Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для 7 класса
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с авторской программой Босовой Л.Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» , с учетом кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА и ЕГЭ, с целью реализации государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 7 класс | 76.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ для 7 класса
(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)
Шевелева Наталья Андреевна
(ФИО учителя-разработчика (полностью))
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с авторской программой Босовой Л.Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»[1], с учетом кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА и ЕГЭ, с целью реализации государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика предмета
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но за счет регионального компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
В основу курса информатики и ИКТ в 5-7 классах положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгостью и системностью изложения;
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий и является продолжением обучения, начатом в 5 классе по учебнику Л. Л. Босовой.
Изучение информатике и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
- Формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики.
- Формирование у обучающихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для учебных задач и саморазвития.
- Усилие культурологической составляющей школьного образования.
- Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики.
- Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 7 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 35 часов в год по учебнику Л.Л.Босовой «Информатика и ИКТ», уровень – базовый. В программе используется УМК, которое продолжает обучение, начатое в 5-6 классах:
- Информатика и ИКТ: учебник для 7 класс / Л.Л.Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- http://products.videouroki.net , «Электронная тетрадь по информатике 7 класс».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей[2]:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Рабочая программа составлена в точном соответствии с авторской программой.
Содержание курса
Объекты и их имена – 6 часов.
Информационное моделирование – 20 часов.
Алгоритмика – 9 часов. 2 часа на создание итогового мини-проекта добавлены в раздел Алгоритмика.
Контрольные работы -2:
Контрольная работа №1 «Объекты и их имена» - 1 час
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» - 1 час
Практические работы - 12:
практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»;
практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»;
практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»;
практическая работа №4 «Создаем словесные модели»;
практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»;
практическая работа №6 «Создаем табличные модели»;
практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы»;
практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»;
практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики»;
практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья»;
практическая работа №11 «Графические модели»;
практическая работа №12 «Итоговая работа».
Проверочные работы – 2:
проверочная работа №1. «Информационное моделирование»;
проверочная работа №2. «Алгоритмика».
Проект-1:
итоговый мини-проект.
Формы организации учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности чрезвычайно разнообразны и предполагают фронтальную, парную, индивидуальную (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся; групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках практикумах, комбинированных уроках.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Применяемые технологии и методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- элементы здоровьесберегающих технологий;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) и т.д.
Классификация методов обучения:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).
Формы контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий[3].
Цели практикума:
- сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у школьников основы ИКТ - компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).
Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Содержание практикума:
Создание информационных объектов и моделей:
- текстов
- списков
- таблиц
- рисунков
- диаграмм
- схем
- графов
- деревьев
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) и позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа2.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.
Форма 2
Цели курса
№ цели | Содержание цели |
Ученик будет иметь представление: | |
иметь представление о назначении и области применения моделей; | |
Ученик будет знать: | |
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»; | |
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; | |
правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; | |
правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания; | |
Ученик будет уметь | |
для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояние; | |
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; | |
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации; | |
проводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; | |
различать натуральные и информационные модели приводить примеры; | |
приводить примеры образных, знаковых, смешанных моделей; | |
«читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы; | |
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования; | |
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; | |
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы; | |
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; | |
выполнять операции с основными объектами операционной системы; | |
выполнять основные операции с объектами файловой системы; | |
применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов; | |
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования информационных моделей; | |
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц; | |
создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; | |
для поддержки своих выступлений создавать презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. |
Форма 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2015-2016 учебный год
Общее количество часов на предмет по учебному плану - __35__ ч., по _1_ часа в неделю.
Всего учебных недель - _35.
Из них на:
I четверть - _9_ ч.
II четверть - _7_ч.
III четверть - _10_ч.
IVчетверть - __9_ч.
на практические работ - _12_ ч.
на контрольные работы - _2_ ч.
