Решение логических задач табличным способом
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему

Создать условия для формирования умкний решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и контролировать,  умения выстраивать последовательность своих рассуждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_logicheskih_zadach.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Решение логических задач табличным способом

 

Цели: 

создать условия для формирования умений решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом;

способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений;

способствовать формированию убеждения брать ответственность за свою жизнь

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и технические средства: персональный компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями

Ход урока

I Организационный момент

II Сообщение темы урока

В информатике есть раздел Логические основы компьютера. - Как вы думаете, для чего включен этот раздел в информатику.

- Что такое логика?

Логика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок  и получить истинное знание о предмете размышления.

Цель нашего урока научиться решать логические задачи.

Наш урок я хочу начать с одной мудрости.

- Жил мудрец, который знал всё. Его окружали ученики. Однажды один из учеников задумался, а есть ли такой вопрос, на который наш мудрец не знает ответа. Пошел на луг, поймал бабочку и спрятал между ладонями. Он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – сожму ладони - погибнет, скажет мёртвая – выпущу».

Что же ответил мудрец?

Сохраним интригу до конца урока. В ходе выполнения заданий соберем эту фразу.

Чтобы мы это узнали, нам необходимо будет решить логические задачи.

Логические задачи требуют находчивости, остроумия, умения выстроить последовательность своих рассуждений.

Начнем с тренировочных упражнений.

III Изучение нового материала

 Решите устно задачи (текст задач проецируется на экран)

Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров и какого цвета купила мама?

3 красных и 1 голубой.

Задача простая, тренируется находчивость

2. Ответь, правильны ли данные рассуждения (умозаключения)? Если нет, то почему?

а) Пианино — это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино.

 Нет, так как музыкальный инструмент понятие более широкое, чем пианино.

Учит умению правильно делать выводы. Для этого надо уметь последовательно рассуждать

б) Классные комнаты надо проветривать. Квартира — это не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать.

Нет, так как надо проветривать не только классные комнаты

в) 25 см больше, чем 2 дм 5 см.

Нет, так как эти величины равны.

На этом тренировочные упражнения завершим. Сделаем вывод:

Логических задач много. Существуют различные способы решения.

Задача 1.

Дочерей Василия  Иванова зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже и третья – в Москве. Известно, что

Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове,

парижанка – не актриса,

в Ростове живет певица,

Лариса – не балерина.

Где  живет Анфиса и какова ее профессия?

Какие ваши предложения по поводу решения задачи?

Как оформить данные задачи для более легкого рассуждения и решения? (в виде таблицы)

Тема сегодняшнего урока «Решение логических задач табличным способом»

Какие группы объектов участвуют в задаче?

(девушки, города, профессии)

Какой размерности построим таблицу?

Как разместим группы объектов? (ваши предложения верные, я вам предлагаю свой вариант)

Заполнять таблицу необходимо по условиям задачи ставить 1,0 или +,-

Причем в столбце и в строке может быть только одна 1, т.к. Девушка может жить только в одном городе и иметь одну профессию.

Париж

Ростов

Москва

 

Певица

Балерина

Актриса

 

 

 

Даша

 

 

 

 

 

 

Анфиса

 

 

 

 

 

 

Лариса

 

 

 

Каковы будут размеры таблицы для решения задачи?

Составим таблицу 7х4 и заполним клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание:

Из 1  высказывания заполняем нулями соответствующие ячейки

Париж

Ростов

Москва

 

Певица

Балерина

Актриса

0

 

 

Даша

 

 

 

 

 

 

Анфиса

 

 

 

 

0

 

Лариса

0

 

 

Из 4 высказывания ставим нуль в ячейку на пересечении Лариса и балет

Париж

Ростов

Москва

 

Певица

Балерина

Актриса

0

 

 

Даша

 

 

0

 

 

 

Анфиса

 

 

0

 

0

 

Лариса

0

0

1

Т.к. каждая приобрела известность только в одном виде искусства, то Лариса стала известной актрисой, следовательно, последний столбец заполнится как 0, 0, 1

3. из 3 можно сделать вывод, что Лариса не живет в Париже, значит она живет в Москве, значит она не певица

Париж

Ростов

Москва

 

Певица

Балерина

Актриса

0

1

0

Даша

1

 

0

1

0

0

Анфиса

0

 

0

0

0

1

Лариса

0

0

1

7. Получается, Что Даша живет в Ростове

8. Возвращаясь к высказыванию 3 получаем, что Даша певица,

Париж

Ростов

Москва

 

Певица

Балерина

Актриса

0

1

0

Даша

1

0

0

1

0

0

Анфиса

0

1

0

0

0

1

Лариса

0

0

1

9. путем исключений приходим к выводу, что Анфиса балерина

Ответ. Анфиса балерина. Она живет в Париже.

Давайте еще раз проговорим план решения

Читаем задачу, вопрос задачи

Определяем объекты

Определить размеры таблицы и строим ее

Заполнить названия столбцов и строк

С помощью 0 и 1 отразить условие задачи

Путем умозаключений найти решение

В чем преимущество табличного способа решения?

Кому не понятно?

Поэтому же принципу вы решаете самостоятельно задачу

Задача 2. Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что:

1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у пескарей их нет;

2)  Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;

3)  Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь?

Задача 3. В коробке, на полке и в ящике находятся карандаши, тетрадь, скрепки. Определите, где что лежит, если известно, что:

1) Скрепки не в ящике;

2)  Тетрадь лежит выше ящика и коробки

У нас есть готовые ответы.

Завершаем задачу.

Поднимите руки те, кто не смог решить задачу.

А можно ли нарушить порядок рассуждений?

IV. Закрепление

Сейчас каждый из вас получит по одной задаче. Ваша задача решить ее табличным способом. Для составления таблицы вам поможет Ексель. - смотри архив

V. Итог урока

Что сегодня узнали нового?

Составьте план решения логических задач табличным способом

- Как вы думаете, нужно ли уметь решать такие задачи?

Мы ответили на вопрос нашего урока. Всем спасибо за участие в уроке. Я вам желаю успехов в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Решение логических задач табличным способом

В статье «Решение логических задач с использованием таблиц» приведён план урока информатики в 3 классе, с использованием комплекта Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: У...

конспект урока "Решение логических задач табличным способом"

Конспект открытого урока по информатике в 11 классе...