«Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
статья по алгебре по теме
Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_noyabrya_2013_-_seminar.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад Афониной Надежды Викторовны, учителя математики высшей квалификационной категории,
на международной конференции 21.11.2013 года
«Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида».
СЛАЙД 2.
СЛАЙД 3.
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
СЛАЙД 4.
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Применение информационных технологий в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках. СЛАЙД 5.
Не секрет, что компьютер в последнее время занимает одно из главных мест в жизни детей, именно за ним, они проводят большую часть, свободного времени. Причём дети с особыми образовательными потребностями не являются исключением, так как подчас компьютер является единственной возможностью не отставать от других детей.
Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации, так называемая «экранная культура». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. СЛАЙД 6.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания/ умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. СЛАЙД 7.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока. СЛАЙД 8.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем. СЛАЙД 9.
Образовательные учреждения, энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.
Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, но и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке. СЛАЙД 10.
Информационные технологии – это не только технологии, предполагающие использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией.
Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие: СЛАЙД 11.
- Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажёры, компьютеры, лабораторные практикумы, тестовые системы.
- Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
- Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
- Распределенные базы данных по отраслям знаний.
- Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы. СЛАЙД 12.
За последние годы компьютеры и основанные на них информационные технологии существенно изменились. Достаточно динамичные и существенные преобразования в элементной базе компьютеров привели не только к более широкому их использованию в образовательном процессе, но и к повышению надежности, точности и быстродействия их работы, расширению их функций от собственно вычислительных ко все более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере творческим. Не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчётом. СЛАЙД 13. Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации. СЛАЙД 14.
Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учётом не только специфики собственно содержательной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
СЛАЙД 15.
Информационные образовательные технологии, на мой взгляд, действительно являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных — обучающей, воспитательной и развивающей — функциях.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. СЛАЙД 16.
В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.
При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. СЛАЙД 17.
Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное применение информационных технологий в учебном процессе будет способствовать развитию у учеников теоретического мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования в нашей стране и наиболее развитых западных странах, где подобные системы применяются уже давно.
Особенно важно использовать информационные технологии на уроках математики, так как математика и информатика связаны теснейшим образом, и необходимо продемонстрировать эту связь учащимся. На занятиях можно познакомить учащихся с возможностями применения пакета Microsoft Office.
СЛАЙД 18.
Важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию. Урок-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). СЛАЙД 19.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. СЛАЙД 20.
Для оптимизации образовательного процесса я практикую объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Хочу отметить, что эмоциональный настрой на таких уроках совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается.
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.
СЛАЙД 21.
К информационно-коммуникационным технологиям, применяемым мной на уроке, следует отнести:
- использование компьютерных презентаций на разных этапах урока
- работа с тестирующими программами
- работа с интерактивной доской
- элементы дистанционного обучения
Выделяют два типа компьютерного обучения: СЛАЙД 22.
а) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером
(обучение без учителя),
б) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, -
обычно тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика.
В обоих, случаях необходимо учитывать, какие именно функции учителя и учащегося при этом автоматизируются и передаются компьютеру.
СЛАЙД 23.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю в определённой степени добиться следующих целей:
- представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др);
- повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
- использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
- вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
- использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.
СЛАЙД 24.
Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
СЛАЙД 25.
Какова особенность уроков? Учеников привлекает новизна проведения уроков с компьютерными презентациями. Такие уроки позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности.
При использовании на уроке компьютерных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
СЛАЙД 26.
Когда применяются презентации? Возможно использование на различных этапах урока математики:
- для устных упражнений (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности).
- для объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия)
- для закрепления изученного материала
- для проверки знаний, умений и навыков учащихся (при самопроверке или взаимопроверке математических диктантов, самостоятельных работ и тестовых заданий). СЛАЙД 27.
Следует ещё раз подчеркнуть достоинства компьютерных презентаций:
- Реализация триединой цели урока;
- Повышение уровня наглядности при обучении;
- Рациональное использование времени на уроке;
- Повышение качества урока;
- Эмоциональный настрой урока;
- Высокая активность учащихся на уроке;
Повышение уровня мотивации учащихся; СЛАЙД 28.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в нашей школе. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. СЛАЙД 29.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 25% услышанного материала, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик активно участвует в процессе. СЛАЙД 30.
Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. СЛАЙД 31.
Закономерно, что компьютерные технологии сегодня пришли в систему образования. Они призваны сделать обучение интенсивнее и облегчить его для учащихся. Но ничуть не меньше они могут помочь и учителю. В частности, компьютерные тесты для учителей математики с успехом способны заменить трудоёмкую и утомительную проверку тетрадей. СЛАЙД 32.
«Продвинутые» учителя уже знакомы с системой применения тестов на уроках математики и, безусловно, оценили это новшество. Тесты для учителей математики – не только ощутимая экономия времени, но даже экономия физических сил (если учесть тяжесть ежедневных стопок тетрадей в сумке учителя). Впрочем, для ученика тоже. СЛАЙД 33.
Как это выглядит? Каждый тест – это фиксированное количество вопросов по определенным темам. В тест включаются вопросы по математике трёх степеней трудности: к ним прилагаются возможные варианты ответов. В конце тестирования компьютер оценивает процент правильно решённыхтзаданийтиhвыставляетjоценку. СЛАЙД 34.
Ученик имеет возможность вернуться, посмотреть, какие задания он решил неверно и каково правильное решение. Как правило, тесты на уроках математики школьники проходят с интересом и удовольствием, воспринимая их как своеобразную игру. СЛАЙД 35.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках применяю различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, кружка «Занимательная математика», внеклассных мероприятий по предмету. СЛАЙД 36.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», в своей работе наряду с традиционными, танцевальными, геометрическими физминутками, использую очень много физминуток для глаз.
ФИЗМИНУТКИ СЛАЙД 37 - 38.
СЛАЙД 39.
На протяжении последних пяти лет работы мною практикуется проведение интегрированных уроков по математике и информатике, математике и СБО, математике и истории, математике и географии.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: использование информационных технологий позволяет не только сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность знаний, эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к урокам, активизировать познавательную деятельность учащихся, снять напряжение, осовременить урок, учитывая социальный заказ общества. СЛАЙД 40.
Поэтому в дальнейшем планирую обязательно развивать и продолжать работу по рассматриваемой проблеме.
Партнёрство с учениками, преподавателем информатики и другими коллегами, совместное решение проблемно- познавательных задач - основной путь успешного познания математики.
Личность учителя, его эрудиция, его требовательность, его заинтересованность - вот главная составляющая любой технологии обучения. Только тот учитель, который способен расти вместе с учеником, будет успешен. И только успешный учитель сможет помочь ученику сформировать себя как личность, входящую уверенно в окружающий его мир, умеющую правильно выбрать поле своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс
Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Содержание Введение ……………………………………………………………………… 2Дидактические основы использования технических средствобучения и воспитания ……………………………………………………… ... 4Примене...
Применение карточек-тренингов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логи...
Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"
Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА".
Основными задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта, выработка достаточно прочных навыков грам...