Ставкой Верховного Главнокомандования общего плана освобождения Левобережной Украины и преодоления днепровского водного рубежа.

Наступление на Рыльск вели части 60-й армии, входившей теперь в состав Центрального фронта.

Брать Рыльск в лоб, со стороны с. Боровское, было нецелесообразно. Поэтому Советское командование решило применить обходной маневр. Было решено форсировать реку Сейм севернее и южнее Рыльска, захватить плацдарм на его правом (западном) берегу и, прорвав оборону противника, одновременно наступать на город с севера и юга и решительным ударом взять его.

С севера основной удар наносили части 121-й стрелковой дивизии, среди воинов которой было много курян.

Перейдя в наступление, части 121-й стрелковой дивизии под ураганным огнем противника форсировали Сейм и завязали бой на Рыльском направлении. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, цепляясь за каждый выгодный рубеж. Одна из наиболее сильно укрепленных оборонительных позиций проходила у них у села Кольтичеево. Ожесточенным и долгим был бой за высоту у этого села. Укрепившись на ней, противник просматривал наш передний край и дороги, по которым шло снабжение войск. Так как попытки овладеть высотой лобовой атакой закончились неудачей, было решено обойти ее с флангов и с тыла. Взятие высоты во многом было обеспечено дерзкими, решительными и смелыми действиями молодого девятнадцатилетнего воина из села Гремячка Курского района Конищева Ивана Петровича и его верных боевых товарищей.

Утром 30 августа, прорвав оборону противника севернее Рыльска, части Красной Армии овладели несколькими населенными пунктами, перерезали шоссейную дорогу на Крупец, форсировали реку Рыло и вышли на северную окраину города. Одновременно воины 112-й стрелковой дивизии прорвали оборону противника с юго-восточной стороны и ворвались на окраины Рыльска. Ударом с двух сторон обороняющиеся немецкие части были откинуты и стали в панике отступать. Часть немецкого гарнизона была уничтожена, много солдат и офицеров противника взято в плен. Так после упорных боев 30 августа 1943 года Рыльск был освобожден войсками Центрального фронта.

Взятие Рыльска – сильно укрепленного пункта обороны гитлеровцев – имело важное значение для наших войск. Оно вместе с освобождением Глухова открыло путь в северную Украину.

В ознаменовании одержанной победы дивизиям, танковым и артиллерийским соединениям, особо отличившимся в боях под Глуховом, Рыльском и Севском, было присвоено наименование «Глуховских», «Рыльских», «Севских».

Рыльск непосредственно освобождали войска 60-й армии под командованием генерал-лейтенанта И.Д. Черняховского. 112-й и 121-й стрелковым дивизиям армии было присвоено наименование «Рыльских». Столица нашей Родины Москва 31 августа в 20 часов 30 минут салютовала доблестным войскам, освободившим от немецких захватчиков города Севск, Глухов и Рыльск.

Многие воины, отличившиеся в боях под Рыльском, были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за исключительное мужество, героизм, отвагу, самоотверженность и выдержку, проявленные в боях при форсировании Сейма и освобождении г. Рыльска и в последующих боях по форсированию Днепра и освобождению Украины, звание Героя Советского Союза было присвоено воинам-курянам: Коренькову Василию Матвеевичу, Конищеву Ивану Петровичу, Кривоухову Тихону Сергеевичу, Лабусову Савелию Андреевичу, Литвищенко Григорию Федоровичу и Шумакову Захару Егоровичу.

В освобожденный город постепенно стали возвращаться жители. Трудно им было узнать родные места. Среди бурьяна уныло поднимались коробки разрушенных зданий. Улицы были изрыты немецкими окопами. Заросли полыни, крапивы и других сорняков были такими высокими и густыми, что дорогу через них приходилось прокладывать серпом и топором. Почти все большие дома немцы заминировали.

3 сентября 1943 года состоялся митинг, посвященный освобождению Рыльска от фашистских оккупантов. Трудящиеся дали слово поднять из руин разрушенный город.

Восстановительные работы начались с первых же дней. Постепенно вступали в строй промышленные предприятия, ремонтировались здания общественных и культурных учреждений. Весной 1944 года на улицах было высажено около 10 тысяч молодых деревьев.

В восстановлении Рыльска активное участие принимало все население. Были созданы добровольческие строительные бригады. Одновременно рыляне всеми силами помогали фронту. По инициативе районного комитета партии и райисполкома жители Рыльска в 1943 году собрали 2 миллиона 700 тысяч рублей на танковую колонну. На фронт было отправлено большое количество теплой одежды и обуви.

Тысячи рылян на фронтах войны продолжали сражаться с врагом. Среди них многие проявили себя как подлинные герои. Самые мужественные и отважные из них, совершившие великие подвиги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Морозов Иван Иванович, родившийся в 1913 году в семье крестьянина села Ивановского Рыльского района, участник Великой Отечественной войны с первых ее дней, получил звание героя за бой на Курской дуге. Три уроженца Рыльского района Крюков Василий Иванович, Малышев Петр Степанович и Новожилов Василий Филиппович были удостоены высокого звания за героизм при форсировании Днепра. За подвиги на других фронтах орденом Ленина и Золотой медалью награждены рыляне Воронцов Иван Михайлович, Комарицкий Григорий Кириллович и Плотников Павел Михайлович.

В Рыльске уже после Великой Отечественной войны жил Герой Советского Союза Матвейцев Иван Михайлович, проявивший героизм при освобождении Киева. Герой Советского Союза Сироткин Анатолий Петрович, отличившийся в боях с белофиннами, в послевоенные годы также жил в Рыльском районе (умер в декабре 1976 года). В селе Асмолово жил кавалер орденов Славы трех степеней Федотов Николай Федорович, бывший командир разведчиков, отличившийся накануне Курской битвы (когда брал «языка»), при освобождении Полтавы и в боях за последний водный рубеж на пути к Берлину – реку Одер.

Рыльск – это умный город, заметил один из его старожилов, а умное лицо всегда красиво и привлекательно независимо от возраста. Обаяние города – это лучшая черта русской провинции. Мы знаем любовь к матери, к отцу, сестре, брату, к себе, к Богу. А тут любовь к целому городу.

Она – из глубины веков. Ведь удельная Русь Сергея Радонежского, Андрея Рублева и Феофана Грека была духовно богата и притягательна. Она излучала особую энергию святости и добра. А на сквозняках великих исторических переломов и перемен могли выстоять только сильные умом, духом и телом люди.

Рыляне выстояли. Потому что издревле делились и теплом, и кровом, и хлебом, и солью с теми, кто приходил к ним с миром, кто нуждался в защите и помощи.

Вот всего лишь несколько разделенных десятилетиями и целыми столетиями примеров бескорыстия, великодушия, милосердия и благородства рылян.

Собираясь в знаменитый поход против половцев 1185 году, рыляне в дополнение к княжеской дружине выставили народное ополчение, отдав на общее дело последних коней.

В XVII-XVIII веках, спасаясь от гнета поляков, в Рыльск бежали сотни украинцев. Город встречал их с христианским хлебосольством, по-братски. Рыльский воевода В. Ромодановский отписывал царю в Москву осенью 1632 года о приеме городом «еще 174 беженцев». Так шло слияние двух однокровных народов, двух культур. Неповторимый русско-украинский говор, детали была, песни наложили свой отпечаток на жизнь целых поколений рылян, как и всех юго-западных районов Курского края.

И сегодня Рыльск – город пограничный. Мы радушно встречаем гостей, готовы помочь нуждающимся, принимаем беженцев,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой

Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...

История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны

Мероприятие   предназначено для учащихся 7–11-х классов. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов – ведущих, биографов, подготовивших в результате исследовательской работы рассказы о земляках...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!

Мероприятие, посвященное дню Победы....

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интерна...

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой» и «Пасха - Великий день»

Урок памяти и познавательное занятие по программе Русская душа...