Рабочая программа курса по выбору "Шаг во взрослую жизнь"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему
Программа элективного курса «Шаг во взрослую жизнь» разработана на основе авторской программы элективного курса учителя математики и информатики Провоторовой А.Б. «Шаг во взрослую жизнь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса по выбору "Шаг во взрослую жизнь" | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Шаг во взрослую жизнь» для 9 класса
(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)
Шевелева Наталья Андреевна
(ФИО учителя-разработчика (полностью))
2015г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Шаг во взрослую жизнь» разработана на основе авторской программы элективного курса учителя математики и информатики Провоторовой А.Б. «Шаг во взрослую жизнь».
Для того чтобы сделать успешную карьеру, необходимо как можно раньше изучить свои способности и возможности. Очень важно составить список своих преимуществ и целей, а также знать, какие бывают вакансии, какие предъявляются требования к образованию и опыту. Для упрощения поиска работы полезно знать классификацию существующих специальностей. От того, насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение.
Информационные технологии в этом курсе не являются предметом изучения. Они используются здесь так, как это делается во «взрослой» жизни, - как универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Главное - это научить учащихся думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их (как самостоятельно, так и сообща). Вместе с тем, данный курс позволит развить компьютерные навыки и приобрести необходимый опыт. Знакомство с тем, как можно быстрее и грамотнее решить стоящую перед современным человеком задачу с привлечением ресурсов Интернета и компьютерных программных средств, сослужит неоценимую службу при выполнении реальных проектов и заданий в будущей «взрослой жизни» - ведь сегодня сложно представить себе компанию, работающую без использования компьютеров и Интернета.
Программа ориентирована на современный уровень техники и на современное программное обесценение (ОС Windows, программные продукты МSOffice).
Цели курса:
1.Создать базу для ориентации учащихся в мире профессий в виде презентаций, буклетов, брошюр.
2.Научить учащиеся использовать информационные технологии в качестве универсального инструмента для решения самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком.
Задачи курса:
- формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
- раскрытие перед учащимися возможности и значение использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека.
Курс рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение 4 четверти. Возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погружения». Наиболее важные среди этих требований — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.
Специфика данной программы состоит в освоении ИТ в виде практических занятий, которые предусматривают творческую работу, что способствует развитию кругозора и интегрированию предмета с другими дисциплинами.
В отличие от базисного курса программа предлагает учащимся работать над проектом в течение всего курса, что способствует развитию творческих способностей, а так же развить интерес к предмету.
Контроль знаний и умений
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. В процессе работы над программным проектом в области информатики и ИКТ учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата. Выделим основные этапы работы над программным проектом:
• Выбор темы проекта.
• Разработка проектного задания.
• Планирование работы.
• Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
• Разработка проекта: моделирование, выбор среды, разработка компьютерной модели.
• Проведение компьютерного эксперимента и анализ полученных результатов.
• Оформление результатов исследования, проектной документации.
• Презентация и защита проекта, рефлексия.
Организация учебной деятельности
Организация учебной деятельности реализуется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
•урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
• внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.
Прогнозируемые результаты
Курс завершается итоговым контролем в форме защиты творческих работ, т.к. данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных
результатов по всем заявленным целям курса. При этом к зачету обучающийся должен представить образовательный продукт (буклеты и т.п.) и продемонстрировать уровень достижения минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Выполнение работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Содержание курс
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Кол-во час | Навыки ИКТ |
1. Оценка профессиональной предрасположенности -2ч | ||||
1. | Анкетирование учащиеся «Твоя будущая профессия» (на входе). | Вводная беседа «О выборе профессии». Учащиеся оценивают собственные карьерные интересы и предпочтения, основываясь на методике Биркмена[1]. Методика помогает определить вид деятельности, условия работы, которые идеально подходят человеку. | 1ч | |
2. | Тестирование по выявлению профессиональной предрасположенности. Исследование характеристик групп профессий с помощью Интернета | Учащиеся отвечают на вопросы опросника[2] по выявлению профессиональной предрасположенности (теория профессора Е. А. Климова), который расположен на сайте: www.profession-online.ru Учащиеся знакомятся с информацией о 5 типах профессий согласно теории Е.А. Климова.
