Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. В данной статье представлены различные методы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся по информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu.docx | 228.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС
Как, наверное, и у многих педагогов, на моих уроках можно наблюдать
следующее: по ходу урока мы с учениками действуют как равноправные партнеры (определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы). Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения. Урок подходит к концу, сделано много, вот-вот прозвенит звонок, и тут я, вдруг вспоминаю, что не поставила ни одной отметки! Одновременно со звонком торопливо перечисляю: «Так, Юля, тебе пять, ты сегодня молодец. Тебе, Петя, – четыре, ты отвечал не совсем хорошо..» Из позиции «равноправный собеседник», я, вдруг, резко перехожу в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делаю это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сама не всегда могу внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка. Иногда же на вопрос детей: «А какие оценки за урок?», могу в сердцах сказать: «Тебе, что, оценка нужна или знание?».
Реально у педагога четыре балла (5, 4, 3, 2), а положительных – два (5 и 4).
Учителю приходится сопровождать выставление отметки следующими
размышлениями: «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»; «Если сегодня поставлю "два", завтра вообще замолчит»; «Старался, а все равно вышло "два"», т.е. пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:
- «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»
- «Что именно надо сделать, чтобы исправить итоговую отметку?»
ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге
(внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих
овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал
учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
В 3-е правило технологии оценивания внесла свои коррективы и применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих
овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал. Это правило стараюсь применять регулярно.
Для контроля знаний учащихся использую следующие формы и методы:
- Устная контрольная работа
(Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.)
При чем для устных ответов используются следующие критерии оценивания
Критерии оценивания устных ответов учащихся
Оценка | ставится, если учащийся: |
5 (высокий уровень) | - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов |
4 (достаточный уровень) | - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - нет определенной логической последовательности, неточно используется специализированная терминология и символика; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов. |
3 (средний уровень) | - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации, - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. |
2 (начальный уровень) | - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. |
1 (критичный уровень) | - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. |
- Летопись урока
Помогает учащимся оценить свою деятельность на уроке . Например, на уроке по теме «Ввод информации в память компьютера» учащиеся 5 класса работали на протяжении всего урока со следующей таблицей:
Летопись урока информатики________________ (дата)
| Учебные задания урока | Количество баллов |
1. | Запись устройств ввода информации (за каждое правильно записанное устройство 1 балл) |
|
2. | Запись групп клавиш (за каждую правильную группу 1 балл). |
|
3. | Распределение клавиш по группам (за каждую правильно записанную клавишу 1 балл) |
|
4. | Составление названий клавиш (за каждое правильно составленное слово 1 балл) |
|
5. | Тест (за каждое задание теста, выполненное верно- 1 балл) |
|
| Всего баллов: |
|
С обратной стороны листа оценивания:
Оцени свою работу на уроке:
1) 23-22 балла - отличный результат. Спасибо за работу!
2) 21-18 баллов – хорошие знания по теме. Подумай, над чем ещё надо поработать. Спасибо за работу!
3) 17-14 баллов – получилось не всё. Подумай, как исправить свои ошибки. Повтори параграф по теме. Выполни тренировочные упражнения из рабочей тетради.
4) Менее 14 баллов – не огорчайся. Отрицательный результат, тоже результат. Задумайся, с чем связаны твои ошибки, что ты можешь сделать, чтобы их исправить. Помни: « Терпенье и труд всё перетрут».
- Прием «Корзина» идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
- Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности изучения теории является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
- Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные определения , предложения , задания в рабочей тетради .
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.)
- Создание «Таблицы успеха»
Цель приема: содействовать осмыслению обучающимися своей учебной деятельности, самооценки .
Главное: личный прирост знаний и умений (поменять «-» в первой строке таблицы на «+» в третьей строке)
- Рефлексию деятельности на уроке можно организовать, используя опросник: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?
Или используя такие приемы как: «Заверши фразу», «Письмо самому себе», «Барометр настроения» и другие.
В заключении хочется сказать, что все эти методы и приемы осуществляют информирование учителем ученика о результатах оценивания, и наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе. Причем очень важно, чтобы оценивание поддерживало учение, укрепляло мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....
Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения
Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М." с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной оценки достижения планируемых результов обучающимися ...
Преподавание информатики в условиях введения ФГОС нового поколения.
План проведения МО учителей информатикиПреподавание информатики в условиях введения ФГОС нового поколения. Практическая работа «Разработка технологической карты урока на основе использовани...
Инновационные модели деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...
Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС
Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к жизни. Наиболее важная задача реформы системы образования - управление качество...
Достижение планируемых результатов в области «Технология» в условиях введения ФГОС
Достижение планируемых результатов в области «Технология» в условиях введения ФГОС...
Использование метода проектов на уроках информатики в условиях введения ФГОС
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка сам...