Урок игра с 7 классами
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Тупиков Сергей Юрьевич

Цели урока:

Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”.

Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.

Задачи урока:

Учебная:

Обобщение и систематизация знаний.

Развивающая:

Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_s_7_klassami.pptx282.86 КБ
Файл urok-igra_dlya_7_klassov.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра на тему «Измерение информации»

Слайд 2

Задания для зрителей

Слайд 3

Задача 1 Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?

Слайд 4

Задача 2 Информационное сообщение объемом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

Слайд 5

Задача 3 Мощность алфавита равна 64 символа. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

Слайд 6

Задача 4 Информационное сообщение объемом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа используемого алфавита? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение?

Слайд 7

Задача 5 Метеостанция на пляже фиксирует изменение температуры от 0 до 35 градусов. Каков объём сообщения 96 измерений? (в Байтах)

Слайд 8

Решения заданий для зрителей

Слайд 9

Задача 1 Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?

Слайд 10

N 1 – 256 N 1 – 128 К - 10 I 1 - ? I 2 - ? I = K*I N = 2 i N 1 = 256 i = 8 бит N 2 = 128 i = 7бит I 1 = 10*8 = 80 бит I 2 = 1 0*7 = 70 бит

Слайд 11

Задача 2 Информационное сообщение объемом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

Слайд 12

I – 720 бит К - 180 N - ? i - ? I = K*I N = 2 i i = I/K i = 720/180 = 4 бит a N = 2 4 = 16 символов

Слайд 13

Задача 3 Мощность алфавита равна 64 символа. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

Слайд 14

N – 64 К -( 128*256) =32768 I - ? I = K*I N = 2 i N = 64 i = 6 бит I = 32768 * 6 = 196608 бит = 24576 = 24 Кбайт

Слайд 15

Задача 4 Информационное сообщение объемом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа используемого алфавита? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение?

Слайд 16

I – 4 Кбайта К - 4096 N - ? i - ? I = K*I N = 2 i i = I/K i = 32768 / 4096 = 8 битов N = 2 8 = 256 символов 4 Кб = 4*1024*8 = 32768 битов

Слайд 17

Задача 5 Метеостанция на пляже фиксирует изменение температуры от 0 до 35 градусов. Каков объём сообщения 96 измерений? (в Байтах)

Слайд 18

N – 36 К - 96 I - ? I = K*I N = 2 i N = 64 i = 6 бит I = 96 * 6 = 576 бит = 72 байта 36 64

Слайд 19

Задания для команд

Слайд 20

Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каков информационный объём (в КБайтах ) содержат 15 страниц текста, если в каждой странице по 32 строки, в каждой из которых по 64 символа?

Слайд 21

N – 256 К -( 15*32*64) =30720 I - ? I = K*I N = 2 i N = 256 i = 8 бит I = 30720 * 8 = 245760 бит = 30720 байт = 30 Кбайт

Слайд 22

Для кодирования нотной записи используется 12 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем (в Байтах ) нотной тетради, состоящего из 18 страниц, в каждой из которых по 11 строк, в каждой строке умещается по 44 ноты?

Слайд 23

N – 12 К -( 18*11*44) =8712 I - ? I = K*I N = 2 i N = 16 i = 4 бит I = 8712 * 4 = 34848 бит = 4356 байт 12 16

Слайд 24

В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения ( в Битах) , записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

Слайд 25

N – 119 К - 70 I - ? I = K*I N = 2 i N = 128 i = 7 бит I = 70 * 7 = 490 бит = 4356 байт 119 128

Слайд 26

Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме

"Измерение информации"

в 7 классе

Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”.
  • Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.

Задачи урока:

Учебная:

  • Обобщение и систематизация знаний.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок-игра

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютерный класс, с локальной сетью;
  • операционная система Windows XP, пакет Microsoft Office;
  • проектор и интерактивная доска.

Дидактический материал:

  • Презентация.ppt;
  • Практические задания для команд и зрителей

Литература:

- Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М., БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

До урока:

  • Знать суть алфавитного подхода к измерению информации;
  • Знать формулу, связывающую информационный вес символа и мощность алфавита;
  • Знать формулу, по которой вычисляется информационный объем сообщения;
  • Знать единицы измерения информации.

