Решение логических задач табличным способом
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему
Создать условия для формирования умкний решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и контролировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logicheskih_zadach.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение логических задач табличным способом
Цели:
создать условия для формирования умений решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом;
способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений;
способствовать формированию убеждения брать ответственность за свою жизнь
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и технические средства: персональный компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями
Ход урока
I Организационный момент
II Сообщение темы урока
В информатике есть раздел Логические основы компьютера. - Как вы думаете, для чего включен этот раздел в информатику.
- Что такое логика?
Логика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.
Цель нашего урока научиться решать логические задачи.
Наш урок я хочу начать с одной мудрости.
- Жил мудрец, который знал всё. Его окружали ученики. Однажды один из учеников задумался, а есть ли такой вопрос, на который наш мудрец не знает ответа. Пошел на луг, поймал бабочку и спрятал между ладонями. Он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – сожму ладони - погибнет, скажет мёртвая – выпущу».
Что же ответил мудрец?
Сохраним интригу до конца урока. В ходе выполнения заданий соберем эту фразу.
Чтобы мы это узнали, нам необходимо будет решить логические задачи.
Логические задачи требуют находчивости, остроумия, умения выстроить последовательность своих рассуждений.
Начнем с тренировочных упражнений.
III Изучение нового материала
Решите устно задачи (текст задач проецируется на экран)
Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров и какого цвета купила мама?
3 красных и 1 голубой.
Задача простая, тренируется находчивость
2. Ответь, правильны ли данные рассуждения (умозаключения)? Если нет, то почему?
а) Пианино — это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино.
Нет, так как музыкальный инструмент понятие более широкое, чем пианино.
Учит умению правильно делать выводы. Для этого надо уметь последовательно рассуждать
б) Классные комнаты надо проветривать. Квартира — это не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать.
Нет, так как надо проветривать не только классные комнаты
в) 25 см больше, чем 2 дм 5 см.
Нет, так как эти величины равны.
На этом тренировочные упражнения завершим. Сделаем вывод:
Логических задач много. Существуют различные способы решения.
Задача 1.
Дочерей Василия Иванова зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже и третья – в Москве. Известно, что
Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове,
парижанка – не актриса,
в Ростове живет певица,
Лариса – не балерина.
Где живет Анфиса и какова ее профессия?
Какие ваши предложения по поводу решения задачи?
Как оформить данные задачи для более легкого рассуждения и решения? (в виде таблицы)
Тема сегодняшнего урока «Решение логических задач табличным способом»
Какие группы объектов участвуют в задаче?
(девушки, города, профессии)
Какой размерности построим таблицу?
Как разместим группы объектов? (ваши предложения верные, я вам предлагаю свой вариант)
Заполнять таблицу необходимо по условиям задачи ставить 1,0 или +,-
Причем в столбце и в строке может быть только одна 1, т.к. Девушка может жить только в одном городе и иметь одну профессию.
Париж | Ростов | Москва |
| Певица | Балерина | Актриса |
|
|
| Даша |
|
|
|
|
|
| Анфиса |
|
|
|
|
|
| Лариса |
|
|
|
Каковы будут размеры таблицы для решения задачи?
Составим таблицу 7х4 и заполним клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание:
Из 1 высказывания заполняем нулями соответствующие ячейки
Париж | Ростов | Москва |
| Певица | Балерина | Актриса |
0 |
|
| Даша |
|
|
|
|
|
| Анфиса |
|
|
|
| 0 |
| Лариса | 0 |
|
|
Из 4 высказывания ставим нуль в ячейку на пересечении Лариса и балет
Париж | Ростов | Москва |
| Певица | Балерина | Актриса |
0 |
|
| Даша |
|
| 0 |
|
|
| Анфиса |
|
| 0 |
| 0 |
| Лариса | 0 | 0 | 1 |
Т.к. каждая приобрела известность только в одном виде искусства, то Лариса стала известной актрисой, следовательно, последний столбец заполнится как 0, 0, 1
3. из 3 можно сделать вывод, что Лариса не живет в Париже, значит она живет в Москве, значит она не певица
Париж | Ростов | Москва |
| Певица | Балерина | Актриса |
0 | 1 | 0 | Даша | 1 |
| 0 |
1 | 0 | 0 | Анфиса | 0 |
| 0 |
0 | 0 | 1 | Лариса | 0 | 0 | 1 |
7. Получается, Что Даша живет в Ростове
8. Возвращаясь к высказыванию 3 получаем, что Даша певица,
Париж | Ростов | Москва |
| Певица | Балерина | Актриса |
0 | 1 | 0 | Даша | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | Анфиса | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | Лариса | 0 | 0 | 1 |
9. путем исключений приходим к выводу, что Анфиса балерина
Ответ. Анфиса балерина. Она живет в Париже.
Давайте еще раз проговорим план решения
Читаем задачу, вопрос задачи
Определяем объекты
Определить размеры таблицы и строим ее
Заполнить названия столбцов и строк
С помощью 0 и 1 отразить условие задачи
Путем умозаключений найти решение
В чем преимущество табличного способа решения?
Кому не понятно?
Поэтому же принципу вы решаете самостоятельно задачу
Задача 2. Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что:
1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у пескарей их нет;
2) Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;
3) Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь?
Задача 3. В коробке, на полке и в ящике находятся карандаши, тетрадь, скрепки. Определите, где что лежит, если известно, что:
1) Скрепки не в ящике;
2) Тетрадь лежит выше ящика и коробки
У нас есть готовые ответы.
Завершаем задачу.
Поднимите руки те, кто не смог решить задачу.
А можно ли нарушить порядок рассуждений?
IV. Закрепление
Сейчас каждый из вас получит по одной задаче. Ваша задача решить ее табличным способом. Для составления таблицы вам поможет Ексель. - смотри архив
V. Итог урока
Что сегодня узнали нового?
Составьте план решения логических задач табличным способом
- Как вы думаете, нужно ли уметь решать такие задачи?
Мы ответили на вопрос нашего урока. Всем спасибо за участие в уроке. Я вам желаю успехов в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по информатике: Решение логических задач табличным способом
Урок по информатике...
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Решение логических задач табличным способом
В статье «Решение логических задач с использованием таблиц» приведён план урока информатики в 3 классе, с использованием комплекта Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: У...
конспект урока "Решение логических задач табличным способом"
Конспект открытого урока по информатике в 11 классе...
Решение логических задач табличным способом. Классическая задача про сосуды.
Табличный способ решения логических задач....