Составлен в соответствии с программой: Л.Л.Босовой. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебник: «Информатика и ИКТ», учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическое пособие: Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
Форма 3
Тематический план
№ п/п | № в теме | Дата | Корректировка даты | Тема урока | Код элемента содержания (КЭС) | Элемент содержания | Код требования к уровню подготовки выпускников (КТУ) | Требования к уровню подготовки | Примене-ние компью-терных технологий, ИКТ | Домашнее задание: репродуктивный уровень (для всех); конструкти-вный уровень; продуктивный уровень (творческий) |
Объекты и их имена – 6 часов | ||||||||||
1. | 1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Работа с основными объектами операционной системы». | 1.4.2 | командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя | 2.2 | оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разар-хивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; | Презентации | РУ: §1.1., 1.2 читать | ||
2. | 2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». | Презентации Файлы для работы Электрон-ные рабочие тетради | РУ: §1.3, 1.4 читать | ||||||
3. | 3 | Состав объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 1-3. | 2.3.1 | Создание текста посредством ква-лифицированного клавиатурного письма с исполь-зованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фраг-ментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Про-верка правопи-сания, словари. Включение в текст списков таб-лиц, изображе-ний, диаграмм, формул | 2.4.1 | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | Презентации Файлы для работы Электронные рабочие тетради | РУ: §1.5 читать | ||
4. | 4 | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 4-6. | Презентации Файлы для работы | РУ: §1.6 читать, вопросы 1-4 | ||||||
5. | 5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 7-9. | Презентации Файлы для работы Электронные рабочие тетради Файлы для работы | РУ:§1.7 читать | ||||||
6. | 6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа№1 «Объекты и их имена». | Интерактив-ные тесты | РУ: §2.1 читать | ||||||
Информационное моделирование – 20 часов | ||||||||||
7. | 1 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 1-3. | 2.3.1 | Создание текста посредством квалифицирован-ного клавиатур-ного письма с использованием базовых средств текстовых редак-торов. Работа с фрагментами текс-та. Страница. Аб-зацы, ссылки, за-головки, оглавле-ния. Проверка правописания, словари. Включе-ние в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул | 2.4.1 | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | Презентации Файлы для работы | РУ: §2.1 читать | ||
8. | 2 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели». | Презентации | РУ: §2.2 читать | ||||||
9. | 3 | Словесные информацион-ные модели. Научные и художественные описания. Практическая работа №4. «Создаем словесные модели». Задания 4-5. | 2.3.1 | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул | 2.4.1 | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | Презентации Файлы для работы | РУ: §2.3 читать | ||
10. | 4 | Работа со словесными информационными моде-лями. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 6-7. | Файлы для работы | РУ: §2.3 читать | ||||||
11. | 5 | Создание и оформление информационных моделей. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 8-9. | Файлы для работы | РУ: §2.3 читать | ||||||
12. | 6 | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | Презентации Файлы для работы | ПУ: ПР №5 стр.176, задание №4. | ||||||
13. | 7 | Математические модели. Контрольная работа№2 «Информационное моделирование» | Интерактивные тесты | РУ: §2.4 читать КУ: задан.№2, 4, стр.57 | ||||||
14. | 8 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 1-2. | Презентации Файлы для работы | РУ: § 2.5 читать | ||||||
15. | 9 | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 3-4. | 2.3.1 | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с исполь-зованием базовых средств текстовых редакторов. Рабо-та с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглав-ления. Проверка правописания, словари. Вклю-чение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул | 2.4.1 | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | Презентация Файлы для работы | РУ: §2,5 читать КУ: (задан. №8, ПР№6 стр. 182) | ||
16. | 10 | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 5-6. | Презентация Файлы для работы | РУ:§2.5 (сложные таблицы) читать; КУ: | ||||||
17. | 11 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задание 7. | Презентация | РУ: §2.6 читать, зад.№2-3, стр. 74; | ||||||
18. | 12 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». | Презентация | РУ:§2.7 читать, зад. №2, ПР № 7 | ||||||
19. | 13 | Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами». Задания 1-3. | Презентация Файлы для работы | РУ:§2.8 подготовить в тетради таблицу к заданию № 4 работы №8 ком.прак. | ||||||
20. | 14 | Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами». Задания 4-6. | 2.6.1 | Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению | 2.4.2 | Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практи-ческих задачах); переходить от одного представления данных к другому; | Презентация | РУ:§2,8 подготовить в тетради таблицу к заданию № 5 работы №8 | ||
21. | 15 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения вели-чин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задания 5-7. | Презентация Файлы для работы | РУ:§2.9(1,2) задан.№1,3,4 стр.93-94 | ||||||
22. | 16 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задания 1-3. | Презентация | РУ:§2.9 (3) читать | ||||||
23. | 17 | Графики и диаграммы. Визуализация многоряд-ных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задание 4. | Презентация | РУ: §2.9 (4) читать стр. 94-96 | ||||||
24. | 18 | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 1-2. | 2.3.1 1.3.5 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья | 2.4.1 | Презентация | РУ:§2.10(1) читать, стр.97-101; № 2, стр.112; КУ: уч. стр.113-114, № 6. 7. | |||
25. | 19 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 3-5. | Презентация | РУ: §2.10(2) читать, стр.101-104 | ||||||
26. | 20 | Деревья. Проверочная работа№1«Информационное моделирование». Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 6-7. | 1.3.52.3.1 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья Создание текста посредством квалифицированного клавиатурно-го письма с ис-пользованием ба-зовых средств текстовых редак-торов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглав-ления. Проверка правописания, словари. Включе-ние в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул | 2.4.1 | Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | Презентация Файлы для печати ПР | РУ:§2.10 стр.104-108. | ||
Алгоритмика – 9 часов | ||||||||||
27. | 1 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». | 1.3.1 1.3.2 | Алгоритм, свойст-ва алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представ-ление о програм-мировании алго-ритмические конструкции. | 1.3 | Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; | Презентация Электронная рабочая тетрадь | РУ: §3.1, §3.2 (1,2) стр.120-127 читать | ||
28. | 2 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомога-тельных алгоритмов. Рабо-та в среде «Алгоритмика» | 1.3.1 1.3.2 | Алгоритм, свойст-ва алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представ-ление о програм-мировании Алгоритмические конструкции. | 1.3 2.1 | основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конст-рукций: следование, ветвление, цикл; поня-тие вспомогательного алгоритма; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; | Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка» | РУ:§3.2 (3) читать, стр.127-129 | ||
29. | 3 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».Ра-бота в среде «Алгоритмика» | Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка» | РУ: §3.2 (4) читать, стр.129-131 | ||||||
30. | 4 | Исполнитель Робот. Управ-ление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» | Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка» | РУ:§3.3 (1,2)читать, стр.135-137 | ||||||
31. | 5 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» | Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка» | РУ:§3.3 (3,4) стр.137-145 | ||||||
32. | 6 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка» | РУ: §3.3 (5) читать, стр. 145-148 | ||||||
33. | 7 | Проверочная работа№2 «Алгоритмика». | Файлы для печати ПР | РУ: §3.3 читать | ||||||
34. | 8 | Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». | ПУ: задание № 4, стр.210 | |||||||
35. | 9 | Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». | ||||||||
Итого за учебный год: 35 уроков, из них: 9 теории и 26 практики |
Форма 4
Системно–деятельностная основа тематического плана
№ п/п | Наименование раздела и тематического блока курса | Кол-во часов | Цели по уровням усвоения знаний:
| Виды учебной деятельности учащихся на уроке | Формы контроля достижения целей | Материальное обеспечение |
1. | Глава 1. Объекты и системы | 6 часов | Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе. | Работа с учебником. Метод проектов. Самостоятельная работа (практикум на компьютере) Практические работы | Текущий: фронтальный опрос индивидуальный опрос практические работы устный опрос визуальная проверка наблюдение демонстрация самостоятельная работа Тематический: контрольный интерактивный тест | Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7». |
2. | Глава 2. Информа-ционное моделиро-вание | 20 часов | Знать/понимать:
Уметь:
| Работа с учебником. Самостоятельная работа (практикум на компьютере) Практические работы | Текущий: фронтальный опрос индивидуальный опрос практические работы наблюдение демонстрация самостоятельная работа устный опрос визуальная проверка | Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7». |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel. | Тематический: контрольный интерактивный тест. | |||||
3. | Глава 3. Алгоритмика | 7 часов | Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
| Работа с учебником. Практические работы Самостоятельная работа (практикум на компьютере) Метод проектов. | Текущий: фронтальный опрос индивидуальный опрос практические работы наблюдение демонстрация самостоятельная работа устный опрос визуальная проверка Тематический: проверочная работа | Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7». CD «Математика, 5-11 кл. Практикум». Виртуальная лаборатория «Алгоритмика». |
Форма 5
Практическая и контрольная части программы
№ п/п | Практическая и контрольная части программы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
Качествен-ная успе ваемость % | Общая успеваемость % | Качествен-ная успе ваемость % | Общая успеваемость % | Качествен-ная успе ваемость % | Общая успеваемость % | Качествен-ная успе ваемость % | Общая успеваемость % | ||
Контрольная работа №1 «Объекты и их имена» | |||||||||
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» | |||||||||
практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»; | |||||||||
практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | |||||||||
практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»; | |||||||||
практическая работа №4 «Создаем словесные модели»; | |||||||||
практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»; | |||||||||
практическая работа №6 «Создаем табличные модели»; | |||||||||
практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы»; | |||||||||
практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»; | |||||||||
практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики»; | |||||||||
практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья»; | |||||||||
практическая работа №11 «Графические модели»; | |||||||||
практическая работа №12 «Итоговая работа». | |||||||||
проверочная работа №1 «Информационное моделирование»; | |||||||||
проверочная работа №2 «Алгоритмика». | |||||||||
итоговый мини-проект. |
Форма 6
Контроль уровня обученности
Карта индивидуального развития обучающихся _7_ класса
№ п/п | ФИ обучающихся | Результаты за 1 четверть | Достижения обучающихся | Результаты за 2 четверть | Достижения обучающихся | Результаты за 3 четверть | Достижения обучающихся | Результаты за 4четверть | Достижения обучающихся | Результаты за _2015-2016_ учебный год |
Форма 7
Учебно-методическое обеспечение программы на __2015-2016__ учебный год
Предмет | Программа (автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания) | Гриф МОиН РФ | Учебник (автор, название, год издания) | Количество недостающих | Методические пособия (автор, название, год издания) |
Информатика и ИКТ | Л.Л.Босовой. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. | Рекомендовано | «Информатика и ИКТ», учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. | 0 | Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009; |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую контрольную работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. Для профильных классов используются рубежные работы, а также сессия.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (в нашем случае это эвристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся. Здесь самым главным условием деятельности учителя является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Практическая работа используется для закрепления определенных навыков работы с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании ученик вправе получать необходимые консультации со стороны учителя. Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т. е является формой контроля усвоения знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, могут быть даны задания построение схемы, таблицы и т. д.
Тестирование как вид контроля. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течение учебного года. Эффективным средством изучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности.
Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата.
Тесты, состоящие из пяти вопросов, можно использовать после изучения учебного материала на каждом уроке.
Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов возможно использовать для итогового контроля. При оценивании используется шкала для теста из пяти вопросов:
«5» - нет ошибок,
«4» - одна ошибка
«3» - две ошибки
«2» - три ошибки
Для теста из 30 вопросов:
«5» - 25-30 правильных ответов
«4» - 19-24 правильных ответов
«3» - 13-18 правильных ответов
«2» - меньше 12 правильных ответов
Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда учебный материал осваивается в рамках базисного учебного плана.
Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оценивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку: грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания. Определенные программой обучения;
- мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Характер ошибок
Ошибками считаются: | Полностью искажено смысловое значение значение понятия, определения |
Погрешность | отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемою объекта |
Недочетами считаются: | неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. |
Нормы оценки знаний и умений по информатике
«5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» - при наличии 1-2 недочетов;
«3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;
«2» - незнание основного программного материала.
Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://www.mon.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://www.obrnadzor.gov.ru |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | http://www.ed.gov.ru |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) | http://www.fasi.gov.ru |
Федеральный центр тестирования | http://www.rustest.ru |
Федеральный институт педагогических измерений | http://fipi.ru/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена | http://ege.edu.ru |
Дидактические материалы по информатике и математике | http://comp-science.narod.ru |
Интернет-школа «Просвещение. ru» | http://www.internet-school.ru |
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников | http://www.phis.org.ru/informatika/ |
Информатика и информационные технологии в образовании | http://www.rusedu.info |
Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО | http://iit.metodist.ru |
Научно-методический журнал «Информатика и образование» | http://www.infojournal.ru/ |
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках | http://www.klyaksa.net |
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой | http://ekochelaeva.narod.ru |
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» | http://www.botik.ru/~robot/ |
Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение | http://www.itdrom.com |
Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР | http://niac.natm.ru/graphinfo |
Энциклопедия персонального компьютера | http://mega.km.ru/pc/ |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ |
[1] Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, с.370-392.
[2] Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/Л.Л. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
[3] Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса, - 2-е изд., Л.Л.Босова, БИНОМ, лаборатория знаний, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...