После урока:

  • Уметь решать задачи с помощью алфавитного подхода к измерению информации;
  • Уметь переводить величины из одной единицы измерения в другую.

План урока

Этапы урока

Мин.

1.

Организационный момент

5

2.

Проведение конкурса с командами и игра со зрителями

25

3.

Подведение итогов игры команд

2

4.

Разбор решение заданий для команд и зрителей

10

5.

Подведение итогов урока

3

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся класса формируют две команды по пять человек. В каждой команде определяют командира. Команды занимают свои места. Остальные ученики занимают места для зрителей.

2. Проведение игры команд.

Командиры команд подходят к столу жюри и получают конверты с заданиями для каждого конкурса и возвращаются к своим командам. Ответ каждая команда записывает на специальный итоговый лист и по мере выполнения отдает жюри (см. Приложение 1).

3. В это время проводится игра со зрителями.

На экране показываются слайды с заданиями и зрителям предлагается решить эти задания ( см. Приложение 2).

4. Разбор решений заданий для команд и зрителей: учитель выясняет у учащихся какие задания у них вызвали затруднения и их разбирает.

5. Подведение итогов урока: определение команды победителя и вручение призов.

Приложение1

Задание №1.

В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимального возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения (в байтах), записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

Задание №2.

Для кодирования нотной записи используется 12 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем (в байтах) нотной тетради, состоящего из 18 страниц, в каждой из которых по 11 строк, в каждой строке умещается по 44 ноты?

Задание №3.

Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каков информационный объем (в Кбайтах) содержит 15 страниц текста, если в каждой странице по 32 строки, в каждой из которых по 64 символа?

Задание №4.

От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием букв азбуки Морзе:

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что использовались только следующие буквы:

Е

А

Л

Я

Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв в исходной радиограмме.

Задание №5.

Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв приведены в таблице:

А   1

Б   2

В   3

Г   4

Д   5

Е   6

Ё    7

Ж   8

З   9

И   10

Й   11

К   12

Л   13

М   14

Н   15

О   16

П   17

Р   18

С   19

Т   20

У   21

Ф   22

Х   23

Ц   24

Ч   25

Ш  26

Щ  27

Ъ   28

Ы   29

Ь   30

Э   31

Ю  32

Я  33

Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 12181620 может обозначать «КРОТ», а может  - «АУЖАЕТ», а может – «КАЖОТ». Даны четыре шифровки:

1015

2011

1020

2620

Только одна из них расшифровывается единым способом. Найдите и расшифруйте её результат. Результат расшифровки запишите в ответе.

Приложение 2

Задание 1.

Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?

Задание 2.

Информационное сообщение объемом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

Задание 3.

Мощность алфавита равна 64 символа. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице? 

Задание 4.

Информационное сообщение объемом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа используемого алфавита? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение?

Задание 5.

Метеостанция на пляже фиксирует изменение температуры от 0 до 35 градусов. Каков объём сообщения 96 измерений? (в Байтах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра. 5 класс. " Ох уж эти десятичные дроби"

Урок по математике в 5 классе. Тема " Десятичные дроби". Презентация к уроку....

"Калории:"За" и "Против" урок-игра (8 класс)

Предложенная презентация поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по теме "Тепловые явления"...

Употребление местоимений (урок-игра). 6 класс

Урок содержит различные виды заданий по теме "Употребление местоимений", разработанных на основе отрывков из литературных произведений для детей, бытовых речевых ситуаций, загадок, пословиц и поговоро...

Остров сокровищ (урок-игра: 6 класс)

Ход урока    Представление команд: «Черная сирена» «Волна».Капитаны получают судовые журналы,Ведущий… В судовых журналах будете отмечать свой маршрут, за каждый правильный ответ к...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

Обобщающий урок по теме « Еда». (Урок игра) 3 класс. УМК Биболетова М. З.

Обобщающий урок по теме « Еда».  (Урок игра) 3 класс. УМК Биболетова М. З....

Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...