Домашнее задание: подготовка презентации «Типы профессий». | 1ч. | Работа в сети «Интернет» Работа с программой PowerPoint. |
2. Группы профессий и подготовка к профессиям -3ч. | ||||
1. | Основные группы профессий | Учащиеся изучают информацию и выбирают 15 основных наиболее распространённых групп профессий для нашего поселка. Затем Учащиеся определяют к каким группам относятся рекомендованные им профессии. | 1ч | Работа в сети Интернет |
2. | Исследование выбранной профессии. Подготовка презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», буклетов, брошюр. | Учащиеся делятся на группы и более подробно исследуют выбранную профессию или группу профессий (требования к кандидату, основные обязанности, образование, зарплата и т,д). Итогом работы служит презентация «Все профессии важны, все профессии нужны», а так же буклеты, брошюры. Домашнее задание: презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», буклетов, брошюр. | 1 ч. | Работа в сети Интернет. Работа с программами PowerPoint, Publisher. |
3. | Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков. | Учащиеся выделяют профилирующие дисциплины, которые необходимо изучать для работы по выбранной профессии, а также Сузы и Вузы Тюменской области, ХМАО, помогающие получить требуемые профессиональные навыки. | 2 ч. | Работа в сети Интернет |
3. Портфолио для успешной карьеры -3ч. | ||||
1. | Что такое резюме, составление резюме. | Составление авторезюме. | 1ч. | Работа с программой Word. |
2. | Знакомство с сайтом управления федеральной государственной службы занятости населения Белоярского района. | Поиск информации о вакансиях. | 1ч. | Поиск информации в Интернете |
4. | Итоговая презентация «Портфолио для успешной карьеры». | 1ч. | Работа с программой PowerPoint. |
Тематический план
№ п/п | № урока в теме | Дата | Корректировка даты | Тема урока | Количество часов | Форма контроля |
1. Оценка профессиональной предрасположенности -2ч | ||||||
1. | 1 | Анкетирование учащиеся «Твоя будущая профессия». | ||||
2. | 2 | Тестирование по выявлению профессиональной предрасположенности. Исследование характеристик групп профессий с помощью Интернета | Тестирование | |||
2. Группы профессий и подготовка к профессиям -3ч | ||||||
3. | 1 | Основные группы профессий | ||||
4. | 2 | Исследование выбранной профессии. Подготовка презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», буклетов, брошюр. | ||||
5. | 3 | Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков. | ||||
3. Портфолио для успешной карьеры -3ч | ||||||
6. | 1 | Что такое резюме, составление резюме | ||||
7. | 2 | Знакомство с сайтом управления Федеральной государственной службы занятости населения Белоярского района | ||||
8. | 3 | Итоговая презентация «Портфолио для успешной карьеры» | Итоговый проект |
Учебно-методическое обеспечение курса
1. ТеасhРго Рublisher 2003. Самоучитель. + СD-RОМ. - Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2006.
2. Белов, В. Ключи к успеху / В. Белов // Мир ПК. - 2006. - №8. - С. 68-70.
3. Mетодическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5. Учебник «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
6. Учебник «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Интернет - ресурса
Интерактивный опросник по выявлению профессиональной предрасположенности (теория профессора Е. А. Климова), который расположен на сайте: www/profession-online.ru
Приложение 1
«Визитная карточка» проекта и лист планирования деятельности учащихся
Ф.И._________________________________________________________
Класс________________________________________________________
№ | Этап | Содержание |
Проблема исследования (почему изучение этой проблемы актуально?) | ||
Тема исследования (основополагающий вопрос) | ||
Проблемные вопросы (помогают ответить на основополагающий вопрос) | ||
Выдвинутые гипотезы (предполагаемый ответ на основополагающий вопрос, который требует доказательств) | ||
Цель исследования (что должно получиться в результате?) | ||
Задачи исследования (какими путями будет достигнута цель?) | ||
Ход исследования (что нужно сделать?) | ||
Оформление результатов (в какой форме будут представлены результаты исследования: презентация, публикация, веб-сайт, текстовые документы и т.д.)? | ||
Информационные ресурсы (где об изучаемой проблеме можно узнать подробнее?) |
[1] Метод Биркмена - это методика самооценки, которая помогает выделить личностные профессиональные характеристики, слабые и сильные стороны, преимущества и стиль поведения.
[2] Опросник предназначен для того, чтобы учащиеся могли сами определить тип профессии, который им наиболее подходит в зависимости от их интересов, склонностей, темперамента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы «На пороге взрослой жизни»
Цели и задачи воспитательной деятельности.Цель:Создание условий для постепенного формирования внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации личных перспек...
Рабочая программа курса для дошкольников "Введение в школьную жизнь" по физкультуре
Рабочая программа по физкультуре для будущих первоклассников. Занятия проводятся с февраля по май, один день недели. по три занятия. Один раз в месяц проводится занятие по физкультуре....
Рабочая программа курса "Основы социальной жизни" для детей с ОВЗ
Данная рабочая программа ориентирована на интеграцию ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников, в жизненном пространстве....
Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)...
Рабочая программа курса по выбору для 7 класса "Жизнь замечательных людей"
Рабочая программа курса по выбору для 7 класса "Жизнь замечательных людей"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в жизни" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (5-9 класс)
Конечной целью обучения математике умственно отсталых обучающихся с НОДА является подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации. Ку...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Движение есть жизнь"
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности " Движение есть жизнь" составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандар...